Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67 М. Козлов. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО СРАВНИТЕЛЬНОМУ БОГОСЛОВИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 10 КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XIX ВЕКЕ,



М. Козлов. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО СРАВНИТЕЛЬНОМУ БОГОСЛОВИЮ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава 10

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XIX ВЕКЕ, ПРИ ПАПЕ ПИИ IX (1846-1878 гг.)

Эпоха Пия IX – эпоха так называемого итальянского возрождения, борьбы итальянцев за создание национального государства. Когда Пий IX стал папой в 1846 г., значительная часть Италии была под властью Австрии, а папа был главой папского государства в средней Италии.

Пий IX происходил из знатного графского рода. Начал он свое правление с реорганизации папства, приспособления его к условиям нового времени (армией, полицией, железной дорогой и пр. управляли кардиналы в папском государстве). Став папой, Пий IX объявил амнистию, снизил налоги. Он предложил создать подобие парламента (папское государство мешало воссозданию единого итальянского государства).

В 1848 г. одно из итальянских государств Пьемонт (центр его на о. Сардиния) начало войну с Австрией за северные итальянские области. Пий IX сначала благословил эту войну, а позже заявил, что он не поддерживает войну с Австрией. Это вызвало народное возмущение в Риме, был убит председатель папского Совета Министров, а сам папа, переодевшись, бежал в неаполитанскую область (королевство обеих Сицилий). В Риме была провозглашена республика (в основе – идея древнеримской республики), принята конституция, по которой папство было лишено светской власти, упразднена инквизиция, национализирована земля и имущество папского государства.

20 апреля 1849 г. папа предал республику анафеме, назвав ее коммунистической (Рим назвал джунглями с дикими зверями).

Папа обратился за помощью к европейским государствам. На его призыв откликнулись Испания, Австрия и, особенно, Франция. 3 июля французские войска вошли в Рим. Папа вернулся в Рим к Пасхе 1850 г., где стал светским главой Римского государства не без помощи Франции.

В 1854 г. с согласия епископов папа провозгласил догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Провозглашение этого догмата должно было подготовить почву для принятия следующего догмата о непогрешимости папы.

В 50-е годы в Италии начинаются народные волнения. Пьемонт вступает в войну с Австрией, ей помогают французы, и у австрийцев остается лишь венецианская область.

В 1860 г. вспыхнуло восстание в неаполитанской области под предводительством Гарибальди. Оно в итоге слилось с Пьемонтом (монархическим государством). В результате было создано итальянское королевство со столицей во Флоренции, главой которого стал Виктор Эммануил, бывший пьемонтский монарх. В 1866 г. была отвоевана и венецианская область.

За папой осталась лишь обособленная папская область. Пий IX с тревогой следил за событиями, опасаясь проникновения либеральных идей в церковную сферу.

И потому в 1864 г. был опубликован Syllabus ("перечень", "список") главных заблуждений современности. В списке было 80 пунктов:

  • осуждались пантеизм, рационализм, либерализм, религиозный индеферентизм, протестантизм;

  • особым параграфом осуждались социализм, коммунизм, тайные и библейские общества;

  • считать, что обязательными являются лишь догматы, ошибочно, – необходимы и папские постановления;

  • ложным признано утверждение, что вина в разделении церквей на восточную и западную лежит на Римских епископах;

  • ложным признано отделение Церкви от государства;

  • ложно и то, что епископы должны сообразовываться с велением времени, либерализмом и т.д.

В 1878 г. в энциклике папа осудил социализм.

В 1865 г. папа учредил комиссию по подготовке Вселенского собора. Было несколько частей комиссии. Предполагалось принять два догмата: о папской непогрешимости и о телесном вознесении Богоматери. Но будет принят лишь первый, второй же догмат утвердят только в 1950 г. Был опубликован соборный регламент, по которому решения собора получали обязательную силу от папы и должны были публиковаться как папские решения, лишь со ссылкой на одобрение собора. К участию в соборе приглашалось около 1000 епископов, кардиналов и аббатов. Прибыло же около 750. На собор был приглашен и Вселенский патриарх Григорий VI, но он не принял приглашения.

Собор открылся 8 декабря 1869 г. на праздник непорочного зачатия Богоматери. Было четыре публичных заседания, в перерывах между которыми работали комиссии.

В центре внимания собора был проект догматической конституции Pastor determus ("Вечный пастырь") о папской непогрешимости. Вопрос вызвал некоторую оппозицию в лице немецкого историка еп. Гефеля, французского кардинала Деарбуа, Австрийского (Боснийского) еп. Иосифа Штроссмастера и др. Но, тем не менее, догмат о папской непогрешимости был принят 18 июля 1870 г. 533-мя голосами "за" и двумя – "против"; около 150 человек по различным причинам не участвовали в заседании. Основная мысль догмата выглядела так: когда Римский епископ говорит ex cathedra, он обладает непогрешимостью. В заключении догмата следовала анафема на несогласных.

Собор не завершился, как планировалось, так как в октябре 1870 г., воспользовавшись тем, что союзники папского государства французы (Наполеон III) были разбиты Пруссией при Седане, итальянские национальные войска вошли в Рим, и епископы разъехались.

В начале 1871 г. за тремя главными владениями папы (Ватиканом, Латеранской базиликой и летней резиденцией) была сохранена экстерриториальность. Папа мог вступать в отношения с другими монархами (сам он приравнивался к королю и получал жалование). Но папа отказался от жалования, объявив себя узником, а участников заговора предал анафеме. Король был отлучен. Папа запретил католикам избирать и быть избранными в итальянский парламент.

В 1867 г. Пий IX канонизировал Иосафата Кунцевича.

В 1847 г. был подписан (при Николае I), а в 1866 г. расторгнут (при Александре III) конкордат с Россией после польского восстания.

Римо-католическая мариология

В православном святоотеческом богословии автономной мариологии вообще не существует. Учение о Пресвятой Богородице существует у святых отцов лишь внутри христологии, а не как некая самостоятельная мариология или особый отдел антропологии, посвященный Пресвятой Деве.

Само именование Богородица, которым на III Вселенском соборе Церковь торжественно подтвердила Богоматеринство Пресвятой Девы, утвердилось в контексте христологических споров.

Католический догмат о непорочном зачатии Девы Марии начал складываться еще в конце XIII в., хотя ряд богословов был против (доминиканцы, Фома Аквинат). Но это учение становится все более популярным. В декабре 1854 г. этот догмат провозглашен Пием IX специальной буллой без собора.

"Мы объявляем, что учение, которое состоит в том, что Преблаженная Дева Мария в первый момент Своего зачатия в силу особой благодати Всемогущего Бога и в силу особенной привилегии, принимая во внешние заслуги Иисуса Христа Спасителя рода человеческого, сохранена была свободной от всякой скверны первородного греха, – есть учение Богооткровенное , и посему все верующие обязываются веровать в оное".

Согласно этому учению, Богоматерь пользуется привилегией свободы от первородного греха, то есть Она искуплена до искупления в предвидение заслуг Ее Сына. Это учение возникло, так как считали, что для Боговоплощения необходим сосуд, свободный от всякой скверны, в том числе и первородного греха.

Но в этом учении есть изъян. Чтобы принять плоть Сыну, надо было очистить Мать. А чтобы очистить Мать, надо очистить и Ее родителей и т.д. То есть – очистить всю линию Божией Матери вплоть до Адама.

Православие этого не принимает.

Само определение "привилегия, дарованная в виду будущих заслуг Ее Сына" отличается крайним юридизмом, который стирает действительный характер нашего искупления и видит в нем только отвлеченную заслугу Иисуса Христа, вменяемую человеческому лицу даже до Его воплощения. Напрашивается риторический вопрос: почему будущие заслуги Иисуса Христа не могли быть вменены другим ветхозаветным праведникам (Иоанну Предтече, прародителям Иисуса Христа по плоти)?

Католики, правда, ответили бы так: речь идет о совершенно особенном создании; то, что было даровано Деве Марии, никак не могло быть даровано другим представителям человеческого рода.

Но если считать Деву Марию отделенной от остальной части потомства Адамова, то, по сути, через такое отделение подрывается весь смысл предуготовительной домостроительной истории Ветхого Завета, которая принципиально заключалась в том, что человеческий род из поколения в поколение взрастил Избранную от всех родов для воплощения Сына Божия. Святость Божией Матери была совокупностью святости всего Ветхого Завета.

А по католической доктрине подготовка всего человечества становится нелепой, так как в любой момент любому человеку может быть дана привилегия свободы от первородного греха.

В проповеди на Благовещение Николай Кавасила отметил: "Ответ Божией Матери "буди мне по глаголу твоему" был необходим, как и совет Святой Троицы, и после лишь Ее "буди" последовало божественное "да будет".

Догмат католиков фактически отрицает единство природы человеческого рода, и тем самым подвергается сомнению само воистину спасительное воплощение Христово от подлинного представителя падшего человечества. (Что не воспринято, то не исцелено).

По словам патр. Сергия (Страгородского): "Прирожденная непорочность, как и всякое совершенство природное, сама по себе не имеет нравственной ценности, а, главное, – это есть совершенство и непорочность твари". То есть, католики принижают подвиг Девы Марии: если Она была свободна от первородного греха, то не вела и борьбы, не несла подвига.

Кроме того, последствия первородного греха имеют двоякий характер:

  • смерть, болезни; то, что вошло в человеческую природу, несут все потомки Адама;

  • удобоприклонство ко греху; это не принуждение грешить, а то, чего человек мог и избежать (индивидуальное свойство).

В православном мировоззрении Дева Мария понесла в своей природе все последствия грехопадения, но осталась непричастной ко греху ни в помыслах, ни в делах. Она являет собой то состояние человека, которое ожидает его по воскресении.

Уже исходя из догмата о непорочном зачатии Богоматери, в 1950 г. Пий XII провозгласил следующий мариологический догмат о телесном вознесении (взятии на небо) Богородицы – ssumptio. ("Вознеслась" – действительный залог, а "взята на небо" – страдательный залог. То есть, по догмату, Богородица взята Сыном, а не Сама вознеслась).

"Непорочная Богоматерь Приснодева Мария, закончив путь земной жизни, была взята с душою и телом в небесную славу", – говорится в догмате. Здесь не говорится, каким путем осуществлен переход в жизнь иную – через смерть плотскую или нет. Поэтому в католичестве существует два направления богословов – имморталисты и морталисты.

Имморталисты (immortalis) утверждают, что свободная от первородного греха Дева Мария не должна была умереть, и перешла без смерти в мир горний. Но это противоречит Преданию Церкви (особенно Иерусалимской церкви), которое утверждает, что Богородица умирала плотью. И святые отцы говорят это (Модест Иерусалимский, преп. Андрей Критский, св. Иоанн Дамаскин).

Морталисты (mortalis), или "смертники", говорят, что есть признаки непорочного зачатия, и есть Предание о смерти Богородицы. Поэтому смерть Богоматери была реальной, но добровольной, и, следовательно, Она является соискупительницей (coredemtrix) рода человеческого. (Если это принять, как догмат, то придется менять всю догматическую систему РКЦ).

Были еще явления Божией Матери на Западе. Например, в 1852 г. во Франции в Лурде являлась прекрасная дева, которую видели и слышали лишь трое детей. Дева сказала им: "Я есть непорочное зачатие". И это случилось в праздник Благовещения, что позволяет отнести слова девы к непорочному зачатию Сына Божия. Факт этих явлений, конечно, не стоит отвергать; нельзя и сказать, что над Западной Европой нет Покрова Божией Матери. Но интерпретация явлений может быть различной.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 602
Категория: Библиотека » Религия


Другие новости по теме:

  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ В ЛСД-СЕАНСАХ Основные характеристики перинатальных переживаний
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | ДИНАМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ СКО И СТИМУЛАМИ СРЕДЫ Детальное
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | ПРОЯВЛЕНИЕ СКО В ЛСД-СЕАНСАХ Активизация сильной негативной СКО
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ДИНАМИКА СКО Оживление переживаний, составляющих различные
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | СИСТЕМЫ КОНДЕНСИРОВАННОГО ОПЫТА СКО Система конденсированного опыта может
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ В ЛСД-СЕАНСАХ Переживания, относящиеся к этой
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | АБСТРАКТНЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ В ЛСД-СЕАНСАХ Явления, описанные
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛСД Прежде чем перейти к
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОВОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ Концепции, предложенные в
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | ЛСД И ЕЕ ДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА В последние
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | ПОЛЕМИКА ВОКРУГ ЛСД Более четверти века прошло с
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | ПРЕДИСЛОВИЕ Эта книга 150 первая из серии книг,
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | От автора Я хотел бы воспользоваться возможностью выразитьглубокую
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | Библиография Arcamone F. Production of Lysergic Acid Derivatives
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА I Изначальное единство с матерью внутриутробное
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА II Антагонизм с матерью схватки в
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА III Синергизм с матерью проталкивание через
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА IV Отделение от матери прекращение симбиотического
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | ЗНАЧЕНИЕ БАЗОВЫХ ПЕРИНАТАЛЬНЫХ МАТРИЦ В ЛСД-ПСИХОТЕРАПИИ Для удобства
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | БАЗОВЫЕ ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ МАТРИЦЫ сводная таблица БПМ-IБПМ-IIБПМ-IIIБПМ-IVРОДСТВЕННЫЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫШизофренические
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ В ЛСД-СЕАНСАХ На начальных сеансах психолитической
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | РАСШИРЕНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ В РАМКАХ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Переживания эмбриона
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | РАСШИРЕНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спиритические и
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ В ЛСД-ПСИХОТЕРАПИИ Понимание динамики трансперсональных
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХИАТРИЯ Дав определение надличным
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | МНОГОМЕРНАЯ И МНОГОУРОВНЕВАЯ ПРИРОДА ЛСД-ПЕРЕЖИВАНИЙ В предшествовавших главах
  • С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО | Послесловие Я предлагаю эту книгу моим коллегам по
  • Э. Леви. УЧЕНИЕ И РИТУАЛ ВЫСШЕЙ МАГИИ. Том I | ОГЛАВЛЕHИЕ 1. Алеф. А. ВСТУПАЮЩИЙ Disciplina Энсоф КетерКогда
  • Э. Леви. УЧЕНИЕ И РИТУАЛ ВЫСШЕЙ МАГИИ. Том I | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. Гимель. В. ТРЕУГОЛЬНИК СОЛОМОНА Plenitudo vocis
  • Э. Леви. УЧЕНИЕ И РИТУАЛ ВЫСШЕЙ МАГИИ. Том I | ОГЛАВЛЕHИЕ 22. Тау. Х. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ И ОБЩИЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь