А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том четвертый

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



РИТОРИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

Согласно основному плану нашего изложения мы обращали внимание в основном на теоретическую сторону эстетики Аристотеля. Здесь больше всего накопилось разного рода предрассудков, особенно в связи с отношением Аристотеля к Платону. В связи с этим нам невозможно было развернуть с такой же подробностью анализ искусствоведческих теорий Аристотеля.

Здесь, однако, необходимо сказать, что в области отдельных искусств материалы имеют больше фактологический характер, почему все трудности здесь заключаются не столько в понимании отдельных искусств, сколько в собирании и во взаимном сравнении всех относящихся сюда высказываний Аристотеля. Эта трудность большая, но она гораздо меньше исчерпывающего анализа теоретической эстетики Аристотеля. Поэтому учению Аристотеля об искусстве, за исключением, может быть, только поэзии, мы посвящаем сравнительно немного места.

Правда, среди искусств, которыми занимался Аристотель, есть одно, которое принудительно требует не только весьма тщательного анализа, но и анализа с тех новых позиций, которыми постепенно овладевает современная история античной эстетики.

Это искусство сам Аристотель и все его излагатели называют риторикой, то есть ораторским искусством, или искусством красноречия. Все подобные переводы греческого термина rhёtoricё требуют большого количества оговорок. Нам по необходимости тоже придется употреблять их. Но, отказываясь от подробного анализа аристотелевской "Риторики", мы все же отметим ту ее мало кому понятную и малопопулярную специфику, без которой вся эта область решительно перестает иметь какое-нибудь ощутительное отношение к эстетике. Для того чтобы читатель все же имел некоторое представление о тематике трактата, его содержании и плане, мы предварительно дадим общую композицию этого трактата, после чего сделаем свои краткие замечания о небывалой эстетической специфике той области, которую Аристотель именует риторическим искусством.

§1. Композиция "Риторики" Аристотеля

I КНИГА.
Общие понятия риторики
(1-3, 1354 а 1 – 1359 а 29)
и учение о речах
(4-15, 1359 а и 30 – 1377 b 12)

I. Общие понятия
(1-3, 1354 а – 1359 а)

  1. Отношение риторики к диалектике. Всеобщность риторики. Возможность построить систему ораторского искусства. Что должен доказывать автор. Закон должен по возможности все определять сам; причины этого. Вопросы, подлежащие решению суда. Почему исследователи предпочитают говорить о речах судебных? Отношение между силлогизмом и энтимемой (так как "энтимема есть силлогизм, вытекающий из вероятного", Anal. рг. II 27, 70 а 10-11, то, кто способен к силлогизмам, тот должен быть способным и к энтимемам). Польза риторики, цель и область ее (1, 1354 а 1 1355 b 24).

  2. Место риторики среди других наук и искусств (риторика есть "возможность наблюдать возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета", но независимо от характера области данного предмета, например, независимо от того, что это медицина, геометрия или что-нибудь другое). Технические и нетехнические способы убеждения. Три вида способов убеждения, – в зависимости от характера говорящего, от настроения слушателя и от самой речи. Риторика – отрасль диалектики и политики. Пример и энтимема. Анализ убедительного. Вопросы, которыми занимается риторика. Из чего выводятся энтимемы? Определение вероятного. Выводы признаков. Пример – риторическое наведение. Общие места (topoi) и частные приемы (2, 1355 b 25 – 1358 а 35).

  3. Три элемента речи (оратор, предмет речи и слушатель). Три рода слушателей (простой зритель и судья – о прошлом и о будущем). Три рода риторических речей, – совещательные, судебные, эпидиктические. Их предмет и время; цель. Необходимость знать посылки каждого рода речи (3, 1358 а 36 – 1359 а 29).

II. Речи и их внутренние принципы
(благо, удовольствие и пр., 4-15, 1359 а 29 – 1377 b 12)

  1. Совещательные речи. Предмет. Аналитический и политический элемент риторики. Пять областей для совещательных речей: финансы, война и мир, охрана страны, продовольствие, законодательство. Оратор должен знать виды государственного устройства (4, 1359 а 29 – 1360 b 2).

  2. Блаженство как цель человеческой деятельности. Четыре определения ("определим блаженство как благосостояние, соединенное с добродетелью, или как довольство своей жизнью, или как приятный образ жизни, соединенный с безопасностью, или как избыток имущества и рабов в соединении с возможностью охранять их и пользоваться ими"). Внутренние и внешние блага. Анализ понятий: благородство происхождения, хорошего и многочисленного потомства, богатства, хорошей репутации, почета, физической добродетели. Понятие "друга", "счастливой судьбы" и "случайного блага" (5, 1360 b 3 – 1362 а 14).

  3. Цель совещательной речи – польза; польза – благо. Определение блага. Три рода действующих причин. К категории блага относятся: добродетель, удовольствия, блаженство, добродетели души, красота и здоровье, богатство и дружба, честь и слава, уменье хорошо говорить и действовать, природные дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость. Блага спорные. Еще определения блага. Два рода возможного (6, 1362 а 15 – 1363 b).

  4. Понятие большего блага и более полезного. Различные его определения (7, 1363 b – 1365 b 4).

  5. Совещательный оратор должен знать различные формы правления: демократию, монархию, аристократию, олигархию. Цель каждой формы, нравы каждой формы (8, 1365 b 5 – 1366 а 22).

  6. Эпидиктические речи. Их объекты. Определение прекрасного. Определение добродетели. Величайшие добродетели. Определение различных добродетелей. Перечисление вещей прекрасных. Похвала, энкомий. "Прославление блаженства" и "прославление счастья". Отношение похвалы к совету. Усиливающие обстоятельства, сравнения и преувеличения пригодны для эпидиктической речи, для совещательной пригодны примеры, для судебной – энтимемы (9, 1366 а 23 – 1368 b 1).

  7. Судебные речи. Причины несправедливых поступков; настроения, вызывающие эти поступки. Люди, по отношению к которым эти поступки совершаются. Что значит поступать несправедливо? Мотивы дурных поступков; порок и невоздержанность. Поступки произвольные и непроизвольные. Мотивы всей человеческой деятельности. Понятие случайности, естественности, насильственности, привычности. Совершаемое по соображению, под влиянием раздражения, под влиянием желания (10, 1368 b 1 – 1369 b 32).

  8. Определение удовольствия ("некоторое движение души и быстрое, ощутительное водворение ее в ее естественное состояние"). Различные категории приятного (11, 1369 b 33 – 1372 а 3).

  9. Настроения, вызывающие несправедливые поступки. Условия, благоприятствующие безнаказанности преступлений и проступков (12, 1372 а 4 – 1373 а 38).

  10. Двоякий способ определения справедливости и несправедливости. Закон честный и закон общий. Две категории несправедливых поступков. Два рода неписаных законов. Понятие правды (13, 1373 b 1 – 1374 b 23).

  11. Различные мерила несправедливого поступка. Отягощающие обстоятельства. Нарушение закона неписаного и писаного (14, 1374 b 24 – 1375 а 21).

  12. Пять родов нетехнических доказательств: закон, свидетели, договоры, пытка, клятва. Как ими нужно пользоваться? (15, 1375 а 22 – 1377 b 12).

II КНИГА.
Учение о страстях
(2-11, 1378 а 15 – 1388 b 32),
нравах
(12-17, 1388 b 32 – 1391 b 7)
и общих способах доказательства
(18-26, 1391 b 8 – 1403 b 2)

Цель риторики. Условия, придающие речи характер убедительности. Причины, возбуждающие доверие к оратору (разум, добродетель, благорасположение). Определение страсти ("все то, под влиянием чего люди изменяют свои решения, с чем сопряжено чувство удовольствия или неудовольствия"). Три точки зрения на страсти (характер, предмет и причина страсти) (1, 1377 b 16 – 1378 а 30).

I. Страсти
(2-11, 1378 а 31 – 1388 b 32)

  1. Определение гнева. Определение пренебрежения; три вида его (презрение, самодурство и оскорбление). Состояние гнева. Предмет и причина гнева. Как должен пользоваться оратор этой страстью для своей цели? (2, 1378 а 31 – 1380 а 4).

  2. Определение понятия "быть милостивым". Предмет и причина милости. Настроение людей милостивых. Использование оратором этой страсти (1380 а 5 – b 33).

  3. Определение понятия "любить" и "друг". Предмет и причина любви. Виды дружбы и отношение дружбы к услуге. Вражда и ненависть. Отношение их к гневу. Использование у оратора (4, 1380 b 34 – 1382 а 19).

  4. Определение страха. Предмет страха. Что такое страшное? Состояние страха. Смелость. Ее проявления (5, 1382 а 20 – 1383 b 11).

  5. Стыд и стыдное. Кого люди стыдятся и почему? Состояние стыда (6, 1383 b 12 – 1385 а 15).

  6. Благодеяние (услуга). Кому и когда следует оказывать ее? Использование у оратора (7, 1385 а 15 – b 10).

  7. Сострадание. Кто доступен и недоступен этому чувству? Предмет сострадания (8, 1385 b 11 – 1386 b 8).

  8. Негодование. Его отношение к зависти. Предмет и причины негодования. Настроение людей, ведущее к негодованию. Использование у оратора (9, 1386 b 9 – 1387 b 20).

  9. Зависть. Кто завистлив? Предмет зависти. Как может влиять зависть на решение судей? (10, 1387 b 21 – 1388 а 30).

    Соревнование. Кто достоин соревнования? Предмет соревнования. Соревнование и презрение (11, 1388 а 31 b – 30).

II. Нравы
(12-17, 1388 b 32 – 1391 b 12)

  1. Нравы (черты характера) людей в различных вопросах; черты, свойственные юности (12, 1388 b 32 – 1389 b 12).

  2. Черты характера старости (13, 1389 b 13 – 1390 а 28).

  3. Черты характера зрелого возраста (14, 1390 а 29 – b 14).

  4. Черты характера, свойственные людям благородного происхождения (15, 1390b 14 – 32).

  5. Черты характера, свойственные людям богатым (16, 1390b 32 – 1391 а 19).

  6. Черты характера, свойственные людям 1) могущественным (обладающим властью), 2) счастливым (удачным) (17, 1391 а 20 – b 7).

III. Общие способы доказательства
(18-25, 1391 b 8 – 1403 b 2)

  1. Цель всякого ораторадобиться решения в свою пользу. Общие формы достижения этой цели (18, 1391 b 8 – 1392 а 7).

  2. Понятие возможного и невозможного. Доказательства, основанные на предположении (вероятности) – 1) относительно прошедшего и 2) будущего. О большем и о меньшем (19, 1392 а 8 – 1393 а 21).

  3. Пример и энтимема. Два рода примеров – сравнения и басни (притчи). Употребление примеров (20, 1393 а 23 – 1394 а 19).

  4. Изречение, его отношение к энтимемам. Четыре рода изречений. Как пользоваться изречениями? Две выгодные стороны употребления изречений (подведение под общепринятые взгляды и эпическая сторона) (21, 1394 а 19 – 1395 b 22).

  5. Энтимема, ее необходимые свойства. На основание чего опираются энтимемы? Два рода энтимем, – показательные и обличительные (22, 1395 b 22 – 1397 а 6).

  6. Различные топы (элементы) энтимем. Преимущество энтимем обличительных (большое исследование) (23, 1397 а 7 – 1400 b 34).

  7. Кажущиеся энтимемы и их различные топы (24, 1400 b 35 – 1402 а 28).

  8. Два способа уничтожения силлогизмов: построение противоположного силлогизма и возражение (из правдоподобия, примера, доказательства и признака, 25, 1402 а 29 – 1403 а 15).

  9. Преувеличение и умаление (26, 1403 а 16 – b 2).

III КНИГА.
О стиле
(1-12, 1403 b 6 – 1414 а 31)
и построении речи
(13-19, 1414 а 31 – 1420 а 8)

I. О стиле
(1-12, 1403 b 6 – 1414 а 31)

  1. Связь с предыдущим. Три качества, обусловливающие достоинство стиля (декламации): сила, гармония и ритм. Важное значение стиля (люди не только есть голый рассудок, но и живут внешним). Различие между поэтическим и риторическим стилем (последний гораздо ближе к разговорному языку) (1, 1403 b 6 – 1404 а 39).

  2. Достоинство стиляясность. Выражения, способствующие ясности стиля. Что годится для речи стихотворной и что для прозаической? Употребление синонимов и омонимов. Употребление эпитетов и метафор. Метафоры нужно выбирать в соответствии с тем, высокий или низкий предмет имеется в виду, и – пользуясь более красивыми словами ("розоперстая" заря лучше, чем "пурпуроперстая", и это лучше, чем "красноперстая"). Эпитеты – на основании дурного ("матереубийца") и хорошего ("каратель за отца") (2, 1404 b 1 – 1405 b 33).

  3. Четыре причины, способствующие негодности стиля: 1) употребление сложных слов, 2) необычных выражений, 3) ненадлежащее пользование эпитетами, 4) употребление неподходящих метафор (3, 1405 b 34 – 1406 b 19).

  4. Сравнение, его отношение к метафоре. Употребление сравнения (тут у Аристотеля приведено много интересных примеров) (4, 1406 b 20 – 1407 а 18).

  5. Пять условий, от которых зависит правильность языка: 1) правильное употребление союзов, 2) собственных слов, а не описательных выражений, 3) отсутствие двусмысленных выражений (кроме намеренных), 4) правильное употребление родов имен, 5) соблюдение последовательности в числе, идет ли речь о многих, или о немногих, или об одном. Удобочитаемость и удобопонимаемость письменной речи. Причина неясности речи (5, 1407 а 19 – b 25).

  6. Что способствует пространности и сжатости стиля? Взаимная замена имени и его определения, употребление метафор, эпитетов и пр. (6, 1407 b 26 – 1408 а 9).

  7. Надлежащие качества стиля. Они достигаются тогда, когда стиль "полон чувства, если он отражает характер и соответствует истинному положению вещей". Употребление этих приемов кстати и некстати (7, 1408 а 10 – b 20).

  8. Стиль не должен быть ни метрическим, ни лишенным ритма. Аристотель требует для прозы ритмичность, не доходящую, однако, до метра (8, 1408 b 21 – 1409 а 24).

  9. Стиль связный и стиль периодический. Период простой и период сложный. Два вида сложного периода (разделительный и противоположительный). Противоположение, противоречие, уподобление (9, 1409 а 24 – 1410 b 5).

  10. Приятные и удачные сравнения – ясные и сообщают знание; они основаны на 1) метафоре, 2) противоположении и 3) наглядности. Из четырех родов метафор наиболее заслуживают внимания метафоры, основанные на аналогии (масса примеров) (10, 1410 b 6 – 1411 b 21).

  11. Наглядность есть изображение вещи в ее действии. Аналогизируемые вещи не должны быть абсолютно сродны (иначе пропадет самая меткость метафоры). Откуда следует заимствовать метафоры? "Обманывание" слушателя: апофтегмы, загадки, пародии, шутки, основанные на перестановке букв и на созвучии, омонимы. Сравнение, отношение его к метафоре. Пословицы и параболы и их отношение к метафоре (11, 1411 b 22 – 1413 b 2).

  12. Каждому роду речи соответствует особый стиль. Стиль речи письменной и устной. Разница между тем и другим. Речь и сценические приемы. Заключение о стиле (12, 1413 b 3 – 1414 а 31).

II. О построении речи
(13-19, 1414 а 31 – 1420 а 8)

Две части речи: нужно назвать предмет (изложение) и нужно доказать его (убеждение, доказательство). Другое разделение. Более подробное деление: предисловие, рассказ, доказательство, заключение (13, 1414 а 31 – b 18).

А. Предисловие

  1. Сравнение предисловия с мелодией. Предисловия к речам эпидиктическим и судебным, к произведениям дифирамбическим, эпическим, трагическим и комическим. Другие виды предисловия, общие для всех родов произведений и характер их содержания (14, 1414 b 19 – 1416 а 3).

  2. Обвинение и различные способы его опровержения (15, 1416 а 4 – b 15).

Б. Рассказ

Построение и свойства рассказа в речах эпидиктических, судебных, и перед Народным собранием (16, 1416 b 16 – 1417 b 20).

В. Доказательство

  1. Источники и способы доказательства в трех указанных родах речей (17, 1417 b 21 – 1418 b 39).

  2. Три случая, когда в речи уместно прибегать к вопросу. Двусмысленные вопросы. Шутки (18, 1419 а 1 – b 9).

Г. Заключение

Четыре части заключения, состоящие 1) из старания оратора хорошо расположить слушателей к себе и дурно – к противнику, 2) из преувеличения и умаления, 3) из стремления разжечь страсти слушателей, 4) из напоминания (19, 1419 b 10 – 1420 а 8).



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 690
Категория: Культурология, История


Другие новости по теме:

  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Личностное Я В структуру настоящего Я включают то,
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Физическое Я Однако, имя как звено самосознания предполагаетобозначение
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Имя собственное. Имя как знак Это звено структуры
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Самопринятие. Структура феномена Принятие себя, по определению С.Л.Братченко
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Самореализация и самоактуализация Многими исследователями в связи со
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Смысл жизни Как считает В.Н Колесников, при отсутствии
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Жизненный путь Проблема психологического времени человека практическивсегда рассматривалась
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Жизненное пространство в самосознании Прежде чем перейти к
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРЫ САМОСОЗНАНИЯ Здесь мы находим еще
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Личностные типы сознания Я 150 обществоЦенностиПроблемность социального мышленияОптимизм
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Психологический подход к самосознанию. Общие теории самосознания Часто
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Самосознание как предмет философского познания Проблема самосознания относится
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Резюме Итак, самосознание личности является, безусловно,сложным по структуре,
  • В. В. Иванова. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ | Примечания Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии
  • Платон. ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ Вечное411то, что существует во все времена: оно
  • ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ | О СОЮЗЕ ТРОИЦЫ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ, ТО ЕСТЬ О ВЕРЕ,
  • ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ | КРАЙНИЕ ПРЕДЕЛЫ ГРЕХОВНЫХ СТРАСТЕЙ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ИМ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ
  • ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ | О ЛЮБЕЗНОМ ДЛЯ ВСЕХ И ЛУКАВОМ ВЛАДЫКЕ ЧРЕВЕ
  • ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ | О БЛУДНОЙ БРАНИ Один мудрый муж предложил мне
  • ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ | О СРЕБРОЛЮБИИ Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия,
  • ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ | О ГНЕВЕ И ЯРОСТИ Гнев есть воспоминание сокровенной
  • ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ | ПЕЧАЛЬ НЕ ПО БОЗЕ Если кто возненавидел мир,
  • ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ | ОБ УНЫНИИ И ЛЕНОСТИ Уныние есть расслабление души,
  • ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ | О МНОГООБРАЗНОМ ТЩЕСЛАВИИ Тщеславие, по виду своему, есть
  • ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ | О БЕЗУМНОЙ ГОРДОСТИ Гордость есть отвержение Бога, бесовское
  • ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ | КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДЫДУЩИХ ГЛАВ Непоколебимая надежда есть дверь
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Примечания Глава I Хокку 150 жанр японской поэзии,
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Предисловие В данной книге я вновь обращаюсь к
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | Часть Первая ПОНИМАНИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ОБЛАДАНИЕМ И БЫТИЕМ
  • Э. Фромм. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ | II. ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Поскольку



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь