А. Грюн. РАЗДИРАНИЕ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



РАЗДИРАНИЕ В МОНАШЕСТВЕ


Акедия

В раннем монашестве разбирали явление раздирания главным образом, когда описывали акедию. Акедию принято переводить как уныние, отсутствие какого-либо желания, инертность. Но на самом деле это неспособность быть в гармонии с самим собой, с настоящим мгновением, с жизненной ситуацией. Евагрий Понтийский описывает одного монаха, одержимого бесом акедии. Монаху казалось, что солнце очень медленно движется, если оно вообще движется, и что день длится, по крайней мере, пятьдесят часов. Он чувствовал постоянную необходимость выглядывать в окошко, выходить из кельи, чтобы внимательно следить за солнцем, чтобы убедиться, насколько оно еще далеко от девятого часа и смотреть сперва в одну сторону, потом в другую, авось кто-то из его собратьев тоже покинул свою келью. Постепенно демон акедии вселяет в сердце монаха ненависть к месту, где он находится, к его теперешней жизни и к его труду, которым он занимается. Он заставляет его поверить, что любовь между братьями вымерла, и нет никого, кто внушил бы тебе мужество. Если кто-то в это время случайно искал его близости, то демон использовал это, чтобы еще более углубить его ненависть. Демон доводил его до того, что он искал себе другое место, где ему легче добывать жизненно необходимое, где проще найти работу и где он мог надеяться на больший успех.

Акедия раздирает нас изнутри. Мы недовольны собой, местом, где мы живем, людьми, с которыми вместе живем, образом жизни – одним словом, всем. Однако при этом мы отвлекаемся от собственной персоны. Мы недовольны, но, собственно говоря, мы сами не знаем, чего хотим. Мы восстаем против всего, не имея никакой цели, разве какие-то расплывчатые мечты. Мы не в состоянии радоваться мгновению. Когда мы молимся, у нас ощущение, что мы должны работать, а когда трудимся, все дается нам с трудом... Мы чувствуем себя изможденными, у нас впечатление, что мы слишком много утруждаем себя и потому постоянно в стрессе. Однако если мы хотим отдохнуть, то не знаем, что с собой поделать. Нас одолевает скука и свободное время нам вроде бы и ни к чему. Мы всегда не там, где в настоящий момент находимся, а потому никогда не переживаем настоящего мгновения. Мы всегда где-то в другом месте и нигде.

Акедия, как кажется, самое радикальное описание внутреннего раздирания, под гнетом которого люди могут страдать. Это не только типичная болезнь монашества, это, несомненно, вообще болезнь нашего времени. Раздирание современного человека выявляет себя не только, как у ап. Павла, в разладе между волей и действием, между законом и грехом, а главным образом между желаемым и реальностью. По причине акедии мы часто натыкаемся на нереалистические желания, на детские мечтания по отношению к жизни, на преувеличенные претензии. Мы требуем всего от других и злимся, если они не предоставляют нам ту жизнь, о которой мы мечтали. И те другие могут стараться сколько угодно исполнить наши желания, у них это никогда не получится, так как наши желания безмерны, недосягаемы. В них мы перешагиваем реальность этого мира. Мы отказываемся быть человеком с его границами и ограниченностью. Нам кажется, что мы можем бесконечно требовать. Чего только не ожидаем мы от общества, от церкви, от семьи. И они виноваты в нашем недовольстве. И мы, конечно, не замечаем, как это отношение нас отбрасывает к роли неудовлетворенного ребенка, не знающего чего он хочет. Он знает только, что не хочет ничего из того, что ему предлагают.

Паскаль Брукнер (Pascal Bruckner) описывает это поведение как типичное для нашего общества. Это – отказ сблизиться с реальностью. Хочется всё большего. У людей впечатление, что наука и государство только для того и существуют, чтобы исполнять их желания: мы требуем, чтобы каждодневно во всех областях всё развивалось и развивалось. Техника прививает нам религию жадности. При ней возможное желание превращается в необходимость желания. Нам причитается все наилучшее. Промышленность и наука приучили нас к такой продуктивности, что мы впадаем в ярость, когда изобретения становятся реже, а удовлетворение запаздывает. "Это недопустимо!" – вопим мы в страшном возмущении прихотливого ребенка, топчущего игрушку ногами и орущего: "Я не этого хочу". На самом же деле этот избалованный ребенок уже не знает, чего он хочет. Он постоянно недоволен. Он не стал взрослым, не созрел и еще ни разу не обнаружил самого себя. А без опыта собственной сердцевины нас будут раздирать наши желания и терзать внешние впечатления.

Оставаться при самом себе

Как средство преодоления акедии Евагрий предлагает выдержать, оставаясь в своей келье. Надо остаться с собой наедине, чтобы вновь найти свою середину. Он также еще говорит, что во все часы испытания ты не должен сетовать на недостаточность веры в себя, или роптать и искать отговорки, чтобы покинуть свою келью. Ты должен безоговорочно оставаться в ней и быть терпеливым. Просто прими искушение. А главное, не гнушайся посмотреть искушению акедией в глаза, ибо она страшнее всего, но у нее и наибольшая очистительная сила души. Если избегать или пугаться таких конфликтов – это делает дух немощным, трусливым, боязливым. Что случается, если я только сижу праздно в своей келье, без того чтобы молиться, или медитировать, или что-то читать? Меня обуревают тысячи мыслей. Всплывают какие-то чувства, воспоминания, разочарования, предчувствия, тоска, ностальгия. Иногда то, что всплывает во мне, это хаос эмоций. Если я не убегу от этого, но выдержу, то постепенно эмоции придут в порядок. В таком случае вопрос Пимена может очень помочь: "Я – кто я такой?" Этот вопрос сортирует эмоции по тому, насколько они трогают мои мысли и чувства и насколько они касаются моего подлинного Я. Что-то я определю как незначительное. Другое будет меня и дальше занимать. И постепенно я наткнусь на мою центральную проблему. Какова коренная проблема моей жизни? По чему страдает больше всего моя душа? Какая глубочайшая моя тоска? В чем прохожу я мимо своей правды? Кто я на самом деле? В чем мой изначальный и неподдельный образ, задуманный Богом? Я не найду ответ но в какой-то момент утихнет вопрос о моем подлинном Я. Я просто существую. Я нашел свой центр. Я соприкоснулся с собой, с бытием, с тайной. Я у Бога и перед Богом, и в Боге. И я объят глубоким покоем. Божественное любящее и исцеляющее настоящее окружает меня. И этого мне достаточно. Раздирание снято. Все едино.

Если я ухожу от всякой проблемы, я никогда не приду ни к какому решению. Если я поддаюсь своему раздиранию, и бросаясь то туда, то сюда, то я буду все больше раздираем. Я должен выдержать самого себя, даже если это очень трудно. Я должен доискаться до глубин моего беспокойства. И тут я натолкнусь на иллюзии, которые я себе сотворил, на мои преувеличенные претензии, на мои инфантильные возвышенные фантазии. И если я их распознал и разоблачил, как то, например, что меня заставляет оставаться в инфантильности, это даст мне постепенное примирение с самим собой и с моей ситуацией. Если я терпеливо останусь сам с собой и вытерплю себя, то силы, стремящиеся в разные стороны, снова сойдутся, и я стану вновь един и вернусь к своей сердцевине.

Оставаться наедине с собой – это важный путь примирить противоречия в себе, и самого себя выдержать в своей раздвоенности. Евагрий описывает еще много возможностей преодоления власти страстей. Цель этих путей – так называемая "apatheia", т.е. освобождение из-под власти страстей. Apatheia – это такое состояние, в котором страсть больше не властна надо мной; напротив, она мне помогает прийти к спокойствию. В состоянии apatheia я могу свободно обходиться со своими страстями, я больше не цепляюсь за них, я больше не завишу от них. Теперь они в большей мере ведут меня к жизни и в конечном итоге к Богу. И только тогда, когда я этой внутренней свободы достиг и больше не даю себе быть внешне руководимым, я могу прийти к настоящему самому себе. Евагрий говорит о том, что в этом состоянии я могу увидеть свой собственный свет. Я могу осознать свое самое сокровенное. Это светлое сияние. Свет – это для меня отражение себя, самого сокровенного ядра человека, в котором одновременно пребывает Бог – подлинный Свет.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 704
Категория: Библиотека » Религия


Другие новости по теме:

  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА Введу два понятия, чтобы пояснить
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ТЕХНИКА ПОНИМАНИЯ Перед этим я пытался пояснить
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРОБЛЕМА МИРА Все, что я говорил вам,
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ НЕИЗБЕЖНОСТЬ МЕТАФИЗИКИ В прошлый раз я пытался
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ СОЗНАНИЕ-БЫТИЕ Я все время пытался подчеркнуть, что
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА Я рассказывал до этого
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРОСТРАНСТВО МЫСЛИ И ЯЗЫК ФИЛОСОФИИ Всегда трудно
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЛНОТА БЫТИЯ И СОБРАННЫЙ СУБЪЕКТ Продолжим наши
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ И БЫТИЕ Итак, трансцендирование. Продолжим эту
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЯВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НА ФОНЕ МИФА Я попытаюсь
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глубокою покрыто тьмой что в жизни нашей
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | XIII. ЛИНИЯ СТРЕМЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Приложения О целях Настольной книги драматического артиста38 Эта
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | XIV. ВНУТРЕННЕЕ СЦЕНИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | XV. СВЕРХЗАДАЧА. СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | XVI. ПОДСОЗНАНИЕ В СЦЕНИЧЕСКОМ САМОЧУВСТВИИ АРТИСТА . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ Часть Первая Работа над
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | XII. ДВИГАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | XI. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ И ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ, СВОЙСТВА. СПОСОБНОСТИ И
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | X. ОБЩЕНИЕ . . . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | IX. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ . . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | VIII. ЧУВСТВО ПРАВДЫ И ВЕРА Урок с плакатом.
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | VII. КУСКИ И ЗАДАЧИ . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Из вариантов предисловия к книге Работа актера над
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Добавление к главе о действии41 . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Дополнение к главе Общение43 . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | О взаимодействии актера со зрителем46 В уборной, в
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Об актерской наивности47 . . . . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | III. ДЕЙСТВИЕ. ЕСЛИ БЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА . .
  • К. С. Станиславский. РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ | Вступление ... февраля 19... г. в N-ском городе,



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь