А. Ф. Лосев. САМОЕ САМО

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава Четвертая
С М Ы С Л



1. ВСТУПЛЕНИЕ

Что всякая вещь есть или может пониматься как сама, как сама по себе, это не требует никаких доказательств; и наличие сáмого самогó, как мы видели, не только нечто понятное, простое, общедоступное и очевидное, но можно смело сказать, что оно есть наиболее понятное и простое из всего, что вообще знает человек. К числу таких же абсолютно понятных и не требующих никакого доказательства своего существования вещей относится и смысл. Можно прикинуться, что мы не понимаем, как это данная вещь или бытие имеет свой собственный смысл, так же, как можно прикинуться, что вещь не имеет своей собственной самости. И хуже всего то, что такое отрицание смысла совершенно неопровержимо, как неопровержимо и его признание. И люди много потратили усилий на то, чтобы доказать несуществование смысла. И тут уже ничего не поделаешь, так как никаких пределов для попрания самых насущных и самых необходимых человеческих идей вообще не существует. Нам не остается ничего, как опять утвердить, без всякого доказательства, тезис, что смысл есть, существует, что вещей нет без смысла вещей, как раньше мы исходили из того, что самость вещей есть, существует, исходя из предпосылки об абсолютной понятности и общечеловеческой доступности и даже необходимости этой самости, этого сáмого самогó. Еще можно было бы до некоторой степени спорить о том, как есть этот смысл, субъективен он или объективен, материален или идеален, первичен, невыводим или вторичен и выводим, и т.д. Но спорить о том, что эта комбинация балок, досок, кирпича и т.д. имеет смысл дома, что этот вот цвет, который я сейчас вижу, имеет смысл зеленого цвета, спорить об этом значило бы вообще сомневаться, что дом есть дом и что зеленый цвет есть зеленый цвет. Об этом спорить нельзя. Это – пустословие.

Итак, мы исходим из некоего априорного, аксиоматического, совершенно бездоказательного и даже принципиально недоказуемого утверждения: вещь обладает смыслом, каждая вещь имеет свой смысл. При этом предполагается также и то, что всякий с полной ясностью и отчетливостью понимает и принимает это утверждение; и если встречаются на эту тему возражения, то, полагаем мы, происхождение этих возражений – несущественно, неинтересно и не имеет никакого отношения к самой философии. Можно с полным правом сказать, что эти возражения есть не больше как человеческая патология, с которой не нужно спорить, но которую надо лечить.

Итак, вещь имеет смысл.

Нечего и говорить о том, что рассуждение о смысле должно непосредственно следовать за рассуждением о сáмом самóм. Сáмое самó не есть смысл и не имеет никакого смысла. Однако это не помешало нам построить о нем целое рассуждение. Если мы, построивши целое рассуждение о сáмом самóм, будем и после этого стоять все на той же точке зрения чистого сáмого самогó, то эта позиция не может не вызывать недоумений. Что сáмое самó выше всякого бытия, сущности и смысла, это ясно. Но если мы привели об этом целое рассуждение, то ясность самого принципа уже тускнеет. Как же это можно говорить так много о том, что выше всякого слова и никаким словом не затрагивается? Как можно строить длинное рассуждение о том, что по самой своей сути выше всякого рассудка и рассуждения и выше всего того, к чему может прикоснуться мысль? Разумеется, избежать этих вопросов или по достоинству ответить на них можно только тогда, когда мы признаем, что сáмое самó не только выше всякого смысла и не только не есть какой-нибудь смысл, но что оно еще и обладает каким-то смыслом, что оно еще и есть какой-то смысл, позволяющий раскрывать его в понятиях и словах и как-то прикасаться к нему мыслью.

Раз мы сказали, что самое само выше смысла и не есть смысл, не имеет смысла, то одно из двух: или само это наше утверждение о вышесмысленности сáмого самогó имеет какой-нибудь смысл, или оно не имеет никакого смысла. Если оно не имеет никакого смысла, то напрасно мы тратили время на доказательство того, что не имеет никакого смысла; и вся наша работа в этом случае есть просто пустословие и ничего не значащее шалопайство. Но если наше утверждение о том, что сáмое самó не имеет никакого смысла, само имеет хоть какой-нибудь смысл, то мы стоим перед новой и колоссальной задачей: понять, что такое смысл, и смысл – во всем его отличии от сáмого самогó; согласовать смысл вещи с ее самостью, которая выше всякого смысла; и, наконец, так построить учение о смысле и о самости, чтобы ни в одном мельчайшем пункте не пострадала выше-смысленная чистота сáмого самогó и чтобы ни в одном мельчайшем пункте не пострадала смысловая чистота самого смысла.

Так рассуждение о сáмом самóм неизбежно переходит в рассуждение о смысле. Самость вещи и смысл вещи есть вообще то самое первое, самое простое, самое понятное, что мы встречаем в вещи. Но известно, что труднее всего говорить о самом первом, самом простом и самом понятном.

В дальнейшем мы сначала забудем все то, что выше говорилось о "бытии", "сущности" и о переходе "бытия" в "сущность". Станем – для ясности языка с нефилософами – на гораздо более "наивную" и "простую" точку зрения: существуют вещи, и эти вещи имеют значение, смысл. И в этом утверждении будем пока понимать каждое слово в обычном и некритическом смысле: и "существование", и "вещь", и "значение", "смысл". Не будем только покидать наших рассуждений о сáмом самóм. И посмотрим, к каким выводам можно было бы прийти так. Потом же вернемся к диалектике сущности в критическом и философском смысле этого слова.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 643
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • Р. Мэй. СМЫСЛ ТРЕВОГИ | Глава Третья ТРЕВОГА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИОЛОГИИ В
  • Р. Мэй. СМЫСЛ ТРЕВОГИ | Часть Вторая КЛИНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРЕВОГИ Глава Восьмая ИЗУЧЕНИЕ
  • Р. Мэй. СМЫСЛ ТРЕВОГИ | Глава Девятая ИССЛЕДОВАНИЕ НЕЗАМУЖНИХ МАТЕРЕЙ Наводит на размышления
  • Р. Мэй. СМЫСЛ ТРЕВОГИ | Глава Десятая ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ СЛУЧАЕВ Угроза,
  • Р. Мэй. СМЫСЛ ТРЕВОГИ | Часть Третья СОВЛАДАНИЕ С ТРЕВОГОЙ Глава Одиннадцатая МЕТОДЫ
  • Р. Мэй. СМЫСЛ ТРЕВОГИ | Глава Двенадцатая ТРЕВОГА И РАЗВИТИЕ СЕБЯ Что происходит,
  • Р. Мэй. СМЫСЛ ТРЕВОГИ | Приложения1 Опросный лист 84701 ТРЕВОГА, ИСПЫТАННАЯ МНОЮ В
  • Р. Мэй. СМЫСЛ ТРЕВОГИ | Литература Adams, J. Donald. 1948. New York Times
  • Р. Мэй. СМЫСЛ ТРЕВОГИ | Примечания К ГЛАВЕ 1 W.H.Auden, The age of
  • Р. Мэй. СМЫСЛ ТРЕВОГИ | Глава Седьмая ТЕОРИИ ТРЕВОГИ: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И СИНТЕЗ
  • Р. Мэй. СМЫСЛ ТРЕВОГИ | Глава Шестая ТРЕВОГА И КУЛЬТУРА История важна именно
  • Р. Мэй. СМЫСЛ ТРЕВОГИ | Глава Пятая ТРЕВОГА В ПСИХОТЕРАПИИ Как существует страх
  • Р. Мэй. СМЫСЛ ТРЕВОГИ | Глава Четвертая ТРЕВОГА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ Тревога
  • Р. Мэй. СМЫСЛ ТРЕВОГИ | Предисловие к первому изданию Эта книга 150 плод
  • Р. Мэй. СМЫСЛ ТРЕВОГИ | Часть Первая ПОПЫТКИ ПОНЯТЬ ТРЕВОГУ Глава Первая ТРЕВОГА
  • Р. Мэй. СМЫСЛ ТРЕВОГИ | Глава Вторая ТРЕВОГА В ФИЛОСОФИИ У меня нет
  • Н. Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава X ТВОРЧЕСТВО И КРАСОТА. ИСКУССТВО И
  • Н. Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава IX ТВОРЧЕСТВО И ЛЮБОВЬ. БРАК И
  • Н. Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VIII ТВОРЧЕСТВО И ПОЛ. МУЖСКОЕ И
  • Н. Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VII ТВОРЧЕСТВО И АСКЕТИЗМ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И
  • Н. Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VI ТВОРЧЕСТВО И СВОБОДА. ИНДИВИДУАЛИЗМ И
  • Н. Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава V ТВОРЧЕСТВО И БЫТИЕ Бытие мира
  • Н. Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава IV ТВОРЧЕСТВО И ГНОСЕОЛОГИЯ Творческий акт
  • Н. Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава III ТВОРЧЕСТВО И ИСКУПЛЕНИЕ Новозаветная, евангельская
  • Н. Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА | Примечания и экскурсы Очень характерна для научныхстремлений современной
  • Н. Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II ЧЕЛОВЕК. МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ Философы
  • Н. Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава I ФИЛОСОФИЯ КАК ТВОРЧЕСКИЙ АКТ Мечта
  • Н. Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ Ich weiss, das ohne mich Gott nicht
  • Н. Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XII ТВОРЧЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ XIX и
  • Н. Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XIII ТВОРЧЕСТВО И МИСТИКА. ОККУЛЬТИЗМ И



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь