ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

- Оглавление -


ОГЛАВЛЕHИЕ


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я


АГНОСТИЦИЗМ (греч. а – отрицание, gnosis – знание) – философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно, выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма. Термин введен в середине 19 в. английским естествоиспытателем Т.Гексли для обозначения непознаваемости того, что не может быть обнаружено непосредственно как сенсибельное (предмет чувственного восприятия), и на этом основании ложности всего интеллигибельного. (Следует отличать А. от античного скептицизма. В философии скептицизма отрицается истинное как предмет мысли, т.е. релятивизируется всякое бытие, неважно, сенсибельное или интеллигибельное. На этом основании скептики, придерживаясь гераклитовской позиции "все течет", предлагают употреблять вместо "существует" слово "кажется". Для А. же характерно понимание истинного как всецело сенсибельного бытия, так что сомневаться следует только в бытии интеллигибельном.) Традиция А. берет начало в философии Беркли, полагающего, что человеку невозможно выйти из своего опыта, чтобы решить вопрос об отношении этого опыта к фактам действительности. Вслед за ним Юм выступает с последовательным отрицанием истинного познания, начиная с критики основополагающего закона познания – причинности, который, с его точки зрения, лишь представление, характеризующее восприятие мира человеком. Человеческое познание, с этой точки зрения, – цепь субъективных опытов и примысливаемых к ним предположений, причем ставится цель свести последние к минимуму (идеал – математическое естествознание). Юм насчитывал три "ряда опыта": "впечатление", "вера в существование предмета", "идея". Впечатления возникают из чувственного опыта. Повторяемость одного впечатления ведет к вере в существование данного предмета. Идеи представляют собой наиболее яркие впечатления. Все интеллигибельное, т.е. чисто мировоззренческие вопросы, оказываются лишенными смысла. Например, вопрос об объективной реальности сенсибельных предметов выходит за пределы чувственного опыта, поэтому "спрашивать, существуют ли тела или нет, бесполезно". Немецкая трансцендентально-критическая философия преодолевает позицию Юма, говоря не об одном, а о двух источниках познания. Так, по утверждению Канта, познающий субъект не может выйти не только за границы чувственного опыта, но также и за пределы мира интеллигибельных объектов (нельзя помыслить немыслимое). Поэтому имманентное знание необходимо дополнять знанием трансцендентным. По сути, работа Канта по описанию познания как выстраивания мира (феноменов) и избеганию вопрошания о мире вообще (вещь-в-себе) лежит в русле, задаваемом Юмом. Существенный вклад в эволюцию А. внесло "открытие" сфер, участие сознания в которых ограничено (в частности – воля или бессознательное, интуиция). А. развивается в позитивизме, неопозитивизме и постпозитивизме как конвенциализм – признание, что невозможно "проверить" понятие на практике, оно – функция от соглашения сообщества познающих, а не от факта действительности. Традиция позитивизма, порывая с метафизикой, продолжает линию юмовского А. Идеалом истинного знания позитивизм провозглашает опытное познание естественных наук, отрицая гносеологическую ценность интеллигибельных объектов. Прагматическая философия и критический реализм рассматривают истину как произведение нерефлексивной веры. Крайней степени А. достигает в современной философии, призывающей отказаться вообще от понятия реальности и рассматривать только различные модификации человеческого сознания и языка в их относительности.

Д. В. Майборода, А. Н. Шуман


К НАЧАЛУ


Просмотров: 552
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • Д. Гоулмен. МНОГООБРАЗИЕ МЕДИТАТИВНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 2 ПУТЬ КОНЦЕНТРАЦИИ При описании пути
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Четвертая О СМИРЕНИИ И ТРЕЗВЕНИИ
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Пятая ПРИОБЩЕНИЕ СВЕТУ 1 Человек,
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Шестая О ВЛАСТИ ДУХА 1
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Седьмая ТРАГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Послесловие На этом я заканчиваю изложение того,
  • Д. Гоулмен. МНОГООБРАЗИЕ МЕДИТАТИВНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Об авторе Дэниел Гоулмен – известный в
  • Д. Гоулмен. МНОГООБРАЗИЕ МЕДИТАТИВНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть 1 ВИШУДДХИМАГГА: КАРТА ВНУТРЕННЕГО ПРОСТРАНСТВА Классический
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Третья О ЕДИНЕНИИ 1 Единение
  • Д. Гоулмен. МНОГООБРАЗИЕ МЕДИТАТИВНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 3 ПУТЬ ИНСАЙТА, ПОСТИЖЕНИЯ Вишуддхимагга считает,
  • Д. Гоулмен. МНОГООБРАЗИЕ МЕДИТАТИВНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть 2 ПУТИ МЕДИТАЦИИ: ОБЗОР Переживание –
  • Д. Гоулмен. МНОГООБРАЗИЕ МЕДИТАТИВНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 5 ИУДЕЙСКАЯ КАББАЛА В каждой религии
  • Д. Гоулмен. МНОГООБРАЗИЕ МЕДИТАТИВНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 6 ХРИСТИАНСКИЙ ИСИХАЗМ Первыми христианскими монахами
  • Д. Гоулмен. МНОГООБРАЗИЕ МЕДИТАТИВНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 7 ИСЛАМСКИЙ СУФИЗМ Для суфия основной
  • Д. Гоулмен. МНОГООБРАЗИЕ МЕДИТАТИВНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 8 ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ МЕДИТАЦИЯ Трансцендентная медитация ТМ
  • Д. Гоулмен. МНОГООБРАЗИЕ МЕДИТАТИВНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 9 АШТАНГА ЙОГА ПАТАНДЖАЛИ Наиболее схожим
  • Д. Гоулмен. МНОГООБРАЗИЕ МЕДИТАТИВНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 10 ИНДИЙСКАЯ ТАНТРА И КУНДАЛИНИ ЙОГА
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Т о м В т о р
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Седьмая АКТ ВЕРЫ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Восьмая НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА 1 Из
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Девятая О РЕЛИГИОЗНОМ МЕТОДЕ 1 Каждый
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Десятая О ЧУДЕСНОМ И ТАИНСТВЕННОМ 1
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Одиннадцатая ОТВЕРЗАЮЩЕЕСЯ ОКО 1 Тот, кто
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двенадцатая О РЕЛИГИОЗНОМ СОМНЕНИИ 1 Существует
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Тринадцатая РЕЛИГИОЗНЫЙ СМЫСЛ ПОШЛОСТИ 1 Человечество
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Четырнадцатая О ВЫРОЖДЕНИИ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА 1
  • Д. Гоулмен. МНОГООБРАЗИЕ МЕДИТАТИВНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 11 ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ Техника тибетской махаяны
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Шестнадцатая ОГНИ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ Мы на
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Семнадцатая ДАРЫ ЦЕРКВИ 1 Кто вникал
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Восемнадцатая О РЕЛИГИОЗНОЙ ЦЕЛЬНОСТИ 1 Если



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь