ГАССЕНДИ (Gassendi) Пьер (1592-1655)
французский философ и математик. В 1614 получил степень доктора теологии в Авиньонском университете, в 1616 сан
священника. Преподавал философию в г. Эксе (до 1622). С 1626 каноник кафедрального собора в г. Дине. В 1645 приглашен
профессором кафедры математики Королевского колледжа в Париже. Был дружен с Гоббсом и Кампанеллой, состоял в переписке с
Галилеем. Основные произведения: "Парадоксальные упражнения против аристотеликов" (1624), "О жизни и
нравах Эпикура" (1647), "Свод философии Эпикура" (1649), "Свод философии" (1658). Испытал
влияние скептицизма. Выступал против Декарта, картезианства и господствовавшей в то время аристотелевско-схоластической
картины мира. Извлек из забытая наследие античных материалистов и дал ему блестящую по эрудиции и глубине мысли
интерпретацию, обновил эти учения современными ему достижениями науки и философии. Свою философскую систему Г. делил на
три части: логику, физику и этику. Логику трактовал широко, как включающую в себя собственно логику, теорию познания и
методологию. Понимал ее как науку о правилах, канонах, нормах, законах достоверного познания, необходимых для
"врачевания духа" от "мрака невежества". Г. последовательный сенсуалист, рассматривающий идеи как
результат умственной переработки данных чувств. Отсюда его критика схоластики и рационализма. Однако Г. допускал, что
идея Бога мыслится на основе врожденной склонности разумной души. В целом рассматривал логику как условие физики. Физика
строится им как натурфилософия на основе атомистики Эпикура. Все состоит из атомов, движение атомов задается силой,
которой их наделил Бог. Наряду с атомами существует пустое пространство, без которого невозможно движение. Все тела
результат комбинаций атомов. Животные и человек суть тела, но они обладают чувственной душой как принципом движения
организма. Чувственная душа материальна, состоит из атомов и умирает со смертью тела. Человек же наделен еще и разумной
душой, созданной Богом, не материальной и бессмертной. Физика центральное звено в концепции Г., но сам он
рассматривает ее лишь как условие этики, исследующей вопросы о том, как следует жить в этом мире, чему содействует его
познание. Этика при этом трактуется с позиций эвдемонизма. Бейль охарактеризовал Г. как величайшего философа среди
ученых и величайшего ученого среди философов своего времени.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.