|
Р. Мэй. СМЫСЛ ТРЕВОГИЧасть Вторая КЛИНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРЕВОГИ Глава Восьмая ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОГИ Тревога является динамическим центром невроза, и поэтому нам придется все время иметь с ней дело. Карен Хорни. "Невротическая личность нашего времени" Как же изучать состояние тревоги у человека? В предыдущем разделе мы обсудили важные проблемы индуцирования тревоги у людей в лабораторных условиях. Мы подчеркнули также, что необходимо выяснить, каким образом человек в фантазии, в воображении символически интерпретирует ситуацию. Нужно как следует узнать изучаемого индивидуума как объективно, так и субъективно, прежде чем можно будет говорить, является ли его реакция тревогой. Главная причина сложности состояния тревоги у людей заключается в том, что его детерминанты зачастую неосознаваемы. Как показывают описанные далее случаи Брауна и Хелен, личность, испытывающая сильнейшую тревогу, может отрицать существование какого бы то ни было представления о ней не по собственной прихоти или невнимательности, а просто вследствие силы тревоги самой по себе. Человек может защититься от непреодолимого действия тревоги, только убедив себя, что ему не страшно. Это явление вовсе не ограничено стенами кабинета консультанта; каждому известно, что оно достигло общечеловеческих масштабов. (См. описание стратегии свиста в темноте и переживаний солдат во время боя.) Поэтому неудивительно, что так мало пользы в опросниках, когда субъект сознательно сообщает данные о беспокоящих его фактах (я сам обнаружил это в своем исследовании, описанном далее в этой книге). Некоторые специалисты утверждают, что нахождение "корня проблемы тревоги" вполне понятная иллюзия. Другими словами, требуется метод, который сделает доступными субъективные и бессознательные формы мотивации, так же как и мотивацию в ее сознательных проявлениях. Кьеркегор и Фрейд настаивали на том, что тревога имеет "внутренний локус", и пока мы не поймем этого, смысл человеческой тревоги будет ускользать от нас. У рассматриваемой проблемы имеются два аспекта. Первый
вопрос о том, можно ли принять за единицу
исследования "индивидуума в жизненной ситуации". Я полагаю,
что можно. Сегодня многие социологи и социальные психологи
сообщают об исследованиях в ситуациях "жизненных кризисов",
таких как война, несчастные случаи,
смерть1.
Второй, более специфический аспект, заключается в
определении того, какие именно методы должны применяться в
рамках динамического поля. До появления психоанализа не
существовало техники выявления субъективных значений таких
переживаний, как тревога, не считая проницательного
самонаблюдения и интуитивного понимания других людей,
присущих таким одаренным личностям, как Паскаль и
Кьеркегор. Но если при описании метода используется термин
"клинический", то трактовку этого термина нужно расширить
до охвата всех методов, проливающих свет на бессознательную
мотивацию2.
В моем исследовании проективная методика Роршаха, выдающая
то, о чем субъект не хочет или не может рассказать,
оказалась бесценной для подбора ключей к динамике и скрытым
стереотипам поведения индивидуума, существование которых было
затем подтверждено множеством других данных.
Описанные далее клинические случаи призваны проиллюстрировать проведенный в предыдущей главе синтез и обобщение теории тревоги. Очевидно, что ни один индивидуальный случай не может дать ответы только на какие-то определенные вопросы и ни на какие иные. Каждый случай нужно брать в его уникальности и непредвзято рассматривать, что нового мы можем узнать о тревоге именно от этой личности. Но более конкретные вопросы, которые мы держим в уме при рассмотрении каждого случая, позволяют добиться большей четкости и детальности. Исходя из этого, перечислю некоторые принципиальные вопросы, которыми я задавался во время работы с индивидуальными случаями. Что касается природы тревоги и ее отношения к страхам, меня интересовало, можем ли мы с уверенностью утверждать, что специфические страхи являются выражением скрытой тревоги? Невротические страхи будут фокусироваться то на одном объекте, то на другом, но скрытый рисунок тревоги останется постоянным при условии, что невротические страхи это специфическая форма выражения невротической тревоги, вытекающей из основных конфликтов индивидуума. Следовательно, можем ли мы утверждать, что невротические страхи изменяются вместе с изменением проблем и задач, с которыми сталкивается индивидуум, в то время как скрытая невротическая тревога остается постоянной? В предыдущей главе утверждалось, что невротическая тревога основывается на некотором психологическом конфликте и источник конфликта лежит в отношениях ребенка с его родителями. В связи с этим аспектом теории тревоги возникают два вопроса: а) Можно ли в приведенных случаях обнаружить присутствие внутреннего субъективного конфликта как динамического источника невротической тревоги? б) Можно ли показать, что люди, испытавшие отвержение со стороны родителей (особенно со стороны матери), более предрасположены к невротической тревоге? Таким образом подтверждается выдвинутая Фрейдом, Хорни, Салливаном и другими исследователями классическая гипотеза, широко распространенная в области клинической психологии и психоанализа: источник предрасположенности к невротической тревоге лежит в ранних взаимоотношениях ребенка с родителями, особенно с матерью. Во всех аспектах приведенных случаев нужно внимательно прослеживать взаимосвязь тревожности субъекта с особенностями его (ее) культурной среды. Из всей этой сложной области мы выделяем один вопрос: оказывает ли социоэкономический статус индивидуума (средний класс, рабочий класс) существенное влияние на тип и количество проявлений его (ее) тревоги? Что касается тревоги и враждебности: можно ли показать такое соотношение тревоги и враждебности, согласно которому чем тревожнее личность, тем больше она испытывает чувство агрессии? И когда тревога спадает, уменьшается ли вместе с ней и чувство враждебности? У каждой личности имеется свой набор основных, усвоенных с годами способов преодоления тревоги. Можем ли мы обнаружить у индивидуума в вызывающей тревогу ситуации появление характерных поведенческих стратегий (защитных механизмов, симптомов и т.д.), служащих его защите от тревоги? Я подойду к проблеме тревоги и развития личности с
другой стороны, пытаясь определить, является ли наличие
тревоги фактором, затрудняющим саморазвитие человека. Можно ли
показать, что наличие сильной невротической тревоги
опустошает личность? Может ли принятие этого опустошения
самим индивидуумом защитить его от создающей тревогу
ситуации? Можем ли мы обнаружить, что, чем более творческой
является личность, тем чаще она сталкивается с подобными
ситуациями?
Первый случай это случай молодого мужчины тридцати двух лет с диагнозом так называемого невроза тревожности3. Какие бы диагностические термины ни использовались для описания его проблемы, не было сомнения, что им овладевала сильная и продолжительная тревога, которая угрожала постепенно сокрушить его. Гарольд Браун был моим первым пациентом в курсе обучения психоанализу. Его случай представлен здесь в связи с гипотезой, что определенные аспекты проблемы тревоги такие как неосознаваемые конфликты могут быть лучше всего проиллюстрированы исчерпывающими субъективными данными, которые позволяет получить метод психоанализа. Хотя большую часть полученных данных пришлось опустить, я надеюсь, что оставшегося достаточно, чтобы у читателей сложилось некоторое представление о тревоге. Я наблюдал Брауна на протяжении более чем трехсот часов. Моим супервизором был Эрих Фромм, которому я хочу выразить признательность за помощь. Только после того как этот материал был изложен, я понял, как удачно случай Брауна иллюстрирует основные положения Кьеркегора о субъективном конфликте, стоящем за всеми переживаниями тревоги. По-моему, Гарольд Браун пролил новый свет на следующие утверждения Кьеркегора: "Тревога испытывает страх, пока поддерживает тайные взаимодействия со своим объектом, не может отойти от него, а на деле никогда и не сможет..." Тревога "это стремление к тому, чего человек боится, симпатическая антипатия. Тревога чуждая сила, которая связывает индивидуума, и он даже не может вырваться или не желает этого делать в силу того, что боится, но стремится к тому, чего боится. Тогда тревога делает человека бессильным"4. Гарольд Браун в течение девяти лет, предшествующих нашей встрече, страдал от состояния сильной, возобновляющейся тревоги. После окончания колледжа, где Гарольд пользовался хорошей репутацией благодаря академическим успехам, он поступил в медицинское училище. Через два месяца он почувствовал, что, не может выбрать место учебы. Тогда у него впервые развилось состояние тревоги: он не мог спать и работать, появились трудности в принятии простейших решений и боязнь "сойти с ума". Тревога стихла после того, как он оставил медицинское училище. В последующие годы Гарольд пробовал свои силы в других занятиях, но только для того, чтобы отказаться от каждого из них при возобновлении приступов тревоги. Состояния тревоги, обычно продолжавшиеся несколько месяцев (или до тех пор, пока он не бросал ту работу, которой занимался), сопровождались глубокой депрессией