W.Jaeger, Studien zur Entstehungsgeschichte der Metaphysik des Aristoteles, Berlin, 1912; Aristoteles. Grundlegung einer Geschichte seiner Entwicklung, Berlin, 1923; 1955. Общее представление о работах В.Йегера можно получить по статье А.В.Кубицкого в приложении к его переводу "Метафизики": "Что такое Метафизика Аристотеля?" (Аристотель, Метафизика, пер. и прим. А.В.Кубицкого, М.-Л., 1934, стр. 255-269.)
W.Jaegеr, Aristoteles, Grundlegung einer Geschichte seiner Entwicklung, 2. Aufl., Berlin, 1955.
W.Jaegеr, Aristoteles..., S. 1-5.
В.И.Ленин, Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 325.
Там же, стр. 326.
W.Jaegеr, Aristoteles..., S. 9-11.
Там же, стр. 11-19.
Там же, стр. 20-22.
W.Jaegеr, Aristoteles..., S. 23.
Там же, стр. 30-31.
W. Jaeger, Aristoteles..., S. 32-36.
Там же, стр. 41-42.
W.Jaegеr, Aristoteles..., S. 43-44.
Там же, стр. 51-62.
W.Jaegеr, Aristoteles..., S. 53-70.
L.Riсhtеr, Theorie und Praxis der Musik in aristotelischen Protrepticos. "Hermes", Bd 88, 1960.
W.Jaegеr, Aristoteles..., S. 105-107.
Там же, стр. 120-124.
Там же, стр. 126-127.
W.Jaegеr, Aristoteles..., S. 128-129.
W.Jaegеr, Aristoteles..., S. 205-236.
W.Jaegеr, Aristoteles..., S. 343-345.
Возможно, однако, что исследование причин разлива Нила возникло в среде аристотелевских учеников или принадлежит Феофрасту.
W.Jaeger, Aristoteles..., S. 365-392.
Платон, Сочинения, т. II, М., 1970, стр. 586-587.
Cl.Ваеumkеr, Das Problem der Materie in der griechischen Philosophie, München, 1890, S. 241.
А.Ф.Лосев, История античной эстетики, т. II, стр. 618 и слл.
Там же, стр. 552-557.
Там же, стр. 661 и слл.; т. III, стр. 262-265.
А.Ф.Лосев, История античной эстетики, т. II, стр. 250-254.
Там же, стр. 254-273.
Там же, стр. 618-620.
А.Ф.Лосев, История античной эстетики, т. II, стр. 559.
А.Ф.Лосев, История античной эстетики, т. II, стр. 627, 637.
Arist. Organon, ed. Th. Waitz, II, Leipzig, 1846, S. 353-355.
Arist. Metaph., ed. A.Schwegler, mit deutsch, übers., II, Tübingen, 1848, S. 111.
Arist. Metaph., übers, v. J.H.Kirchmann, I, Berlin, 1871, S. 348.
Arist. Metaph., übers, v. E.Rolfes, Leipzig, 1921.
Arist. Metaph., ed. H.Bonitz, II, Bonn, 1849, S. 309.
В приводимом нами здесь переводе Кубищтого вместо нашего перевода "чтойность" везде переводится ссуть бытия".
Arist. Metaph., ed. H.Bonitz, II, S. 309.
A.Trendelenburg, Das to heni einai, to agathöi einai etc. und das to ti ёn einai bei Aristoteles. Ein Beitrag zur aristotelischen Begriffsbestimmung und zur griechischen Syntax. "Rheinisches Museum", 1828, Heft 4, S. 457-483; извлечение из этой работы. Arist. De anima, Jenae: 1833, S. 192-194.
A.Trendelenburg, Geschichte der Kategorienlehre, Berlin, 1846.
Там ж е, стр. 36-37.
Там же, стр. 37.
Там ж е, стр. 38-39.
А.Trendelenburg, Geschichte..., S. 41.
Там же, стр. 42.
Arist. Metaph,, ed. H.Bonitz, II, S. 316.
А. Trendelenburg, Geschichte..., S. 40.
Еd. Zеller, Die Philosophie der Griechen..., t. II, Abt. 2, Leipzig, 4 Aufl, 1921, S. 309-313.
Более подробно сравнение между чтойностью Аристотеля и идеей Платона проводится в книге: А.Ф.Лосев, Античный космос и современная наука, М" 1927, стр. 501-509.
J.Wаlter, Die Geschichte der Ästhetik im Altertum, Leipzig, 1893.
J.Wаlter, Die Geschichte..., S. 477.
Там же, стр. 478.
Там же, стр. 479.
J.Wаlter, Die Geschichte..., S. 480.
Там же, стр. 481.
М.-Р.Lеrner, La notion de finalité chez Äristote, Paris, 1969.
Там же, стр. 59-137.
М.-Р. Lerner, La notion de finalité спег Aristote, p. 187-195.
Там же, стр. 31-38.
G.F.Еlse, Aristotle's Poetics; the argument, Leiden, 1957. Ср.: Н.Otte, Kennt Aristoteles die sogenannte tragische Katharsis?, Berlin, 1912; Neue Beiträge zur Aristotelischen Begriffsbestimmung der Tragödie, Berlin, 1928; Noch einmal catharsis tön pathёmatön. "Philol. Wochenschrift:", 50, 1930, S. 1165-1166.
Н.Bonitz, Über pathos und pathёma im Aristot. Sprachgebrauche. "Aristot. Studien", V, Wien, 1867, S. 13-55.
Ср.: Aristot. Polit. VIII 6, 1341 а 21-24; 7, 1341 b 19 1342 а 7. Характеристику оргиастической религии можно найти в трудах Э. Роде, Фрезера, Фарнелла, Виламовица, О.Керна, В.Гетри, Гаррисона, В.Отто, Г.Жанмера, Вяч. Ив. Иванова. Новейшую картину оргиазма Диониса можно найти в изд. Eurip. Bacchae, ed. with introd. and comment, by E.R.Dodds, Oxf., 1966, p. XI-XXXVI. Специально о катартическом действии Диониса E.Dodds, The Greek and the Irrational, Berkeley and Les Angeles, 1951, p. 65-80.
О культе корибантов в связи с очищением Aristotle poetics. Introduction, commentary and appendixes by D.W.Lucas, Oxford, 1968, p. 281-283 со ссылками на тексты из Платона и Аристофана.
Т.Вrunius, Inspiration and katharsis, Uppsala, 1966, p. 68-79.
G.Else, Aristotle's Poetics..., p. 424-441.
G.Else, Aristotle's Poetics..., p. 438.
Е.Zeller, Philosophie der Griechen, Bd II, 2, 4. Aufl., Leipzig, 1921, S. 773 ff.
Taм же, стр. 770, прим. 2.
Там же, стр. 765-766.
Там же, стр. 784, прим. 1.
J.Tate, Tragedy and Black Bile. "Hermathena", 50, 1937, p. 1-25.
W.Müri, Melancholie und schwarze Galle. "Museum Helveticum", 19, 1953, S. 21 ff.
H.Flashar, Melancholie und Melancholiker, Berlin, 1966.
J.Tate, Tragedy and Black Bile, p. 4.
D.Luсas, Aristotle..., p. 283-284.
К.Zеll, Über die Reinigung der Leidenschaften. In.: Aristot. Poetik (übers. Chr.Wolz), Stuttgart, 1859.
Fr.Вiesе, Die Philosophie des Aristoteles, Bd II, Berlin, 1842, S. 669-701.
Вяч. Ив. Иванов, Дионис и прадионисийство, Баку, 1923, стр. 183-213 и в особ. 204-208.
S.H.Butcher, Aristotlc's theory of poetry and fine art, 4. ed., N.Y., 1951, p. 152-153.
S.Н.Вutсher, Aristotle's theory..., p. 215-239.
Там же, стр. 238.
Здесь Бучер имеет в виду два места из "Риторики": "Ужасное отлично от того, что возбуждает сострадание. Оно уничтожает сострадание и часто способствует возникновению противоположного [аффекта]" (II 8, 1386 а 22-24); "Ибо люди перепуганные не испытывают сострадания, будучи поглощены своим собственным состоянием" (1358 33-34). Бучер припоминает здесь, и, мы бы сказали, вполне уместно, следующие слова из "Короля Лира" (действие V, сцена 3): "Этот приговор небес, который заставляет нас трепетать, не наполняет нас состраданием".
Здесь Бучер ссылается на Poet. 9 (текст у нас приводился выше, в разделе о катарсисе).
F.Will, Aristotle and the source of the art-work. "Phronesis", vol. 5, I960, N. 2, p. 152-168.
F.Will, Aristotle..., p. 167.
Там же, стр. 168.
Это понимание аристотелевского катарсиса было развито нами в книге: А.Ф.Лосев, Очерки античного символизма и мифологии, т. I, М., 1930, стр. 728-734.
L.Cooper, An aristotelian theory of comedy with an adaptation of the Poetics and a translation of the Tractatus Coislinianus, N.Y., 1922.
A.Nicev, L'énigme de la catharsis tragique dans Aristote, Sofia, 1970, p. 102.
Там же, стр. 231.
А.Niсev, L'énigme..., p. 49 sq.
Ср.: А.Ф.Лосев, История античной эстетики, т. II, стр. 449-450.
Th.Kock, Ueber den Aristotelischen Begriff der Katharsis in den Tragödie und die Anwendung desselben auf König Oedipus, Elbing, 1851, Progr., S. 1-24.
А.Niсеv, L'énigme..., p. 170-182.
Приводя этот текст, А.Ничев ограничивается только указанием на имя "Cousin". Однако в двух кузеновских изданиях сочинений Прокла этого текста не имеется. Поэтому первоисточником для данного текста является та реконструкция трактата "Об единстве и красоте", которую осуществил Ф.Крейцер на основании прокловского комментария к "Алкивиаду I" Платона в изд. Plotini liber de pulchritudine emend. F.Creuzer acced. Prodi disputatio de unitate et pulchritudine, Heidelberg, 1814, S. 73-126.
A.Nicev, L'énigme..., p. 193-221.
G.Else, Aristotle's poetics..., p. 225.
F.Sоlmsen, Dialectic without the forms. "Aristotle on dialectic. The Topics. Proceedings of the Third Symposium Aristotelicum", Oxford, 1968, p. 49-68.
Там же, стр. 52, 66.
Там же, стр. 65. [Платоновская] диалектика объявляла своим предметом истину, а своей задачей открытие истины. [Аристотелевский диалектический] метод, опирающийся "а мнения, очевидно, не оставляет места для "alёthё" ("истины").
F.Sоlmsen, Dialectic..., p. 54,
P.Moraux, La joute dialectique d'après le VIII livre des Topiques. "Aristotle on dialectic", p. 311.
Taм же, стр. 309.
Весьма ценным сборником по топике Аристотеля является указанное выше издание "Aristotle on dialectic. The Topics. Proceedings of the Third Symposium Aristotelicum", Oxford, 1968. Из этого издания нами заимствованы некоторые мысли.
Представление о светоносном, лучезарном, "погруженном в сияние" верхнем небе, обители добрых духовных сил (coelum empyreum) существовало в Европе до Нового времени. Правда, оно приобрело уже христианскую окраску. Но родство его с античными теориями неба и с аристотелевским представлением об эфире несомненно. G.Muraсh, Coelum empyreum, Wiesbaden, 1968.
В.Hеllwig, Raum und Zeit im homerischen Epos, Hildesheim, 1964, S. 126.
Taм же, стр. 128.
Там же, стр. 125, 130.
W.Kranz, Kosmos, Bonn, 1958, S. 8-27.
W.Kranz, Kosmos, S. 55.
Там же, стр 58.
J.Kerschensteiner, Kosmos, München, 1962, S. 5-24.
Там же, стр. 25.
J.Kerschensteiner, Kosmos, S. 95.
Там же, стр. 161.
Там же, стр. 174.
В.Gladigow, Sophia und Kosmos, Hildesheim, 1965, S. 140.
Р.Е.Conen, Die Zeittheorie des Aristoteles, München, 1964, S. 1-9.
Р.Е.Conen, Die Zeittheorie..., S. 40-41.
Р.Е.Соnen, Die Zeittheorie..., S. 64-65.
Р.Е.Conen, Die Zeittheorie..., S. 171.
Plot. III 7, 9. Точный перевод этой труднейшей главы из Плотина читатель может найти у А.Ф.Лосева, Античный космос и современная наука (М., 1927, стр. 356-359). Там же содержится и анализ этой главы с формулировкой основных идей, которые в ней имеются (стр. 359-360).
J.M.Dubоis, Le temps et l'instant selon Aristote, Paris, 1967, p. 7-9.
Там же, стр. 13-125.
Там же, стр. 127-291.
Там же, стр. 293-376.
Там же, стр. 370.
J.M.Dubois, Le temps et e'instant selon Aristote, p. 371.
B.Gatz, Weltalter, goldene Zeit und sinnverwandte Vorstellungen, Hildesheim, 1967, S. 188.
H.Leisegang, Die Begriffe der Zeit und Ewigkeit in späteren Platonismus, Münster, 1913.
S.Sambursky, The physical world of the Greeks, London, 1956.
S.Sambursky, The physical world..., p. 96.
Там же, стр. 104.
Там же, стр. 61-62.
К.Deichgräber, Natura varie ludens. Ein Nachtrag zum griechischen Naturbegriff. "Acad. d. Wissensch. u. d. Literatur. Abh. d. Qeistes-u. Sozial-wissensch. Klasse", Jg. 1954, Nr. 3.
К.Deichgräber, Natura varie ludens..., S. 74-78.
Дейхгребер цитирует здесь Посидония по изданию Ф.Якоби, не указывая номеров фрагментов.
P.Gordon, L'image du monde dans l'antiquité, Paris, 1949
K.Schneider, Die schweigenden Götter, Hildsheim, 1966.
Taм же, стр. 32,
К.Schneider, Die schweigenden götter, S. 56.
Там же, стр. 100.
И.-В.Гёте, Избранные философские произведения, М., 1964, стр. 146.
В дальнейшем этот последний трактат мы будем называть сокращенно "О чувственном вссприятии" (все цитаты из этих трактатов даются в переводе автора).
А.Ф.Лосев, История античной эстетики, т. I, стр. 481-495; т. II, стр. 381-590.
Н.Schmidt, Handbuch der griechischen Synonymen, III, 36, Leipzig, 1879 (Leiden, 1967).
"Белый" и "желтый" цвета у Гомера специально рассмотрены в нашей работе "Эстетическая терминология ранней греческой литературы (эпос и лирика)". "Ученые записки МГПИ им. Ленина", т. 83, М., 1954, стр. 85, 87.
Интересно доказательство того, что стихия земли белая: "Это видно на пепле, который, когда цвет, придававший телу окраску, сожжен, оказывается просто белым" (De color. l, 791 а 6-7).
J.-W.Goethe, Poetische Werke und Schriften, Bd 21. Schriften zur Farbenlehre, Stuttgart, 1959, S. 502-505.
J.-W.Goethe, Poetische Werke und Schriften, Bd 21, S. 521.
У Гёте просто "светлые лучи", "lichte Strahlen" (J.-W. Goethe, Poetische Werke und Schriften, Bd 21, S. 505).
J.-W.Goethe, Poetische Werke und Schriften, Bd 21, S. 510.
В анализе и при нашем переводе трактата "Физиогномика" имелось в виду издание "Scriptores physiognomonici, graeci et latini, rec. R.Foerster", I, Lips., 1893. Трактат, вообще говоря, считается не принадлежащим Аристотелю, но составленным гораздо позже. Однако есть ведь исследователи, которые приписывают самому Аристотелю только двадцать процентов из тех сочинений, которые дошли под его именем. Во всяком случае, и неаристотелевское авторство нисколько не принижает значения этого трактата.
Под "историей" Аристотель понимает здесь чисто описательный подход к явлениям, без всякого установления каких бы то ни было закономерностей. О том, что такого рода понимание истории было весьма популярным в античности, см. статью А.А.Тахо-Годи в "Вопросах классической филологии", вып. II, М., 1969, стр. 107-157.
W.Tatarkiewiсz, Aristoteles ein moderner Ästhetiker. "Filosofia", XII, 4, Torino, 1961, S. 653-667.
G.Finsler, Plato und die Aristotelische Poetik, Leipzig, 1900, S. 26-28.
Ср.: А.Ф.Лосев, История античной эстетики, т. III, стр. 48.
Н.Koller, Mimesis in der Antike, Bern, 1954, S. 18 ff., 24 ff., 49 ff., 54.
Aristоtle, Poetics. Intr., Comm. and Append. by W.Lucas, Oxford, 1968, p. 259. Прим. 3.
G.Else, Aristotle's Poetics, p. VII-X.
H.Koller, Die Mimesis in der Antike. Nachahmung. Darstellung. Ausdruck, Bern, 1954.
Сам Аристотель в начале 12-й главы (1452 b 15) называет все моменты, рассмотренные в 7-11 главах, основами (eidesin) трагедии.
Ввиду крайней разбросанности и пропусков в этих главах очень трудно найти единство в затрагиваемых тут темах. Уже конец предыдущей главы (замечания о развязке трагедии и портретистах) не вяжется с проблемой характеров и, следовательно, тоже, собственно говоря, должен быть присоединен сюда.
С.Бучер вместо "фантастическая" предлагает в этом месте читать "простая" и понимать приводимые Аристотелем примеры фантастических сюжетов как то, чего в такой простой трагедии быть не должно.
Возможно, в данном месте следует принять чтение Бучера, а именно: "Называя трагедию такой же самой или иной, всего лучше брать [за основу] миф. Тождество имеет место там, где завязка и развязка одинаковые".
Автор настоящей работы еще в 1930 г. в книге "Очерки античного символизма и мифологии", т. I, желая спасти понятие мифа для "Поэтики" Аристотеля, предпринял целое исследование о связи "Поэтики" Аристотеля с его "Метафизикой" и другими его теоретическими сочинениями с привлечением аристотелевского учения о космическом Уме и материи. Однако исследование это, несмотря "а огромный труд, затраченный для такого анализа, и несмотря на многие верные и вполне обоснованные черты такого анализа, все же не имело особенного успеха, и для его автора представляет в этом отношении исторический интерес.
Сh.H.Reeves, The Aristotelian concept of the tragic hero. "American Journal of Classical Philology", 73, 1952, p. 172-188.
J.М.Вrеmеr, Hamartia, Tragic error in the Poetics of Aristotle and in Greek tragedy, Amsterdam, 1969, p. 1-64.
Там же, стр. 65-98.
Там же, стр. 99-194.
Там же, стр. 195.
J.М.Вrеmer, Hamartia..., p. 61.
Там же, стр. 56.
J.М.Вrеmеr, Hamartia..., p. 99-197.
Там же, стр. 193.
Там же, стр. 194.
Н.Fraenkel, Die Zeitauffassung in der archaischen griechischen Literatur. "Beilagenheft zur Zeitschrift für Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft", XXV, 1931, S. 97-118; см. также: Н.Fraenkel, Wege und Formen frühgriechischen Denkens, München, 1955, S. 1-22; E.Degani, Aion da Omero ad Aristotile, Padova, 1961; S.Accame, La concepzione del tempo nell'eta omerica e arcaica. "Rivista di Filologia e d'Istruzione classica", N. S., XXXIX, 1961, p. 359-394; В.Оnians, The Origins of Européen thought about the Body, the Mind, the Soul, Time and Fate, 2. ed., Cambridge, 1954, p. 411 sqq.; M.Treu, Von Homer zur Lyrik. Wandlungen des griechischen Weltbildes im Spiegel der Sprache, München, 1955.
J.Rоmilly, Time in Greek tragedy, Ithaca N.Y., 1968.
Taм же, стр. 11.
Taм же.
J.Rоmillу, Time in Greek tragedy, p. 31.
U.von Wilamowitz-Moellendorff, Analecta Euripidea, Berlin, 1875, S. 161.
Н.Г.Чернышевский, Полное собрание сочинений, т. II, М., 1949, стр. 287.
А.Рh.MсMahоn, On the second book of Aristotle's Poetics and the source of Theophrastus' définition of tragedy. "Harward studies in classical philology", 28, 1917, p. 1-46; Mоntmоllin, La Poétique d'Aristote: texte primitive et additions ultérieures, Neûchatel, 1951.
F.Else, Aristotle's poetics the argument, Leiden, 1957, p. 653.
С.Landi, "Rivista di Filologia", N.S. 3, 1925, p. 551-555.
Коален (Coislin) французский собиратель и владетель древних рукописей XVI-XVII вв.
G.M.A.Grubе, The Greek and Roman critics, London, 1965.
Там же, стр. 67.
G.M.A.Grube, The Greek and Roman critics, p. 69.
Taм же, стр. 70.
Там же, стр. 74.
G.M.A.Grube, The Greek and Roman critics, p. 87-88.
Там же, стр. 90.
Там же, стр. 91.
Там же, стр. 102.
L.Richter, Zur Wissenschaftslehre von der Musik bei Piaton und Aristoteles, Berlin, 1961, S. 98.
L.Riсhter, Zur Wissenschaftslehre..., S. 168.
L.Riсhter, Zur Wissenschaftslehre..., S. 188.
Яркое сопоставление классицизма и романтизма как общекультурных категорий можно найти в книге: Fr. Strich, Deutsche Klassik und Romantik, München, 1922.
H.Meyer, Natur und Kunst bei Aristoteles, Paderborn, 1919.
Taм же, стр. 85.
H.Mеyеr, Natur und Kunst..., S. 14.
Н.Meyer, Natur und Kunst..., S. 113-126. См. другие работы того же автора: Geschichte der Lehre von den Keimkräften von der Stoa bis zum Ausgang der Patristik, Bonn, 1914, S. 24; Die Entwicklungsgedanke bei Aristoteles, Bonn, 1909, S. 93.
G.Vallimо. Opera d'arte e organismo in Aristotile. "Rivista d'este-tica", V, 1960, p. 358-382.
J.van der Meulen, Aristoteles. Die Mitte in seinem Denken, Meisenhaim/Glan, 1951.
Там же, стр. VIII.
J.van der Meulen, Aristoteles..., S. IX.
Taм же, стр. 3.
J.van der Meulen, Aristoteles..., S. 31.
J.van der Meulen, Aristoteles.., S. 124-125.
Aristoteles Organon. Ubers. und erläutert von E. Rolfes, 2. Analytik, Leipzig, 1925, S. 118.
В.И.Ленин, Полное собрание сочинений, т. 16, стр. 40.
В.И.Ленин, Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 255.
Там же, стр. 231.
J.Hammer-Jensen, Das sogenannte IV Buch der Meteorologie des Aristoteles, "Hermes", 50, 1915, S. 113-136 Взгляды Хаммер-Йенсена, правда, остались без возражения.
В.И.Ленин, Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 326.
Там же, стр. 316.
Там же, стр. 258.
В.И.Ленин, Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 326.
Там же, стр. 259.
Там же, стр. 255.
Там же, стр. 327.
Там же, стр. 326.
Р.Steinmetz, Die Physik des Theophrastos von Eresos, Berlin, 1964, S. 10-13.
С комедиями Менандра и "Характерами" Феофраста можно познакомиться в книге: Менандр, Комедии. Герод, Мимиамбы, М., 1964.
Aristoxeni Elementa Harmonica, rec Rosetta da Rios, Roma, 1954; Aristoxeni Rhytmica. G.B.Pighi, Bologna, 1959 (перепечатка с изд. R. Westphal, Die Fragmente der Rhythmiker und die Musik-Reste der Griechen, Leipzig, 1867; R.Westphal, Aristoxenus, II, Leipzig, 1893, S. 94 ("О первом времени"); I, Leipzig, 1883, S. 485 ("О тонах").
R.Westphаl, Aristoxenus, I, S. VII.
Н.Переверзев, Проблемы музыкального интонирования, М., 1966, стр. 56.
W.Vеller, Mythos Melos Musica, Leipzig, 1961.
W.Vetter, Mythos..., S. 389.
Там же, стр.391.
Там же, стр. 393.
Там же, стр. 391.
L.Kallenbach-Greller, Die historischen Grundlagen der Vierteiltöne. "Archiv für Musikwissenschaft", Leipzig, Bd VIII, Heft 4, 1927, S. 473-485.
Aristote de la richesse, de la prière, de la noblesse, du plaisir, de l'éducation. Fragments et témoignages, éd. par Pierre-Maxime Schuhl, Paris, 1968, p. 49.
J.Pépin, p. 45-77.
G.Germain, Homère et la mystique des nombres, Paris, 1954, p. 83-95.
W.Szilasi, Macht und Ohnmacht des Geistes, Bern, 1946 (ср. о символе в логике Платона в кн.: R.Märten, Der Logos der Dialektik, Berlin, 1965). Некоторые данные о термине "символ" у Аристотеля имеются у Fr.Vonessen, Der Symbolbegriff im griechischen Denken. "Bibliographie zur Symbolik, Ikonographie und Mythologie", hrsgb. von M.Lurker, Jahrgang, 3/1970, S. 6-8.
К.Маркс и Ф.Энгельс, Сочинения, т. 23, М., 1960, стр. 81.
Там же, стр. 82.
П.Г.Редкин, Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще, т. 6, СПб., 1891, стр. 1-45. Недавно один советский логик тоже обратил внимание на этот столь непопулярный и столь плохо изученный трактат я посвятил ему работы: Р.К.Луканин, Диалектика аристотелевской "Топики". "Научные доклады высшей школы. Философские науки", № 6, М., 1971, стр. 120-129; "Диалектика аристотелевской "Топики", М., 1973, автореф. диссерт.
Элиан, Пестрые рассказы. Пер. С.В.Поляковой, М.-Л., 1963, стр. 39 (Aelian.Var. hist., III, 36).
Р.Вrоmmеr, Eidos et idea. Etude sémantique et chronologique des oeuvres de Platon, Assen, 1940.
Taм же, стр. 1.
С.Ritter, Neue Untersuchungen über Plato, München, 1910.
P.Brommer, Eidos et idea..., p. 2.
Taм же, стр. 3.
Там же, стр. 4.
J.Вurnet, Early Greek Philosophy, London, 1892, p. 157, 313.
Р.Вrоmmer, Eidos et idea..., p. 16.
Taм же, стр. 18.
Taм же.
Taм же, стр. 276.
А.Ф.Лосев, Очерки античного символизма и мифологии, т. I, М.., 1930, стр. 135-281. Специальное сопоставление эйдоса и идеи с исчерпывающим приведением текстовых материалов языка Платона дается нами здесь на стр. 265-277.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.