Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69
Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69
Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63
Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64
Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66
Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67
В. Н. Лосский. ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ | Примечания A. Bergson. Leg deus sources de la
A. Bergson. Leg deus sources de la morale et de la
religion. Paris 1932.
Митр. Филарет. Слова и речи, т. IV. М., 1882, с. 148.
См. статью М. H.-Ch. Puech. Ou en est ie probleme du
gnosticisme? Revue de l'Universite de Bruxelles, 1934, NN 2, 3.
M.-J. Congar, O. P. Chretiens desunis, Principes d'un
"oecumenisme" catholique. Ed. du Cerf, 1937, p. 15.
Акты Константинопольского Синода за август-сентябрь
1872 г. у Mansi. Coil. concit, t. 45, col. 417-546. См,
также статью М. Zyzykine. L'Eglise orthodoxe et la nation.
Irenikon, 1936, p. 265-277.
Так, Московский Патриархат имеет епархии в Северной
Америке и Токио, [Это соответствовало положению дел в 40-х
годах, когда писалась данная работа. В настоящее время
Московский Патриархат имеет епархии в Южной Америке и
Западной Европе. Ред.] Территории Патриархатов
Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и
Иерусалимского зависят в политическом отношении от
нескольких правительств.
Наименование "Вселенские Соборы", данное на Востоке
семи первым всеобщим Соборам, соответствует реальности
чисто исторического порядка: это были Соборы "вселенской"
территории Византийской империи, в которую входил, по
крайней мере теоретически, весь христианский мир. В более
поздние эпохи Православная Церковь созывала такие же
Соборы, которые, хотя и не именовались "вселенскими", не
были ни менее многолюдными, ни менее значительными.
О восточном монашестве можно найти полезные сведения в
небольшой книжке N. F. Robinson. Monasticism in the
orthodox Churches. London, 1916. Об Афоне см. F. W.
Hasluck. Athos and its monasteries. London, 1924, и F. Spunda.
Der heilige Berg Athos. Leipzig. Insel-Verlag,
1928. О монашеской жизни в России см. работы; 1. Smolitsch.
Studien zum Klosterwessen Russlands. Kyrios, 1937, N 2, pp.
95-112; 1939, № 1. pp. 29-38; в особенности же того же
автора Das altrussische Monchtum (II-16 Jhr.). Gestalter
und Gestalten. Wurzburg, 1940, в Das ostliche Christentam,
XI.
См. на эту тему: E. Benz. Heilige Narrheit. Kyrios,
1938, № I-2, pp. I-55; M-me Behr-Sigel. Les "fous pour ie
Christ" et la "saintete laique" dans l'ancienne Russie.
Irenikon, XV, 1939, pp. 554-565; Gamayoun. Etudes sur la
spiritualite populaire russe: I, Leg "fous pour ie Christ".
Russie et chretiente, 1938-39, I, pp. 57-77.
I. Smolitsch. Leben und Lehre der Starzen. Vienne,
1936.
M.-J. Congar. Цит. соч., с. 47.
К. Barth. L'Eglise et les eglises. OEcumenica, III, N
2, juillet 1936.
"Схолии" или комментарии к "Corpus Dionysiacum"
приписываемые св. Максиму, в значительной степени
принадлежат Иоанну Скифопольскому (ок. 530-540 гг.),
примечания которого были слиты византийскими переписчиками
с примечаниями св. Максима Исповедника. Текст "Схолий"
представляет сплетение, в котором почти невозможно выделить
часть, принадлежащую св. Максиму. См. по этому вопросу
исследования С. Епифановича: Материалы по изучению жизни и
творчества святого Максима Исповедника. Киев, 1917, и
статью P. von Balthasar. Das Scholienwerk des Johannes von
Scythopolis, Scholastik, XV (1940), SS. 16-38.
Кох считает "Ареопагитики" подделкой, относящейся к
концу V века. Н. Koch. Pseudo-Dionisius Areopagita in
seinen Beziehungen zum Neoplatonismus und Misterienwesen.
Forsch. z. christl. Litter, u. Dogmengeschichte, t. 86, Bd.
1. Hefle 1, 2. Meinz, 1900. Эту же дату принимает и
Bardenhewer в "Patrologie" [Автор пользуется франц. пер.:
"Les Peres de l'Eglise". Paris, 1905.] P. J, Stigimayr
старается отождествить "псевдоДионисия" с Севером
Антиохийским, монофизитом VI в.: "Der sogennante Dionysius
Areopagita und Severus von Antiochien". Scholastik, III
(1928). Критикуя это мнение, R. Devreesse относит
составление дионисиевских творений к более раннему
времени до 440 года: "Denys l'Areopagite et Severe
d'Anlioche". Archives d'histoire doctrinale et litteralre
du moyen age, IV, 1930. М, H.-Ch. Puech настаивает на
отнесении "Ареопагитик" к концу V в.: "Liberatus de
Carthage et la date de l'apparition des ecrits dionysiens".
Annuaire de l'Ecole des Hautes Etudes, section des sciences
religieuses, 1930-1931. Преосвящ. Афинагор считает Дионисия
"псевдо-Ареопагита" учеником св. Климента Александрийского
и отождествляет его с Дионисием Великим, епископом
Александрийским (середины III в.); наконец, P. Ceslas Рера
в своей статье Denys ie Mystique et la
Qeomacia.
Revue des sciences philosophiqaes et theologiqaes, XXV,
1936, находит в дионисиевских писаниях влияние
каппадокийской школы и пытается приписать их неизвестному
ученику св. Василия Великого.
PG, t. 3, col. 1065. (PG
Patrologiae cursus completus, 215-томная серия, изданная
французским аббатом J.P.Migne Ред.)
Quaestiones disputatae, qu. VII, a. 5.
Трактат "О мистическом богословии" опубликован у Migne,
PG, t. 3, col. 997-1048. Французский перевод (очень
неточный), сделанный монсиньором Darboy, Paris, 1845,
переиздан в 1938 г. Мы цитируем Дионисия в новом переводе
М. de Gandillac; O'Euvres completes du pseudo-Denys
l'Areopagite, в "Bibliotheque philosophique", Aubier, 1943.
PG, t. 3, col. 1000.
Там же, col. 1000-1001.
Там же, col. 1048 В.
Enn. VI, IX, 3. Collection Guillaume Bude, VI.2, p.
174-175. Мы цитируем Плотина в переводе М. Emile Brehier.
Там же, р. 175.
Там же. Курсив наш.
Enn. VI, IX, 4, р. 176.
Enn. VI, IX, 10, р. 186.
PG, t. 3, col. 1048 A.
Там же, col. 981 A.
PG, t. III, col. 125 А. [Здесь цитата приведена по
русск. пер.: Ориген. Творения, вып. 1. Казань, 1899, с. 17.]
PG, t. 29, col. 521-524; 577-580; 648; PG, t. 32, col.
869 AC: ср. Григорий Нисский. Против Евномия, X: PG, t. 45,
col. 828.
PG, t. 44, col. 377 В. (Мы цитируем по франц. пер.
Danielou, р. 112.); PG, t. 45, col. 604 BD; там же, col. 944 С.
PG, t. 44, col. 1028 D.
PG, t. 36, col. 29-32. [Здесь цитата дана по Русск.
пер.; Творения св. Григория Богослова, архиеп.
Константинопольского, ч. III. М„ 1889, с. 15.]
PG, t. 9, col. 109 А. [Русск. пор. Н. Корсунского,
Ярославль 1892, с. 580.]
Там же, col. 124 В-125 А.
Там же, col. 116-124.
PG, t. 44, col. 297-430.
CM. статью M. H.-Ch. Puech. La tenebre mystique chez
ie pseudo-Denys l'Areopagite et dans la tradition
patristique. Etudes Carmelitaines, octobre, 1938, p. 33-53.
PG, t. 44, col. 755-1120.
PG, t. 36, col. 29AB. [Русск. пер.: Творения, ч. III,
с. 14.]
Там же, col. 320 ВС. [Русск. пер.: Творения, ч. III, с.
198.] Ср. Слово 45, на Святую Пасху, § 4: Там же, col. 628
D-629 A. [Русск. пер.: Творения, ч. IV, с. 125.]
Там же, col. 317 ВС; 625-628 А (Русск. пер.: Творения,
ч. III, с. 196-197.]
PG, t. 94, col. 800 АВ. [Русск. пер.: Полное собрание
творвний св. Иоанна Дамаскина, т. 1, СПб., 1913, с. 162
PG, t. 150, col. 937 A.
PG, t. 150, col. 1176 В.
PG, t. 36, col. 188 С. [Русск. пер.: Творения, ч. III,
с. 119.]
PG, t. 37, col. 748. [Русск. пер.: Творения, ч. IV с.
208.]
PG, t. 3, col. 1069 В.
Там же, col. 1072 В.
PG, t. 45, col. 939-941.
PG, t. 3, col. 140-145.
PG, t. 36, col. 28 АС. [Русск. пор.: Творения, ч. III
с. 12-13.1
PG, t. 35, col. 945 С.
PG, t. 3, col. 997.
PG, t. 37, col. 984-985. [Русск. пор.: Творения, ч. IV,
с. 234.]
Там же, col. 1165-1166.
Св. Афанасий Великий. На ариан,сл. 1, 18: PG, t. 26,
col. 49; св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной
веры, 1, 8: PG, t. 94, col. 812-813.
PG, t. 36, col. 417 ВС. [Русск. пер.: Творения, ч. III,
с. 266.]
PG, t. 35, col. 1160 CD. [Русск. пер.: Творения ч. II,
с. 180.]
PG, t. 35, col. 1161 С. [Русск. пер.: Творения, ч. II,
с. 182.]
PG, t. 36, col. 628 С. [Русск. пер.: Творения, ч. IV,
с. 126.]
PG, t. 32, col. 149 В. [Русск. пер.: Творения, ч. III,
с. 244.]
Enn, IV, 4, 28 (col Guil. Bude, IV, p. 131, 1, 55).
Речь идет о страстях души, имеющих одну и ту же природу.
Категории, V (изд. Берлинской академии, 1, 2, 11-19)
PG, t. 94, col. 605, 612. [Русск. пер.: Полное собрание
творений, т. 1, с. 87, 89.]
PG, t. 83, col. 33 АВ.
PG, t. 36, col. 345 CD. [Русск. пер.: Творения, ч. III,
с. 213]
Там же, col. 144 А. [Русск. пер., с. 213.]
PG, t. 94, col. 828-829. [Русск. пер.: Полное собрание
творений, т. I, с. 173-174.]
Там же, col. 829. [Русск. пер., с. 173-174.]
Там же, col. 828 С. [Русск. пер., с. 173.]
Там же, col. 821-824. [Русск. пер., с. 172.]
Там же, col. 828 D. [Русск. пер., с. 173.]
Там же, col. 820 А, 824 А. [Русск. пер., 172.]
PG, t. 36, col. 141 В. [Русск. пер.: Творения, ч. III,
с. 89.]
PG, t. 35, col. 1077 С. [Русск. пер.: Творения, ч. II,
с. 141.]
Выражение принадлежит Дионисию. PG, t. 3, col. 645 В.
Summa theologica, Ia, q. 29, a 4.
PG, t. 36, col. 320 ВС. [Русск. пер.: Творения, ч. III,
с. 198.]
Etudes de theologie positive sur La Sainte Trinite, 1,
433.
PG, t. 25, col. 505 А. [Русск. пер.: Творения св.
Афанасия Великого, ч. 1, Серг. Лавра, 1902, с. 461.]
PG, t. 26, col. 468В. [Русск. пер.: Творения, ч. II, с.
455,]
PG, t. 35, col. 1073. [Русск. пер.: Творения, ч. II, с.
137.]
PG, t. 36, col. 148 D-149 А. [Русск. пер.: Творения, ч.
III, с. 94.]
Там же, col. 476 В. [Русск. пер.: Творения, ч. IV, с.
30.]
PG, t. 94, col. 821 С 824 В, 829 В. [Русск.
пер.: Полное собр. творений, т. 1, с. 171, 172, 174.]
PG, t. 4, col. 221 A.
PG, t. 32, col. 329 С332 А. [Русск. пер.: Творения, ч.
IV, с. 89.]
PG, t. 94, col. 832 АВ. [Русск. пер.: Поли. собр.
творений, т. I, с. 175.]
Отец, Сергий Булгаков понимает Бога как "трииностаспую
Личность", Которая открывает Себя в "усии"
Премудрости. См. его "Агнец Божий", гл. 1, §§2, 3.
PG, t. 36, col. 419 В. [Русск. пер.: Творения, ч. III,
с. 261.]
Там же, col. 417 В. [Русск. пер., с. 260.]
PG, t. 90, col. 1125 A.
"По-видимому, в наше время догмат о единство Божием как
бы поглотил догмат Троичности, о котором осталось только
воспоминание" (Th. de Regnon, Etudes de theol, positive sur
la Sainte Trinitс. Serie I, p. 365.
Нужно, однако, заметить, дабы не впасть в чрезмерные
обобщения, что, например, мистика цистерцианцев остается по
духу тринитарной. Это в особенности справедливо по
отношению к Гийому де Сен-Тьерри, чье учение находится под
сильным влиянием греческих отцов. Развиваясь в духе
восточного богословия, мысль Гийома стремилась к смягчению
Filioque.
См. главу, посвященную Троичности, в его кн. "Столп и
утверждение истины". М., 1914.
PG, t. 34, col. 816 В. [Рувск. пер.: Духовные беседы.
Сергиев Посад, 1904, с. 312.]
Там же, col. 784 С. [Русс. пер., с. 286.]
Gilson. La theologie mystique de saint Bernard, p.
143-144.
PG, t. 150, col. 932 D.
Св. Григорий Палама. Главы физические, богословские,
нравственные и практические: PG, t. 150, col. 1169.
Там же, col. 941 С.
Там же, col. 937 D.
"Икономия" (греч.) означает домостроительство, или
управление домом, распорядок, распределение.
PG t. 6, col. 908 В.
PG t. 32, col. 869 АВ. [Русск. пер.: Творения, ч. VI,
с. 150.] Ср. Против Евномия, II, 32: PG, t. 29, col. 648.
PG t. 3, col. 640.
Там же, col. 649-652.
PG, t. 130, col. 132 A.
PG, t. 94, col. 800 ВС. [Полн. собр. творении, т. 1, с.
162.]
Там же, col. 860 В. [Русск. пер., с. 185.]
PG, t. 150, col. 1220 D.
Там же col. 1189 В.
S. Marci Eugenici Ephes. Capita syllogistica., в кн. W.
Gasa. Die Mystik dea N. Cabasilas. Greiswald, 1849, append.
II, s. 217.
Слова и речи, т. II, с. 36-37.
PG, t. 150, col. 929 ВС.
Там же, col, 949 АС. Св. Григорий Палама, без сомнения,
имеет в виду место из св. Григория Нисского "Об устроении
человека", гл. XI: PG, t. 44, col. 153-156.
Нет ничего безнадежнее упрощенного понятия Божественной
простоты. Книга о. Себастиана Гишардена "Проблема
Божественной простоты на Востоке и на Западе в XIV- XV
веках. Григорий Палама, Дунс Скот, Георгий Схоларий",
вышедшая в Лионе в 1933 году, является разительным примером
подобной богословской нечуткости к основным тайнам веры.
Это место приводится М. Jugie в статье "Palamas",
"Diet. de theol. cathol.", XI, col. 1759 s.
Св. Григорий Палама. Главы физические...: PG. t. 150,
col. 1209 С 1212 A.
Св. Григорий Палама. Феофан. PG, t 150, col. 929 A.
PG, t. 91, col. 1261-1264.
Постановления Собора 1341 г., Synopsis Nili. Mansi,
Coil. concil., t. 25, col. 1149.
PG, t. 75, col. 1056 A.
PG, t. 35, col. 1164 A.
PG, t. 45, col. 1317 А. [Русск. пер.: Творения, ч. VII,
с. 39.]
PG, t. 36, col. 129 А. [Русск. пер.; Творения, ч. III,
с. 180.]
PG, t. 7, col. 989 С. [Русск. пер.: Сочинения св.
Иринея, епископа Лионского. СПб., 1900, с. 331.]
PG, t. 29, col. 605 В. [Русск. пер.: Творения, ч. III,
с. 73.]
PG, t. 94, col. 856В. [Русск. пер.: Полн. собр.
творений, т. 1, с. 184.]
Там же, col. 1337 В. [Русск. пер., с. 400.]
Там же, col. 1340 АВ.
Слова и речи, т. 1, с. 90.
Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. Афины,
1861, с. 176-177.
PG, t. 91, col. 1308 В.
Там же, col. 640 ВС.
Цит. по кн.: прот. Г. Флоровский. Пути русского
богословия. Париж, 1937, с. 180.
PG, t. 94, col. 853 С.
Там же, col. 813 А.
PG, t 44, col. 69 A.
PG, t. 94, col. 1240-1241.
Там же, col. 865 A.
Там же, col. 837 A.
[В русском переводе это выражено словами "соединенная с
хотением мысль".Прим. пер.]
PG, t. 3, col. 817, 824.
PG, t. 44, col. 441 В. Ср. Большое огласительное слово
гл. 6: PG, 145, col. 25 С.
Именно так представлено образование системы Иоанна
Скота Эригены у А. Бриллиантова в его капитальном труде
"Влияние восточного богословия на западное в произведениях
Иоанна Скота Эригены". СПб., 1898.
PG, t. 3, col. 817, 824.
Там же, col. 168.
PG, t. 91, col. 1260 С.
Cм. главные тексты св. Максима Исповедника об онтологии
бытия тварного у Hans Urs von Вalthasar. Kosmische
Liturgiс. Freiburg im Breisgau, 1941.
PG, t. 91, col. 1152 G-1156 В, 1160 A.
Св. Григорий Великий (Двоеслов). Собеседования. кн. II,
гл. 35: PG, t. 66, col. 198-200.
PG, t. 26, col. 632 ВС [Русск. пер.: Творения, ч. III,
с. 64.]
PG, t. 7, col. 975 В.
PG, t. 32, col. 136 АВ. [Русск. пер.: Творения, ч. III,
с. 234.)
PG, t. 29, col. 16 С. [Русск. пер.; Творения, ч. 1, с.
12.]
PG, t. 91, col. 1164 ВС.
PG, t. 29, col. 13. [Русск. пер.: Творения, ч. 1, с.
5.]
PG, t. 46, col. 124 С [Русск. пер.: Творения, ч. IV, с.
296.]
PG, t. 44, col. 104 ВС; t. 46, col. 28 A.
PG, t. 46, col. 76-77.
Cм. Г. Флоровский, цит. соч., с. 178.
" Св, Кирилл Иерусалимский. Слова огласительные, XV,
24; PG, t. 33, col. 904; св. Кирилл Александрийский. Orat.
pasch., XII, 2: PG, t. 77, col. 673; св. Иоанн Златоуст.
Против аномеев, II, 3: PG, t. 48, col. 714.
Слова Исаака Сирина. Cм. A. I. Wensinck. Mistic
treatises bi Isaak of Nineveh, translated from Bedjan's
syriac text. Verhandelingen der koninklijke Akademie van
Wetenschappen te Amsterdam. Afdeeling letterkunde
Nieuwereeks, XXIU, 1. Amsterdam, 1923, с. 8.
PG, t. 29, col. 49-52, [Русск. пер.: Творения, ч. 1, с,
35.]
PG, t. 44, col. 72-73.
A. I. Wensinck. Цит. соч., с. 127.
Св. Максим Исповедник. Цит. по кн.: Л. Карсавин. Святые
отцы и учители Церкви. Париж, 1926, с. 238. Мы но могли
найти этого текста в творениях св. Максима. Однако та жо
самая мысль выражается им во многих местах, напр., в De
аmаbiguis: PG, t. 91, col. 1305 АВ.
PG, t. 91, col. 1305.
PG, t. 44, col. 181-185.
PG, t. 91, col. 1308.
A. I. Wensinck. Цит, соч., с. 341.
Цит. по: Г. Флоровский, цит. соч., с. 179.
PG, t. 44, col. 177 D, 180 A.
PG, t. 34, col. 557-561.
Prosopopeiae: PG, t. 160, col. 1361 С. Произведение,
приписываемое св. Григорию Паламе.
Там же, col. 1145-1148.
См. прим. 167.
Против ересей, IV, предисл., § 4; PG, t. 7, col. 975 В,
§ также IV, 20, 1 (1032); V, 1, 3 (1123); V, 5, 1
(1134-1135); V, 6, 1 (1136-1137); V, 28, 3 (1200).
PG, t. 37, col. 452.
Там же, col. 446-447.
Там же, col. 761-762. [Русск. пер.: Творения, ч. IV, с.
214-215.]
PG, t 36 col. 364 ВС. [Русск. пер.: Творения, ч. III,
с. 226.)
PG, t 44, col. 184 AC.
Там же, col. 184 В.
Там же, col. 185-204.
PG, t. 79, col. 1193 С. [Русск. пер.: Добротолюбие, т.
2, изд. 3, М., 1913, с. 222.]
PG, t. 86, col. 1277 CD. Те же идеи развивает св.
Максим Исповедник (PG, t 91, col. 557-560) и св. Иоанн
Дамаскин (Точное изложение православной веры, 1, IX, 53).
PG, t. 46, col. 244 С.
PG, t. 36, col. 560 A.
Там же, col. 632 С. [Русск. пер.: Творения, ч. IV, с.
129.]
PG, t. 91, col. 45 D 48 A.
Там же, col. 48 A 49 A, 192 ВС. Ср.: св. Иоанн
Дамаскин. Точное изложение православной веры, III, 14.
PG, t. 94, col. 924 A.
PG, t. 91, col. 1608 В.
Это выражение принадлежит Диадоху Фотикийскому (см.
Диадох Фотикийский. Слово подвижническое. Греческий текст с
русским переводом. Киев, 1903, т. 1, с. 363).
Место, в котором говорится о трех волях, находится в
письме XX, опубликованном у Galland, Vet. Patrum Bibl.
Venise, 1788, IV, с. 696 и сл.
Для детального анализа этих терминов см. работу С. М.
Зарина "Аскетизм по православпо-христианскому учению",
СПб., 1907, все еще сохраняющую свою ценность.
PG, t. 65, col. 1020 A.
Там же, col. 921-924.
PG, t. 120, col. 499 АВ.
PG, t. 44, col. 164.
О темных силах, охватывающих человсческий дух, см.
Духовные беседы, XXIV, 2; XLIII, 7-9 и-др.: PG, t. 34,
coil. 664, 776-777. [Русск. пер.: Творения преп. Макария
Египетского, с. 181-182, 280-281.]
Скончавшийся в России в начале революции автор
"Смысла жизни"
(М., 1918) неизвестен на Западе. Он является единственным
"софианцем", богословская мысль которого осталась вполне православной.
Св. Ириней Лионский. Против ересей, V, предпел.: PG, t
7, col. 1120: св. Афанасий Великий. Слово о воплощении
Бога-Слова, 54: PG, t. 25, col. 192В; св. Григорий
Богослов. Роem. dogmatica, X, 5-9: PG, t. 37, col. 465; св.
Григорий Нисский. Большое огласительпое слово, 25: PG, t.
45, col. 65 D.
PG, t.150.
PG, t. 90, col. 621 AB. 213
PG, t. 91, col. 1308.
Там же col.1309
H. U. von Balthasar. Kosmische Liturgie, s. 267-268.
PG, t. 90, col. 1108 АВ.
PG, t. 94, col. 1464 A.
PG, t. 123, col. 1156 С.
PG, t. 3, col. 640 С; 648 D; 1072 В.
Три слова о Премудрости, к еп. Игнатию (по ркп. 431
Синодальной библиотеки в Москве), изд. еп. Арсением, греч.
текст и Русск. пер., Новгород, 1898.
PG, t. 94, col. 1029, 1032.
Творения, т. III, с. 101; Христианское чтение, 1842,
IV, с. 395.
Беседа на Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Опубликовано в сборнике проповедей св. Григория Паламы.
Афины, 1861, с. 216.
М. Jugie. Homelies mariales bizantmes. Patrologia
orientalis, XIX, fasc. 3, Paris, 1925, p. 463.
PG, t. 94, col. 985 ВС 988 A.
PG, t. 90, col. 312-316.
PG, t. 91, col. 604 ВС.
Mansi, coil. consil., VII, col. 116; Denzinger,
Enchiridion, Wurzburg, 1865, n. 134, p. 44-46. [Текст
приведен здесь по "Книге правил" в русско-славянском переводе.]
Главные "кенотические"
места у св. Кирилла: Quad unus sit Chriatus: PG, t. 75,
col. 1308, 1332; Apologeticus contra orientales: t. 76,
col. 340-341; Apologeticus contra Theodoretum: col. 417,
440; Adversus Nestorium, III, 4: col. 152; De recta tide,
ad reginas, II, 19; col. 1357-1359; Homil. pasch., XVIII t.
77, col. 773 et passim.
PG, t. 73, col. 361 D.
PG, t. 91, col. 844, 345 D-348 A.
PG, t. 94, col. 1013 В.
Там же, col. 1013 С 1016 А, 1105 АВ.
PG, t. 91, col. 337 С-340 A, 1060 A.
PG, t. 94, col. 1057 A.
Св. Максим Исповедник, Opuscula theologica et polemica.
Ad Marinum: PG, t. 91, col. 48 A-49 A.
PG, t. 94, col. 1060 ВC.
Там же, col. 1073 ВС.
PG, t. 91, col. 1044 ВС, 1048 С.
Там же, col. 156-157, 1040, 1049 D-1052, 1317 D-1321.
[Все эти песнопения приведены здесь по тексту
славянской Триоди постной.]
См. выше, прим. 216.
PG, t. 90, col. 408 D, 633 D, 684 A-685 В.
PG, t. 36, col. 653 АВ.
Там же, col. 661 С.
Там же, col. 664 A.
Св. Григорий Богослов. Песнь Христу после безмолвия, в
Пасху: PG, t. 37, col. 1328.
Cм., напр., у св. Григория Богослова, Письма, 101: PG,
t- 37, col. 181.
Св. Григории Богослов. Слово 41, ва св. Пптидесятиицу,
5: PG, t. 36, col. 436-437.
PG, t. 7, col. 966 С.
PG, t. 32, col. 157 AB.
Слово 62. Мы цитируем данный текст по русскому переводу
еп. Феофана Затворника, изд. 2-е Афонского русского
Пантелеимонова монастыря. Творения св. Симеона Нового
Когослова были опубликованы в Смирне в 1886 году. Это
издание не удалось найти, и Крумбахер признается, что
никогда его не встречал (Geschichte der bizantinisclien
Lilteratur. 2. Aufl., Munclien, 1897, s. 194). Минь
опубликовал частично творения св. Симеона в латинском
переводе, сделанном Понтаном в 1603 г.: PG, t. 120, col.
321-694. Некоторые гимны св. Симеона были изданы в журнале
Vie spirituelle, XXVII, 2 и 3; XXVIII, 1 (1931, май-июль) в
переводе г-жи Лот-Бородиной.
PG, t. 44, col. 1316.
PG, t. 94, col. 856.
PG, t. 120, col. 507-509.
PG, t. 36, col. 161-164.
Антифон 4-го гласа на утрени.
PG, t. 36, col. 159 ВС.
PG, t. 32, col. 133 С.
Литургия св. Василия Великого, тайносовершительная
молитва.
PG t 94, col. 821 ВС.
PG, t. 7, col. 1082.
PG, t. 8, col. 229 В.
Тайноводство, 1: PG, t. 91, col. 665-668; P. de Lubas,
op. cit., p. 27. Cм. вообще гл. II этой замечательной
работы, где автор развивает идею единства человеческой
природы в Церкви, основываясь главным образом на отцах
Греческой Церкви.
PG, t. 59, col. 361-362.
PG, t. 74, col. 560.
PG, t. 32, col. 108 ВС.
Там же, col. 108-109.
PG, t. 44, col. 1116-1117.
PG, t. 160, col. 617 AB.
PG, t. 120, col. 509 [Русск. пер.: Св. Симеон Новый
Богослов. Божественные гимны, Сергиев Посад, 1917, с. 14.]
Выражение, взятое из
"Слова 41-го, на св. Пятидесятницу"
св. Григория Богослова (PG, t. 36, col. 441), которое
послужило для составления наиболее прекрасных песнопений
службы на св. Пятидесятницу.
[О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима
Саровского с Н.А. Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914, с. 38-39.]
Там же.
Слово 45, 9, [Русск. пер.: Слова, вып. 1, с. 396.]
Слово 57, 4. [Русск. пер.: Слова, вып. II, М., 1890, с.
47-48.]
М. J. Congar, О. P., Chretiens desunis, р. 14.
PG, t. 46, col. 244 С.
PG, t. 70, col. 1144 CD.
PG, t. 7, col. 966.
PG, t. 90, col. 1209 A.
PG, t. 91, col. 668-672.
PG, 1. 90, col. 609 ВС; 1312 С.
Св. Григорий Богослов. Слово 30-е: PG, t. 34 col. 132
В.
PG, t. 45, col. 88 и сл.
PG, t. 25, col. 393-396.
Св. Афанасий Великий. О явлении во плоти Бога Слова и
против ариан, 8: PG, t. 26, col. 996 С.
Таково заглавие творения Николая Кавасилы о таинствах.
Текст, цитируемый о. Г. Флоровским; Восточные отцы IV
века. Париж, 1931, с. 232.
PG, t. 59, col. 260.
PG, t. 94, col. 1153 В.
Св. Симеон Новый Богослов, франц. пер. в Vie
spirituelle, XXVII, 3, juin, 1931, p. 309-310.
Там же, р. 304.
PG, 1. 91, col. 1308 В.
PG, t. 91, col. 688-697.
PG, t. 151, col. 468 AB.
Там же, col. 472 В.
Там же, col. 472 D-473 A.
Догматик 1-го гласа.
О цели христианской жизни. Беседа проп. Серафима
Саровского с Н. А. Мотовиловым, с. 5.
PG, t. 46, col. 289 С.
Впрочем, на Западе его также долго почитали как
святого; на него ссылается папа св. Григорий Великий; папа
Урбан V еще в XIV веке называет его в одной из своих булл
"святым Иоанном Кассианом"
.
PG, t. 34, col. 757 A.
Епископ Феофан. Письма о духовной жизни. Изд. Афонского
Паптелеимонова монастыря, с. 19, 65, 67, 83.
PG, t. 34, col. 528 D-529 A.
Wensinsk, указ. соч., с. 13. Сирийский текст сочинений
св. Исаака впервые был опубликован P. Bedjan, Маг Isaacus
Ninevita. De perfectione religiosa (Paris, 3009); греческий
текст (перевод IX века, единственно известный до издания
Bedjan'a) издан N. Theotoki (Leipzig, 1770).
PG, t. 88, col. 634 С.
Там же, col. 644 A.
PG, t. 34, col. 597 В.
Там же, col. 776 D.
Там же, col. 589 В.
См. выше, гл. VI
"Образ и подобие"
.
Творения преп. Исаака Сириянина, изд. 3-е, 1911 с. 204,
331.
Не стоит здесь говорить о том, что этот термин,
обозначающий то познание, которое человеческая личность
стяжает Духом Святым, не имеет ничего общего со
спекулятивным мышлением гностиков.
PG, t. 90, col. 1341-1344.
Ed. Theotoki, XVII, p. 87-88.
PG, t. 40, col. 124.4 AB; ср. там же, col. 1221.
Wensinck, цит. соч., p. 310.
Ed. Theoloki, LV, p. 325.
PG, t. 88, col. 804 AB.
О даре слез смотри статью Lot-Borodina. Le mystero du
don lo lai'mes dans l'Orient chreticii. Vie spiriluellle,
XLVIII, n. 3 (1 sept. 1936), Etudes et documents, p. 65-110.
PG, t. 88, col. 816.
PG, t. 94, col. 976 A.
Wensinck, цит. соч., p. 338.
Там же, p. 320; ср. р. 211.
Св. Макарий Египетский. Духовные беседы: PG, t. 34,
col. 741 и cл.
PG, t. 79, col. 1169 АВ [Русск. пер.; Добротолюбие, т.
2, изд. 3, М., 1913, с. 208.]
Wensinck, цит. соч., р. 294-295.
PG, t. 160, col. 1117 В.
Св. Григорий Нисский, De instiluto christiano; PG, t.
46 col. 301 D.
Ed Theotoki, XXXV, p. 229; LXIX, p. 402.
Wensinck, p. 113.
Св. Исаак Сирин, ed. Theoloki, XXXII, p. 206-207.
Ed. Theotoki, LXXXV, p. 511.
Ed. Theotoki, XXXII, p. 202.
Там же.
Слово 45, 10.
PG, t. 88, col. 1096-1117, 1129-1160. Обе аскетические
сотницы св. Психия Синайского опубликованы Минем, PG, t.
93, col. 1479-1544, среди творений Исихия Иерусалимского.
См. статью G. Wunderle. La technique psychologiquc de
l'Hesychasme bizantin. Etudes Carmelitaines, octobre 1938,
p. 61-67. Cм. также важный источник по исихазму
"Сотницы Каллиста и Игнатия", опубликованный в немецком переводе Ammann, Wurzburg,
1938. Выпуск в свет этих двух работ знаменует начало более
углубленных и беспристрастных работ об психазме, сильно
недооцениваемом на Западе до наших дней.
Еп. Феофан Затворник. Собранно писем, вып. V, М., 1899,
с. 189 (письмо 911).
PG, t. 79, col. 1192-1193.
PG, t. 65, col. 1040 С.
Слово подвижническое, гл. 59, изд. Попова, т. 1, с 340,
303.
Там же, гл. 16, т. 1, с. 43.
PG, t. 88, col. 1156.
Там же. col. 1160.
Беседа 53, 2; Русск. пер., вып. II, с. 7.
PG, t. 46, col. 96 С.
PG, t. 31, col. 908 CD.
PG, t. 91, col 1308.
Wensinck, p. 342.
PG, t. 120, col. 425.
PG, t. 34, col. 761.
PG, t. 88, col. 1776-1780.
PG, t. 40, col. 1268 A.
Слово 79, 2. Русск. пер. еп. Феофана вып. II, с.
318-319.
PG, t. 32, col. 513 В, 565 АВ, 673.
PG, t. 160, col. 823.
Св. Григорий Палама. Слово на Преображение: PG, t. 151,
col. 448 В. См. прекрасный очерк афонского монаха о.
Василия Кривошеина (впоследствии архиепископ Брюссельский)
"Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы"
в Seminariuni Kondakovianum, VIII, Прага, 1936, с. 99- 154.
Творения св. Симеона Нового Еогослова, Смирнское изд.,
1886, ч. II, с. 1.
PG, t. 150, col. 1833.
Слово 57, 1; изд. Русского Афонского Паптелеимопова
монастыря, вып. II, с. 36; св. Григорий Палама. Главы
физические: PG, t. 160, col. 1169 A.
PG, t. 151, col. 268 АВ.
PG, t. 160, col. 1232 С.
PG, t. 151, col. 433 В.
Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, 22
беседа св. Григория Паламы. Афины, 1861, с. 175-177;
цитируется у о. Василия Кривошеина в Seminai'ium
Kondakovianum, VIIT, с. 138.
Разговоры души и тела: PG, t. 160, col, 1361 С.
Подлинность этого произведения, приписываемого св. Григорию
Паламе, оспаривается; во всяком случае оно принадлежит тому
же духовному направлению.
PG. t. 160, col. 1233 В.
Л. И. Денисов. Житие, подвиги, чудеса, духовные
наставления и открытие св. мощей преп. Серафима, Саровского
чудотворца. М., 3704, с. 420.
Слово 90. Русск. пер. еп. Феофана, вып. II, с. 487-488.
Противополагая пути обожения, свойственные Западной и
Восточной Церкви, мы не хотим ничего утверждать
категорически. Этот предмет, слишком тонкий и имеющий много
различных оттенков, ускользает от всякой попытки
схематизации. Так, на Западе переживание мистического мрака
совсем не характерно для таких святых, как, напр., св.
Бернард Клервосский. С другой стороны, духовная жизнь
подвижников Восточной Церкви представляет нам по крайней
мере один довольно типичный пример
"мистической ночи", а именно у св. Тихона Задонского (XVIII в.).
О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима
Саровского с Н. А. Мотовиловым, с. 17-20.
Там же, с. 10, 33.
Wensinck, hom. II, p. 8-9.
Там же.
Слово 90, изд. Русского Афонского Пантелеияопова
монастыря, вын. II, с. 488-489.
PG, t. 160, col. 1225-1227.
Слово 57, 2, изд. Русского Афонского Пантелеимонова
монастыря, вып. II, с. 37.
Там же.
См. выше с. 134
Ed. Theotoki, LXXXIV, p. 480-481; Wensinck, XXVII, P.
136.
PG, t. 34, col. 544 D.
Слово 27.
Слово 37: PG, t. 36, col. 370 ВС.
Ed. Theotoki, XLIII, LXIX; Wensinck, horn. LXII, p.
289, horn. LXVII, p. 316.
PG, t. 59, col. 721-724.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проф. И. В. Попов, Идея обожения в
древне-восточной церкви. Вопросы философии и психологии,
кн. 97, стр. 213,
Ср. Г. Ольденберг, Будда, его жизнь,
учение и община, Пер. П. Николаева, М. 1890, стр. 38;
Позднев, Дервиши в мусульманском мире, Оренбург, 1886 г.,
стр. 116-120; Уманец, Очерк развития религиозно-философской
мысли в Исламе, СПб., 1890. стр. 88-89, 100; Суоми
Вивекананда, см. В. Джемс, Многообразие религиозного опыта,
М. 1910. стр. 503.
Ср. проф. И. В. Попов, Идея обожения в
древне-восточной церкви. cit, стр. 165-167.
Ibidem, стр. 166-167: "Стать богом" для
того времени не значило вырасти до величия абсолютного и
вознестись до беспредельности Его совершенств. В понятии
бога необходимо мыслились только бессмертие, блаженство и
сверхчеловеческая полнота и интенсивность жизни".
Migne, Ser. Graec., t. III, S. Dionysii
Areopagitae. De coelesti hierarchia, cap. III, § 2, cp. § 3.
Cp. Migne, Ser. graec., t. XXXIV. S.
Macarii Aeguptii, De custoolia corolis, I, IX, XI (в особ.
col. 828-829); p. пер. пр. Макария Егип., Беседы, послания
и слова, М., 1852. cл. 1, О хранении сердца, гл. 1, 9, 11
(в особ, стр. 470); t. СХХ, or. 3, 334 С.
Migne, ser. graec, tt. VIII-IX; Strom.
V, 11; p. п. Строматы, пер, Н. Корсунского, Ярославль,
1892, стр. 586.
Ibid., р. п. стр. 582.
"Отвращение от чувственного происходит
вследствие обращения к умозрительному". Strom. IV, 23; р.
п. стр. 490.
Strom. VII, 7; р. п., стр. 823: "мудрец
истинный всю жизнь свою проводит в молитве, чрез оную
стремясь жить в единении с Богом"; ср. 833: "обыкновенные
жертвоприношения его суть молитвы".
Поскольку Дионисий признает творение,
он не может быть причислен к пантеистам в строгом смысле
слова, но в виду того, что его творение означает не столько
свободный, творческий акт, сколько некоторый необходимый
процесс мирообразования (Ср. De div. nom. IV, 1), нельзя не
признать, что его космогония обнаруживает некоторый наклон
в сторону того динамического пантеизма, который нашел себе
столь яркое выражение в системе Плотина.
Насколько сам преп. Дионисий был далек
от отрицания значения Откровения и методологически-научной
разработки его, можно видеть из того, что опыту
положительной разработки богословия на основе Св. Писания
он посвятил целый ряд сочинений.
Migne, t. 44, 317, АВ, р. п., творения
св. Григория Н., ч. 1, М. 1861, стр. 247.
MG. t. XIII, In. Cant, Cant., Cap. IV,
col. 209, Насколько этот образ жениха и невесты стал
излюбленным для характеристики отношения души ко Христу,
можно судить потому, что после Оригена нет, кажется,
писателя рассматриваемой группы, у которого не встречался
бы этот образ. Но особенно подробно его раскрывают Мефодий
Патарский в своем Симпосионе, Афанасий В. в своих
Комментариях на Песне Песней, Григорий Нисский в своих
Беседах на ту же книгу, Макарий Великий в своих творениях.
Ср. MG. t. 34; Нот., 10, 4; ср., Hom.,
5. 5; 9, 8; 25, 5; 28, 5. В патриcтической литературе
понятия erotikos, eros отнюдь не имеют того специфического
значения, которое придано им популярной речью. В ней они
употребляются исключительно в идеально-платоническом
смысле. По Платону, эрос в самой основе есть внутреннее,
лежащее в глубине души, стремление к вечному, доброму и
прекрасному, невыразимая тоска по утраченному отечеству,
жажда вернуться в потерянный рай, в мире сверхчувственный,
идеальный, в царство божественной красоты. То, что отличает
eros от agape, есть ярко выраженный эмоциональный характер
этого чувства. Чуждая истерического эротизма, мистическая
любовь характеризуется необычайною интенсивностью. Это не
какой-нибудь отвлеченный amor Dei intellectualis Спинозы, а
живое охватывающее все существо человека, чувство. Эту
черту мистической любви отмечают сами подвижники и
христианские писатели-мистики. "Возлюби пламенно
(erastheti), говорит Григорий Нисский, потому
что у бесплотных неукоризненна и бесстрастна эта страсть
(to pathos), почему премудрость и предписывает пламенную
любовь к Божественной красоте" (In. Cant. Cant. Horn. 1, С
772 АВ). Отсюда неудивительно, что они широко пользуются
понятием там, где говорят о мистической любви в отличии ее
от любви преимущественно этической природы.
Пламенная любовь к Христу, как
Небесному Жениху, является характерной чертой не только
мистики пр. Макария, но и всего представляемого им
направления. В Симпосионе Мефодия Патарского,
представляющем собою глубоко мистический трактат о девстве,
как главном условии таинственного сочетания души с Христом,
хор девственниц поет гимн Господу, где в поэтической форме
изображается страстная тоска души по своем Возлюбленном:
ради Возлюбленного душа оставляет брачное ложе, дорогой
дом. мать, родных, отечество, все удовольствия и
развлечения мира, чтобы войти внутрь всеблаженного чертога
жениха, укрыться в Его объятиях, непрестанно созерцать Его
небесную красоту (MG. t. 18, Sympos. XI. 2: ср. р. п. проф.
Е. Ловягина, СПб. 1877, стр. 107-108). Мотивы этой песни
основным тоном проходят через всю мистику рассматриваемого
направления. По Григорию Нисскому, который с гностической
мистикой сумел сочетать порывы мистики "эмоциональной". Бог
в Песни Песней указует "самый совершенный и блаженный
способ спасения, именно, посредством любви" (Творения, ч.
III, М. 1862, стр. 12). Эта любовь есть мистическая любовь
души, этой невесты, к Логосу, как возлюбленному жениху
своему. Чем более душа приближается к Логосу, тем сильнее
пламенеют в ней любовь и желание созерцать красоту Его
лицом к лицу. Она ищет Жениха своего ночью и, охваченная
"опьянением любви, погружается в "экстатическое" состояние.
"Уязвленная этой любовью", она оставляет все "тварное, и
все умопредставляемое в твари, верою обретает любимое и уже
не выпускает из объятия веры Обретенного, пока Он не
вселится внутри чертога ее, т.е. внутри сердца" (там же,
стр. 158-159). Это единение души с Господом есть "пречистое
супружество, в котором душа прилепляясь Господеви, делается
един дух с Господом" (там же, стр. 20).
Horn. 4, 9; Нужно заметить, что в своем
учении о телесности души Макарий не стоит среди церковных
писателей первохристианства совершенно одиноко. Под
влиянием того же стоицизма Тертуллиан приписывает
телесность не только человеческой душе, но и Богу. Далее
эфирную телесность душе, ангелам и демонам приписывают
Иустин, Ириней, Климент Александрийский. Об Антонии Великом
сообщается, что он видел душу Амония, поднимавшуюся на
небо. Неудивительно, что и Макарий усвоил этот стоический
взгляд на природу человеческой души, а также ангелов и демонов.
Ibid.
Horn. 7, 7: "Как Ангелы имеют образ и
зрак, и как внешний человек имеет образ, так и внутренний
имеет образ, подобный ангелу, и зрак, подобный внешнему
человеку".
Вот один из гимнов пр. Симеона в честь
любви: "О любовь превожделенная! Блажен, кто возлюбил тебя,
потому что такой уже не восхощет полюбить страстно никакой
красоты человеческой. Блажен, кто соплелся с тобой
божественным вожделением; потому что такой отречется от
всего мира и со всяким сближаясь человеком не осквернится.
Блажен, кто пленился красотами твоими и насладился ими
полным желанием, потому что такой освятится в душе
пречистою кровию и водою, кои сочатся и каплют из тебя.
Блажен, кто облобызал тебя всем сердцем, потому что такой
изменится добрым изменением в духе своем и возрадуется
душою своей, так как ты Сама- неизреченная радость. Блажен,
кто стяжал тебя, потому что такой не будет ставить во
что-либо все сокровища мира, так как ты сама
воистину богатство, неоскудевающее. Блажен и треблажен тот,
кому подала ты десницу твою, потому что такой при всем
видимом бесславии будет славнее всех славных и честнее всех
чтимых. Похвален, кто тебя ищет, прехвальнее, кто тебя
обретет, но блаженнее всех тот, кто возлюблен будет тобою,
кого посадишь ты одесную себя, кто научен будет тобой, кто
обитать будет в тебе, кто напитан будет от тебя бессмертною
пищею, т.е. Господом нашим Иисусом Христом... Ты наставница
пророков, шественица Апостолов, сила мучеников, вдохновение
Отцов и учителей, совершенство всех святых и самого меня
успособление к настоящему служению".
"В один день, рассказывает о
себе у Исаака один старец, воплотивший в своей жизни,
насколько возможно, идеал духовного совершенства,
хотел я принять пищу, по прошествии пред тем четырех дней,
в которые ничего не вкушал. И когда стал я на вечернюю
службу, чтобы после оной вкусить, и стоял на дворе келии
моей, между тем как солнце было высоко, то, начав службу,
только в продолжение первой славы совершал оную с
сознанием, а после того пребывал в ней, не зная, где я, и
оставался в семь положении, пока не взошло опять солнце в
следующий день и не согрело лица моего. И тогда уже, как
солнце начало сильно беспокоить меня и жечь мне лицо,
возвратилось ко мне сознание мое и вот увидел я, что настал
уже другой день и возблагодарил Бога, размышляя, сколько
благодать Его преизливает на человека".
Ср. Проф. С. Зарин, Аскетизм по
православно-христианскому учению, т. 1, кн. 2, СПб. 1907
г., стр. 467: "Что касается учения об экстазе преп. Исаака
С., то в некоторых его подробностях трудно не видеть
отражений воззрений неоплатонизма, хотя, по всей
вероятности, влияние этого последнего на Исаака коснулось
не непосредственно, а через посредство сочинений, известных
с именем Дионисия Ареопагита, То, что в этих последних
говорится об экстатическом созерцании "Единого", то у преп.
Исаака переносится на изображение высшей ступени
молитвенного экстатического созерцания",
Умозрит. и деят. главы, 2, 15.
Добротолюбие т. III, М., 1888.
"Вся брань монаха против демонов
состоит в том, чтобы отделить страсти от мыслей, ибо иначе
невозможно ему бесстрастно смотреть на вещи". "Ум
боголюбивого вооружается не против вещей и помышлений о
них, но против страстей, сопряженных с помышлениями сими"
(3, 40); необходимо в страсти отделить друг от друга
чувственный предмет, чувство и вожделение, и тогда страсть
будет уничтожена, а вещи возвращены будут к тому чину,
какой свойственен им по природе (Умоз. и деят. гл., 3, 60).
В учении о доброделании пр. Максим
близко примыкает к учению пр. Исаака. Для спасения
необходимы доброделание и ведение, каждое на своем месте.
"Силен муж, ведение соединивший с деятельностью". "Точный
способ истинного богодельствия" обрел тот, "кто показывает
в себе ведение отелесяемым деятельностью и деятельность
одушевляемую ведением". В противном случае "ведение
недеятельное" будет пустою фантазией, а "деятельность
неосмысленная" бездушным идолом. Умозрит. и деятел.
главы 6, 88.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.