Л. И. Климович. КНИГА О КОРАНЕ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава I

КОРАН И РАННИЙ ИСЛАМ


"КНИГА КНИГ" ИСЛАМА

Во многих религиях мира имеются книги, которые почитаются верующими как священные. Таковы Веды у индусов, Авеста у зороастрийцев, Библия (Ветхий завет) у иудеев, Библия, включающая помимо Ветхого завета Новый завет, у христиан. Обычно в них содержатся сказания о боге и о богах, их вестниках, посланниках и пророках, рассказы о загробном царстве, ангелах и чертях, рае и аде, о том, как и кем сотворены мир, земля, человек, животные и растения, установлены обряды и обычаи, определены поступки верующих, порой даже перечисляется, какие из них похвальные, достойные награды – земной и загробной и какие осуждаемые, преследуемые людскими и небесными законами...

Проповедники всех религий утверждают, что только книги их веры правильные, божественные, боговдохновенные. Наука же подходит ко всем этим книгам одинаково, объективно, без предвзятости. Так она рассматривает и Коран – главную священную книгу одной из наиболее распространенных и относительно молодых религий – ислама.

Коран (по-арабски "аль-Куръан") – это обычно солидный том, включающий более 500 страниц текста на арабском языке. Почти таков же объем его перевода на восточные и на западные языки. В нем 114 разделов, или глав, разной длины, каждая из которых называется сура, что по-арабски означает шеренга или ряд, например, ряд камней в кладке здания. В Коране сура также обозначает часть книги или отдельное поучение (9:65, 128; 24:1)1. С этими значениями слово "сура" вошло в некоторые восточные языки и сохраняется в переводах на них Корана2. В других книгах, в том числе на арабском языке, для обозначения главы или части книги слово "сура", как правило, не используется. Этим, как и многим другим, в течение столетий подчеркивается уникальность Корана и его построения, его неподражаемость – иджаз аль-Куръан.

Суры Корана разного размера: во 2-й, наибольшей из них 286 аятов, а в наименьших – 103, 108 и 110-й – всего по три аята. Длина сур уменьшается, если не считать небольших отклонений, к концу книги. Первая сура – "аль-Фатиха" ("Открывающая [книгу]") содержит всего семь аятов; употребляется как молитва, своего рода мусульманский "Отче наш".

По вероучению ислама, Коран – книга несотворенная, существующая предвечно, как сам бог, Аллах; она его "слово" (2:70; 9:6; 48:15). Название "Коран" происходит от арабского глагола "кара'а", означающего читать вслух речитативом, декламировать. Оригинал Корана, согласно исламу, начертан на арабском языке на листах – сухуф и свитки с ним хранятся на седьмом небе, отсюда и одно из его названий – Свитки, Книга (74:52; 80:13; 98:2). Коран "Мать книги" – Умм аль-китаб, находится под престолом Аллаха; и только один Аллах в этой небесной книге "стирает, что желает, и утверждает" (К., 13:39)3 что считает нужным.

Естественно, что создание столь крупного произведения, как Коран, хотя и производящего при ближайшем ознакомлении впечатление сборника высказываний, проповедей, сказаний и правовых норм, как правило, тематически и хронологически не систематизированных, было делом непростым, да еще у народа, не имевшего до этого столь обширных письменно зафиксированных религиозных или светских сочинений. Не случайно в самом же Коране появление этого большого письменного памятника не раз истолковывается как небывалое, чудесное. От имени Аллаха в нем написано: "Скажи: "Если бы собрались люди и джинны, чтобы сделать подобное этому Корану, они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим помощниками" (К., 17:90). Отсюда же следует, что для сочинивших эту фразу сказочные демонические силы джинны – были столь же реальными, как и люди, им казалось даже, что люди и джинны могли совместно выполнять одну и ту же работу, помогать друг другу.

Эта мысль, отражающая характерное для Корана мифологическое мышление, в котором преобладает эмоционально-интуитивное начало, содержится и в рассказах о его ниспослании людям. По ним Коран стал известен людям как "откровения" (21:46; 53:4), ниспосылавшиеся Аллахом своему последнему посланнику и пророку Мухаммеду (иначе Мухаммаду, Мохаммеду, Магомеду, Магомету) при посредстве потусторонней силы – ангела, названного "духом святым", "духом верным" (16:104; 26:193, 194), по имени Джибриль (Джабраиль, Джебраиль; 2:91)4. Многочисленные рассказы и истолкования их чудесного ниспослания пророку содержатся в позднейших мусульманских преданиях (хадис, Сунна, хабар, ахбар) и в комментариях, толкованиях Корана тафсире.

Судя по этим более поздним данным мусульманской традиции, "откровения" Аллаха передавались пророку примерно в 610-632 годах н.э., а их запись, собирание зафиксированного и особенно составление книги растянулись на долгие годы. Трудности, которые при этом пришлось преодолевать, как увидим, не сводились лишь к отсутствию у арабов в прошлом подобной практики.

Представления о божественном происхождении языка, текстов и книг, почитаемых верующими других религий как священные, были известны в Аравии еще до возникновения ислама. Подобных взглядов придерживались жившие там христиане, иудаисты и зороастрийцы. A в Древней Индии приверженцы Вед, возникших в конце II – начале I тысячелетия до н.э., верили, что их передававшиеся изустно тексты существуют извечно, подобно богу, дыхание которого якобы определило присущую им литературную форму. Веды также сразу не записывались, недаром для их обозначения в Индии употреблялось слово "шрути" – "услышанное". В культовой практике они и до настоящего времени передаются в устной форме.

Однако сходство таких представлений ни в коей мере не является свидетельством того, что одни из них возникли под влиянием других. И в данном случае они возникли, развивались и сосуществуют независимо друг от друга.

История, как известно, преподносит людям порой немало неожиданных уроков. В их числе и тот, что книга, с начала сложения которой прошло почти 14 веков, и в наши дни в ряде стран сохраняет значение не только как исторический и религиозный памятник, но и как произведение широкого социального смысла. В странах, где ислам – государственная религия, из положений Корана исходят многие правовые нормы, законодательство – шариат, на Коране присягают и дают клятвы, нарушение которых признается тягчайшим грехом, преступлением. Изучение Корана и его толкований (тафсир) является одним из профилирующих предметов многих учебных заведений в таких странах, как Пакистан, Иран, Саудовская Аравия. Объясним интерес к этой книге и в тех современных зарубежных государствах, где трудности поиска "третьего пути" способствуют обращению к прошлому, питают надежду обрести в нем желанный выход...

Естествен интерес к "книге книг", ее истории, содержанию, изучению и со стороны многонационального читателя в нашей стране, где до Великой Октябрьской социалистической революции в ряде обширных районов ислам в течение столетий являлся наиболее распространенным вероисповеданием.

Коран изучается давно: не будет преувеличением сказать веками. Но в странах распространения ислама, за редкими исключениями, изучение его было подчинено задачам конфессионального и правового порядка. В регионах, где господствующими являются другие религии, особенно католицизм и иудаизм, эта задача не только в средние века и в Новое время, но часто еще и теперь определяется целями миссионерства и тесно связанного с ним колониализма и неоколониализма.

Крах колониальной системы империализма внес немало позитивного в жизнь народов Ближнего и Среднего Востока, разбудил и поднял на принципиально новую высоту историческое самосознание и национальные интересы освободившихся народов, побудил их объективно оценить прошлое и настоящее своих стран, чтобы наметить возможные пути в завтрашний день, в будущее.

То, что достигнуто, еще только начало. Но оно вдохновляет и диктует необходимость найти справедливый, взвешенный подход к теме, освещаемой и в данной работе.

Немалое значение для правильного понимания этого вопроса может представить изучение социальной роли догматов, учений и законоустановлений Корана, как и вообще ислама, в период становления и истории социалистического общества.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 410
Категория: Библиотека » Религия


Другие новости по теме:

  • А. А. Али-заде. БИБЛИЯ И КОРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. Мухаммад и ветхозаветные пророчества Согласно вероучительным
  • А. А. Али-заде. БИБЛИЯ И КОРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | ОГЛАВЛЕHИЕ Введение Три мировые религии 150 Иудаизм, Христианство
  • А. А. Али-заде. БИБЛИЯ И КОРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава I КОРАН И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ 1.
  • А. А. Али-заде. БИБЛИЯ И КОРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. Бог, сотворение Им мира и первые
  • А. А. Али-заде. БИБЛИЯ И КОРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. Ветхозаветная и кораническая этика Источником морали
  • А. А. Али-заде. БИБЛИЯ И КОРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | Список использованной литературы Абд ар-Рахман Наср ас-Саади, Абд
  • А. А. Али-заде. БИБЛИЯ И КОРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. Античная критика Христианства и данные Корана
  • А. А. Али-заде. БИБЛИЯ И КОРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. Эсхатология Нового Завета и Корана Эсхатология
  • А. А. Али-заде. БИБЛИЯ И КОРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. Кумранская община, Христианство и Коран Рукописные
  • А. А. Али-заде. БИБЛИЯ И КОРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. Мухаммад в Новом Завете Согласно Корану
  • А. А. Али-заде. БИБЛИЯ И КОРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II КОРАН И НОВЫЙ ЗАВЕТ 1.
  • А. А. Али-заде. БИБЛИЯ И КОРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение Подводя итог проделанной работе по сравнению
  • Л. И. Климович. КНИГА О КОРАНЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ ИСТОКИ ИСЛАМА И ПРОРОКИ В АРАВИИ Возник
  • Л. И. Климович. КНИГА О КОРАНЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ МЕДИНА. ГОНИМЫЕ И ГОНИТЕЛИ Проповедь Мухаммеда, как
  • Л. И. Климович. КНИГА О КОРАНЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ ХАЛИФАТ И ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ После капитуляции Мекки
  • Л. И. Климович. КНИГА О КОРАНЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II СОСТАВЛЕНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ И ПЕРЕВОДЫ КОРАНА
  • Л. И. Климович. КНИГА О КОРАНЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ О ДОГМАТЕ НЕСОТВОРЕННОСТИ КОРАНА Философия, история, филология,
  • Л. И. Климович. КНИГА О КОРАНЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ ИЗУЧЕНИЕ, ИЗДАНИЯ И ПЕРЕВОДЫ КОРАНА Итак, Коран
  • Л. И. Климович. КНИГА О КОРАНЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава III МИРОВОЗЗРЕНИЕ КОРАНА АЛЛАХ 150 БОГ
  • Л. И. Климович. КНИГА О КОРАНЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ КОРАН О ВСЕЛЕННОЙ, ЗЕМЛЕ, ФЛОРЕ И ФАУНЕ
  • Л. И. Климович. КНИГА О КОРАНЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПО КОРАНУ. ФАНТАСТИКА И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  • Л. И. Климович. КНИГА О КОРАНЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ КОРАН И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Хотя Коран составлен
  • Л. И. Климович. КНИГА О КОРАНЕ | Примечания Здесь и далее первая цифра указываетсуру главу,
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Десятая ИГРЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА В наши дни
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: АНАЛИЗ ИГР Глава Первая СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Вторая ТРАНЗАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Единица социального взаимодействия называется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Третья ПРОЦЕДУРЫ И РИТУАЛЫ Транзакции обычно осуществляются
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ВВЕДЕНИЕ 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ Теорию общения между людьми,
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четвертая ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ Времяпрепровождение как форма структурирования времяприменяется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятая ИГРЫ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Игрой мы называем



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь