Э. Корет. ОСНОВЫ МЕТАФИЗИКИ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>


Эмерих Корет
ОСНОВЫ МЕТАФИЗИКИ

Учеб. пособие. – Киев: "Тандем", 1998. – 246 с.



Аннотация

Предлагаемое вниманию читателя учебное пособие австрийского философа и теолога Э. Корета (р. 1919) являет собой единственную, пожалуй, в настоящее время попытку систематического изложения метафизики. Основные элементы метафизической традиции представлены в ней как условия личностной самореализации человека в горизонте бытия. Раскрывается сущностная направленность человеческого духовного самоисполнения на абсолютное бытие.

Для студентов вузов, преподавателей, для всех, интересующихся философией.

© Терлецкий В., пер с нем., 1998
© ПК ООО "Тандем", 1998



ПРЕДИСЛОВИЕ

"То, что доныне называлось метафизикой, подверглось, так сказать, радикальному искоренению и исчезло из области наук", ибо "утрачен интерес отчасти к содержанию, отчасти к форме, отчасти к обоим". Эти слова подтверждают, что уже Гегель в свое время сожалел о "закате метафизики". Подобное могло быть сказано и в наше время, ибо не только в значительной мере исчез интерес к метафизике, но объявляется также "преодоление метафизики", провозглашается наступление "пост-метафизического" века. Но знают ли те, кто так молвит, о чем идет речь?

Гегель считает "примечательным", что когда "народ утрачивает свою метафизику", возникает "странное зрелище": "образованный народ без метафизики выглядит подобно храму, в общем-то роскошно украшенному, но без святыни" (WW G1 4, 13 f.). Мы можем усомниться, является ли наш мир настолько уж "роскошно украшенным" "храмом"" а также следует ли почитать метафизику как "святыню"" и обязан ли "народ" иметь метафизику. Последняя никогда не была делом каждого, но лишь тех, кто вновь вместе с Гегелем готов предаться "напряжению понятия".

Кто отваживается на это, тому могут проясниться смысл и значение метафизики. Она – наука ль, или нет, – уже по Канту, есть "природная склонность" человека. Более того, она всегда и необходимо предполагается и со-подтверждается в самоисполнении человеческого существования, потому что коренится в изначальном знании исполнения, которое не отчетливо, а лишь нетематически уже заключает в себе знание о бытии, об основных законах и основных структурах бытия. Дело метафизики – посредством рефлексии тематизировать,

Здесь и далее "звездочкой" обозначены ссылки на русские переводы данных произведений (см. Примечания). приводить к понятию и вести речь об этом нетематическом понимании бытия, которое как условие лежит в основе всякого отдельного знания, а также воления и поступков.

Задачей моей "Метафизики" (1961, 3-е издание, 1980) было показать это. Она задумывалась лишь как попытка, но, сверх ожидания, привлекла некоторое внимание и нашла распространение. Так, после долгих колебаний я принял решение дать сжатую новую редакцию, скромно представленную здесь как "Основы метафизики".

В ней, пусть более чем три десятилетия спустя, я заявляю о своей приверженности к прежним духовным истокам и направлению мышления, к традиции схоластической философии, в особенности трансцендентальному повороту со времен Ж. Марешаля, в чем К. Ранер усмотрел конец подлинной неосхоластики и преобразование способа мышления. К этому привели или в этом особенно утвердили меня И. Б. Лотц и К. Ранер, не менее чем собственные исследования трансцендентально-философского мышления от Канта до Гегеля и др. За помощь проясняюще-сомыслящего характера я искренне благодарен В. Бруггеру и О. Мукку. То, что произошло в моем собственном мышлении, я не хотел бы связывать с конкретным именем (например с Марешалем), а просто предметно обозначу как трансцендентальную или (нейтральнее выражаясь) как рефлексивную метафизику.

На основании этого подхода уже предпринимались теоретико-познавательные исследования, однако еще нет цельной, методически и систематически осуществленной метафизики; ее, насколько мне известно, не существует до сегодняшнего дня. Нечто подобное я и хотел осуществить; из этого возникла моя "Метафизика". Я стремился включить в нее наиболее важные содержательные моменты традиции метафизического или онтологического мышления, однако представить их по-новому благодаря трансцендентальной рефлексии, т.е. показать их как условия личностного самоисполнения. Явившиеся следствием этого воззрения в то же время хотелось отнести к новейшей философии, чтобы благодаря этому вновь сделать метафизику жизненной и плодотворной. Я стремился не только изложить (категориально-онтологические) способы бытия конечного сущего, но прежде всего достичь (трансцендентально-метафизического) горизонта бытия, т.е. сущностной, a priori изначальной открытости человеческого духа бытию, т.е. своеобразия духовного самоисполнения в горизонте бытия, а следовательно, показать его сущностно-конститутивную направленность на абсолютное бытие – человек есть трансценденция. Только в этом метафизика обретает свой смысл и свою цель.

Таким образом, предлагаемые "Основы метафизики" возобновляют, по существу, устремление, а также методический подход прежней "Метафизики" и есть продолжение ее, но в другой форме. Текст составлен заново, но многое могло быть взято из предшествующего. Я стремился сохранить в весьма ограниченном объеме наиболее важные моменты, еще яснее, понятнее и нагляднее изложить, а также дополнить их с иной точки зрения или внести поправку с позиций сегодняшнего видения. При этом многое, прежде всего историко-философские экскурсы, пришлось опустить или ограничиться краткими указаниями. Из этого должен был получиться не тезисный учебник, а книга, которую можно читать со-мысля. Пусть лишь в виде "Основ", но все же она призвана вершить дело метафизики, пытаясь соблюдать, приблизить и сделать пригодным к академическому преподаванию то, что может и должна осуществить даже в наше время метафизика как рефлексия над основным знанием человека в горизонте бытия. Если этот опыт вносит лепту в то, что метафизика не "искореняется радикально", а далее и по-новому выполняет свою задачу, то он стоил того, чтобы потрудиться, и его цель достигнута.

К тексту следует заметить: чтобы облегчить внутренние отсылки, использовалась десятичная нумерация разделов, поэтому указания на другие тексты (в скобках) даются с цифрой раздела. Сноски по возможности исключались. Ссылки на других авторов отмечены в скобках с указанием заголовка и года первого издания сочинения, во всяком случае с сокращением названия. Цитируемые издания можно найти в списке литературы, где приведены не только процитированные в тексте, но и рекомендуемые для дальнейшего изучения.

За готовность помочь и плодотворное сотрудничество, прежде всего за техническую обработку текста на компьютере, я выражаю особую сердечную благодарность госпоже Габриэле Винклер из Института христианской философии: без ее помощи труд не удался бы в такой мере. Я также искренне признателен издательству "Tyrolia". Когда-то издание моей "Метафизики" было издательским риском. Если это издательство (после многих других) ныне еще раз переиздало мой старый труд, я могу лишь быть благодарен и в то же время надеяться, что он и в этой форме внесет свой вклад в служение истине бытия.

Инсбрук, май 1994 г.
Эмерих Корет SJ



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1279
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • Э. Корет. ОСНОВЫ МЕТАФИЗИКИ | ОГЛАВЛЕHИЕ От переводчика Книга профессора Э. Корета была
  • Э. Корет. ОСНОВЫ МЕТАФИЗИКИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Список литературы Ниже приведен список работ по
  • Э. Корет. ОСНОВЫ МЕТАФИЗИКИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. САМО БЫТИЕ В развертывании метафизики мы
  • Э. Корет. ОСНОВЫ МЕТАФИЗИКИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. БЫТИЕ И МИР 6.1. Мир человека
  • Э. Корет. ОСНОВЫ МЕТАФИЗИКИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1. Что такое метафизика 1.1.1.
  • Э. Корет. ОСНОВЫ МЕТАФИЗИКИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ОТ ВОПРОШАНИЯ К БЫТИЮ 2.1. Вопрос
  • Э. Корет. ОСНОВЫ МЕТАФИЗИКИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. БЫТИЕ И СУЩЕЕ 3.1. Тождество и
  • Э. Корет. ОСНОВЫ МЕТАФИЗИКИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. БЫТИЕ И ДЕЙСТВИЕ 4.1. Действие как
  • Э. Корет. ОСНОВЫ МЕТАФИЗИКИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. ЕДИНОЕ, ИСТИННОЕ И БЛАГОЕ 5.1. Трансценденталии
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И КОЛЛОКВИУМОВ
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 2 ТЕМА СМЕРТИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 5 ПОНЯТИЕ ОДИНОЧЕСТВА В ФИЛОСОФИИ И
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 4 ИЗНАЧАЛЬНОЕ ОДИНОЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 3 РАЗЛИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ ОДИНОЧЕСТВА, УЕДИНЕНИЯ И
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 2 БЕГСТВО ОТ СЕБЯ В РАЗВЛЕЧЕНИЕ
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ III. ОДИНОЧЕСТВО Кто-то высказал мнение, что ад
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И КОЛЛОКВИУМОВ
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 6 АБСУРД И СМЕРТЬ А.Камю Встречается
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 5 ФЕНОМЕН СМЕРТИ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 4 СМЕРТЬ 150 КОСМИЧЕСКОЕ ЗЛО Н.Ф.Федоров,
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 3 СМЕРТНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТА И БЕССМЕРТИЕ ВОЛИ
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 5 ТЕМА ЛЮБВИ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 3 ТЕМА ЛЮБВИ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Литература I. ИГРА Бахтин М.М. Автор и
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И КОЛЛОКВИУМОВ
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 10 ЛЮБОВЬ 150 КОНФЛИКТНАЯ ИГРА ЗЕРКАЛЬНЫХ
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 9 ИСКУССТВО ЛЮБВИ Э.Фромм Эрих Фромм
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 8 МЕХАНИКА ЭРОСА З.Фрейд Из всех
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 7 СМЫСЛ ЛЮБВИ В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев sect
  • А. Б. Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 6 МЕТАФИЗИКА ПОЛОВОЙ ЛЮБВИ А.Шопенгауэр Любовь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь