Ежи Мелибруда. Я--ТЫ--МЫ

- Оглавление -



ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ

Особую роль в обыденном общении играют ситуации, когда люди выражают свои чувства друг другу. Эти ситуации возникают гораздо чаще, чем мы привыкли думать, они не ограничиваются признаниями в любви или дракой с партнером. Мне даже кажется, что партнеры по общению практически постоянно говорят друг другу о своем эмоциональном состоянии, сами часто этого не осознавая. Можно даже говорить о непрекращающемся обмене информацией, сообщающей об эмоциональном состоянии партнеров. Этот обмен возникает как результат потребности в выражении чувств, присущей каждому человеку, а также как проявление ожиданий почувствовать эмоциональное состояние партнера.

Потребность в выражении чувств или внутреннее побуждение демонстрировать свои эмоции и переживания в каких-то действиях, в какой-то форме активности, столь же естественна и общечеловечна, как потребность в дыхании или пище. Однако удовлетворение этой потребности – дело непростое, очень часто она удовлетворяется лишь частично или случайным образом. Каждое действие человека как-то связано с его внутренними состояниями. Следы этих состояний, проглядывающие сквозь канву действий, могут быть замечены другими. Однако не все, что делает человек, является прямым следствием его переживаний. Часто мы ведем себя даже таким образом, чтобы заблокировать актуально переживаемые чувства. Человек, испытывающий чувство грусти, может громко смеяться, другой, обуреваемый злостью, может говорить о том, что он восхищен, третий, охваченный страхом, будет проявлять враждебность.

В соответствии с расхожими представлениями эмоциональная экспрессия сродни искусству и артистической деятельности. Принято считать, что артист – это человек, способный выражать себя, свои чувства и чаяния для того, чтобы другие люди смогли испытать сильные эмоциональные переживания. Например, нередко, наблюдая в кино игру актера, мы вместе с ним переживаем драматизм ситуации из фильма, тем самым частично опосредованно удовлетворяя свою потребность в выражении эмоций. Порой человек чувствует облегчение, выплакавшись в кино и отреагировав таким образом накопившуюся горечь и тоску, которые он чувствовал в ситуациях, когда не хотел или не мог позволить себе плакать. И все же это не дает человеку ощущения настоящего глубокого удовлетворения.

С раннего детства окружающие нас люди систематически контролируют проявления нашей эмоциональной экспрессии. Индивидуальные способы удовлетворения потребности в выражении чувств формируются под влиянием конвенциональных норм, принятых в семье и социальных группах. На них отражаются представления наших родителей и воспитателей, стиль отношений, преобладавший в компании наших друзей-ровесников. Определенную роль играют различия в особенностях темперамента, например скорость появления и смены внутренних эмоциональных состояний, а также интенсивность, с которой разные люди переживают свои чувства. Порой даже определенные единичные события могут существенно повлиять на то, как человек в дальнейшем будет выражать свои чувства.

Таким образом, способ выражения внутреннего состояния человека зависит не только от того, что он чувствует, но и от того, какими средствами экспрессии располагает. Мне кажется, что большинство людей не реализует до конца свои возможности эмоционального самовыражения и за это им приходится расплачиваться чувством недостаточной удовлетворенности собственной жизнью. Этому способствуют некоторые стереотипные представления о значении эмоций в жизни человека, о диапазоне приемлемости эмоциональной экспрессии.

Оценочное отношение к собственным эмоциональным переживаниям и к чувствам других людей может иметь определенные негативные последствия. Контроль над внешними проявлениями эмоций может стать причиной ограниченности чувственных переживаний, их недостаточного осознания. Мне кажется, что любые попытки человека манипулировать своими или чужими чувствами, бороться против них превращаются в бессмысленные препятствия в его жизни, в отношениях другими. Такие попытки – пример неадекватных способов облегчить себе жизнь. Представления о том, что чувства могут быть "нездоровыми", "патологическими", "ненормальными" и т.д., ошибочны. Вместо того чтобы выносить такие оценки конкретным поступкам, ситуациям межличностного общения, формам социального поведения, некоторые люди связывают подобные представления с чувствами и эмоциональными состояниями. Каждый человек имеет право испытывать любые возникающие у него чувства, они становятся реальным фактом его внутренней жизни. Желая как-то избавиться от этих фактов, мы можем только закрыть на них глаза, но это неадекватный и неконструктивный путь. Конструктивный подход заключается в принятии без искажения чувств, которые уже возникли. Для этого необходима соответствующая форма эмоциональной экспрессии. Если человек не хочет в будущем испытывать те или иные чувства, он может попытаться изменить стиль своего поведения или внешнюю ситуацию, свое место в ней таким образом, чтобы его роль в жизни, в отношениях с другими вызывала у него иную эмоциональную реакцию, отличную от той, которая была у него раньше.

Самым частым и одним из самых главных источников эмоциональных переживаний человека являются: актуальное состояние его отношений с другими, воспоминания о прошлых связях, мысли об отношениях, которые сложатся в будущем. Возможность выражать эти чувства в присутствии людей, с которыми они так или иначе связаны, может стать важным фактором укрепления взаимоотношений, усиления взаимопонимания и обоюдного доверия. Глубина и искренность в отношениях между людьми, связанными узами дружбы, любви или коллегиальности, в значительной степени зависит от того, насколько эти люди могут выражать свои чувства в присутствии друг друга.

Это положение, естественно, относится не только к положительным эмоциональным переживаниям, например к симпатии или любви, но и к любым другим чувствам, таким, как печаль, беспокойство, гнев, жалость, ревность и т.д. Мне не раз приходилось встречать людей, которые считали, что у настоящих друзей или возлюбленных некоторые чувства не должны возникать по отношению друг к другу. Если же они появятся, их необходимо скрыть. Под влиянием таких представлений даже самые близкие люди могли терять контакт, испытывать взаимное недоверие, сомневаться в том, что смогут сообща преодолеть возможные последствия открытого выражения своих чувств. Однако если, несмотря на все опасения, партнерам удавалось, не разорвав отношений, вслух сказать о своих, пусть даже неприятных, эмоциональных переживаниях, связи между ними углублялись и укреплялись.

Порой открыто выразить свои негативные чувства близкому человеку и сохранить при этом добрые отношения с ним бывает так же важно, как испытать удовольствие от знаков симпатии и доброжелательности с его стороны. Выражение положительных чувств нередко связано с не меньшими трудностями, чем демонстрация отрицательных. Это может быть связано с конвенциональными нормами ("не годится слишком уж захваливать человека"), со страхом отвержения со стороны партнера ("он будет смеяться надо мной, если я выражу ему свою симпатию"), желанием манипулировать другим человеком ("не покажу ему, как сильно он мне нравится, пусть не думает, что я им интересуюсь").

Чувства и эмоциональные переживания можно демонстрировать по-разному, вовсе не каждый способ экспрессии приносит ощущение удовлетворения и может быть принят другим. Некоторые формы выражения чувств могут неблагоприятно сказываться на отношениях с окружающими, оставляя после себя неприятный эмоциональный осадок. Конечно, реакция окружающих на проявление чувств зависит не только от формы экспрессии. Тем не менее можно найти такие способы выражения и передачи эмоциональных переживаний, которые будут способствовать развитию и улучшению взаимоотношений между партнерами.

Наличие эмоционального содержания в общении обусловлено не только существованием такой ведущей потребности, как потребность в выражении чувств, но также и тем, что каждый из нас ощущает внутреннюю готовность воспринимать знаки эмоционального отношения со стороны других. Уже в первые дни своей жизни ребенок учится воспринимать эмоциональное состояние своей матери и порой реагирует на такие нюансы в ее настроении, которые недоступны восприятию взрослых. Он овладевает этим мастерством, еще не умея говорить, мыслить и понимать речь. Это значит, что невербальная передача информации о внутренних состояниях людей появляется в жизни человека раньше, чем вербальная коммуникация и мышление. Для ребенка эмоциональное состояние его родителей имеет чрезвычайно важное значение, он научается многое улавливать, прислушиваясь к звуку голоса родителей, присматриваясь к выражению их лица, движениям и жестам. Он вырабатывает в себе постоянную готовность искать значимые сигналы в своем окружении. Мне кажется, что большинство взрослых людей с возрастом утрачивают способность воспринимать знаки эмоциональных переживаний окружающих, однако эта способность не исчезает бесследно и бесповоротно.

Готовность воспринимать эмоциональные сигналы в ходе общения может проявляться даже тогда, когда основное содержание коммуникации имеет интеллектуальный характер. Порой эти ожидания приобретают форму предубеждения, когда вольно или невольно выискиваешь в словах и поведении людей проявления только одного чувства, например неприязни или отчужденности. Это неблагоприятно сказывается на отношениях с окружающими, поскольку их истинные эмоциональные переживания остаются непонятными.

Каждый из нас, думая о себе или общаясь с другими, постоянно испытывает различные эмоции. Способ выражения и передачи этих эмоций является одним из важнейших факторов оптимизации межличностных отношений. Если в отношениях между людьми возникают какие-то проблемы, то это происходит не потому, что люди испытывают те или иные чувства, а потому, что не умеют адекватно их выразить.

Можно назвать три основные причины нарушений эмоциональной экспрессии: 1) тенденция отвергать или игнорировать собственные чувства или чувства других, 2) нежелание обсуждать свои актуальные эмоциональные переживания и взаимные чувства с партнером, 3) недостаточное осознание и недостаточное принятие собственных эмоциональных переживаний.

Нередко в обыденной жизни мы сталкиваемся с различными проявлениями первой тенденции – стремлением отвергать либо игнорировать свои или чужие эмоциональные переживания, если они кажутся неприятными или нежелательными. Мы часто слышим в ответ на какие-либо эмоциональные проявления: "Не волнуйся", "Не грусти", "Не радуйся раньше времени", "Не нервничай", "Не расстраивайся, подумай лучше о чем-нибудь приятном", "Успокойся" и т.д. Все эти и множество других подобных советов сводятся к одному: "Не чувствуй того, что чувствуешь", "Не переживай того, что переживаешь", – и даются они, как правило, из самых лучших побуждений. Чаще всего подобное пожелание сменить характер эмоциональных переживаний или вообще избавиться от них приводит к ограничению или искажению средств эмоциональной экспрессии.

В результате может случиться так, что какие-то чувства, вызванные конкретной ситуацией, укореняются в человеке надолго, хотя обстоятельства, спровоцировавшие их, давно изменились. Такие "укоренившиеся" чувства переносятся в другие ситуации. Поэтому совершенно разные ситуации начинают неадекватно восприниматься субъектом как идентичные, а все из-за того, что он ранее не "разрядился" эмоционально. Так, человек, вынесший с работы чувство раздражения и не сумевший "разрядиться", будет вести себя дома озлобленно, набрасываться на своих близких. Понятно, что это не изменит ситуацию на работе, но зато явно испортит отношения дома. Такой раздраженный человек мог бы, вместо того чтобы срывать зло на своих близких, хотя бы частично разрядить свои чувства, например пересказав домашним возникшую на работе ситуацию, при этом сопроводив свой рассказ богатой эмоциональной экспрессией. Может быть, в результате этого перед ним открылись бы какие-то новые возможности изменения положения дел на работе.

Другой важной причиной трудностей в выражении эмоций является нежелание партнеров обсуждать возникающие у них ощущения и взаимные чувства. Гораздо легче говорить о чувствах, связанных с прошлым и с другими людьми, нежели открыто обсуждать с партнером актуальные отношения. Почему это так?

Говоря открыто о своих эмоциональных переживаниях, любой человек почувствует беспокойство по поводу того, что партнер своей реакцией – насмешкой, пренебрежением и т.п. – может больно ранить. Другой причиной дискомфорта может быть страх, что, начав говорить о своих чувствах партнеру, потеряешь контроль над развитием отношений с ним. Еще один источник затруднений кроется в ожидании того, что партнер открыто сообщает о своих чувствах с целью добиться от нас чего-то трудно выполнимого. Нежелание обсуждать актуальные эмоциональные переживания может быть связано также с установкой на необсуждение отношений с партнером, пока все идет хорошо, пока они складываются удачно. Повод для подобного разговора возникает, лишь когда в отношениях что-то портится. Поэтому обычно разговор о чувствах ассоциируется с неприятными ситуациями. Единственным исключением из этого правила, по мнению большинства, является признание в любви.

Особенно часто причиной затруднений в эмоциональной экспрессии является недостаточное осознание человеком собственных чувств и эмоциональных состояний и непринятие их в себе. Навык адекватно воспринимать и дифференцировать различные эмоции в богатом спектре своих чувственных переживаний не формируется систематическим образом, поэтому разные люди в разной степени овладевают этим мастерством. Если ты не понимаешь достаточно отчетливо, чтó именно чувствуешь, или если думаешь, что вообще не испытываешь никаких эмоций, естественно, тебе будет трудно адекватно выразить свои внутренние переживания. Если ты не принимаешь в себе своих чувств, то будешь стараться их скрыть.

В обыденной жизни широко распространено мнение, что чувства и эмоции препятствуют разрешению проблем между людьми. Во имя того, чтобы поступать логично, рационально, сохранять объективность, люди стараются сдерживать свои чувства. Но рациональное и эффективное поведение невозможно без правильного и всестороннего понимания того, что происходит внутри человека и вокруг него. Поэтому необходима подробная информация о чувствах. Ограничение или сокрытие чувств мешают человеку вести себя конструктивно в отношениях с другими.

Кроме того, это может быть причиной возникновения различных предубеждений по отношению к другим, приводить к искажению восприятия и оценивания их, затруднять адекватное поведение по отношению к ним. Множество замечательных проектов и идей было отвергнуто только потому, что кто-то не любил их авторов, но не мог выразить это открыто. Часто бывает и так, что чувствуешь злость по отношению к кому-то, но скрываешь ее и поэтому избегаешь контактов с этим человеком, пока в конце концов не придешь к выводу, что уже никогда не сможешь восстановить с ним хорошие отношения. А ведь очень вероятно, что, если бы чувства были выражены, можно было бы вместе с партнером найти причину злости и восстановить отношения, ликвидировав ее.

Сокрытие или сдерживание чувств мешает также адекватно воспринимать и понимать окружающий мир. Типичной формой подобного искажения является избирательность в отношении к информации, поступающей от других. Человек, который борется со своими чувствами, часто неосознанно селектирует поступающую извне информацию, отвергая то, что угрожает оживлением или восстановлением вытесненных эмоций. Особенно ярко это проявляется в отношении каких-то запретных переживаний, которые человек предпочитает не испытывать ни при каких обстоятельствах.

Арсенал средств, с помощью которых люди обычно выражают свои чувства и передают информацию о своих переживаниях, огромен и довольно разнообразен. Однако чаще всего чувства передаются опосредованно, то есть в неявной форме. Этой цели, например, могут служить различные действия, которые на первый взгляд не имеют ничего общего с эмоциональной экспрессией. Порой субъект даже осознает свою цель как передачу своего эмоционального состояния, но делает это так, что конструктивность его действий оказывается довольно убогой.

Среди различных способов опосредованной передачи информации об эмоциональных переживаниях можно выделить следующие:

Риторические вопросы

К типичным примерам таких вопросов относятся: "Как ты смеешь так говорить обо мне?" – или: "Ты что, никогда не перестанешь опаздывать?" Эти вопросы задаются совсем не из-за стремления получить какой-то разумный ответ. Они свидетельствуют о возмущении, раздражении, досаде и о желании вызвать у собеседника определенную реакцию. Нередко бывает, что человек, задающий эти мнимые вопросы, на самом деле хочет привлечь внимание собеседника к своим переживаниям, чувствам, желаниям. Однако, как правило, таким образом ему ничего не удается.

Приказы и запреты

Чувства часто выражаются опосредованно в форме приказов и запретов, хотя, конечно, не каждый приказ является способом эмоциональной экспрессии. Вот типичные примеры подобных высказываний: "Ты должен немедленно извиниться передо мной", или: "Не веди себя так фривольно в моем присутствии". С помощью таких высказываний человек, обладающий какой-либо возможностью контролировать других людей, старается ограничить их действия, которые могут вызвать у него какие-то чувства или переживания. На самом деле этот человек мог бы и в более непосредственной форме обратиться к другому с требованием или запретом не делать чего-то, что вызывает у него те или иные эмоции, но, как правило, так не бывает. Вместо того чтобы сказать: "Не делай этого, потому что, когда ты это делаешь, я чувствую то-то и то-то", он говорит: "Не делай этого, потому что нельзя так поступать". Естественно, таким образом можно добиться желанных изменений в поведении другого человека, но это не облегчит возможность взаимной эмоциональной экспрессии в ходе общения.

