|
С. Гроф. ОБЛАСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГОРАСШИРЕНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЗА ПРЕДЕЛЫ "ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ" Спиритические и медиумические переживание Эти редкие переживания очень напоминают явления, известные по спиритическим сеансам и оккультной литературе. Испытуемый может, например, неожиданно войти в состояние, аналогичное медиумическому трансу. Выражение его лица поразительным образом меняется, весь облик и жесты становятся неузнаваемыми, явственно меняется голос. Он может говорить на незнакомом языке, писать автоматические тексты и чертить неясные иероглифические знаки или рисовать странные картинки и неразборчивые каракули. Другие переживания этой категории могут принять форму столкновения с астральными телами и духами умерших, а также экстрасенсорной коммуникации с ними. Некоторые из этих явлений имеют характеристики одержимости злым духом, как это описано во многих средневековых источниках и антропологических исследованиях по религиозной практике и верованиям различных культур. Следующий эпизод из продвинутого ЛСД-сеанса психолитической серии в пражском научно-исследовательском институте психиатрии служит примером поразительно глубокого спиритического переживания. Оно наблюдалось в курсе терапии невротички Даны, о которой упоминалось ранее. В одном из своих сеансов Дана вспомнила чрезвычайно
болезненный травматический эпизод из своего детства. Ее
отец много лет провел в психиатрической больнице в остром
психотическом состоянии. Когда ей было десять лет, у него
произошло кровоизлияние в мозг и его выписали из больницы
умирать дома. Дана оказалась свидетелем ухудшения состояния
отца и находилась у его постели во время предсмертной
агонии. В ЛСД-сеансе она буквально регрессировала до этой
ситуации и превратилась в маленькую испуганную девочку,
наблюдающую ужасную сцену наступления смерти. Сначала она
видела смертельную агонию отца, а потом начала переживать
агонию сама. При полном отождествлении со своим отцом Дана
достигла момента его физической смерти. Когда она
перешагнула границу жизни и смерти в этом своеобразном
диадном единстве, то оказалась в состоянии неконтролируемой
паники. С ней невозможно было поддерживать связь по крайней
мере в течение двух часов. Когда контакт был восстановлен,
она сумела ретроспективно описать свое переживание: "Когда
мы пересекли порог жизни и смерти, я оказалась в
сверхъестественном страшном мире. Он был наполнен
флюоресцирующим эфиром странной мрачной природы. Не было
возможности узнать, было ли это пространство как-либо
ограничено или же оно было бесконечным. Бесчисленные души
умерших людей пребывали во взвешенном состоянии в
светящемся эфире; в атмосфере особого бедственного
положения и лихорадочного возбуждения они направляли мне
бессловесные просьбы по каким-то неведомым экстрасенсорным
каналам. Они выглядели необычайно требовательными,
казалось, они чего-то хотят от меня. В целом атмосфера
напоминала описание подземного мира, которое я читала у
древних греков. Но объективность и реальность ситуации
превосходили всякое воображение. Это было состояние
совершенного и в высшей степени метафизического ужаса,
которое я не в силах описать. Мой отец находился в этом
мире как астральное тело. Поскольку я вошла в этот мир в
союзе с ним, его астральное тело было наложено на мое. Я не
в состоянии вам (терапевту) это передать, да, наверное, это
и не имеет смысла. Уверена, что вы знаете об этом мире
столь же мало, как и я до того опыта, и поэтому вы ничем не
смогли бы мне помочь. Во всяком случае, это было самое
страшное переживание моей жизни. Ни в одном из предыдущих
сеансов я не сталкивалась ни с чем, что бы хотя бы
отдаленно напоминало это".
Древняя тема встречи и взаимодействия с духовными проводниками, учителями, хранителями служит одним из наиболее ценных и благотворных трансперсональных переживаний в ЛСД-сеансах. Испытуемый воспринимает эти существа как сверхчеловеческие, духовные сущности с более высоких планов сознания или более высоких энергетических уровней. Только в исключительных случаях это переживание сопровождается видимым образом или коммуникацией в вербальной форме. Обычно человек только ощущает их присутствие и получает послания, инструкции и объяснения по разным экстрасенсорным каналам. Иногда духовные проводники являются в фоме источника света и энергии в сопровождении вибраций высокой частоты. Как правило, самосознание испытуемого сохраняется, и он не отождествляется с этими сущностями, но возможны случаи слияния разной степени или даже полного отождествления с ними. Духовные проводники появляются в сеансах в различных ипостасях, иногда они дают объяснения по поводу случившегося или советуют относительно желаемого подхода к ЛСД-переживанию. В других случаях они сопровождают индивида в разнообразных трудных испытаниях, подобно Вергилию в "Божественной комедии" Данте, оказывают ему интеллектуальную и духовную поддержку или даже создают щит из положительной энергии, предохраняющей его от разрушительных влияний злых сущностей. Такие гиды могут также давать особые советы и предлагать что-то относительно настоящем жизненном ситуации или общей направленности его жизни. Иногда эти духовные помощники остаются неузнанными, в других случаях испытуемый определяет их как различные стороны своего высшего "Я" или же как развоплощенных религиозных учителей и просветленных существ, подобных Шри Рамана Махарши, Рамакришне, Шри Ауробиндо, Ганди или Иисусу Христу. Феноменология этой категории переживаний живо и наглядно
описана Джоном К. Лилли в его книге "Центр циклона". В этом
повествовании автор рассказывает об очень значимых для него
встречах с двумя гидами с более высокого плана сознания,
которые играли важную роль в различные критические периоды
его духовного поиска.
Странные и чуждые миры, которые испытуемый открывает и исследует в этом виде переживаний, по-видимому, наделены своей собственной реальностью за пределами нашего космоса. Надо полагать, что они существуют в других измерениях во вселенной, сосуществующей с нашей. Индивид может столкнуться с существами причудливой физической формы, действующими на основании каких-то непостижимых законов и имеющих совершенно отличные от наших метаболические и физиологические процессы. Они явно воспринимаются как разумные существа, но их ментальные и эмоциональные характеристики не напоминают что-либо известное человеку. В нескольких случаях испытуемые сообщали о контактах или встречах с летающими тарелками и неопознанными объектами. Иногда их видят прибывающими к нам из отдаленных частей нашей Вселенной или как астральные экспедиции из других измерений и параллельных миров. Эти чуждые вселенные, переживаемые в ЛCД-сеансах, могут быть значительно меньше или бесконечно больше, чем наша, и могут управляться незнакомыми нам энергиями. Пройдя через такие экстраординарные космические приключения, некоторые нашли в них сходство с научно-фантастическими романами. Одни ссылались на "Путешествия Гулливера" Джонатана
Свифта, другие сравнивали их с различными эпизодами
американской телевизионной серии "Звездный путь".
Важной группой трансперсональных переживаний в ЛСД-сеансах служат явления, для которых Юнг использовал термины первообраза, доминанты коллективного бессознательного, или архетипа. Они неоднократно возникают как в сеансах людей, знакомых с этими понятиями, так и тех, кто не испытывал прежде воздействия идей Юнга. Термин "архетип" в широком смысле может использоваться для обозначения всех статических образований и конфигураций, а также динамических событий в психике, обладающих универсальным трансиндивидуальным качеством. Такое описание и определение архетипов вполне применимо ко многим категориям опыта, описанным в этой главе. Здесь мы обсудим лишь те группы трансперсональных переживаний архетипического характера, в которых представлены общие биологические, психологические и социальные типы и роли. Испытуемые могут, например, переживать полное отождествление с архетипами Мученика, Странника, Отверженного, Просветленного Проводника, Тирана, Дурака, Доброго Самаритянина, Мудрого Старца, Злого Искусителя, Аскета или Отшельника. Эти переживания тесно связаны, но не совпадают с теми переживаниями группового сознания, когда испытуемый чувствует одновременное отождествление со всеми членами группы. Архетипические же переживания представляют собой персонифицированные концепции исполняемых ролей (т.е. все конкретные евреи в сравнении с Евреем). Архетипические явления этого вида могут отражать различные уровни абстракции и различные степени обобщения. В случае некоторых наиболее универсальных архетипов может произойти отождествление с Матерью, Отцом, Ребенком, Женщиной, Мужчиной или Любовником/Любовницей. Многие в высшей степени универсальные роли переживаются как сокровенные и священные, как это можно видеть на примере архетипов Великой Матери, Ужасной Матери, Матери-Земли, Матери-Природы, Великого Гермафродита или Космического Человека. В архетипах также представлены определенные стороны личности испытуемого (такие, как Тень, Анимус и Анима, Маска), которые часто встречаются в продвинутых ЛСД-сеансах. Образы Золотого века и Темного века, а также видения потока всех следующих друг за другом индуистских "юг" (эпох) можно отметить в качестве примера богатых, обширных и общих архетипов. Иногда вместо переживания индивидуальных и статических
архетипических образов, описанных выше, испытуемые
участвуют в событиях сказочного, легендарного и
мифологического характера. Некоторые из них имеют простой и
обычный сюжет, что-нибудь про злую свекровь или бедную
падчерицу, хорошего или плохого брата, про великую любовь,
подвергающуюся превратностям судьбы или интриг. Другие из
переживаемых событий значительно более специфичны и
необычны, к ним принадлежит тема вечного проклятия в
историях о Тантале, Сизифе, Прометее, Агасфере или Летучем
голландце, тема рождения или смерти героя, тема
человеческих амбиций и жажды знания, как она выражена в
легендах о Дедале и Икаре или о Фаусте, в мифах о
супергерое, совершающем труднейшие подвиги или спасающем и
освобождающем заточенную, подвергающуюся опасности женщину.
Нередко лица без специального образования могли поведать
истории, весьма напоминающие древние мифы Месопотамии,
Индии, Египта, Греции, Центральной Америки и других
цивилизаций. Эти наблюдения сходны с идеями Юнга о
возникновении в детских сновидениях относительно
неизвестных, но явно архетипических тем, а также
проявляющейся симптоматики у некоторых шизофреников.
Эта категория опыта тесно связана с предыдущей. В строго юнгианском смысле, встречи с различными божествами и/или отождествление с ними следовало бы рассматривать как архетипические переживания. Однако согласившиеся на ЛСД-сеанс специалисты, знакомые с теориями Юнга, ясно различали видения архетипов в форме обобщенных ролей и универсальных прототипов от переживаний, включающих конкретные божества, связанные со специфическими культурами. Иногда испытуемые узнают богов и демонов, встречи с которыми они пережили во время сеанса, и могут назвать их по именам и отнести к соответствующим культурным областям. В других случаях они могут дать детальные описания своих видений или даже нарисовать их и определить культуру их происхождения. Тогда дело психотерапевта получить необходимую информацию и оценить степень точности столь глубокого постижения. Порой могут складываться и такие ситуации, когда вопреки совместным усилиям испытуемого и терапевта прояснить природу переживаний не удается. Почти все божества, возникающие во время ЛСД-сеансов, подразделяются на две категории: в первую попадают те, которые ассоциируются с силами света и добра; вторая охватывает божества тьмы и зла. Типичными представителями счастливых и благожелательных божеств выступают Изида и Озирис, Ахура Мазда, Аполлон, Бодхисаттва и Кришна, а примерами угрожающих Сет, Гад, Ариман, Кали, Молох, Астарта, Уицилопочтли, Сатана. В серии ЛСД-сеансов видения божеств впервые возникают на перинатальной фазе. В этом контексте их образы представляют темные силы, связанные с родовой агонией (БПМ-II и БПМ-III), тогда как добрые божества сопровождают экстатические переживания (БПМ-I и БПМ-IV). Позднее образы божеств возникают независимо либо в форме статических видений, либо как часть мифологических эпизодов, упомянутых в предыдущем разделе. Иногда испытуемые становятся свидетелями целых космологических драм, подобных битве между силами Аримана и Ахуры Мазды, войне богов и титанов, падению Люцифера и других ангелов, различных версий Сотворения мира. Библейского потопа и Страшного суда или Армагеддона. Испытуемые, переживающие столкновение с различными
добрыми и злыми божествами, выражают очень сильные эмоции в
диапазоне от экстатического восторга и небесного блаженства
до метафизического ужаса и сумасшествия. Однако у
большинства индивидов нет ощущения того, что они
сталкиваются с Верховным Существом или с первичной силой в
этой Вселенной.
Визуализация различных универсальных символов составляет важную часть ЛСД-сеансов. ни могут возникать независимо или вместе с другими трансперсональными явлениями. Постижение универсальных символов сопровождается интуитивным пониманием различных слоев их эзотерического значения. У многих лиц, проходивших ЛСД-лечение, были видения сложных геометрических композиций, сильно напоминавших восточные мандалы. Некоторые испытуемые оказывались способными даже нарисовать их и детально объяснить смысл различных сторон их построения. Это случалось даже с теми, кто не был знаком с восточной и мистической литературой и не мог интерпретировать универсальные символы в соответствии с эзотерическими текстами. Наиболее часто в сеансах наблюдаются символы креста, шестиконечной звезды Давида, индо-иранской свастики, древнего египетского знака инк (нильский крест, символизирующий жизнь), а также цветок лотоса, даосский инь-ян, индийский сакральный фаллос (лингам Шивы), алмаз и другие драгоценные камни, буддийское Колесо смерти и возрождения и круг (часто возникающий в виде архетипического гигантского змея Уробороса, пожирающего свой хвост). Мы неоднократно упоминали, что в результате ЛСД-сеансов
некоторые лица развивали интуитивное понимание целых систем
эзотерической мысли. Так, люди, не знакомые с каббалой,
испытывали переживания, описанные в книгах Загар и Сефер
Иецира, и демонстрировали удивительную осведомленность в
каббалистических символах. Другие спонтанно оперировали с
запредельными значениями цифр и делали заключения,
параллельные пифагорейской алгебре или нумерологии. Люди,
недавно с недоверием и скепсисом относившиеся к астрологии
и алхимии, вдруг находили глубокий смысл в этих системах и
начинали понимать их метафизическую значимость. Такое же
новое понимание наблюдалось и в отношении к различным
древним формам предсказания таким, как И Цзин и Таро.
Многие переживания трансперсональных ЛСД-сеансов удивительно напоминают признаки активизации и открытия чакр, описанные различными школами Кундалини-йоги.* Эти параллели существуют не только для переживаний положительного характера. Феноменология и следствия плохо проведенных или плохо осмысленных ЛСД-сеансов весьма схожи с осложнениями, возникающими в ходе практики Кундалини-йоги без должного наблюдения и при отсутствии опыта.** Лица, знакомые с индийской философией и религией, часто ссылаются на Змеиную Силу, чакры и на различные виды тантрической практики. Однако интеллектуальное знание не обязательное условие для этих переживаний. Подобный опыт встречается у совершенно неискушенных людей, которые способны удивительно детально описать весьма похожие эпизоды переживания, а иногда даже и соответствующие им теоретические системы без использования, конечно, специфических санскритских терминов. В общем, система чакр, по-видимому, обеспечивает нас весьма полезной картой сознания, помогающей пониманию, обозначению и переводу на понятийный язык многих необычных переживаний во время ЛСД-сеансов. Детальное обсуждение этих интересных параллелей выходит за рамки этой главы, и мы оставляем его до будущих публикаций. * Чакры (санскр. "колеса") представляют собой
гипотетические центры излучения первичной энергии (праны) и
грубо соответствуют определенным уровням позвоночного
столба и определенным органам. Большинство систем различает
семь чакр: 1) корневая чакра (муладхара); 2) половая чакра
(свадхистана); 3) пупочная чакра (манипура); 4) сердечная
чакра (анахата); 5) горловая чакра (вишудха); 6) чакра в
межбровье (аджна) и 7) венечная чакра (сахасрара). Поток
праны осуществляется через один центральный проход
(сушумну) и два боковых канала (иду и пингалу).
Весьма редкое экстраординарное переживание, которое может быть испытано в продвинутых сеансах ЛСД, подъем Кундалини по сакральной части позвоночного столба и восходящий поток духовной энергии с последующей активизацией всех чакр. В своей полной форме этот процесс ведет к глубокому трансцендентальному переживанию экстатического и объединяющего характера, связанного с верхней чакрой, тысячелепестковым лотосом. В этой связи мне хотелось бы упомянуть очень интересную
дискуссию, последовавшую после моего доклада, посвященного
параллельности ЛСД-переживания и опыта индийских религий,
прочитанного на первой Международной конференции по научной
йоге в Нью-Дели (Индия) в декабре 1972 года. Аудитория,
состоявшая более чем из двухсот лиц, представляла много
различных духовных ориентаций, существующих в современной
Индии, включая несколько групп тибетских буддистов,
бежавших из Тибета после китайского вторжения.
Участвовавшие в дискуссии пришли к согласию относительно
того, что из всех систем йоги Кундалини более всего
напоминает ЛСД-психотерапию. И та и другая техника
способствует мгновенному и мощному высвобождению энергии,
порождает глубокие, драматические переживания и может
принести впечатляющие результаты в относительно короткий
период времени. С другой стороны, они несут с собой
огромный риск и могут быть чрезвычайно опасны, если не
проводятся под тщательным наблюдением и ответственным
руководством.
Это одно из наиболее глубоких и всеобъемлющих переживаний, наблюдаемых в ЛСД-сеансах. Человек, отождествляющийся с сознанием Всеобщего Разума, ощущает, что собственным опытом охватывает всю полноту существования. Он чувствует, что достиг реальности, лежащей в основании всех реальностей, и стоит лицом к лицу с высшим и безусловным принципом, который представляет все Бытие. Иллюзии материи, пространства и времени, а также бесконечное число других субъективных реальностей целиком и полностью превзойдены, и в конце концов сведены к этому одному виду сознания, которое и есть их общий источник и знаменатель. Это переживание безгранично, непостижимо и невыразимо; это само существование. Вербальная коммуникация и символическая структура нашего повседневного языка кажется до смешного неадекватной, чтобы ухватить разумом и передать его природу и качество. Переживание феноменального мира и того, что мы обычно называем обычным состоянием сознания, оказывается в этом контексте лишь весьма ограниченной идиосинкратической и частной стороной всеобъемлющего сознания Всеобщего Разума. Этот принцип целиком и полностью лежит за пределами рационального постижения и, тем не менее, даже короткое эмпирическое пребывание в этом состоянии сознания удовлетворяет интеллектуальные, философские и духовные искания индивида. Все когда-либо поставленные вопросы находят свои ответы, и нет необходимости спрашивать о чем бы то ни было дальше. Лучшим приближением к пониманию природы этого переживания служит описание этого состояния в терминах понятия Сатчитананда, появляющегося в индийских религиозных и философских писаниях. Это санскритское слово состоит из трех отдельных корней: сат означает "существование", или "бытие"; чит "осознание", "интеллект"; ананда "блаженство". Лишенный формы и размерностей, неощутимый органами чувств принцип, воспринимаемый как Универсальный Ум, характеризуется бесконечным существованием, бесконечным осознанием и знанием и бесконечным блаженством. Однако любые описания и определения по необходимости осуществляются с помощью слов, которые мы связываем с явлениями трехмерного мира. Поэтому они неспособны передать сущность этого безусловно запредельного принципа. Обсуждая переживания такого характера, испытуемые часто отмечают тот факт, что язык поэтов, хотя все еще в значительной степени и несовершенный, кажется более подходящим и адекватным средством для этой цели. Можно понять, почему столь многие визионеры, пророки и религиозные учителя обращались к поэзии, притчам и метафорам, чтобы разделить с другими свои запредельные видения. Переживание сознания Всеобщего Разума тесно связано с
сознанием космического единства, описанного ранее, но не
тождественно ему. Ему сопутствует интуитивное проникновение
в процесс творения феноменального мира, как мы его знаем, и
в буддийскую концепцию Колеса смерти и возрождения. Это
может повести в результате к временному или длительному
чувству, что человек достиг глобального нерационального и
трансрационального понимания базовых онтологических и
космологических проблем, сопровождающих существование.
Последнее и наиболее парадоксальное трансперсональное явление, которое следует обсудить в этом контексте, это переживание сверхкосмической и метакосмической Пустоты, первоначальной пустоты, первоначального ничто и первоначального молчания, выступающих безусловным источником и колыбелью всего существования и "несотворенным и невыразимым Высшим". Термин "сверх-метакосмическая", используемый в этом контексте, подразумевает, что Пустота выходит за пределы и одновременно лежит в основании феноменального мира. Она за пределами времени и пространства, за формой или любой определяемой эмпирическим путем дифференциацией и за полярностями, такими, как добро и зло, свет и тьма, стабильность и движение, агония и экстаз. Пустота включает в себя также и выход за пределы нашего обычного понятия причинности. Иногда испытуемые сообщают, что были свидетелями возникновения Сатчитананды из Пустоты, как ее первого воплощения в форму, или же наоборот, возвращения Сатчитананды в Пустоту и ее исчезновения. Это явление не связано с безнадежным чувством абсурдности, которое испытываешь в обычных состояниях сознания, рассматривая возможность возникновения чего-то из ничего или полного, бесследного исчезновения. Аналогично, на этом уровне не ставится под вопрос и тот факт, что что-то случается без всякого прецедента, без достаточной причины или начального импульса. Неважно, насколько это могло казаться парадоксальным. Пустота и Всеобщий Разум воспринимаются как тождественные и свободно переходящие одно в другое. Они выступают разными сторонами одного и того же явления. Пустота оказывается чревата, а тонкие формы Всеобщего Разума переживаются как абсолютно пустые. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Трансперсональная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|