и мыслями о самоубийстве. Дважды в периоды наиболее сильной тревоги он попадал в психиатрическую больницу на один и одиннадцать месяцев. В конце концов, на третий год он поступил в другое учебное заведение, на богословский факультет, и когда очередной приступ тревоги лишил его возможности заниматься, обратился за помощью к психоаналитику. На первых наших сессиях настроение Гарольда Брауна колебалось между летаргией и инертностью, с одной стороны, и сильной тревогой с другой, причем первое было как бы прелюдией ко второму. В таких состояниях пассивности он описывал себя как "собаку, которая лежит на солнце и надеется, что ее кто-то накормит". На этой стадии он предавался блаженным воспоминаниям о том, как о нем заботились, когда он был ребенком. В следовавших за этим состояниях тревоги он выказывал огромное напряжение и говорил очень быстро, как бы стремясь вынырнуть из потока слов. В таких состояниях он описывал свои чувства как нечто эмоционально неопределенное и "размытое". В состоянии тревоги ему было трудно или вообще невозможно испытывать какие бы то ни было ясные и четкие переживания, будь то чувства сексуальной природы или любые другие. Такое состояние эмоционального "вакуума" было для Гарольда в высшей степени неприятным. Он часто ходил в кино или пытался погрузиться в чтение, потому что, по его словам, если бы он мог почувствовать "эмпатию" к другим людям, пережить то, что переживали они, это в какой-то степени облегчило бы его тревогу. Очевидно, что он описывает здесь состояние ослабленного сознавания себя, характерное для сильной тревоги. Я считаю очень важным его инсайт о том, что если бы он мог на чувственном уровне осознать реальность других людей, то смог бы в той же степени осознать и себя как субъекта, отделенного от объектов. Первый тест Роршаха, предложенный Гарольду Брауну в начале анализа в то время, когда он испытывал достаточно сильную тревогу, дал следующие результаты: преобладание неопределенных, простых, общих ответов, их небольшое количество, низкий уровень продуктивности, банальность и полное отсутствие оригинальности5. "Размытое" отношение к реальности, отображенное в его первом тесте Роршаха, соответствует признанию Брауна, что при сильной тревоге он не может испытывать "отчетливых чувств". Это выглядело так, как будто внутренняя, субъективная неопределенность, присущая тревожному состоянию, выливается в общую неопределенность его способов оценки и внешних, объективных стимулов. Это подтверждает выдвинутый ранее тезис, что сильная тревога разрушает способность сознавать себя по отношению к объектам и, соответственно, есть переживанием "растворения" себя. Попытка Брауна перебороть тревогу путем сознавания чувств других людей является инсайтом в том смысле, что он сумел бы тогда осознать себя по отношению к другим людям и в равной степени преодолеть состояние, которое мы называем "саморастворением" растворением себя, своего Я. Гарольд Браун родился в Индии и был сыном американских миссионеров. Когда его мать была беременна им, двое других детей умерли от чумы. В детстве он чувствовал, что с ним "нянчились", и не только его мать, но и служанки-индианки, которые до семи лет одевали его. Позже родились еще три сестры, с одной из которых ему пришлось вести настоящую борьбу за внимание родителей. "Я хотел быть ребенком", выразился он. Когда родители принимали сторону его сестры, он чувствовал глубокое негодование и угрозу для себя. Когда пациент был подростком, у его отца диагностировали маниакально-депрессивный психоз, и семья вернулась на родину, где отец был госпитализирован. Несколькими годами позже его отец совершил самоубийство6. Решающую роль в возникновении тревоги у Брауна сыграли отношения симбиотической зависимости с матерью. Ранние отношения освещаются двумя важными эпизодами воспоминаний. Первый эпизод относится к пятилетнему возрасту, когда его мать, кормившая одного из младенцев, предложила ему грудь со словами: "Может быть, ты тоже хочешь попить?" Сильное унижение, которое Гарольд испытал при указании, что он был еще ребенком, часто возникало в ходе терапии при обсуждении разных контекстов его отношений с матерью. Второй случай произошел в возрасте восьми лет, когда мать наказала его за шалость тем, что заставила выпороть ее. На этом травматическом переживании от необходимости наказать собственную мать впоследствии сосредоточилось убеждение, что он не может иметь собственное мнение или высказывать суждение независимо от нее, потому что тогда она возьмет на себя роль мученицы и "его руки окажутся связанными". Мать господствовала над ним по формуле: "Если ты идешь против моей власти, ты не любишь меня". Мать поддерживала Гарольда как во время терапии, так и в течение периодов безработицы. И он, и его мать беспокоились о том, как он будет содержать себя после ее смерти. Даже сейчас письма матери начинались словами "мой дорогой мальчик", а после их получения Гарольду часто снились тревожные сны о том, что его "кто-то пытается убить" иди что "русские пытаются подойти к границе маленькой страны". В одном из писем от матери, полученном во время анализа, утверждалось, что, если ее вера в Бога достаточно сильна, то он излечится от болезни через ее веру. Понятно, что Гарольд был обижен замечанием, будто он ничего не может сделать, чтобы помочь себе без ее вмешательства. Происхождение рисунка тревоги у Брауна можно понять в контексте того, что с момента рождения ему приходилось иметь дело с доминирующей, садомазохистского склада матерью, которая проявляла свою тираническую власть, то прибегая к силе, то с помощью более эффективной (и для Гарольда более болезненной) стратегии маскируя ее собственной слабостью. Этот конфликт, скрытый за тревожностью, отражен в двух сновидениях первого месяца терапии: "Я лежал в постели, крепко и с удовольствием прижимая к
себе женщину. Тут стало очевидно, что это моя мать. У меня
была эрекция, и я был в замешательстве. Как только я
попытался отодвинуться, она сказала: "Ты должен доставить
мне удовольствие". Тогда я принялся ласкать ее грудь. Из ее
грудей произошло извержение семени, как из мужских гениталий".
Примечательно, что в этом сне мать приказывает ему удовлетворить ее и Гарольд приписывает ей половые функции мужчины. Через несколько недель, он получил известие, что его мать повредила руку, и эта новость так обеспокоила его, что он немедленно позвонил ей в далекий город, где она жила. Той ночью ему приснился следующий сон: "Гниющая, разлагающаяся рука высунулась из пещеры в
скале, схватила мой пенис и потащила его прочь от меня. Я
обезумел и бросился к пещере, чтобы поймать руку, вытянуть
ее наружу и заставить отдать мой пенис. Тогда я
почувствовал, что кто-то приставил к моей спине нож или
пистолет, чтобы я отпустил руку. Кажется, этот другой
человек был заодно с рукой, он собирался убить меня, если я
ее не отпущу. Я проснулся в ужасе".
Ассоциации с пенисом "сила", "власть", "у меня самого пенис маленький" показали, что это слово для Гарольда, как и для многих людей в нашей культуре, символизировало его собственную силу. Поскольку очевидно, что рука принадлежит его матери, этот сон самым простым из всех возможных способов говорит, что мать отняла у него силу и он будет убит, если попытается вернуть ее. В обоих снах Гарольд рассматривает свою мать как носителя огромной власти, в том числе мужской силы, а себя как жертву ее притязаний. Его конфликт можно сформулировать так: если он попытается использовать собственные силы, работать и добиваться результатов независимо от матери, то будет убит. А за то, чтобы идти по другому пути, то есть по пути зависимости от матери, ему придется заплатить продолжающимся чувством неадекватности и беспомощности. Этот способ выхода из конфликтной ситуации требует отказа от своей самостоятельности и силы, но, говоря языком символов, лучше быть кастрированным, чем мертвым. Эти сны могут быть интерпретированы в классическом ключе через эдипов комплекс, инцест и кастрацию. Но, по моему мнению, значение символов гораздо важнее сексуального содержания. С этой точки зрения, основным моментом первого сна является не сам факт полового контакта субъекта с матерью, а то, что мать отдает ему распоряжения. Тот, кто кастрирует Брауна во втором сне, его мать, а не отец. Конечно же, в подобных случаях можно найти множество намеков на инцест. Этот важный момент показан в следующем сне: "Я тайно вступил в брак с женщиной старше меня. Я не хотел этого и устроил так, чтобы меня положили в больницу". Вот красноречивое доказательство его борьбы за отделение от матери, которая и привела его в психиатрическую лечебницу (поэтому можно предположить, что его психическое заболевание выполняло функцию защиты от матери). Кто-то может предположить, что его нежелание жениться на той женщине и помещение в больницу были результатом чувства вины, связанного со стремлением к инцесту, но я не считаю нужным предлагать такую интерпретацию. Сон можно истолковать и проще: он знает, что женитьба на матери на самом деле означает порабощение тираном, и готов предпочесть лечение в больнице, если это единственный способ избегнуть такой судьбы. В своем исследовании я рассматриваю феномен инцеста как показатель излишне зависимых отношений человека с родителем, под гнетом которых личность была неспособна "вырасти". Приведенные выше сны показывают, каким жестоким может оказаться конфликт, затаившийся под невротической тревогой. Неудивительно, что конфликт оказывает такое парализующее и обессиливающее воздействие на Гарольда Брауна. Многие поверхностные данные об этом случае могли бы быть интерпретированы в адлерианском ключе как тревога, используемая для того, чтобы оставаться под крылом матери или заменяющих ее лиц. Но при такой интерпретации мы не должны упускать из виду калечащий конфликт, скрывающийся под покровом тревожности. Понятно, почему такой человек описывает свои чувства в состоянии тревоги как "борьбу с чем-то в темноте, когда не знаешь, что это такое". Получив от друзей письма с нравоучительными советами, Гарольд отреагировал на них удивительно точной аналогией: "Они [друзья] похожи на людей, призывающих утопающего плыть, но они не знают, что под водой он связан по рукам и ногам". Теперь мы обращаемся к вопросу о тех событиях, которые обостряли тревогу у Гарольда Брауна. В периоды острой тревоги, которые обычно продолжались от трех до семи дней, было практически невозможно выяснить, что именно в происшедшем повергло его в панику. Когда я побуждал его рассмотреть, что же послужило поводом для тревоги или "того, чего" он боялся, Гарольд настаивал, что все эти обстоятельства не имеют никакого отношения к тревоге, и утверждал: "Я боюсь всего, я боюсь жизни". Он сознавал только сильный, парализующий конфликт. Но его ощущение, что причина имеет лишь второстепенное значение, выглядит весьма логичным, несмотря на то, что событие или переживание, вызвавшее конкретный приступ тревоги, зачастую можно было выявить после прекращения паники. Я не хочу сказать, что просто сильная тревога делала его неспособным к объективному восприятию реальных ситуаций. Скорее, я имею в виду, что повод еще не причина тревоги. Чем бы конфликт ни обострялся, именно он был причиной тревоги, порождая паралич и беспомощность. Если уж вдаваться в объяснения этой "логики", то получается, что определенные события или переживания, которые активизировали конфликт, могли быть относительно маловажными объективно, но имели субъективное значение в том смысле, что служили усилению конфликта и теряли объективную значимость по мере его ужесточения7. При менее сильных приступах тревоги можно было обнаружить связанные с ней обстоятельства. Эти события, так же как и события, ретроспективно реконструированные после сильной паники, подпадают под три главные категории. Во-первых, тревога была со всей очевидностью обусловлена ситуациями, в которых Гарольду приходилось принимать на себя личную ответственность. Например, перед летним перерывом в нашей терапевтической работе он испытывал огромное напряжение и в ужасе разражался потоками слов о том, что у него может быть рак. Страх ракового заболевания ассоциировался с пережитой в детстве панической тревогой по поводу того, что он может заболеть проказой и его придется изолировать от семьи. Без сомнения, человек с таким глубоким чувством неадекватности будет страшиться расставания и изоляции от тех людей, с которыми его связывают отношения зависимости. После того как у пациента проявилась тревога по поводу расставания со мной, его терапевтом, страх ракового заболевания исчез. Еще один случай тревоги в ситуации принятия на себя ответственности произошел после года анализа, когда он перешел на последний, выпускной курс обучения. За этим последовало несколько сильных приступов тревоги, во время которых Гарольд был подавлен чувством беспомощности и неадекватности в связи с перспективой написания докладов и сдачи экзаменов. Ему казалось, что он "не справится", "проиграет забег", "потеряет свое лицо" и т.д. После того как он успешно прошел все пугавшие его испытания и его беспокойство уменьшилось, стало ясно, что эта тревога была вызвана не реалистической оценкой своей неадекватности перед лицом задачи (т.е. обстоятельствами), а скорее невротическим конфликтом, который пробудила эта задача. Ко второй категории поводов для тревоги можно отнести ситуации соревнования. Эти ситуации включали в себя не только такие важные события, как экзамены, но и относительно незначительные события вроде игры в бридж или дискуссий с коллегами. Тревога при соревновании обычно ассоциировалась с жестоким соперничеством с сестрой в детстве. Следовательно, прототипом этой ситуации тревоги является угроза чрезмерной потребности Гарольда в одобрении и признании со стороны матери. Но на уровне, лежащем чуть глубже ощущения нехватки личной способности к достижению, Гарольд сталкивается с дилеммой: если он чего-то добьется то есть использует собственные силы, то примет смерть от рук своей матери. Тогда становится понятным, что самая незначительная ситуация соревнования активизирует сильнейший субъективный конфликт. Третья, и самая значительная, группа поводов для тревоги беспокойство после достижения успеха. В последний год обучения Гарольда пригласили провести встречу профессионального сообщества, что представляло для него значительное достижение. Некоторое скрытое напряжение перед этим событием было прояснено, и он успешно справился со своими ответственными обязанностями, получив похвалу от людей, которые обладали высоким статусом в его глазах. На следующий день им овладели сильнейшая тревога и депрессия. Это становится понятным с учетом рассмотренного ниже конфликта, согласно которому использование собственных сил влечет за собой угрозу быть убитым. Гарольд обычно избегал признания каких-либо своих достижений, например, не носил значок члена клуба "Фи Бета Каппа",* потому что, как он выразился, "добиваясь успеха, я боюсь, что это воздвигнет барьер между мной и другими людьми". Если он просыпался утром, чувствуя себя сильным и отдохнувшим, его преследовали опасения, как бы не "отделиться от других людей". Гарольд чувствовал, что преодолевает состояния тревоги, когда плачет на терапевтических сессиях, "показывая свою слабость". Такое выражение своей слабости облегчало его конфликт по крайней мере в двух отношениях: во-первых, будучи слабым, Гарольд был любим как когда-то своей матерью, в то время как быть сильным означало для него изоляцию и расставание с матерью; и, во-вторых, слабость и неудачливость позволяли ему избежать угрозы смерти. * Национальный клуб в США, члены которого избираются за достижение высоких успехов в обучении. Прим. перев. Мы рассмотрели невротический конфликт как причину тревоги и переживания или события, активизирующие этот конфликт, как повод для тревоги. Чем сильнее была тревога у Брауна, тем более явным становился конфликт и тем незначительнее переживался повод. В этом смысле значимость обстоятельств зависит от их субъективной роли в провоцировании конфликта. Мы также отметили, что обстоятельства всегда находятся в последовательной логической связи со специфической природой конфликта, т.е. далеко не случайно, что именно ситуации соревнования, принятия на себя ответственности и достижения успеха давали толчок к обострению конфликта. Эти обстоятельства всегда сопровождались некой подразумеваемой угрозой (поражение в соревновании, "потеря лица" и т.д.). Но я хочу обратить внимание на то, что во время активизации конфликта Гарольд Браун сталкивался с угрозой везде, куда бы ни повернулся. Значит, тревога была порождена не столько предчувствием угрозы, содержавшейся в ситуации (например, что он может провалиться на экзамене), сколько переживанием дилеммы, согласно которой ему угрожали сразу со всех сторон. Если он добивался успеха, ему угрожала смерть от рук матери; если ему не удавалось чего-то достичь и он оставался зависимым, его обуревали чувства беспомощности и неадекватности. Теперь можно выявить общий механизм развития всех состояний тревоги Гарольда. Сначала он рассказывал о том, что боится заболеть раком, или о том, что недавно испытал кратковременное головокружение "как будто кто-то ударил его по шее". Он несколько раз описывал это состояние, сравнивая его с "убийством кролика", с ударом по шее, которым убивают кроликов. Имеется в виду, что кроликом был он сам. Последний симптом ассоциировался у Гарольда с электрошоковой терапией, которую он проходил несколько лет назад, и указывал, по его словам, на какое-то органическое поражение мозга8. И страх ракового заболевания, и головокружение преподносились Брауном как абсолютно рациональные факты, подтвержденные газетной информацией об увеличении числа онкологических заболеваний с летальным исходом9. Когда я предлагал исследовать психологическое значение страхов, Гарольд обижался и настаивал на том, что не испытывает никакого сознательного беспокойства. Вторая стадия наступала днем позже: страхи, связанные с раком и головокружением, были забыты, их место занимали тревожные сны, чаще всего о матери. Но на сознательном уровне тревога все еще не признавалась. На третьей стадии Браун выказывал растущую зависимость от меня, настаивал на авторитарном руководстве и реагировал на отказ открытой или скрытой враждебностью. Еще через день или два он совершал последний, четвертый шаг возникал осознанный приступ тревоги с сопутствующим сильным напряжением, отчаянием и возможной депрессией. Мне кажется, что в данном случае можно говорить о последовательных стадиях осознания тревоги, предположительно вызванной некоторыми переживаниями или событиями, которые напрямую предшествовали рассказам о головокружении или страхе ракового заболевания. Сны и некоторые высказывания Гарольда свидетельствуют о том, что у пациента была подавленная враждебность к матери. Ведь с точки зрения практически любой психологической школы невозможно представить себе человека, существующего с такой дилеммой без переживания сильной враждебности. Во время терапии враждебность Гарольда проявлялась в двух противоположных формах. Во-первых, он демонстрировал враждебность во всех случаях, когда ему не позволяли оставаться в состоянии зависимости. Это была враждебность как реакция на тревогу при необходимости принять на себя ответственность за свои действия, для которой он чувствовал себя неадекватным. Когда Гарольду казалось, что анализ требует слишком много усилий и ответственности с его стороны, он требовал, чтобы аналитик давал ему особые советы и авторитарные указания, как министр, "отдающий распоряжения в области морали и религии", или врач, который точно говорит ему, что с ним не в порядке и что нужно делать, в то время как ему самому вообще не приходится отвечать за собственные действия. Такой психосоматический симптом, как диарея, часто сопровождал его чувства враждебности, вызванные необходимостью принятия на себя личной ответственности. Это видно из следующего замечания Гарольда: "Я чувствую себя закупоренным. Если бы я только мог сделать так, чтобы все мои внутренности содрогнулись, если бы я только мог сойти с ума!" Другая форма враждебности возникала, как только Гарольда ставили в позицию беспомощности и зависимости. В эту категорию попадает большая часть подавленной враждебности к матери. Мы уже отметили проявление такой враждебности на пятом году жизни, когда мать, предложившая ему свое молоко, унизила его указанием на то, что он еще ребенок. В отношениях со мной, так же как и с другими людьми, Гарольду было трудно признать открытую враждебность. Обычно враждебность принимала форму негодования, выражалась в сновидениях или вымещалась на окружающих. Испытывая тревогу, он в каждом видел врага. Отметим, что поводы для агрессии противоречивы и соответствуют двум аспектам основного конфликта Брауна. Другими словами, враждебность была реакцией на обострение одной из сторон конфликта. Между возникновением конфликта и агрессивностью существует прямая связь: чем сильнее была его тревога, тем больше было враждебности (скрытой или открытой). Когда тревога уменьшалась, уменьшалась и враждебность. Гарольд практически не мог признать присутствующую в сновидениях открытую агрессию в адрес матери и все указания на нее в форме затаенной обиды на мать и особого раздражения от ее писем. Враждебность чаще всего приходилось подавлять, иначе она угрожала бы полной зависимости от матери. Две вторичные выгоды от возобновляющегося психологического расстройства, обнаруженные в ассоциациях, заключались в том, что Гарольд мог оставаться зависимым от матери и даже как-то отомстить ей, когда ему требовалась ее поддержка. Второй тест Роршаха, предложенный Брауну после десяти
месяцев анализа, когда он относительно освободился от
тревоги, показал совершенно иную
картину10.
Теперь он дал пятьдесят ответов, вместо восемнадцати при
первом тестировании, три оригинальных ответа, не сравнимых
ни с одним из прежних, и обнаружил гораздо большую
способность относить себя к конкретной реальности.
Банальность, характерная для первого тестирования, исчезла;
перед нами предстала продуктивная и эффективно
функционирующая личность. Неважно, чему именно мы
приписываем изменения году психоанализа,
преобразующей ситуации и т.д., но факт остается
фактом: во время первого тестирования Гарольд Браун
пребывал в состоянии тревоги, а во время второго таковой не
наблюдалось. Напрашивается вывод, что в этих двух
протоколах мы имеем контрастную картину поведения и
личности одного и того же человека как в состоянии
сильной тревоги, так и в ситуации относительной свободы от
нее. При первом тестировании мы наблюдаем индивидуума,
тревога которого блокирует способность устанавливать связи
с конкретной реальностью, делает реальность нечеткой и
"размытой" и лишает его возможности думать и чувствовать.
Это изображение человека, который не может позволить себе
сознавать присутствие других людей и отвечать на него,
"замкнутой", несвободной и опустошенной личности. Во втором
случае перед нами предстает гораздо более свободный
человек, способный замечать окружающий мир и устанавливать
с ним отношения, сознавать других и, соответственно, себя;
личность, чья прежняя банальность исчезла и сменилась
настоящей оригинальностью.
Случай Гарольда Брауна демонстрирует несколько важных
аспектов динамики тревоги, некоторые из них я еще раз
вкратце рассмотрю. В кратких обзорах все проблемы кажутся
проще, чем на самом деле. Может показаться, что в
последующих выводах тревога показана как ненормальное
состояние, поражающее только невезучих людей. Мне хотелось
бы еще раз подчеркнуть, что тревога это вызов,
который бросает нам жизнь на всем своем протяжении.
Трагедия Брауна состояла в том, что его тревога, временами
достаточно сильная, чтобы лишить его всех возможностей
существования, была скорее деструктивной и парализующей,
чем оживляющей и бросающей вызов. Надеюсь, читатель будет
помнить о том, что тревога присуща человеческой природе в
лучших ее проявлениях.
Отношение тревоги к страху показано на примере ужаса,
связанного с возможностью ракового заболевания. Сначала он
дал о себе знать как отдельный "реалистический" страх, для
подтверждения справедливости которого Браун прибегал к
всевозможным доказательствам. Но позже выяснилось, что это
объективированное проявление скрытой невротической
тревоги11.
Я предположил, что тревога Гарольда выросла на почве симбиотических отношений с матерью. Эти отношения были отмечены конфликтом между его стремлением достичь некоторой самостоятельности и использовать только свои силы и убеждением в том, что он встретится со страшной угрозой смерти от рук матери, если начнет целиком полагаться на себя. Соответственно, его поведение характеризовалось пассивностью, подчинением себя другим (как когда-то матери) и потребностью в заботе со стороны окружающих. В то же время Гарольд испытывал захлестывающие его чувства неадекватности и беспомощности. За активизацией этого конфликта всегда следовала сильнейшая тревога. Теоретически можно допустить, что конфликта не было бы вовсе, если бы он подчинился материнской власти и забыл про свою самостоятельность. Но такая перспектива только усиливала его чувства ничтожности и неадекватности. Я сильно сомневаюсь, что человеческое существо может постоянно жертвовать ради кого-то своей самостоятельностью и таким образом избегать конфликта. Можно добавить, что прогресс пациента в преодолении
тревоги шел по трем направлениям: (1) постепенное
прояснение прежде неосознаваемых отношений с матерью; (2)
отказ от излишних амбиций (которые раньше проявлялись в
перфекционистских стараниях в обучении); и (3) постепенный
рост уверенности в своих силах и способности применять их
без последующего чувства страха. Направления его развития
представлены здесь в достаточно упрощенном виде, но это, по
крайней мере, дает представление о том, как одновременно
сглаживались обе стороны его конфликта.
Это соотношение заметно в том, что конфликт и
сопровождающая его тревога поддерживались подавленной
враждебностью по отношению к матери. Точнее говоря, мы
заметили факт взаимодействия тревоги и враждебности в том,
что Браун во время сильной тревоги проявлял повышенную
агрессивность (скрытую или явную), а когда тревога стихала,
то же самое происходило и с агрессивными чувствами.
Головокружение (психосоматический симптом) и страх
заболеть раком (психологический симптом) появились на
первых шагах продвижения неосознаваемой тревоги в сторону
осознания. Как только тревога стала осознанной, симптомы
исчезли. Это соответствует выдвинутому ранее предположению,
что наличие симптома имеет обратное отношение к осознанию
тревоги. Симптом выполняет функцию защиты личности от
ситуации, создающей тревогу, то есть от любой ситуации,
провоцирующей конфликт. Предположим, что у молодого
человека действительно был бы рак или органическое
поражение. Тогда его конфликт смягчился бы в нескольких
отношениях: (а) он мог бы остаться в положении зависимости
(например, лежа в больнице) и не испытывать при этом
чувства вины; (б) он мог бы избежать выполнения задач, для
решения которых чувствовал себя неадекватным; (в) он мог бы
даже расправиться с матерью, попросив ее о поддержке во
время болезни.
Связь этих явлений видна в сравнительном анализе двух тестов Роршаха, который я хотел бы вкратце повторить. Первый тест, предложенный Гарольду Брауну во время приступа тревоги, характеризуется малой продуктивностью, неопределенностью, отсутствием оригинальности и блокировкой как "внутренней" активности, так и реакций на внешние эмоциональные стимулы. Тестирование, проведенное в момент относительной свободы от тревоги, показывает гораздо больше продуктивности, увеличившуюся способность оперировать в условиях конкретной реальности, достаточно много оригинальных суждений и значительно усилившуюся "внутреннюю" активность, так же как и возросшую эмоциональную отзывчивость по отношению к людям и предметам12. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|