ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

- Оглавление -


ОГЛАВЛЕHИЕ


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я


БУБЕР (Buber) Мартин (или Мардохай) (1878- 1965) - еврейский философ-диалогист. Родился в Вене. После развода своих родителей в 1881 был отправлен к дедушке и бабушке во Львов. В 1892 вернулся в Лемберг к отцу, женившемуся вторично. С этого периода увлекается чтением трудов Канта и Ницше. В 1896-1904 учился в университетах Австрии, Швейцарии, Германии, (Вена, Цюрих, Берлин, Лейпциг) на факультетах философии, истории искусств, филологии. Во время обучения в Венском университете был вовлечен в сионистское движение (больше по культурным, чем по политическим соображениям), писал статьи в защиту евреев, изучал иудаизм и хасидизм. С 1901 по 1903 был редактором еженедельника "Die Welt", центрального печатного издания всемирной сионистской организации. В период с 1897 по 1909 Б., рожденный и живущий в мире двух культур – немецкой и еврейской, остро ощутивший кризис, к которому подошла немецкая культура и все человечество, обратился к духовным гениям больших, но не изолированных друг от друга, феноменов человеческой истории: Германия, Христианство и Еврейская история, Николай Кузанский, Бааль Шем Тов, Ницше и др. Б. поставил целью создание немецко-еврейского симбиоза на основе еврейской культуры, хасидистского спиритуализма и романтического индивидуализма. Результатом религиозно-философских размышлений Б. стали работы "Истории Рабби Нахмана" (1906), "Легенда Бааль-Шема" (1908), "Экстатические конфессии" (1909), "Три источника Иудаизма" (1911) и др. В 1921 Б. знакомится с Розенцвейгом и с 1923 вместе с ним занимается переводом Библии на немецкий язык. В 1923-1933 – профессор философии и этики университета во Франкфурте. Публикует "Я и Ты" (1923), "Хасидские книги" (1928), "Религия и философия" (1931), "Борьба вокруг Израиля" (1933). После прихода к власти Гитлера в 1933 был отправлен в отставку с профессорского поста и эмигрировал в Швейцарию, откуда в 1938 переселился в Палестину. В 1938-1951 – профессор философии Еврейского университета в Иерусалиме. В этот период начал пропагандировать идею конструктивного диалога между евреями и арабами, после второй мировой войны – между евреями и немцами. Свой первый лекционный тур по странам Европы Б. совершил в 1947. В 1951-1952 читал курс лекций в США. Издал "Пути в утопию" (1947), "Проблема человека" (1948), "Видения добра и зла" (1952), "Моисей" (1952), "Прадистанция и отношение" (1952), "Введение в диалогический принцип" (1954), "Пророчество, Начало и Конец" (1955), "Царство Божие" (1956), "Два разговора" (1962) и др. Награжден премией Гоэса Гамбургского университета (1951), премией Мира книготорговой организации ФРГ (1953) и премией Эрасмуса Амстердамского университета (1963). Основной идеей книги "Я и Ты" – программного исследования Б., является стремление отыскать "третий путь" между неосуществимым идеалом объективизма, который приводит рефлексивное познание человека к заблуждению, и картезианской фетишизацией тайны собственной индивидуальности, грозящей солипсизмом. Вследствие этого отвергается как онтологическая рефлексия о "бытии как существующем", так и непреодолимое тождество "ego cogito". В качестве исходной точки Б. избирает ситуацию, по его мнению, наиболее фундаментальную – феномен сосуществования Я с другой личностью, ибо существование человека является всегда "со-бытием" с другими людьми. Разграничение двух сфер: "Я – Это", где осуществляется вещное отношение человека к миру, и "Я – Ты", где реализуется аутентичное бытие, – явилось той ступенью, которая позволила более детально определить предмет рефлексии философии диалога. "Различие между опытом, направленным на объект, и встречей, которая ставит бытие напротив другого, – писал Левинас, – различие, касающееся самого отношения, а не только его коррелятов... различие, непредугаданное даже Фейербахом, требование взять за основу опыт общения – в этом заключается фундаментальный вклад Бубера в теорию познания". Основная идея философии диалога Б. заключается в том, что Я является не субстанцией, а связью, отношением с Ты, благодаря чему осуществляется истинное предназначение человека. Отношение между Я и Ты рассматривается не как субъективное событие, так как Я не представляет (не субъективирует) Ты, а встречает его. Вводимое Б. понятие "Между" подчеркивает разрыв как особую дистанцию между Я и Ты, являющуюся тем местом, где реализуется аутентичное бытие человека диалогического, где раскрываются те характерные черты личности, которые не сводимы к ее ментальным, физическим, психическим свойствам. Буберовское понятие "Между" выражает радикальную "другость" иного человека, по отношению к которому Я, с одной стороны, является обращающимся (активная позиция), но с другой – остается отданным этой "другости", так как она есть не что иное как "вечный Ты", как Бог (пассивная позиция). Б. стремится понять и зафиксировать моменты, касающиеся установления единства между участниками встречи, которые преодолевают разделяющую их дистанцию и выходят на уровень разговорного общения. "Истинным признаком межчеловеческого сосуществования" Б. считает речь, которая, по его мнению, является основой человеческого бытия. Обращение человека к человеку, в отличие от зова в животном мире, "опирается на установление и признание инаковости другого человека". Только благодаря данному признанию оказывается возможным обращение и разговор, "присутствие в общении". В собственном имени существительном Б. видит "наивысшую словесную форму", содержащую сообщения "отдаленному" субъекту о том, что "в данной ситуации необходимо его, именно его, присутствие". Эти формы являются еще сигналами, но, одновременно, уже словами. Человек трансцендирует собственное фонетическое звукообразование, делает его самостоятельным. При переходе с фонетического уровня на уровень смысловой звуки перестают быть акустическими объектами и становятся информативными для собеседника, более того, приобретают нормативно-этический аспект. Это означает, что "в языке слов" обращение в некоторой степени упраздняется, нейтрализуется, чтобы "непрерывно вновь возобновлять собственную жизнеспособность – не в дискуссиях, происходящих ради самого процесса дискуссии и злоупотребляющих возможностями речи, а в истинном разговоре". Понятие истинного разговора Б. связывает не только с выбором и применением лингвистических средств. "Истинный разговор, т.е. каждая аутентичная реализация отношения между людьми, означает соглашение инаковостей". Оценивая теорию общения Б. в целом, можно констатировать наличие в ней гиперболизированного представления о духовном мире личности, сведения практической деятельности к уровню Я – Это. В основание буберовского подхода положено убеждение о коммуникации как явлении, порождающем истинную сущность человека, интегрирующем его в аутентичное бытие, которое философ не связывает ни с индивидуализмом, ни с коллективизмом. Попытка синтеза индивидуализации и социализации побудила Б. отказаться как от индивидуального сознания Я (а значит, от внутреннего диалога, от аутокоммуникации), так и от коллективного самосознания. Следовательно, проблема формирования индивидуального сознания была заменена философом проблемой уникальности субъекта общения. [См. также "Я и Ты" (Бубер).]

С. В. Воробьева


К НАЧАЛУ


Просмотров: 505
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • П. С. Гуревич. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Четвертая ЧЕЛОВЕК ВНУТРИ МИФОЛОГИИ Антропологические мифы
  • П. С. Гуревич. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение Стремление проникнуть в тайну человека сопровождает
  • П. С. Гуревич. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Пятая СВОЕОБРАЗИЕ ВОСТОЧНОГО АНТРОПОЛОГИЗМА Восток в
  • П. С. Гуревич. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Шестая ОТ СОКРАТА ДО АРИСТОТЕЛЯ Как
  • П. С. Гуревич. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Седьмая ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРСИЯ ЧЕЛОВЕКА Истоки персоналистской
  • П. С. Гуревич. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Восьмая ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
  • П. С. Гуревич. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Девятая ВОЗРОЖДЕНЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В современной
  • П. С. Гуревич. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Вторая Глава Первая РЫЦАРЬ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ЭТИКИ
  • П. С. Гуревич. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Вторая МЫСЛЯЩИЙ ТРОСТНИК В истории философии
  • П. С. Гуревич. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Третья ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ: ОТКРЫТИЕ СУБЪЕКТА Мыслителей
  • П. С. Гуревич. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Четвертая ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ И ДУХА В
  • П. С. Гуревич. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Пятая РОМАНТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА Романтизм, который
  • П. С. Гуревич. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Шестая НАУКА И ЧЕЛОВЕК В ПОЗИТИВИЗМЕ
  • П. С. Гуревич. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Седьмая КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ
  • П. С. Гуревич. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Восьмая ЧЕЛОВЕК В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Значительным
  • П. С. Гуревич. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Третья ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА Человек и культура
  • П. С. Гуревич. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Вторая ТАЙНА АНТРОПОГЕНЕЗА Генно-культурная эволюция Человек
  • П. С. Гуревич. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Первая Глава Первая ПРОБЛЕМА УНИКАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • П. С. Гуревич. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Вступление Философия, как известно, обращается к непреходящимценностям
  • П. С. Гуревич. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА | Примечания Часть Первая Cassirer E. An essay o
  • И. Г. Фихте. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ IV Моя закономерная воля просто как таковая,
  • И. Г. Фихте. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ III Но когда это состояние будет достигнуто
  • И. Г. Фихте. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ II Я непременно должен делать нечто, чтобы
  • И. Г. Фихте. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ I Голос из глубины моего существа, которому
  • И. Г. Фихте. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Книга Третья ВЕРА Разговор с тобой уничтожил
  • И. Г. Фихте. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Книга Вторая ЗНАНИЕ Негодование и страх грызли
  • И. Г. Фихте. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | ОГЛАВЛЕHИЕ Книга Первая СОМНЕНИЕ Итак, я думаю, что
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава VIII ДУША И ТЕЛО I Уже не
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава VI ДУША КАК НОСИТЕЛЬ ЗНАНИЯ I В
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | ЧАСТЬ ВТОРАЯ КОНКРЕТНАЯ ДУШЕВНАЯ ЖИЗНЬ И ЕЕ ФОРМИРУЮЩАЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь