А. А. Меграбян. ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

- Оглавление -




О ФЕНОМЕНАХ ПСИХИЧЕСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ
В ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

В нашей практике диспансерной работы приходилось, наблюдать преходящие легкие состояния дереализации, чаще у подростков в пубертатном периоде. Эти эпизодические своеобразные переживания возникали у них обычно весной, а затем бесследно исчезали. Нужно полагать, что подобные состояния в обыденной жизни бывают чаще, но редко попадают в поле зрения психиатра. И действительно, в литературе описывается немало подобных случаев, установленных анкетным опросом среди населения. Так, Леруа, а затем и Гейманс анкетным путем среди населения обнаружили значительное количество подобных случаев, причем Гейманс на основании собранного материала указал на особенную частоту переживаний отчуждения в пубертатном возрасте у подростков, у лиц, ведущих усиленную интеллектуальную работу, у работающих неравномерно, а также после резких эмоциональных переживаний.

Шильдер описывает случай с самим собой, когда будучи в театре испытал состояние дереализации, причем это состояние возникло у него после гнева. Стюарт Милль в своих мемуарах описывает собственное состояние деперсонализации, которую он считает инстинктивной защитой против эмоционального шока. Ример также определяет деперсонализацию как тип защитного механизма против появления чувства страха в сознании. Киплинг в своем романе "Ким" весьма образно описывает состояние отчуждения, которое переносит герой после длительной усталости. В произведениях Мопассана, Чехова, Достоевского и других писателей также описываются аналогичные переживания.

Гауг наблюдал ряд моментов в обыденной жизни, которые у некоторых лиц вызывают кратковременные состояния ирреальности. Например, при длительном рассматривании своей фотографии, наблюдении себя в зеркало, а также при наблюдении за собой в кинофильме.

Из наших наблюдений приведем два таких случая:

Школьница М. 15 лет, по характеру впечатлительная, несколько замкнутая, со склонностью к вегетативным реакциям. Весной внезапно, чаще после интеллектуального перенапряжения (школьные занятия) у нее появлялось состояние, когда окружающее изменялось, казалось чуждым, необычайным; тело казалось странным, точно чужим и незнакомым. Порой она недоумевала, как нужно управлять своим телом. Свои движения, поступки, мысли она наблюдала как бы со стороны, боялась подойти к зеркалу. Собственное "я" казалось измененным. Такое состояние ее пугало, вызывало тревогу, начиналось внезапно, также внезапно исчезало. В дальнейшем эти явления бесследно исчезли.

Данное наблюдение можно рассматривать как эпизодически возникающее изменение психосенсорных функций и деперсонализации, по-видимому, на почве эндокринно-вегетативных сдвигов в пубертатном периоде.

Больной К. Студент 4-го курса Водного техникума наблюдает у себя с 19 лет следующее состояние: временами окружающие люди и предметы кажутся странными, ненастоящими, он не может произвольно представить образы знакомых людей и привычных предметов; такое состояние чаще всего появляется после волнения и при переутомлении на 15-20 минут, а затем исчезает. "Хочу представить себе лицо старосты курса и не могу, образ его не вырисовывается, как-то расплывается, как бы меняет форму. Или смотрю на карандаш, и он какой-то иной, ненастоящий, расплывчатый, иногда мои руки и ноги кажутся измененными и не своими".

Часто перед засыпанием, по словам К., мысли его текут сами по себе, и он не может ими управлять, изменять их содержание. Перед засыпанием внезапно у него возникают уродливые, угрожающие образы знакомых людей и как бы лезут в глаза. Эти состояния носят сноподобный характер.

Характерологически К., активный, волевой, живой, жизнерадостный, общительный, увлекается спортом, рекордсмен по борьбе среднего веса, отличник учебы. С 13-14 лет по ночам при засыпании не мог порой представить себе образ знакомых, а вместо них вырисовывались бесформенные страшные угрожающие лица, сменяющиеся как в кино.

В этом случае у физически и интеллектуально-полноценной личности с пубертатного периода эпизодически наблюдались состояния отчуждения. После перенапряжения на почве усиленной подготовки к спортивным соревнованиям и к зачетной сессии в техникуме одновременно у него появились явления отчуждения. После кратковременного отдыха чувствовал себя лучше. Этот случай нужно рассматривать как своеобразный тип реакции на физическое и эмоциональное перенапряжение.

По поводу того – является ли переживание отчуждения признаком – патологическим или же вариантом нормальных психических феноменов – в литературе можно встретить два крайних мнения: если Оберндорф не считает деперсонализацию патологическим феноменом, в какой бы форме она ни проявлялась, то Дюга и подавляющее большинство других исследователей считают этот феномен болезненным состоянием, душевным расстройством. Гохе указывает, что в нормальной душевной жизни определенные симптомы как бы предуготовлены, они приобретают непомерно сильную окраску и выступают на передний план у больных. Такое понимание патологии совершенно смазывает ее качественное своеобразие.

Случаи с указанными периодически возникающими состояниями у психически здоровых личностей, конечно, говорят об эпизодических кратковременных патологических сдвигах, обусловленных различными психическими и соматическими факторами.

Наш клинический материал охватывает, как было уже указано, 195 случаев. Среди них психогенных заболеваний, включая сюда и реакции при психозах, было всего 23. Соматогенных заболеваний, т.е. инфекций, интоксикаций, послеродовых нарушений и эндокринно-вегетативных сдвигов – 32. Органических поражений центральной нервной системы – 16. Эпилепсии – 12 случаев. Эндогенных депрессий – 20 случаев. Шизофрении – 71. Соматогенных и психогенных заболеваний в детском возрасте – 21 случай.

Перейдем к клиническому описанию и анализу наших наблюдений.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 552
Категория: Библиотека » Медицинская психология


Другие новости по теме:

  • Пятигорский А. М. "ЗНАНИЕ" КАК "ЗНАК ЛИЧНОСТИ" В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ | Примечания См. С.Лем. Формула Лимфатераперевод с польского С.Ковалевского.
  • С. С. Аверинцев. МИР КАК ШКОЛА | Примечания Certamen Hesiodi et Homeri. Anstotelis Poetica 2,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §52 Мы рассмотрели все искусства в той общности,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §50 Итак, если целью всякого искусства служит передачапостигнутой
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §44 То, чем для низших ступеней объектности воли
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §39 Ко всем этим размышлениям, выдвигающим субъективныймомент эстетического
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §28 Мы рассмотрели великое многообразие и различие явлений,в
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §26 Нижней ступенью объективации воли являются всеобщие силыприроды,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §22 Эта вещь в себе удержим кантовский термин
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Вторая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Четвертая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Второе размышление:
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 3 ЛЮБОВЬ И ОБЩЕHИЕ Это произошло, когда
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §55 Воля как таковая свободна: это следует уже
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §56 Эта свобода, это всемогущество, обнаружением иотпечатком которых
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §58 Всякое удовлетворение, или то, что обычно называютсчастьем,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §62 Мы показали, что первое и простое утверждение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §63 Мы признали, что временное правосудие,пребывающее в государстве,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §66 Мораль без обоснования, т.е. простое морализирование, неможет
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §68 После этого отступления, доказывающего тождество чистойлюбви и
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §69 Мы достаточно охарактеризовали, в границах нашегоисследования, отрицание
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Примечания Предисловие к первому изданию Метафизика греч. 150
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Третья О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Второе размышление:
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 4 ОБ ЭТИХ ЭМОЦИЯХ Уик-энд, посвященный улучшению
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ Диалог для любви 150 то же самое,
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 6 УПРАЖНЕНИЯ В ДИАЛОГЕ Если бы мне
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 5 НАСУЩНЫЙ ХЛЕБ ДИАЛОГА Они оба были
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §6 Пока же, в этой первой книге, мы
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §8 Как из непосредственного солнечного света взаимствованное отражение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §11 В этом отношении действительной противоположностьюзнания является чувство,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §15 И вот, если при нашем убеждении, что



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь