Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67 М. Козлов. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО СРАВНИТЕЛЬНОМУ БОГОСЛОВИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 7 ПАПСТВО В XIV-XV ВЕКАХ. ЭПОХА



М. Козлов. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО СРАВНИТЕЛЬНОМУ БОГОСЛОВИЮ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава 7

ПАПСТВО В XIV-XV ВЕКАХ. ЭПОХА ВЕЛИКИХ СОБОРОВ


Авиньонское пленение пап

В 1305 г. на папский престол вступил француз Климент V (1305-1314 гг.). Он был первым, кто перенес свою резиденцию во Францию в г. Авиньон в 1309 г., положив начало 70-летнему периоду пленения пап (до 1377 года). В этот период римские папы находились в полном подчинении у французского короля (и Климент V – ставленник Филиппа IV Красивого).

Климент V полностью оправдал от всех обвинений Филиппа IV и канонизировал папу Целестина (простого монаха), предшественника Бонифация VIII. Филипп IV требовал осуждения Бонифация VIII, но Климент V на это не пошел.

При Клименте V состоялся единственный в XIV в. католический Вселенский собор в г. Вьенн в 1311 г. На этом соборе получил свое завершение процесс против военно-монашеского ордена Тамплиеров (храмовщиков).

Орден Тамплиеров был основан в период крестовых походов в числе прочих военно-монашеских орденов. В военно-монашеские ордена вступали, как правило, рыцари. Они давали обычные монашеские обеты, кроме отказа от участия в военных действиях. Эти ордена разрешали для рыцарей противоречия между тем, чему учит Евангелие и постоянными средневековыми конфликтами. Рыцари оставались при своем занятии, войне, но она уже не отделяла человека от спасения. В начале XIV в. тамплиеры насчитывали до 15 тыс. рыцарей хорошо обученного войска и имели несколько сот замков по всей Европе, располагали огромными могущественными средствами. Наряду с евреями они являются крупнейшими европейскими финансовыми кредиторами. Основной центр тамплиеров – на юге Франции (после изгнания из Иерусалима).

Филипп IV, воспользовавшись некоторыми обвинениями против тамплиеров (в безнравственном образе жизни), заручился санкцией Климента V начать процесс против них.

В начале следствия с применением жесточайших пыток были "подтверждены" следующие основные обвинения:

  • тамплиеры под влиянием иудеев заменили поклонение истинному Богу поклонением сатане, которого почитали под видом идола Бафомеда;
  • они были обвинены в противоестественных связях;
  • в занятиях колдовством.

На суде главы ордена Тамплиеров отказались от всех показаний, данных на следствии. Но их признали виновными. 54 главы ордена были сожжены, а сам орден упразднен, имущество его поделено между папой, Филиппом IV и орденом Иоанитов, куда вошла часть тамплиеров (тоже военно-монашеский орден, позже преобразованный в Мальтийский орден).

Последним авиньонским папой был Григорий XI (1370-1378 гг.), который на последнем году своей жизни (1377 г.) вернулся в Рим, предварительно заключив договор с жителями Рима. (Римляне страдали от отсутствия папы, так как паломничество в Рим резко упало, и город пришел в экономический упадок).

Период великой папской схизмы

После смерти Григория XI выборы нового папы происходили в Риме в атмосфере всеобщего возбуждения. С одной стороны, большинство кардиналов, французов, хотели вернуться во Францию. А итальянские кардиналы и римский народ хотели избрать папой итальянца и навсегда оставить его в Риме.

8 апреля 1378 г., когда кардиналы заседали в конклаве, толпа взломала двери в помещение, где происходили выборы, выкрикивая угрозы расправы, если папой будет не итальянец. Под таким давлением выбрали папу итальянца, архиепископа г. Бари, принявшего имя Урбана VI (1378-1379 гг). 18 апреля состоялась его интронизация.

Как только французские кардиналы смогли выбраться из Рима, они опубликовали заявление, в котором объявили выборы несвободными, и потому – недействительными, предложили Урбану отказаться от престола. Выступило 16 кардиналов с этим заявлением (4 итальянца, 1 испанец и 11 французов), к которым присоединился 1 испанец. Был избран папа Климент VII (1378-1394 гг.) с резиденцией в Авиньоне.

Урбан VI не подчинился призыву кардиналов и создал собственную кардинальскую коллегию. Было положено начало великому расколу в Католической Церкви, продолжавшемуся в течение 40 лет.

На сторону Урбана VI встали Германия, Италия, Польша, Скандинавия. Климента VII поддержали Франция, Испания, Португалия. (Современная католическая традиция считает линию Урбана VI законной, а линию Климента VII и его преемников – антипапами).

Важнейшую роль в воссоединении Католической Церкви занимает Парижский университет (это был общеевропейский центр). Университет создал специальную комиссию, которая предложила 3 способа прекращения раскола:

  • добровольное отречение обоих пап;
  • решение дела третейским судом;
  • созыв для разрешения конфликта Вселенского собора.

Эта рекомендация была дана в 1385 г., но практическое ее осуществление было затруднено, и решение вопроса затянулось на десятилетия. Лишь в 1409 г. под давлением французских королей и других европейских монархов в г. Пиза был созван собор из кардиналов обеих юрисдикций – Ватиканской (папа Григорий XII) и Авиньонской (папа Бенедикт XII). Папы не явились на собор (единственный случай в РКЦ).

Собор открылся 25 марта 1409 г. и отличался исключительным единодушием участников. На первом заседании установили каноническое и вселенское достоинство собора, затем были предприняты попытки урегулировать раскол. Оба папы были обвинены в нежелании содействовать прекращению схизмы, как виновники разделения были объявлены схизматиками и еретиками и были низложены 5 июня. 26 июня был избран новый папа Александр V, который председательствовал на последних заседаниях собора (без утверждения папой католики считали бы решения собора недействительными). Обе кардинальские коллегии слились в одну, и собор закрылся 7 августа 1409 г.

Оба низложенных папы проигнорировали Пизанский собор и, фактически, вместо воссоединения установили троепапствие. Но соотношение сил было неравным: Григория XII признавали лишь на юге Италии, Бенедикта XII – в Испании, а большинство стран и епархий было на стороне Александра V.

Сейчас Пизанский собор не признается в РКЦ Вселенским, так как собирался без указания папы, шел выше папы, и Александр V поэтому считается антипапой. Линию пап современная РКЦ ведет от Григория XII.

Собор в Констанце 1414-1418 гг.

Избранный папа Александр V дал клятву провести церковную реформу с целью ограничения папского произвола и обязательного регулярного созыва собора как контроля над папами.

В 1410 г. Александра V сменил Иоанн XXIII. В молодости он был пиратом, но сумел достичь Римской кафедры. Иоанн был связан обязательством Александра V о созыве собора. Об этом ему напоминал и германский император Сигизмунд.

Под давлением Сигизмунда Иоанн XXIII объявил о созыве собора, который открылся 1 ноября 1414 г. в маленьком немецком городке Констанце. На собор съехались: папа Иоанн XXIII, 5 западных патриархов, 29 кардиналов, около 200 епископов, 300 докторов богословия. Общее число духовных лиц было 1800 человек. Также присутствовали на соборе император Сигизмунд, с ним 2400 рыцарей и до 8000 представителей от светского общества. Приехавших на собор насчитывалось около 20 тыс. человек, тогда как жителей г. Констанца было лишь 7 тыс.

Целью собора было проведение реформ "в голове и в членах", то есть во всей церкви. Постановления собора было решено принимать по нациям: от каждой нации – один голос. На время собора различали пять наций: Италия, Франция, Германия и Польша, Англия, Испания. Нации должны были решать вопрос внутри себя, а затем отдавать голос от всей нации.

Первой задачей собора была ликвидация раскола. Иоанн XXIII и его итальянские сторонники настаивали на исполнении приговора Пизанского собора над двумя антипапами. Но большинство членов собора считало необходимым отречение всех трех пап. Со всеми ими велись переговоры через посредников. Наконец, Григорий XII согласился сложить полномочия при условии признания незаконным Иоанна XXIII. Была составлена анонимка о биографии Иоанна XXIII и распространена на соборе. Тогда 2 марта 1415 г. Иоанн согласился сложить полномочия при условии отречения его двух соперников. Но 20 марта он, переодевшись конюхом, бежал из Констанца.

6 апреля в отсутствии Иоанна XXIII и его сторонников собор постановил:

  • Констанцкий собор является Вселенским, имеющим полномочия непосредственно от Бога, и всякий, будь то сам папа, должен повиноваться собору в вопросах веры, искоренения раскола и реформы церкви во главе и членах;

  • всякий, будь то сам папа, за непослушание собору в вышеуказанном, подлежит наказанию;

  • все антисоборные прещения Иоанна XXIII после его бегства из Констанца не имеют силы.

Через 1,5 месяца Иоанна XXIII поймали и привели в Констанц. Был выдвинут ряд обвинений против него, в том числе и скандальных. 14 мая Иоанн XXIII был отстранен от выполнения папских обязанностей, а 29 мая низложен как вызвавший соблазн во всем христианском мире своим поведением. Таким образом, собор низложил законного папу, а не антипап.

Судьба Иоанна XXIII сложилась дальше так. Под арестом он был уведомлен о его низложении, затем был назначен кардиналом при Мартине V, был старшиной кардинальской коллегии. Умер в 1417 г. в возрасте 90 лет.

Григорий XII был уже низложен Пизанским собором, решения которого признавал Констанцкий собор. Осталось только фактически устранить Григория XII из области церковного управления. Григорий не отказывался сложить полномочия, но не признавал Констанцкий собор законным, так как он созван Иоанном XXIII, и перед собором не мог сложить полномочий как перед антипапским.

4 июля 1415 г. на 14-м заседании был найден выход. Заседание открылось под председательством императора. На нем выступили два представителя Григория XII, предоставившие собору полномочия на открытие собора от имени Григория XII. Таким образом открытый собор принял решение о низложении папы Григория X II, и Григорий это решение уже признал. После этого была зачитана папская булла об отречении от папства. Григория оставили членом кардинальской коллегии с именем, которое он имел до папства.

Бенедикт XII проявлял нетвердость в отречении – то давал согласие, то нет. Собор во время этих переговоров с ним привлек на свою сторону сторонников Бенедикта XII и 6 июля 1417 г. признал его лишенным папства. Бенедикт не подчинился собору, хотя от его паствы осталось только 2000 человек. После смерти Бенедикта XII было еще два его преемника, но оба затем канули в лету, завершив тем самым линию Бенедикта XII.

После ликвидации раскола собор принял еще ряд решений:

  • установил периодичность всецерковных соборов: первые два собора должны были собираться через 5-7 лет, следующие – один раз в 10 лет;

  • в случае новой схизмы вопрос восстановления единства должен решаться собором;

  • выборы каждого очередного папы должны быть подчинены контролю собора;

  • кардиналы, избравшие папу помимо собора, навсегда лишались своих достоинств, выборы являлись недействительными, и верующим вменялось в обязанность не подчиняться избранному таким образом папе.

30 октября 1417 г. собор обязал будущего папу реформировать церковь во главе и членах в соответствии с 18-м пунктом решений собора. Один из пунктов предусматривал случаи, когда собор должен был исправлять папу и даже низлагать его.

После этого состоялся конклав кардиналов и членов собора, на котором был избран папа – иподиакон-кардинал Оттарио Коронна. Он был рукоположен 14 ноября 1417 года во епископа Римского с именем Мартина V.

В феврале 1418 г. папа Мартин подтвердил правильность всех определений Констанцкого собора. Приняв ряд решений по упорядочению церковной жизни, собор закрылся 22 апреля 1418 г.

Но время показало, что решения собора не вошли в жизнь РКЦ. Во-первых, реформаторы были половинчаты по целям и задачам: они объявили собор выше папы, а, с другой стороны, избирали папу для утверждения соборных решений. Во-вторых, реформаторами двигало не желание искоренить недолжное, а корыстные цели: экономические, национальные, соображения карьеры. И папы в беседах с отдельными нациями легко договорились о сохранении своих интересов.

Так, например, для Франции папа отменил на 10 лет право аннатов, по которому в течение одного года доходы вновь поставленного епископа отправлялись папе. Приняв решение реже употреблять индульгенции, собор преследовал лишь цель поднять их роль.

Ярким примером является и вопрос Яна Гуса. В Чехии он протестовал против папских злоупотреблений, говоря: "Единственная глава – Иисус Христос, единственный авторитет в религиозных вопросах – Священное Писание; верующая совесть не может подчиняться внешней силе".

Яна Гуса вызвали на собор. Сигизмунд дал клятву при этом, что не будет насилия. Но, по прибытии, Гуса арестовали. Мартин V заявил, что клятва еретику не требует исполнения. От Гуса потребовали отречься от своих воззрений, но он отказался, сказав: "Отрекшись от истины, я изменю совести". Формального отречения от него тоже не добились. Приговорив к смерти, Гусу предложили просить о помиловании. Но он ответил, что не верит в их правосудие, а верит в Правосудие Иисуса Христа, над чем члены собора просто рассмеялись.

Базельский собор 1431-1443 гг.

Во исполнение решений Констанцкого собора через 5 лет, в 1423 г. собрался Павийско-Сиенский собор. Но, прежде чем собор осуществил какие-либо реформы, он был распущен папой Мартином V. В Италии была в то время эпидемия чумы, по причине которой многие разъехались. Сам папа стал противиться констанцкой тенденции превратить всеобщий собор в периодически собираемый орган церковного управления. Само слово "собор" вызывало у папы отвращение.

Затем, после семилетнего промежутка (по констанцкому решению) был созван Базельский собор, который проходил с февраля 1431 по 1443 гг. Председателем собора Мартин V назначил кардинала Джулиано Цезарини, юриста, богослова и, казалось, сторонника реформ.

Вскоре (в феврале же) умер папа Мартин V. Новый папа Евгений IV (1432-1447 гг.) при вступлении на престол дал клятвенное обещание, что будет уважать констанцкие решения, что реформа РКЦ во главе и членах будет осуществлена папой вместе с собором, что собор будет пользоваться полной свободой, и папа не перенесет его в другое место.

Заседания начались в марте 1431 г. в Базеле (современная Швейцария). Собор объявил себя Вселенским. Свою работу собор начал с подтверждения решений Констанцкого собора о периодичности созыва соборов. Евгений IV вскоре занял враждебную позицию по отношению к собору. Предполагается, что это вызвано переговорами участников собора с гуситами о возможных реформах.

На соборе присутствовали епископ Николай Кузанский, кардинал Людовик де Алеман – архиепископ Армский (причислен к лику блаженных в РКЦ, а собор сейчас считается схизматическим).

В ноябре 1431 г. папа в нарушение своего обещания дал указание кардиналу Цезарини объявить собор распущенным, чтобы через некоторое время возобновить заседания в Болоньи. Цезарини не выполняет указания папы. Тогда сам папа объявляет о роспуске собора, но собор, игнорируя слова папы, продолжает работу.

15 февраля 1432 г. собор определился с тем, что он имеет власть непосредственно от Иисуса Христа, и всякий, даже папа, должен повиноваться ему в вопросах веры и в преобразовании церкви во главе и в членах: "Неповинующиеся, не исключая и папы, должны будут подвергнуться наказанию". Это решение поддержали университеты Европы, духовенство ряда стран. Сдался и сам папа, против которого в это время взбунтовалась и папская область. Папа отменил свое решение и согласился на продолжение заседаний собора.

Но это был тактический шаг. В августе 1432 г. на собор прибыли папские представители, завязавшие полемику о неподсудимости папы и его юридической власти над церковью. Участники собора возражали легатам, что папа есть лишь служебная глава церкви, и решительно заявили, что собор не потерпит отмены констанцких решений.

27 апреля 1433 г. собор принимает ряд постановлений, аналогичных констанцким решениям, о превосходящей власти собора, о праве собора судить и низлагать папу.

Тогда 13 сентября 1433 г. папа выступил против собора с особой буллой. В ответ участники собора поставили вопрос о суде над папой, установив срок явки папы на собор. Евгений IV пошел на уступки, отменив 15 декабря решение о роспуске собора, и подтвердил законность соборных деяний. Удовлетворившись этим, собор в феврале 1434 г. заявил о восстановлении мирных отношений с папой. И два года папа больше не пытался распустить собор.

За эти годы собор принял ряд решений об упорядочении церковной жизни, о проведении поместных (провинциальных) соборов и епархиальных собраний, об искоренении пороков среди духовенства, о тексте папской присяги (включен пункт о подтверждении папами констанцких решений), о финансовом распределении в РКЦ (отмена аннатов).

Когда появились финансовые ограничения доходов Римской курии, последовал протест с ее стороны. В мае 1436 г. стал назревать новый конфликт. И важную роль в этом сыграл вопрос унии с греками.

Еще в 1433 г. делегаты собора без ведома папы начали переговоры в Константинополе с греками об унии под предлогом того, что собор выступает за искоренение папизма. В июне 1434 г. греческая делегация, в составе которой был и митрополит Киевский Исидор, прибыла в Базель. Греками руководили политические соображения: турки у стен Константинополя, и необходима срочная военная помощь. Но Базельский собор не мог предоставить военной помощи. Поэтому унию решил заключить Евгений IV, минуя собор, чтобы успехом этого дела поднять свой авторитет и нанести удар по авторитету собора.

В июне 1436 г. папа в письме к католическим монархам Европы вновь выступил против собора, обвинив его в покушении на папский примат. Папе удалось расколоть Базельский собор. В мае 1437 г. меньшинство участников собора вместе с Цезарини и с греками отправились к папе в Болонью. Большинство во главе с Людовиком де Алеманом осталось в Базеле и вновь возбудило против папы дело. Папа ответил на это буллой, в которой потребовал в 30-дневный срок перенести заседания собора в Феррару. Таким образом, с начала 1438 г. заседали параллельно сразу два собора – в Базеле и в Ферраре.

24 января 1438 г. Базельский собор принял решение об отстранении Евгения IV от выполнения папских обязанностей, а в марте объявил Феррарский собор сборищем схизматиков. Затем, в мае собор провозглашает как истины католической веры следующие три положения:

  • всеобщий собор выше папы;
  • папа не властен ни переносить собор, ни закрывать его и ни переводить его в другое место;
  • непризнание этого есть ересь.

25 июня базельцы низложили Евгения IV как еретика, но совершили ошибку, избрав в ноябре нового папу Феликса V. Ибо, хотя базельцы и пользовались поддержкой в Европе, но католический мир боялся схизмы двух пап.

В сентябре 1439 г. Евгений IV осудил все постановления Базельского собора, объявив их авторов еретиками, а собор приравнял к разбойничьему и анафематствовал. Базельский собор все больше и больше терял поддержку. Последнее его заседание состоялось 16 мая 1443 года. Активисты собора в 1445 г. были изгнаны из Базеля Германским императором, который заключил с папой конкордат. В 1449 г. Феликс V низложил с себя полномочия, являясь последним антипапой в истории РКЦ. Так закончилась эпоха великих католических соборов.

Общий итог событий первой половины XV в. убеждает в том, что Западная церковь, даже осознав необходимость корректирующих переустройств, оказалась бессильной справиться с изъянами. Укоренившееся правовое сознание многовекового авторитета Римского епископа возобладало над реформационными побуждениями. Даже лучшие представители реформаторского движения не смогли вполне отказаться от божественного обоснования папской власти и ее канонической правомочности. Однако идеи эти были высказаны, и , хотя папство вышло победителем, торжество его было недолгим. В последующую историческую эпоху папство встретилось лицом к лицу уже с массовым общественным движением, и результат этого столкновения был иным – возник протестантизм.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 687
Категория: Библиотека » Религия


Другие новости по теме:

  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | Примечания Дэвид Р.Уилер Путешествие на ту сторону, Асе
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение II Рассказ блаж. Феодоры о мытарствах
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ IV СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ НЕБА В Жизни после
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ III ЯВЛЕНИЯ АНГЕЛОВ И БЕСОВ В ЧАС
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ II ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ ОБ АНГЕЛАХ Мы знаем
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ I НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ОПЫТОВ Совершенно неожиданно
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Некоторый человек был богат, одевался в порфиру
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение I Учение св. Марка Эфесского о
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ X КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО УЧЕНИЯ О ПОСМЕРТНОЙ
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ VIII ПОДЛИННЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ОПЫТЫ НЕБА 1. Место
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ VII ОПЫТЫ ВЫХОДА ИЗ ТЕЛА В ОККУЛЬТНОЙ
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ VI ВОЗДУШНЫЕ МЫТАРСТВА В этом падшем мире
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ V ВОЗДУШНОЕ ЦАРСТВО ДУХОВ Чтобы понять, в
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение III Ответ критику В то время,
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение IV Письмо о. Серафима Роуза по
  • С. Роуз. ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ IX СМЫСЛ СОВРЕМЕННЫХ ПОСМЕРТНЫХ ОПЫТОВ Если Моисея
  • Б. Данэм. ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ МИФОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава четвертая О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ВЫСШИЕ
  • Б. Данэм. ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ МИФОВ | Примечания Глава первая В Государстве и Тимее. Глава
  • Б. Данэм. ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ МИФОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава одиннадцатая О НЕСОВМЕСТИМОСТИ СВОБОДЫ И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ
  • Б. Данэм. ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ МИФОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава десятая О БЕЗВРЕДНОСТИ СЛОВ Вначале были
  • Б. Данэм. ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ МИФОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава девятая О ТОМ, ЧТО ВСЕ ПРОБЛЕМЫ
  • Б. Данэм. ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ МИФОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава восьмая О НЕОБХОДИМОСТИ СТОЯТЬ ЗА СЕБЯ
  • Б. Данэм. ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ МИФОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава седьмая О НЕВОЗМОЖНОСТИ СМЕШИВАТЬ ИСКУССТВО С
  • Б. Данэм. ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ МИФОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава шестая О ТОМ, ЧТО ВСЕ ЗАВИСИТ
  • Б. Данэм. ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ МИФОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава пятая О ДВУХ СТОРОНАХ ВСЯКОГО ВОПРОСА
  • Б. Данэм. ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ МИФОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава третья О ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ БОГАТЫХ И НЕПРИСПОСОБЛЕННОСТИ
  • Б. Данэм. ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ МИФОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава вторая О ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ПРИРОДУ
  • Б. Данэм. ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ МИФОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Время скрадывает много старых обманов, Но цивилизация
  • Житие Преподобного Иоанна Дамаскина | Житие Преподобного Иоанна Дамаскина Преподобный Иоанн Дамаскин родился
  • архим. Киприан (Керн). АНТРОПОЛОГИЯ СВ.ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Седьмая ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИЕ человек



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь