|
А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том четвертыйЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ §1. Общие замечания 1. Вступление. Теорию греческого эстетического воспитания приходится конструировать, как и многое другое из классической древности, на основании отрывочных данных из случайных текстов. Небогат рассуждениями на эту тему и Аристотель. Однако его эстетическое миропонимание, изложенное нами в предыдущем, является прекрасным фоном для выяснения взглядов Аристотеля на эстетическое воспитание. Надо хотя бы на одном цельном философском эстетическом мировоззрении древности проверить и убедиться, насколько органически требовалась там эстетическая и художественная практика и с какой необходимостью вытекала она из основ античного мироощущения и мировоззрения. Относительно Аристотеля это тем удобнее сделать, что он, как сказано, оставил ряд рассуждений относительно художественного воспитания, и на них удобно проследить всю органичность и обязательность для грека подобных воззрений. Созерцая свой космос, в блаженном самодовлении играющий с самим собою, и устраивая свою жизнь в подражание этому космосу, со всей бездонной трагической его основой и в то же время со всей красотой его вечной и благородной изваянности, грек воспитывал также и самого себя, внимая трагической основе жизни и ее скульптурной оформленности и завершенности. Надо было создать столь же благородного и бесстрашного героя, какова статуя Аполлона и каков, следовательно, он сам. Надо было создать столь же благородное и прекрасное произведение, каковыми являлись и сами бессмертные боги. Естественно, что эстетическое воспитание должно было стоять на первом плане. И естественно, что это эстетическое воспитание не могло быть только эстетическим. Оно должно было создавать и переделывать цельного человека, с его душой и телом, с той его благородной и прекрасной одухотворенностью, каковыми были и сами блаженные небожители. Тут преследовалась та самая холодноватая бесстрастность, тот самый безгорестный и безрадостный покой вечности, те самые безглазые, как бы несколько абстрактные статуи, какие грек видел в своих богах. И вот такого "прекрасного" человека и хотел воспитать Аристотель, говоря о художественном воспитании. Попробуем вглядеться в немногочисленные, тексты, оставшиеся от Аристотеля на эту тему. 2. Государственная точка зрения. Прежде всего, Аристотель в вопросах воспитания стоит на общегосударственной точке зрения. Для него немыслимо, чтобы это воспитание проводилось частными людьми: "Так как все государство в его целом имеет одну
конечную цель, то ясно, для всех граждан нужно
тождественное воспитание; и забота об этом воспитании
должна быть заботою государственною, а не делом частной
инициативы. Теперь всякий печется о воспитании своих детей
по-своему, каждый и учит их по-своему, как ему вздумается.
На деле же то, что имеет в виду общий интерес, должно быть
и делаемо сообща. Не следует, сверх того, думать, будто
каждый гражданин сам по себе; нет, все граждане
принадлежат государству, потому что каждый из них является
частицей государства. А забота о каждой частице,
естественно, должна иметь в виду попечение обо всем целом,
вместе взятом. В этом отношении можно одобрить лакедемонян:
они прилагают очень большие заботы о воспитании детей, и
оно носит у них общегосударственный характер" (Polit. VIII
1, 1337 а 21-32).
Эта, в основе своей, конечно, платоновская мысль (кроме всего "Государства", см. также Legg. X, 903 b; XI 923 а) есть мысль в значительной мере и общегреческая. Для грека все слито в один законченный прекрасный космос и природа и история; и нельзя ни одному члену, входящему в эту цельность, избежать своего положенного места и выйти из строго отведенных ему пределов. Воспитание (а Аристотель почти не отличает воспитания вообще от воспитания художественного) есть также нечто необходимое для общества в его целом; и тут нет места никакому индивидуализму, который бы проявлял инициативу на свой страх и риск. При всем сходстве многих, в особенности поздних, платонических систем с немецким идеализмом начала XIX века, необходимо сказать, что эти два мировоззрения и мироощущения разделены раз и навсегда тою непроходимою бездною, которая отграничивает их как классицизм от романтизма206. Классическое мировоззрение есть как бы круговращение самодовлеющего бытия в самом себе. Оно, в сущности, никуда не стремится. Оно не знает беспредельности, которая бы неудержимо уходила в бесконечные дали и терялась в этом порыве и взлете. Романтизм есть весь уход в запредельные дали, в высоты и глубины, он индивидуалистичен в самом своем существе, он весь стремление и самопотеря в бесконечных исканиях. Космос греков классичен, и воспитание их классично. И вот почему у Платона государством управляют философы, а у Аристотеля воспитывает человека само общество. Все подчинено, соподчинено, объединено, оформлено, центрировано. Нигде нет нарушения общей цельности, везде соответствие, мера, соразмерность, симметрия, лад, строй, гармония. 3. Рабовладельческая государственность. а) Далее, в теории воспитания, если иметь в виду изложенное выше аристотелевское и в значительной мере общегреческое эстетическое мировоззрение, необходимо принципиально проводить то убеждение, что человек есть подражание космосу и что как таковой он должен нести на себе все благородство и величавость, все строгое и неуклонное самодовление, как бы некий бесстрастный, хотя и самонаслаждающийся аристократизм и удаленность от обыденной жизни, с ее трудом и потом, с ее тоской и бесконечными ожиданиями и исканиями. Тут перед нами раскрывается, быть может, уже совсем непонятная для нашей современности, но, в сущности, весьма последовательная идея противоположности свободнорожденных и рабов. Разумеется, сейчас нет для нас нужды ставить эту проблему по Аристотелю в целом. Но в применении к теории воспитания она должна быть разрешена, так как и сам Аристотель предпосылает ее своему общему учению о воспитании. Аристотель пишет (Polit. VIII 2, 1337 b 4-17): "Совершенно очевидно, что из числа полезных [в житейском
обиходе] предметов должны быть изучаемы те, которые
действительно необходимы, но не все без исключения. Так как
все занятия людей разделяются на такие, которые приличны
для свободнорожденных людей, и на такие, которые
свойственны несвободным, то, очевидно, из первого рода
занятий должно участвовать лишь в тех, которые не обратят
человека, занимающегося ими, в ремесленника. Ремесленными
же нужно считать такие занятия, такие искусства и такие
предметы обучения, которые делают физические, психические и
интеллектуальные силы свободнорожденных, людей непригодными
для применения их к добродетели и для связанной с ней
деятельности. Оттого-то мы и называем ремесленными такие
искусства и занятия, которыми ослабляются физические силы.
Это те работы, которые исполняются за плату; они отнимают
досуг для развития интеллектуальных сил человека и
принижают их. И из числа "свободных" наук
свободнорожденному человеку можно изучать некоторые только
до известных пределов, чрезмерно же налегать на них с тем,
чтобы изучить их во всех деталях, причиняет указанный выше вред".
Таким образом, Аристотель: 1) строго различает обязанности и внутренний путь свободнорожденного и раба; 2) понимает труд раба и ремесленника как подневольный, физический, переводимый на деньги труд, не ведущий к добродетели и связанной с нею деятельности; 3) достойным времяпрепровождением свободного считает не труд, но досуг, связанный с интеллектуальной и этической самоудовлетворенностью, которая не нуждается в большом физическом труде и которая есть внутренняя добродетель мудреца. б) Это необходимейшие и предпосылка и вывод как всего практического мировоззрения Аристотеля, так и его теории эстетического воспитания. Внутренняя самоудовлетворенность мудреца вот цель и этического и эстетического воспитания. Недостойно свободнорожденного, рассуждает Аристотель, действовать в интересах чужих людей. Это "поведение, свойственное наемнику и рабу". Свободный может действовать только в личных интересах, или в интересах друзей, или в интересах добродетели (b 17-21). С этой точки зрения предметы обучения для Аристотеля носят двойственный характер. То они существуют ради нашей деятельности и тогда они "полезны в житейском обиходе и часто имеют практическое применение", то они заполняют наш досуг, а последний "служит основным принципом всей нашей деятельности". Конечно, грамматика и рисование полезны в житейском обиходе, а "гимнастикой занимаются потому, что она способствует развитию мужества", не говоря уже о музыке, которою "теперь занимаются большею частью только ради удовольствия". Однако эти предметы необходимо понимать и как предметы, служащие для целей чисто внутренних и созерцательных. "Предки наши поместили музыку в число общеобразовательных предметов потому, что сама природа, как на это указываемо было неоднократно, стремится доставить нам возможность не только правильно направлять нашу деятельность, но и прекрасно пользоваться нашим досугом" (b 21-32). "Досуг должен быть в значительной степени предпочтен деятельности", и его нельзя заполнить просто игрой, так как в последнем случае игра "неизбежно оказалась бы конечной целью нашей жизни". Раз это невозможно, то игра должна быть, скорее, средством к отдохновению для трудящихся. "Движение при играх ведет к успокоению души, и, благодаря тому, что с игрою связано и развлечение, оно содействует ее отдохновению". Досуг же не есть просто игра, и эстетическое воспитание не может быть воспитанием только в игре и к игре. "Досуг, очевидно, заключает уже в самом себе и наслаждение, и блаженство, и счастливую жизнь; и все это выпадает на долю не занятых людей, а людей, пользующихся досугом. Делающий что-либо делает это ради чего-либо, так как цель им еще не достигнута, между тем как счастье само по себе есть цель, и оно соединяется в представлении всех людей не с горем, но с наслаждением". Разумеется, не всякое наслаждение пригодно. Наилучший человек должен иметь и наилучшие наслаждения. "Отсюда ясно, что для умения пользоваться досугом в жизни нужно кое-чему научиться, кое в чем воспитаться, и что как это воспитание, так и это обучение заключает цель в самих себе, между тем как то обучение, которое признается необходимым для применения его к деловой жизни, имеет в виду другие цели" (b 33 1338 а 13). в) Эстетическое воспитание, по Аристотелю, не есть, таким образом, воспитание только эстетическое и художественное. Оно, в своей глубине, имеет отнюдь не эстетические цели, хотя и выражено эстетическими средствами. Цель его создать мудреца, самодовлеющего и свободного аристократа духа. "Поэтому-то наши предки и поместили музыку в число
общевоспитательных предметов не как предмет необходимый
(никакой настоятельной необходимости в обучении музыке нет)
и не как предмет общеполезный, вроде грамотности, которая
нужна и для ведения денежных дел, и для домоводства, и для
научных занятий, и для многих отраслей государственной
деятельности. И рисование также, очевидно, изучается
потому, что оно приносит пользу для лучшей критической
оценки художественных произведений, как в свою очередь
гимнастика служит к укреплению здоровья и развитию
физических сил. Ничего подобного занятия музыкой не дают.
Поэтому остается принять одно, что она служит для
дополнения нашего досуга, и с этой целью она, очевидно, и
введена в обиход воспитания" (а 13-22). "Так обстоит дело и
с рисованием: и его изучают не ради того, чтобы не
впасть в ошибку при своих собственных покупках, или чтобы
не подвергнуться обману при покупке и продаже домашней
утвари, но рисование изучают потому, что оно развивает глаз
при определении физической красоты. Вообще искать повсюду
лишь одной пользы всего менее приличествует людям высоких
душевных качеств и свободнорожденным" (а 40 b 4).
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Культурология, История Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|