<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
КНИГА ПЕРВАЯ
Глава I
О том, что Божество непостижимо и что не
должно с излишним любопытством доискиваться того, что не
предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами.
БОГА никтоже виде николиже. Единородный Сын, сый в
лоне Отчи, той исповеда (Ин. 1, 18). Итак, Божество
неизреченно и непостижимо; ибо никтоже знает Отца, токмо
Сын, ни Сына, токмо Отец (Мф. 11, 27). Также и Дух
Святый ведает Божие, подобно тому как дух
человеческий знает то, что в человеке (1 Кор. 2, 11). Кроме
же Самого первого и блаженного Существа, никто никогда не
познал Бога, разве только тот, кому Он сам открыл, никто
не только из людей, но даже и из премирных Сил, из самих,
говорю, Херувимов и Серафимов.
Однако Бог не оставил нас в совершенном неведении; ибо
познание о том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе
каждого. И само создание мира, его сохранение и управление
возвещают величие Божества (Прем. 13, 5). Сверх того, Бог,
сперва чрез закон и пророков, потом через Единородного Сына
Своего, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа
сообщил нам познание о Себе, какое мы можем вместить.
Поэтому все, что предали нам закон и пророки, апостолы и
евангелисты, мы принимаем, познаем и почитаем
[1]; а выше того ничего
не испытываем. Ибо если Бог благ, то Он и податель всякого
блага, и непричастен ни зависти, ни другой какой страсти
[2], ибо зависть не
сродна естеству Божию как бесстрастному и единому благому.
А поэтому Он как всеведущий и промышляющий о благе каждого
то, что нам потребно знать, открыл нам, а чего не можем
понести, о том умолчал. Этим мы и должны быть довольны, в
этом пребывать и не преступать пределов вечных (Притч 22,
28) и предания Божия.
[1]
Дионисий Ареопагит. Об именах Божиих, 1
Migne, s. gr., t. III, coll 609-613.
[2]
Григорий Богослов, слово 28. Migne, s.
gr., t. XXXVI, col. 40. Перев. Моск. Дух. Академии, ч. III
(1889), стр. 21.
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>