Ругань и проклятия

Нередко эта форма экспрессии доставляет особое удовольствие людям, которые таким образом освобождаются от накопившихся гнева и злости. Однако эта форма эмоциональной экспрессии вызывает, как правило, наибольшее количество протестов и возражений (конечно, если не считать физической агрессии). К сожалению, такие протесты иногда неадекватно распространяются и на любые другие формы выражения чувств. Такие оскорбления, как, например: "Ты – ленивый кретин", или: "Черт бы тебя побрал!" – свидетельствуют о том, что сущность деструктивной роли этой формы экспрессии заключается в определениях, которые непосредственно ранят, принижают или пугают других. Даже если такая форма экспрессии позволяет кому-то разрядиться эмоционально, его отношения с партнером становятся более напряженными и конфликтными. Ругань и проклятия – это далеко не единственные формы выражения гнева и злости. Более того, на самом деле их смысл – в сокрытии определенных чувств от других людей и в искажении их значения в сознании бранящегося. Например, испытывая какие-то опасения или чувство вины, человек разряжает свое внутреннее напряжение в форме проклятий или брани, которые как бы дымовой завесой загораживают от него и окружающих его истинные чувства. Вместо своих реальных чувств он демонстрирует грубость и силу, которых ему на самом деле недостает.

Выговоры и претензии

Часто используются для опосредованного выражения недовольства, раздражения, жалости и т.п. Например: "Ты опять забыла, что я не люблю запеканку", "Ты совсем не заботишься о своей внешности, всегда одеваешься небрежно", "Ты никогда не думаешь о том, как мне тяжело" и т.д. Из этих примеров видно, что в претензиях часто содержатся неправомерные обобщения. Они обычно выражаются словами "всегда", "никогда", "опять" и служат цели опосредованного удовлетворения потребности в эмоциональной экспрессии. Как правило, они вызывают протест со стороны партнера: "Вовсе не всегда или никогда, а только иногда". Часто выговоры и претензии позволяют отреагировать чувства, которые не удалось выразить раньше и которые накопились в силу этого. Поэтому эти чувства всплывают при случае и не всегда бывают адекватны реальной ситуации. Часто в ответ на претензии со стороны одного партнера другой отвечает тем же, и такой обмен репликами превращается в специфический пинг-понг: "Потому что ты никогда – а ты всегда..."

Ирония и сарказм

Цель иронических или саркастических замечаний – вызвать у собеседника чувство неловкости и стыда. Желание заставить партнера испытать подобные чувства, как правило, продиктовано тем, что сам автор этих замечаний испытывает какие-то неприятные эмоции. То есть своей иронией говорящий хочет не только задеть партнера, но и выразить собственные чувства, опосредованно, в замаскированной форме показать, что он переживает сам. Сущность иронии – в довольно утонченном нападении на другого человека, в выражении видимого одобрения или даже похвалы, в которых содержатся элементы критики и дискредитации собеседника. Ирония отвлекает внимание от личности иронизирующего, по крайней мере до тех пор, пока его жертва не найдет какой-нибудь достойной отповеди своему обидчику и в свою очередь не попытается досадить ему.

Мне приходилось встречать немало людей, для которых ирония и злословие стали не только способом периодической демонстрации своих чувств и эмоциональной разрядки, но и стилем жизни. В некоторых ситуациях вполне можно прибегать к иронии и колкостям, и если при этом один из партнеров не ставит перед собой задачу унизить другого, то оба собеседника могут почувствовать даже некоторое удовлетворение, обогатить палитру своих отношений. Однако все это возможно, если партнеры прибегают и к другим, более открытым и конструктивным способам эмоциональной экспрессии. Например, кто-то растроганный задет грустным рассказом другого о его несчастной любви, из опасения показать свои истинные чувства может сказать что-то вроде: "Ты рассказал нам потрясающую историю, в тебе пропадает талант артиста, можно позавидовать тому, как ты мастерски растрогал всех нас и вызвал к себе сочувствие", или: "Ты и впрямь самый несчастный и обиженный судьбой человек, если тебе так не повезло на свидании". Порой люди таким же образом подтрунивают и сами над собой. Под различными по форме ироническими замечаниями в свой адрес люди обычно скрывают свои истинные чувства, с их помощью иногда удается вытеснить и как бы изолировать реальные переживания.

Если человек время от времени прибегает к самоиронии в ситуациях, когда трудно выразить свои подлинные чувства, ему удается добиться некоторого облегчения. Кроме того, таким образом можно приуменьшить субъективную значимость причин неприятных переживаний. Например, почувствовав досаду, горечь, зависть в адрес своего коллеги, которому удалось добиться успеха в значимой для тебя области, можно помочь себе перенести эти чувства, сопровождая их, например, подобным обращением к себе: "Да, конечно, ты считаешь, что должен быть во всем самым лучшим и самым первым, думаешь, тебе при жизни должны поставить памятник в центре города". Так можно высмеять собственные амбиции, которые неизбежно станут причиной разочарований.

Конечно, ироничное отношение к себе не проясняет истинный характер эмоциональных переживаний, зато помогает справиться с трудной внутренней ситуацией. Таким образом, хотя ирония не является формой открытого и непосредственного выражения чувств и не облегчает понимание внутренних переживаний другого человека, она может быть порой весьма полезна для достижения иных целей.

Похвалы и порицания

Это очень распространенный, хотя тоже опосредованный способ выражения и передачи чувств. Хотя в конкретных похвалах или порицаниях нет указаний на актуальное эмоциональное состояние говорящего, тем не менее можно на основании его слов понять, что он чувствует. Когда мы слышим: "Ты невыносим", или: "Ты – лучше всех", или: "Эта учеба не для тебя" и т.д., мы в общих чертах можем представить себе, как относится автор этих слов к их адресату. Однако слишком часто эти наши представления оказываются чрезмерно общими и недостаточно определенными, чтобы правильно судить о том, что чувствует автор подобных слов.

В похвалах или порицаниях всегда содержатся какие-то наблюдения относительно другого человека, мнения о нем. В то же время они являются формой эмоциональной экспрессии, правда очень опосредованной, тем более что в суждениях о других мы нередко склонны к преувеличению или недомолвкам. Например, испытывая чувство злости в адрес другого человека и не имея возможности или желания выразить его открыто, мы с целью все-таки продемонстрировать свое отношение к нему изобретем какую-то особую логическую конструкцию и в форме хорошо обдуманных и культурных замечаний вынесем приговор нашему оппоненту, тем более суровый, чем более спокойным тоном он будет произнесен.

Конечно, не следует думать, что, раз похвалы и порицания не содержат достаточной информации о взаимных чувствах партнеров, они бесполезны или даже вредны в обыденной жизни. Я предлагаю задуматься о другом: не стали ли хвалебные суждения или упреки единственной или преобладающей формой эмоциональной экспрессии в вашей жизни; увы, такое бывает нередко.

Приписывание другим мнимых черт

Нередко, испытывая какие-то чувства в присутствии другого человека, мы приписываем ему какие-то особенности, которые могли бы быть причиной наших переживаний. При этом сами наши чувства остаются даже неназванными и до конца не осознанными, поскольку в центре внимания оказываются мнимые черты партнера. Нам грустно и тяжело на душе, однако мы говорим, что этот наш партнер – жестокий и неприятный человек. Нас охватила злость, а мы говорим о враждебности другого, который каким-то образом возбудил в нас это чувство. Испытывая симпатию и доверие к другому человеку, мы можем объяснять их его доброжелательностью и обаянием, но при этом не определять и не обсуждать то, что на самом деле чувствуем. Такое косвенное выражение собственных чувств путем приписывания другому каких-то особенностей не облегчает взаимопонимания между партнерами и порой может стать причиной искаженного представления о собеседнике.

Характерной особенностью перечисленных выше способов эмоциональной экспрессии является то, что, хотя они и служат прежде всего цели выражения каких-то чувств, связанных с другим человеком, на самом же деле касаются чего-то внешнего в человеке, которому они адресованы. Они не позволяют раскрыть сущность движений души, ощущений или эмоций. Очень часто главной целью подобных слов является воздействие на человека, так или иначе вызвавшего какие-то чувства. Например, испытывая чувство досады и неудовольствия, можно попытаться изменить поведение человека, вызвавшего у нас эти ощущения, но можно словесно наказать или ранить его. В последнем случае наши слова будут орудием для достижения именно этой цели. Если в обществе другого человека нам хорошо и приятно, мы можем поощрить его к тому, чтобы в будущем он вел себя так же.

Самым распространенным способом влияния на других являются положительные или отрицательные оценки в их адрес. И хотя большинство оценочных суждений на самом деле используются с целью выражения чувств, в них нет ясного указания на переживания говорящего. Слишком часто прибегая к этой форме эмоциональной экспрессии, мы в конце концов перестаем отчетливо понимать, что чувствуем в действительности, поскольку в своих оценках концентрируемся преимущественно на особенностях людей, вызвавших у нас эти чувства. В результате мы не только перестаем хорошо осознавать свои переживания, но и не умеем выразить их тому, кто их у нас вызвал.

Наряду с названными выше формами выражения и передачи чувств мы повседневно пользуемся и другими формами. Они позволяют откровеннее высказываться о наших переживаниях, помогают лучше понять, что чувствуют люди, общаясь друг с другом. Эти непосредственные формы основаны на стремлении говорящего открыто называть и описывать свои чувства.

Называние собственных чувств

Примерами этой формы выражения чувств могут быть высказывания типа: "Мне грустно", "У меня неспокойно на душе", "Я боюсь", "Я испытываю отвращение", "Мне весело", "Я чувствую себя спокойно и расслабленно", "Я злюсь". Есть очень много слов, с помощью которых можно описать свое эмоциональное состояние, но большинство людей избегают ими пользоваться. Этот факт имеет большое значение не только потому, что свидетельствует об ограниченности возможностей многих выражать свои чувства. Когда мы пользуемся слишком небольшим количеством определений эмоциональных переживаний, мы не можем осознать свои чувства во всей их полноте и разнообразии. В нашей культуре повседневной жизни и общения глубоко укоренились стереотипы, которые мешают чаще пользоваться прямыми и однозначными определениями собственных чувств.

Употребление сравнений

Нередко, затрудняясь в назывании собственных чувств, мы прибегаем к помощи различных сравнений и метафор. Например, мы говорим: "Чувствую себя так, словно выиграл в лотерею", "У меня такое ощущение, будто я обидел невинного ребенка", "Я чувствую себя как загнанная лошадь", "Жизнь для меня кончена" и т.д. Порой метафоры и сравнения черпаются из литературных произведений, но нередко их сочиняют сами люди, способные пользоваться разнообразными и богатыми средствами эмоциональной выразительности. Для того чтобы успешно пользоваться в разговоре с другими подобными сравнениями, необходимо уметь читать скрытую в них информацию. Подчас для этого требуется умение представлять себе, как будет чувствовать себя человек, попавший в метафорически описанную ситуацию.

Описание своего физического состояния

Этот способ выражения и передачи собственных чувств и эмоциональных переживаний основан на характеристике изменений физического состояния человека под влиянием определенных ощущений и чувственных переживаний. В качестве примера можно привести такие высказывания: " У меня сильнее забилось сердце", "У меня сдавило горло и перехватило дыхание", "Когда назвали мое имя, у меня засосало под ложечкой", "Меня начинает тошнить от всех этих историй", "Когда я узнал, что ты вчера натворил, у меня разболелась голова" и т.д.

Люди часто пользуются подобной формой выражения своих чувств, хотя и не полностью осознают, чтó именно они хотят сказать о своих переживаниях. Смысл подобных описаний угадывается, в общем-то, довольно просто; ясно, например, что усиленное сердцебиение – это признак возбуждения, горло перехватывает от волнения, сосет под ложечкой – от страха, тошнота свидетельствует об отвращении, а головная боль – о сдерживаемой злости. Однако не всегда можно увидеть и понять прямую связь тех или иных проявлений физического состояния с эмоциями. Умение осознавать значение конкретных симптомов в конкретных ситуациях может существенно помочь в понимании самого себя и других людей.

Если всегда помнить о том, что человек образует некое единство мыслей, чувств, мышц, внутренних органов, воспоминаний о прошлом и представлений о будущем, что организм и психика неразрывно связаны, то можно научиться осознавать, как в процессе общения участвуют не только губы, язык, глаза и уши, но и сердце, желудок и другие части нашего тела, которые по-своему тоже что-то говорят. Нужно лишь научиться понимать этот язык.

Обозначение возможных действий,
к которым побуждают переживаемые чувства.

Этот способ выражения чувств достаточно распространен. Примерами его могут быть высказывания типа: "Мне хотелось бы обнять тебя и крепко расцеловать", "Как бы я хотел ударить тебя", "Мне хочется танцевать и кричать во весь голос", "Я хотел бы подарить тебе самые лучшие цветы на свете", "Мне хочется наложить на себя руки", "Я мечтаю скрыться с твоих глаз" и т.д. Такая форма эмоциональной экспрессии открывает перед индивидом различные возможности информировать окружающих людей о своих чувствах. Важно только помнить, что подобные высказывания не являются обещаниями совершить какие-то конкретные действия.

Часто вместо конкретных реальных поступков люди предпочитают ограничиться словесным изложением того, что они могли бы сделать под влиянием актуальных эмоциональных переживаний. Огромная пропасть лежит между мыслью "хотелось бы ударить его", высказыванием этой мысли вслух обидчику и настоящим физическим действием. В обыденной жизни мы по многим причинам избегаем произносить вслух подобные слова, хотя бы уже потому, что понимаем: они не только отражают наше эмоциональное состояние, но и угрожают партнеру, нервируют его. Когда под влиянием чувств мы говорим о том, что хотели бы сделать то-то и то-то, и если партнер слишком дословно принимает наши слова, безусловно возникнет вероятность недопонимания. Мне кажется, что эта форма эмоциональной экспрессии может способствовать лучшему взаимопониманию только в том случае, если партнеры осознают различия между собственными чувствами, желаниями, фантазиями, гиперболами, образами, с одной стороны, и конкретными действиями, которые используются для более красочной передачи собственных чувств, но отнюдь не являются синонимами реальности, – с другой.

Часто требуется известная смелость и доверительность отношений для того, чтобы открыто высказать свои фантазии и желания, хотя это еще не значит, что, говоря о них, мы принимаем их как возможные.

Понятно, что приведенные выше четыре формы непосредственного выражения чувств не являют собой исчерпывающий список возможных способов экспрессии. Не являются они и неизменными образцами для подражания. Поэтому я полагаю, что умение общаться с людьми можно уподобить скорее искусству, нежели технологии. Это значит, что каждый может и должен найти свой собственный стиль общения, сообразный и его личности, и особенностям окружающих его людей.

Овладение искусством общения может помочь удовлетворить важнейшие потребности и приобрести замечательное средство для взаимопонимания с окружающими, оказания им помощи в разрешении различных проблем. Именно этим вопросам будут посвящены следующие главы нашей книги.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 2311
Категория: Библиотека » Популярная психология


Другие новости по теме:

  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восемнадцатая А ЧТО ПОСЛЕ ИГР В первой
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Предисловие Эта книга была первоначально задумана как продолжениемоей
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ВВЕДЕНИЕ 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ Теорию общения между людьми,
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: АНАЛИЗ ИГР Глава Первая СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Вторая ТРАНЗАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Единица социального взаимодействия называется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Третья ПРОЦЕДУРЫ И РИТУАЛЫ Транзакции обычно осуществляются
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четвертая ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ Времяпрепровождение как форма структурирования времяприменяется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятая ИГРЫ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Игрой мы называем
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятнадцатая ПРИМЕР Рассмотрим следующую беседу между пациенткой
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестнадцатая САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ Самостоятельность выражается в высвобождении иливосстановлении
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Семнадцатая ОБРЕТЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Родители сознательно или неосознано
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ТЕЗАУРУС ИГР Введение Коллекция игр, представленная
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестая ИГРЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ Все игры
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Седьмая СУПРУЖЕСКИЕ ИГРЫ Почти любая игра может
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восьмая ИГРЫ НА ВЕЧЕРИНКАХ Вечеринки существуют для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Девятая СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ Некоторые игры используются для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Десятая ИГРЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА В наши дни
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Одиннадцатая ИГРЫ В КАБИНЕТЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА Игры, которые
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Двенадцатая ХОРОШИЕ ИГРЫ Психиатр обладает наилучшими, единственными
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИГР Глава Тринадцатая ЗНАЧЕНИЕ
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четырнадцатая ИГРОКИ Чаще всего в игры играют
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь