|
C. и К. Гроф (ред.) ДУХОВНЫЙ КРИЗИСРоберто Ассаджоли САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ Силою духа живой одержал он победу, и вышел
Лукреций. О природе вещей (перевод Ф.Петровского) В более популярных версиях истории психиатрии и психологии Карл Густав Юнг представляется фигурой некоего гиганта или пионера-первопроходца, одиноко возвышающейся над своим окружением. Может показаться, что он в одиночку бросал вызов господствовавшим в этих дисциплинах медицинским стереотипам, подчеркивая значение духовности. Однако в то же самое время, когда Юнг ставил под сомнение ограниченную и биологически ориентированную мысль фрейдистского психоанализа, еще один психиатр, тихо и незаметно работавший в Италии, пришел к выводам, имевшим много общего с юнгианским подходом, это был Роберто Ассаджоли. Работы Ассаджоли не получили должного признания до 60-х годов, времени великого возрождения интереса к духовности и исследованиям сознания. Особенно примечателен тот факт, что Ассаджоли уделял особое внимание взаимоотношению между духовностью и умственными расстройствами. Ассаджоли был психиатром и психотерапевтом, создавшим оригинальную систему трансперсональной терапии, названную им "психосинтезом". Получив подготовку как фрейдистский аналитик, он был одним из пионеров психоанализа в Италии. Однако уже в 1911 г. он выдвинул серьезные возражения против учения Фрейда и обсуждал его недостатки и ограничения. Он характеризовал его как такой подход к человеческим проблемам, который не может быть назван неверным, но является односторонним и неполным. В особенности он критиковал Фрейда за пренебрежительное и предвзятое отношение к духовному измерению человеческого бытия. В последующие годы Ассаджоли сформулировал принципы психосинтеза, своей собственной теории и практики терапии и самопознания. Ее основной постулат состоял в том, что любой индивидуум находится в постоянном процессе личностного роста, реализуя свой скрытый потенциал. По контрасту с Фрейдом, который сосредоточил свое внимание на основных инстинктах, свойственных человеческой природе, Ассаджоли особо выделял позитивные, творческие и приносящие радость элементы и важность воли. Карта человеческой личности, разработанная Ассаджоли, во многом сходна с психологической системой Юнга, так как она явно признает духовность, отдавая ей должное, и включает в себя понятие коллективного бессознательного. Она состоит из нескольких основных компонентов, находящихся в динамическом взаимодействии. Низшее бессознательное управляет базовой психологической активностью, в частности, включающей в себя примитивные инстинктивные потребности и эмоциональные комплексы. Промежуточное бессознательное это область, где опыт ассимилируется, прежде чем достигнуть сознания; она примерно соответствует тому, что Фрейд называл "предсознанием". Область сверхсознания является сферой высших чувств и способностей, таких, как интуиция и вдохновение. Поле сознания содержит чувства, мысли и импульсы, доступные для анализа. Ассаджоли различал сознательное "я", определяемое как средоточие чистого сознавания, и высшее "Я", существующее отдельно от сознания разума и тела. Все эти компоненты погружены в коллективное бессознательное, общее для всех нас. Важным элементом психосинтеза является понятие субличности. Согласно Ассаджоли, человеческая личность не есть единое и полностью интегрированное целое; она состоит из многих динамических структур, имеющих относительно самостоятельное существование и поочередно, в зависимости от обстоятельств, оказывающих преобладающее влияние на психику. Наиболее общие и очевидные субличности отражают ситуативные роли, которые мы играем в своей жизни сейчас или играли в прошлом, ребенок, друг, любовник, родитель, учитель, доктор или офицер. Другие субличности могут быть воображаемыми героями, мифологическими фигурами или даже животными. Главной задачей психосинтеза являются выявление субличностей и их объединение в эффективно функционирующее динамическое целое. Терапевтический процесс психосинтеза включает в себя четыре последовательные стадии. На первой клиент узнает о различных элементах своей личности, которые до того были скрыты, и принимает их на сознательном уровне. Следующий шаг освобождение себя от их психологического влияния и развитие способности их контролировать; это то, что Ассаджоли называл "разотождествлением". После того как клиент постепенно обнаруживает свой психологический центр, становится возможным достижение самого психосинтеза, который характеризуется кульминацией процесса самореализации и интеграции различных субличностей вокруг нового центра. Ассаджоли родился в Венеции в 1888 г., а жил и работал во Флоренции. Его замечательные живучесть, жизнерадостность, оптимизм и юмор были с ним до самых последних его дней. Несмотря на преклонный возраст и прогрессирующую потерю слуха, он продолжал активно работать как психиатр и занимался профессиональной деятельностью во множестве других областей вплоть до самой своей смерти в 1974 г. Он был руководителем Psychosynthesis Research Foundation Фонда исследований в области психосинтеза в Нью-Йорке и президентом Instituto di Psicosintesi (Института Психосинтеза) в Италии. Его публикации составляют более трех сотен статей и несколько книг, включая такие, как "Психосинтез" и "Акт воли". Статья, являющаяся вкладом Ассаджоли в нашу антологию,
воистину классическая в данной области. Это ясное и
сжатое обоснование важности духовного развития и обсуждение
проблем и трудностей, связанных с этим процессом. В
психиатрической литературе очень немного работ, столь ясно
подчеркивающих необходимость проводить различие между
обычной психопатологией и кризисом, который предшествует
духовному раскрытию, сопровождает его и следует за ним.
Духовное развитие человека долгое и нелегкое путешествие через неизведанные земли, полное неожиданностей, трудностей и даже опасностей. Оно предполагает радикальное преобразование "нормальных" черт личности, пробуждение скрытых прежде возможностей, вознесение сознания в новые для него сферы, а также новую внутреннюю направленность деятельности. Я употребляю слово "духовный" в его наиболее широком значении, определяя таким образом не только собственно религиозный опыт, но любые состояния сознания, любые психические функции и формы психической деятельности, ценность которых превышает средний уровень; они могут иметь, например, этическую, эстетическую, героическую, гуманистическую или альтруистическую ценность. Согласно психосинтезу, такие переживания высших ценностей исходят из сверхсознательных уровней человеческого существа, обычно не сознаваемых личным "я", или эго. Сверхсознание может рассматриваться как более высокий аналог низшего бессознательного, хорошо описанного Фрейдом и его последователями. В качестве объединяющего центра для содержаний сверхсознательного и жизни индивида в целом выступает духовное, или высшее, Я. Все связанное с сознаванием содержаний сверхсознательного мы относим под общую рубрику "духовных переживаний"; последние могут включать в себя переживания Я, а могут и не включать. Следует отметить также, что проникновение в область сверхсознательного и ее исследование в процессе восхождения к Я может иногда даже стать препятствием на пути к полному Самопостижению, к вершине, на которой сознавание личного "я" сливается с сознаванием духовного Я. Можно так плениться чудесами сверхсознательного царства, до того быть им захваченным, настолько отождествиться с отдельными его сторонами или проявлениями, что стремление к высочайшему Самопостижению может ослабеть или вообще угаснуть. Не удивительно, что такая великая перемена, такая фундаментальная трансформация проходит несколько критических стадий, которые нередко сопровождаются разными нервными и психическими расстройствами. При объективном клиническом обследовании пациента, страдающего подобными расстройствами, врач может обнаружить симптомы, сходные с симптомами обычных психических заболеваний; в действительности, однако, они обусловлены совершенно иными причинами и требуют совершенно иного лечения. В наши дни сфера распространения расстройств, имеющих духовное происхождение, быстро увеличивается из-за появления все большего числа людей, которые сознательно или неосознанно ищут свой собственный путь к полноте жизни. Кроме того, повышение уровня развития и усложнение личности современного человека сделало духовное развитие более трудным и сложным процессом. В прошлом для того, чтобы открыть врата, ведущие к высшему уровню сознания, ощущению внутреннего единства и полноты, зачастую достаточно было нравственного обращения, простой чистосердечной преданности учителю или спасителю, смиренной любви к Богу. Теперь, однако, мы имеем дело с более пестрыми и противоречивыми сторонами личности современного человека, которые нужно преобразить и согласовать друг с другом; к ним относятся его основные, базальные влечения, его чувства и эмоции, его творческое воображение, его пытливый ум, его напористая воля, его межличностные и социальные отношения. Поэтому мы считаем, что полезно будет дать общий очерк психических расстройств, которые могут возникнуть на разных стадиях духовного развития, а также некоторые указания по их правильному лечению. Для ясности мы можем выделить четыре критические стадии:
Мы воспользовались символическим выражением
"пробуждение", поскольку оно ясно подразумевает сознавание,
раскрытие сознания новой сфере опыта, усмотрение не
замечавшейся ранее внутренней реальности.
Чтобы вполне понять те странные переживания, которые зачастую предшествуют пробуждению, следует рассмотреть некоторые психологические особенности "обычного" человека. О нем можно сказать, что он не столько живет, сколько "проживает" жизнь. Его не волнуют проблемы цели, смысла и ценности жизни, он принимает ее такой, какой она ему является; он посвящает себя своим собственным желаниям; он стремится к чувственным наслаждениям и трудится ради денег и удовлетворения честолюбивых помыслов. Если он человек более зрелый, то подчиняет свои личные интересы возложенным на него семейным и общественным обязанностям, не утруждая себя пониманием того, на чем основываются эти обязанности и откуда они берутся. Он может считать себя "религиозным" и верующим в Бога, но религия для него исчерпывается внешними формами и условностями; выполнив предписания своей церкви и приняв участие в ее обрядах, он полагает, что сделал все, что от него требовалось. Короче говоря, будучи слепо убежден в том, что единственно реален только этот зримый и осязаемый физический мир, он прочно привязан к земным благам и приписывает им безусловную ценность; практически он считает эту свою жизнь самоцельной. Его вера в "потусторонние" небеса, если у него таковая имеется, носит чисто теоретический, академический характер на это указывает тот факт, что он готов сносить величайшие страдания, только бы оттянуть момент встречи с небесным блаженством. Но однажды этот "обычный" человек может с тревогой и удивлением обнаружить, что в нем что-то изменилось. Это может случиться после ряда неудач; нередко это происходит после какого-то потрясения, например, утраты любимого или близкого друга. Но иногда это случается и без всякой видимой причины, среди полного довольства, здоровья и благоденствия. Перемена может быть внезапной или постепенной; часто она начинается с появления общего чувства неудовлетворенности. У человека возникает ощущение, что ему чего-то "недостает", но он не может сказать, чего именно; это нечто смутное, неуловимое, не имеющее определенной предметной формы. К этому постепенно добавляется ощущение неподлинности и пустоты повседневной жизни; все личные дела человека, которые прежде были для него так интересны и поглощали так много внимания, психологически как бы отступают на задний план, утрачивают свою важность и ценность. Возникают новые проблемы. Индивид начинает искать исток и назначение жизни; задаваться вопросом, почему столь многое он принимал раньше на веру, считал само собой разумеющимся: спрашивать, например, в чем смысл его страданий и страданий других людей, чем могут быть оправданы многочисленные превратности человеческой судьбы и т. д. На этой стадии человеку свойственно неверно понимать и неверно истолковывать свое состояние. Не понимая значения этих новых умонастроений, многие считают их отклонением от нормы, выдумками и причудами. Будучи встревожены возможностью утраты психического равновесия, люди стараются как-то бороться с этими отклонениями, отчаянно пытаясь удержаться за ускользающую от них "реальность" обычной жизни. Нередко они даже с еще большим энтузиазмом бросаются в водоворот внешней деятельности, пытаясь найти себе новые занятия, новые стимулы и новые ощущения. Этими и другими средствами они могут временно поправить свое расстроенное состояние, но вернуть себе былую устойчивость до конца они уже не могут. В глубинах их существа продолжается брожение, которое подтачивает основы их повседневного существования и которое, иногда долгое время спустя, обычно с новой силой прорывается на поверхность. Состояние тревоги и беспокойства становится все более мучительным, а ощущение внутренней пустоты невыносимым. Человек чувствует, что сходит с ума: то, что составляло его жизнь, теперь большей частью исчезло для него, как сон, тогда как новый свет еще не явился. Правда, он даже не подозревает о существовании такого света или не в силах поверить, что свет этот когда-то его озарит. Нередко состояние такого внутреннего расстройства сопровождается нравственным кризисом. Просыпается или обостряется совесть; возникает новое чувство ответственности, а вместе с ним тяжкое чувство вины и муки раскаяния. Человек судит себя по всей строгости и впадает в глубокую депрессию. На этой острой стадии нередко приходят мысли о самоубийстве. Человеку кажется, что единственным логическим завершением его внутреннего крушения и распада может быть физическое уничтожение.1 Вышеизложенное представляет собой не более чем общую схему такого рода переживаний. Действительные реакции и переживания людей очень различны. Многие вообще не доходят до острой стадии, тогда как другие оказываются здесь едва ли не одним скачком. Некоторые мучаются главным образом сомнениями интеллектуального порядка и метафизическими проблемами: у иных на передний план выступает эмоциональная подавленность или нравственный кризис. Эти многообразные проявления кризиса очень напоминают симптомы, которые считаются признаками психоневрозов и пограничных шизофренических состояний. Вызванные кризисом стресс и переутомление порождают в некоторых случаях и физические симптомы, такие как нервное напряжение, бессонница и многие другие расстройства (пищеварения, кровообращения, желез внутренней секреции). Как правило, дифференциальный диагноз установить несложно. Сами по себе симптомы могут быть теми же, что и в случае обычного психического расстройства; но тщательный анализ их появления, изучение личности данного пациента во всей ее полноте и (что самое важное) выяснение его действительной экзистенциальной проблемы показывает, что природа и уровень данного патогенного конфликта иные. В обычных случаях конфликт возникает либо между "нормальными" влечениями, либо между этими влечениями и сознательным эго, либо между эго и внешним миром (в особенности близкими родственниками родителями, супругом или супругой, детьми). Напротив, в рассматриваемых нами случаях конфликты порождаются пробуждением новых помыслов, стремлений и интересов нравственного, религиозного или духовного свойства вроде тех, которые были упомянуты выше; выяснить их наличие нетрудно стоит лишь признать реальность и валидность этих факторов, не отмахиваясь от них как от "плодов воображения" или "превращенных форм" социальных запретов, В общем эти конфликты и их симптомы можно рассматривать как следствия кризиса в ходе развития, кризиса роста личности пациента. Здесь есть одно возможное осложнение: иногда эти новые,
нарождающиеся тенденции оживляют или обостряют старые или
скрытые конфликты между элементами личности. Когда эти
конфликты, сами по себе регрессивные, разворачиваются в
таком более широком контексте, они фактически становятся
прогрессивными. Они оказываются прогрессивными потому, что
содействуют достижению новой личностной интеграции, более
полной и на более высоком уровне, интеграции, для
которой этот кризис и прокладывает путь. Таким образом, эти
кризисы являются позитивной, естественной и нередко
необходимой подготовкой для дальнейшего развития
индивидуума. Они выносят на поверхность те элементы
личности, которые нуждаются в пересмотре и изменении в
интересах дальнейшего личностного роста.
Раскрытие канала, связующего Я и эго, и последующий прилив радости, энергии и света нередко приносит чудесное облегчение. Предшествующие конфликты и страдания, а также вызванные ими психические и физические симптомы исчезают иногда с поразительной быстротой, подтверждая тем самым тот факт, что они были непосредственным проявлением внутренней борьбы, а не следствием какой-то физической причины. В таких случаях духовное пробуждение равнозначно исцелению. Но иногда, как это нередко бывает, личность в тех или иных отношениях не соответствует требованиям момента и оказывается не в состоянии правильно усвоить нисходящие в нее свет и силу. Это случается, например, когда ум неуравновешен, когда эмоции и воображение бесконтрольны, когда нервная система чересчур чувствительна или когда прилив духовной энергии слишком силен и внезапен.2 Если ум неспособен вынести озарение или если человек в душе самовлюблен и тщеславен, он может неверно проинтерпретировать испытанное, вследствие чего происходит, так сказать, "смешение уровней", стирается различие между абсолютной и относительной истиной, между "я" и Я. В этих обстоятельствах прилив духовных энергий может вызвать отрицательный эффект усиление и разрастание эго. С ярким примером отрицательного эффекта такого рода автор столкнулся в психиатрической клинике Анконы. Один из ее обитателей, простой маленький человек, бывший фотограф, спокойно и настойчиво утверждал, что он Бог. Вокруг этой центральной идеи он выстроил систему бредовых представлений о силах небесных, коими он повелевает; в целом же он был мирным, добрым и отзывчивым человеком, всегда готовым прийти на помощь докторам и пациентам. Он был настолько надежен и дееспособен, что ему доверили приготовление лекарств и даже ключи от аптеки. Единственным отклонением его поведения в данном отношении было спорадическое присвоение сахара с целью доставить удовольствие некоторым другим пациентам. Материалистически мыслящие врачи сочли бы уместным констатировать, что упомянутый пациент страдал обычным параноидным бредом; но сам по себе такой диагностический ярлык нимало не поможет нам понять истинную природу и причины подобных расстройств. Поэтому имело бы смысл изучить возможность более глубокого объяснения иллюзорной убежденности этого человека. Переживание духовного Я, его тесной связи с личным "я" и проникновения в последнее наполняет человека чувством собственного величия, расширения внутренних границ, уверенности в том, что он каким-то образом сопричастен божественной природе. Свидетельства тому можно обнаружить в религиозной и духовной литературе всех эпох и некоторые из них звучат довольно смело. Так, в Библии есть недвусмысленное изречение: "Я сказал: вы боги; и все вы дети Всевышнего". Св. Августин пишет: "Возлюбив нечто, душа ему уподобляется; если она возлюбит земные вещи, она становится земной, но если она возлюбит Бога (можем мы спросить) не станет ли она Богом?" Наиболее радикальной формой выражения тождества человеческого духа в его чистой, подлинной сущности и Высочайшего Духа является центральный философский постулат Веданты: "Тат твам аси" (Ты-То) и "Ахам эвам парам брахман" (Воистину я высочайший Брахман). Как бы ни трактовалось отношение между индивидуальным Я и всеобщим Я как отношение тождества или сходства, различия или единства, самое главное ясно видеть и все время учитывать (в теории и на практике) разницу между Я в его сущностной природе, которая была названа нашим "Источником", "Центром", "глубинным Существом", нашей "Вершиной", и нашей повседневной личностью, нашим ограниченным "я", или эго, которое мы обычно сознаем.3 Небрежение этим жизненно важным различием приводит к нелепым и печальным последствиям. Различие между "я" и Я позволяет понять душевное состояние упомянутого пациента и другие, менее острые формы самопревозношения и самопрославления. Роковая ошибка людей, которые становятся жертвами подобных иллюзий, заключается в том, что они наделяют свое личное "я", или эго, качествами и возможностями Я. С философской точки зрения при этом происходит смешение абсолютной и относительной истины, метафизического и эмпирического уровней реальности; с религиозной точки зрения смешение Бога и "души". Мы привели в качестве иллюстрации крайний случай; но среди людей, которых ослепило соприкосновение с истинами, слишком сильными для их умственных способностей, случаи такого более или менее явно выраженного смешения встречаются довольно часто. Читатель наверняка сможет составить целый список примеров подобного самообольщения, которому подвержены фанатичные последователи различных культов. После того как бред оформился, разубеждать и высмеивать пациента в его заблуждениях становится бесполезной тратой времени: это вызовет у него лишь сопротивление и обиду. Лучше будет разделить с ним его чувства и, принимая истину, на которой в конечном счете основаны его воззрения, указать на природу допущенной им ошибки и помочь ему научиться различать "я" и Я. В других случаях внезапный прилив энергии производит в человеке эмоциональный переворот, который проявляется в бесконтрольном, неуравновешенном, буйном поведении. Для этой формы реагирования характерны крики, слезы, пение и всякого рода эмоциональные вспышки. Если индивид деятелен и энергичен, то под влиянием духовного пробуждения легко может впасть в роль пророка или спасителя; он может основать новую секту и начать эффектную кампанию новообращения. У некоторых сенситивных индивидов пробуждаются
парапсихические формы восприятия. У них бывают видения, как
они считают, высших существ; они могут слышать голоса или
принимать послания посредством автоматического письма,
нимало не сомневаясь в авторитетности их источника и
безоговорочно им подчиняясь. Подобные послания весьма
различаются по своему качеству. Иногда они содержат
прекрасные поучения, но в любом случае относиться к ним
следует весьма разборчиво и со здравым суждением, не
обольщаясь необычностью их происхождения или притязаниями
предполагаемого отправителя. Следует отрицать какую-либо
правомочность за посланиями, которые содержат в себе
конкретные приказы, требуют от получателя слепого
подчинения или стремятся его возвеличить.
Реакции этой фазы многообразны и наступают нередко через некоторое время после пробуждения. Как уже говорилось, отличительным признаком гармоничного духовного пробуждения является чувство радости и интеллектуальное прозрение, а вместе с ним осознание цели и смысла жизни; оно рассеивает многие сомнения, позволяет решить многие проблемы и вселяет ощущение безопасности. В то же время человек проникается сознанием единства жизни, и поток любви изливается через его пробужденное существо на окружающих людей и все творение в целом. Прежняя личность с ее острыми углами и неприглядными чертами как бы отступает на задний план, а нам и всему миру улыбается новый человек мягкий и привлекательный, преисполненный стремлением порадовать, помочь и поделиться своими только что обретенными духовными богатствами, изобилие которых кажется ему чуть ли не избыточным. Продолжительность такого приподнятого состояния может быть различной, но ему суждено прекратиться. Личное "я" преодолено лишь на время, необратимого преображения его не произошло. Как и все во Вселенной, прилив света и любви происходит циклически. Через некоторое время он слабеет или прекращается, и за приливом следует отлив. Этот процесс станет понятнее, если мы рассмотрим природу вершинного переживания с точки зрения энергий и уровней организации4. Из-за своей синтезирующей природы сверхсознательные энергии действуют на элементы личности так, что это переводит их на следующий, более высокий уровень организации. Когда достигается этот более высокий уровень, высвобождается синергическая* энергия, которая, в свою очередь, создает экстаз, душевный подъем и радость, характерные для такого рода переживаний. В зависимости от количества сверхсознательной энергии, излучаемой Я, восприимчивости личности в данное время и многих других факторов, этот более высокий уровень организации может быть или не быть устойчивым. В большинстве случаев он сохраняется лишь до тех пор, пока Я продолжает излучать энергию. Но как только приток этой энергии прекращается, что в конце концов обязательно происходит ввиду циклической природы активности Я, у личности возникает более или менее выраженная тенденция к возвращению на прежний уровень организации. Для наглядности мы можем рассмотреть три возможных исхода, типичных для этого процесса. * Синергия способность двух или более факторов оказывать совместное действие, большее суммы их отдельных действий. Прим. ред.
Конечно, важно помнить, что реальное переживание
человека редко полностью укладывается в одну из этих трех
четко очерченных категорий. Большинство духовных
переживаний содержит в разных соотношениях постоянные
изменения, временные изменения, распознание препятствий,
которые нужно преодолеть, и живое понимание на опыте, что
значит существовать на этом более высоком уровне
интеграции. Именно это осознание потом становится идеальной
моделью, сияющим маяком, к которому человек может
прокладывать путь и которого он в конечном счете может
достичь своими собственными средствами5.
Прекращение притока духовных энергий и утраты возвышенного состояния бытия это неизбежно мучительное переживание; в некоторых случаях способно вызвать сильные реакции и стать причиной серьезных расстройств. Личное эго опять поднимает голову и утверждает себя с новой силой. Все камни и мусор, скрытые до поры высоким приливом, обнажаются вновь. Человек, чья совесть за это время стала более утонченной и взыскательной, а тоска по совершенству обострилась, становится гораздо строже в своих оценках и осуждает свою личность с новым пылом; он может проникнуться ошибочной уверенностью, будто пал ниже прежнего. Иногда даже случается, что низшие пристрастия и влечения, дремавшие ранее в бессознательном, активируются внезапным притоком высшей энергии или подталкиваются к яростному противодействию непосредственно пробуждением человека ибо оно являет собой вызов и угрозу их бесконтрольному проявлению. Временами реакция бывает столь сильной, что индивид даже отказывает в ценности и истинности своему недавнему опыту. В ум его проникают сомнения, и он склоняется к тому, чтобы рассматривать пережитое в целом как иллюзию, игру воображения или "эмоциональную интоксикацию". Он становится желчным и едким, смеется над собой и другими людьми и даже попирает свои высшие идеалы и стремления. И все же, сколько он ни старается, он не может вернуться к своему прежнему состоянию; он видел видение, красота и притягательная сила которого запечатлелись в нем, несмотря на все его попытки подавить этот образ. Он не может ни принять повседневную жизнь, ни удовлетвориться ею, как прежде. Его нередко посещает "ностальгия по божественному", которая лишает его покоя. Иногда реакция приобретает более патологическую форму, вызывая состояние депрессии и даже отчаяния с попытками к самоубийству. Это состояние очень напоминает психотическую депрессию или "меланхолию", для которой характерны острое чувство собственной недостойности, постоянное самоуничижение и самообвинение; впечатление прохождения через ад, которое может становиться таким ярким, что вызывает бред неискупимого проклятия; глубокое и мучительное ощущение интеллектуальной беспомощности; неспособность к волевому усилию, потеря самообладания, нерешительность и отвращение к деятельности. Но если человек испытал духовное пробуждение, последующее возникновение подобных расстройств не следует рассматривать как чистую патологию; у них имеются особые психологические причины. На одну из них указали Платон и св. Иоанн Креста, воспользовавшись одинаковой аналогией. Платон в своей знаменитой аллегории из VII книги "Государства" сравнивает непросветленных людей с узниками темной пещеры и говорит: Когда кого-либо из них освобождают и вдруг заставляют
подняться, отвернуться от стены и пойти к свету, он
поначалу испытывает резкую боль: ослепительный блеск
поражает его, и он не видит тех предметов, тени которых
видел в своем прежнем состоянии.
Св. Иоанн Креста в удивительно сходных выражениях описывает состояние, называемое "темной ночью души": Душа пребывает во мраке, ибо озарена светом более
великим, нежели она может воспринять. Чем ярче свет, тем
более слепит он глаза совы... Подобно тому как слабые глаза
страдают от резкой боли, узрев сильный свет, так и душа от
нечистоты своей страдает чрезвычайно, когда Божественный
Свет воистину озарит ее. И когда лучи чистого Света озаряют
душу, дабы изгнать нечистоту, душа находит себя столь
грязной и ничтожной, что ей кажется, словно Сам Господь
восстал против нее и она восстала против Господа.
Слова св. Иоанна о "свете", который "озаряет душу, дабы изгнать нечистоту", относятся к сущностной природе процесса. Несмотря на то, что с ограниченной точки зрения личного "я" она может представляться провалом или чем-то нежелательным, "...словно Сам Господь восстал против нее и она восстала против Господа", с гораздо более широкой точки зрения духовного Я эта фаза, которую нередко справедливо именуют "очищением", представляет собой по сути одну из самых полезных и благодатных стадий роста. Свет Души озаряет "нечистоту" и привносит ее в сознание индивида, способствуя процессу работы над нею. Хотя этот процесс порой может быть весьма нелегким, он служит фундаментальной составляющей надежного и постоянного контакта индивида со своей духовной, сверхсознательной природой. Надлежащее лечение кризиса данного типа состоит в том,
чтобы помочь пациенту понять истинную природу его
переживаний и объяснить ему, в чем состоит единственный и
действительный выход из создавшегося положения. Нужно
разъяснить ему, что испытанное им приподнятое состояние по
самой природе своей не могло продолжаться вечно и что
реакция, возврат к прежнему состоянию был неизбежен. Он как
бы взлетел чудесным образом к озаренной солнцем горной
вершине, узрел ее великолепие и красоту раскрывшегося с нее
вида, но был, к своему сожалению, возвращен на прежнее
место и теперь горестно сознает, что крутой путь к вершинам
должен быть преодолен шаг за шагом. Сознание того, что этот
спуск или "падение" представляет собой вполне нормальное
явление, приносит пациенту эмоциональное и интеллектуальное
облегчение, а также воодушевляет его приступить к
разрешению тех тяжелых задач, которые стоят перед ним на
пути к Самопостижению. В конце концов кризис преодолевается
с пониманием того факта, что подлинная и глубочайшая
ценность имевшего место переживания состояла в возможности
воочию узреть "наглядную картину" лучшего состояния бытия,
и тем самым получить своего рода дорожную карту, идеальную
модель, по направлению к которой теперь можно двигаться, и
которая может быть воплощена в действительность.
Теперь мы переходим к стадии, на которой человек уже знает, что необходимым условием и ценой, которую нужно платить за Самопостижение, является радикальное преображение и обновление личности. Это долгий и многосторонний процесс, где есть фазы активного устранения препятствий притоку и действию сверхсознательных энергий: фазы развития высших психических функций, прежде дремавших или неразвитых; фазы, на которых эго должно предоставить действовать высшему Я, перенося неизбежно связанные с этим трудности и страдания. Это стадия, наиболее богатая событиями, она изобилует переменами, чередованиями света и тьмы, радости и страдания. По сути дела, это переходный период; это выход из старого состояния, не войдя еще окончательно в новое; это промежуточная стадия, когда человек, как было метко сказано, напоминает гусеницу, которая превращается в бабочку. Насекомое при этом проходит через стадию "куколки" беспомощное состояние разложения на составные части. Но человек, в отличие от насекомого, как правило, не имеет защитного кокона, способного обеспечить процессу преображения уединенные и спокойные условия протекания. Он должен в особенности в наше время оставаться на своем месте, продолжая исправно выполнять свои семейные, профессиональные и общественные обязанности, как если бы ничего не случилось или все шло по-старому. Перед ним встает проблема, сходная с проблемой реконструкции железнодорожной станции без прекращения движения поездов. Несмотря на трудности этой задачи, по мере ее решения индивид начинает осознавать постепенный и неуклонный прогресс. Его жизнь наполняется смыслом, у него появляется цель, его повседневные задачи оживляет и возвышает растущее в нем осознание их места в общем порядке вещей. Со временем индивид начинает полнее и яснее сознавать природу реальности и человека, а также свою собственную высшую природу. Он начинает создавать более связную концептуальную схему, которая позволяет ему лучше понимать то, что он наблюдает и переживает, и которая служит ему не только руководством для дальнейшего познания, но и источником ясности и порядка в водовороте жизненных коллизий. В результате он ощущает, что все лучше справляется с задачами, которые раньше казались ему невыполнимыми. Во все большей степени действуя из более высокого объединяющего центра личности, он гармонизирует ее многообразные элементы, приводя их ко все большему единству, и эта более полная интеграция позволяет ему действовать более эффективно и приносит больше радости. Таковы результаты, которые обычно можно наблюдать в течение длительного периода времени в ходе развития процесса преобразования личности под воздействием сверхсознательных энергий. Но этот процесс не всегда идет гладко, и это неудивительно, если учесть сложность задачи перестройки личности в самой гуще обстоятельств повседневной жизни. Как правило, человеку при этом приходится сталкиваться с определенными трудностями, и в его жизни можно наблюдать периоды, характеризующиеся состояниями, прямо противоположными тем, которые я только что описал. Нередко это случается сразу после того, как прилив экзальтации спадает и индивид приступает к своей двойной задаче самопреобразования и одновременного выполнения многочисленных требований обыденной жизни. Обучение навыкам оптимального распределения своих энергетических ресурсов занимает определенное время, и человек может далеко не сразу начать выполнять обе задачи сбалансированным образом, сознавая в конце концов, что на самом деле они представляют собой одну. Неудивительно что на этом этапе самопреобразование зачастую отнимает у человека столько сил и внимания, что он может начать не справляться с обычными мирскими делами и проблемами. Глядя на него со стороны и оценивая с точки зрения обычной результативности, создается впечатление, что он испортился, стал менее дееспособным. Благожелательно настроенные, но непросветленные друзья и враги беспощадно выносят ему несправедливый приговор, и нередко он становится мишенью язвительных замечаний по поводу "возвышенных" духовных идеалов и стремлений, которые делают его слабым и ни на что не годным в практической жизни. Такая критика воспринимается весьма болезненно, и под ее влиянием в человеке могут пробудиться сомнения и неуверенность. Подобные огорчения представляют собой одно из испытаний на пути к Самопостижению; они преподают урок борьбы с обидчивостью и служат поводом для развития чувства внутренней независимости и доверия к себе. Их следует принимать добродушно или, по крайней мере, спокойно и использовать как благоприятную возможность для развития внутренней стойкости. С другой стороны, если в непосредственном окружении данного индивида есть люди знающие и просветленные, они могут оказать ему большую поддержку и уберечь от множества ненужных трений и страданий. Со временем человек проходит через эту стадию, научаясь справляться со своей двойной задачей и объединяя ее в одну. Но когда сложности задачи не поняты и не приняты, естественные стрессы роста могут обостряться, тянуться в течение долгих периодов времени или повторяться слишком часто. Это особенно типично, когда индивида слишком увлекается процессом самопреобразования и отгораживается от внешнего мира в своей целеустремленной и чрезмерной интроверсии. Для процесса человеческого роста естественны периоды здоровой интроверсии. Но когда эта интроверсия доходит до крайности или перерастает в общую позицию устранения от жизни мира, индивид может сталкиваться с многочисленными трудностями не только в отношениях с нетерпеливыми и критически настроенными друзьями, сотрудниками и членами семьи, но и во внутреннем мире, по мере того как естественная интроверсия превращается в одержимость самим собой. Сходные затруднения могут возникнуть и в том случае, если человек не будет заниматься негативными сторонами своей личности, вскрывшимися в процессе духовного пробуждения. Вместо того чтобы преобразовывать их, он может бежать от них в фантазии о достижении совершенства или воображаемом спасении. Но подавленное знание о действительных несовершенствах преследует его, а то, что происходит вокруг, ставит под сомнение его фантазии. Под таким двойным давлением человек вполне может стать жертвой разнообразных психологических проблем, таких, как бессонница, эмоциональная депрессия, истощение, равнодушие ко всему, умственное перевозбуждение или беспокойство. Они, в свою очередь, могут легко порождать всевозможные физические симптомы и заболевания. Многие из этих проблем можно значительно смягчить или полностью устранить, если содействовать процессу своего роста с энергией, увлеченностью и рвением, но не отождествляясь с ним. Выработка такой неотождествленной увлеченности позволяет человеку сохранять гибкость, необходимую для оптимального осуществления стоящих перед ним задач. Тогда индивид сможет принимать неизбежные стрессы нового и сложного процесса; он сможет отказаться впадать в жалость к себе, рождающуюся из разочарованного перфекционизма. Он сможет научиться смотреть на самого себя с юмором и быть готовым к экспериментам и переменам; он сможет выработать неунывающее терпение и, принимая свои теперешние ограничения, научиться обращаться к компетентным людям будь то профессиональные психотерапевты, консультанты или просто мудрые друзья за помощью и руководством. Иногда расстройство вызывается или, по крайней мере, обостряется чересчур усердными попытками приблизить момент высшего постижения путем сдерживания, подавления половых и агрессивных влечений, что приводит лишь к углублению конфликта с проистекающим отсюда ростом напряжения и невротическими симптомами. Нередко такая репрессивная установка является результатом слишком косных и дуалистических моральных или религиозных представлений, в рамках которых естественные влечения человека выглядят "плохими" или "греховными" и вызывают осуждение. Кроме того, есть люди, которые сознательно отказались от подобной установки, но бессознательно все еще находятся отчасти под ее влиянием, что проявляется либо в амбивалентном, двойственном отношении к ней, либо в метании между двумя крайностями, то есть между установкой на подавление любых влечений и установкой на бесконтрольное их проявление. Последнее решение, будучи своего рода слабительным, неприемлемо как с нравственной, так и с медицинской точки зрения, потому что неизбежно порождает новые конфликты либо между разными базальными влечениями, либо между этими влечениями и ограничениями, которые налагаются на них условностями социального порядка, а также требованиями межличностных отношений и здоровой социальной интеграции. По-видимому, решение лежит на путях гармоничной интеграции, объединения всех влечений в одну совокупную личность сперва путем надлежащего согласования их между собой и соподчинения, а затем путем преобразования и сублимации избыточной или неиспользованной части энергии.6 Активация сверхсознательных функций и постижения Я не только не мешает этой интеграции, но, напротив, может значительно облегчить ее, так как более высокие устремления действуют подобно магниту, притягивая к себе "либидо" или психическую энергию, которой заряжены "низшие" влечения. Иное и в каком-то смысле противоположное затруднение
возникает перед человеком в периоды, когда поток
сверхсознательных энергий течет легко и обильно. Если этот
поток не контролировать должным образом, энергии могут
рассеяться в бурных восторгах и беспорядочной деятельности.
И наоборот, если слишком долго не давать им выхода и
оставлять в бездеятельности, они будут аккумулироваться, и
под воздействием их высокого напряжения может произойти
повреждение нервной системы подобно тому, как
повышение напряжения в электрической сети может сжечь
предохранитель. Этого можно избежать, конструктивно и
гармонично используя привходящие энергии в деле внутреннего
обновления личности, в творческом самовыражении и полезной
работе используя их так, как это позволяют индивиду
его способности и обстоятельства.
В наше время все больше и больше людей переживает духовное пробуждение. Поэтому у психотерапевтов, консультантов и других специалистов, равно как и у компетентных непрофессионалов, может возникать необходимость выступать в роли помощников и проводников для людей, вовлеченных в этот процесс. Поэтому полезно будет рассмотреть роль такого помощника и некоторые из возникающих перед ним проблем. Прежде всего важно постоянно учитывать тот фундаментальный факт, что несмотря на большое внешнее сходство и даже тождество расстройств, сопровождающих разные фазы Самопостижения, с расстройствами, от которых страдают люди в обычной жизни, причины и значение расстройств в этих двух случаях совершенно различны и, соответственно, подходить к ним нужно по-разному. Иными словами, жизненная ситуация человека в этих двух случаях, не только не одинакова, но в определенном смысле противоположна. Психологические затруднения обычного человека в общем имеют регрессивный характер, связаны с возвращением к более ранней стадии развития. Эти пациенты оказались не в состоянии справиться с какими-то внешними или внутренними задачами, разрешение которых составляет необходимый момент нормального развития личности. В ответ на трудные жизненные ситуации они снова возвращаются к приобретенным в детстве формам поведения, обнаруживая тем самым, что на самом деле так и не переросли какие-то ранние поведенческие стереотипы, сознают ли они их в качестве таковых или дают им рациональные объяснения. Расстройства, вызываемые напряжением или борьбой на разных этапах пути к Самопостижению, напротив, имеют определенно прогрессивный характер,7 связаны с выходом на новую стадию развития. Они возникают из-за активизации потенциальных возможностей сверхсознательного, из-за сильного "зова небес", из-за привлекательности Я и обусловлены возникающими вслед за этим конкретными несостыковками и противоречиями со "средней" и "низшей" частями личности. Этот кризис замечательно описан Юнгом: Быть "нормальным" идеал для неудачника, для всех
тех, кому еще не удалось подняться до уровня общих
требований. Но для тех, чьи способности намного выше
среднего, кому нетрудно было достичь успеха, выполнив свою
долю мирской работы, для таких людей рамки нормы
означают прокрустово ложе, невыносимую скуку, адскую
беспросветность и безысходность. В результате многие
становятся невротиками из-за того, что они просто
нормальны, в то время как другие страдают неврозами оттого,
что не могут стать нормальными.
Очевидно, что способы помощи, рассчитанные на эти две группы лиц, должны существенно различаться. То, что подходит для первой группы, скорее всего окажется не только неудовлетворительным, но и, в определенных случаях, безусловно вредным для второй. И будет вредным вдвойне, если им возьмется помогать человек, который не понимает ценности и значения сверхсознательных психических функций, игнорирует или отрицает существование Я и возможность Самопостижения. Он может поднять на смех неопределенные высшие устремления пациента, заявить, что это просто выдумки, и дать им какое-то чисто материальное, приземленное объяснение, убедив тем самым своего подопечного в правильности его попыток укрепить скорлупу личности и защитить ее от настойчивого стука сверхсознательного Я. Это, конечно, может обострить внутренний конфликт и отодвинуть верное его разрешение. С другой стороны, если помощник духовно настроен или, по крайней мере, с пониманием и симпатией относится к духовным устремлениям, он может стать настоящей находкой для тех лиц, которые, как это нередко бывает, обращаются за профессиональной помощью на первой стадии духовного развития стадии неудовлетворенности, смятения и инстинктивных поисков чего-то недостающего. Если жизнь утратила для человека интерес, если он не находит в повседневном существовании ничего достойного внимания и не узрел еще проблеска высшего бытия, если он ищет утешения на ложных путях, блуждая по глухим переулкам, то, раскрыв ему истинную причину возникших перед ним проблем и указав на скрытый от него ранее путь действительного их разрешения и благополучного выхода из кризиса, можно значительно приблизить момент его духовного пробуждения, который, собственно, и является основной составляющей исцеления. На второй стадии, стадии эмоционального возбуждения и подъема, когда индивид охвачен чрезмерным энтузиазмом и питает иллюзию необратимости достигнутого успеха, нужно мягко предупредить его, что это благодатное состояние по природе своей преходяще; нужно описать ему и превратности, ожидающие его впереди. Это подготовит его к началу неизбежной реакции в третьей стадии и позволит избежать не только значительной части страданий, о которых ему будет известно заранее, но и последующей растерянности и разочарования. Если человек находится на третьей стадии и предупреждать его уже поздно, помощник должен заверить его, что его нынешнее состояние временное, а не постоянное, и ни в коем случае не безнадежное. Помощник должен настойчиво напоминать ему, что выход из кризиса послужит наградой, которая оправдывает испытываемые ныне страдания. Человеку можно оказать большую помощь и поддержку, сославшись на пример тех, кто побывал в подобном положении и вышел из него. На четвертой стадии "срывов при восхождении", стадии преображения самой продолжительной и сложной усложняется, соответственно, и работа помощника. На этой стадии ему, в частности, следует:
Предмет настоящей статьи заставил меня сосредоточиться на темных и болезненных сторонах духовного развития; но это вовсе не означает, будто люди, вступившие на путь Самопостижения, более подвержены психическим расстройствам, нежели обычные мужчины и женщины. Нередко страдания не достигают острой фазы. У многих людей духовное развитие протекает гораздо более плавно и гармонично, чем было описано выше, так что преодоление внутренних затруднений и прохождение различных стадий не вызывает никаких сильных реакций или определенных симптомов. С другой стороны, невротические симптомы и эмоциональные расстройства, которыми страдают обычные пациенты, нередко носят более острую форму, тяжелее переносятся и труднее поддаются лечению, чем симптомы и расстройства, связанные с Самопостижением. Нередко к ним бывает трудно найти удовлетворительный подход: поскольку высшие уровни психики и высшие психические функции таких пациентов еще не задействованы, у них нет ничего такого, к чему можно было бы апеллировать и что могло бы побудить их принести жертвы, необходимые для разрешения данных конфликтов, или подчиниться требуемой для этого дисциплине. Сколь бы серьезными ни казались нервные, эмоциональные и умственные расстройства, возникающие на пути к Самопостижению, это не более чем преходящие реакции, так сказать, побочные продукты органического процесса внутреннего роста и обновления личности. Поэтому когда проходит вызвавший их кризис, они исчезают сами собой или легче поддаются лечению. Кроме того, страдания, обусловленные периодами депрессии, "отлива" внутренней жизни, с лихвой вознаграждаются периодами последующего прилива сверхсознательных энергий и предвосхищением освобождения и расцвета всей личности, даваемого Самопостижением. Эта картина будущего, этот образ цели воодушевляет человека больше всего, служит для него неизменным утешением, неиссякаемым источником силы и мужества. Поэтому нужно обращать особое внимание на то, чтобы как можно чаще и ярче вызывать эту картину в воображении; и одна из величайших услуг, которую мы можем оказать тем, кто с трудом продвигается по пути, это помочь им постоянно сохранять перед своим внутренним взором образ цели. Таким образом, человек может предчувствовать и испытывать растущее предвкушение того состояния сознания, которое возникает в результате Самопостижения. Это состояние радости, безмятежности, внутренней уверенности, ощущения спокойной силы, ясного понимания и любви. В своих высших аспектах оно представляет собой постижение сущностного Бытия, соединения и отождествления со Всеобщей Жизнью. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|