Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67 И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Послесловие На этом я заканчиваю изложение того,



И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



Послесловие

На этом я заканчиваю изложение того, что мне дало мое исследование. Я долго вынашивал эту книгу, годами и десятилетиями, предпочитая не торопиться с ее опубликованием, но снова и снова удостовериться в верности найденных и формулируемых основ религиозного опыта; и прежде всего – желая проверить и перепроверить свой собственный религиозный акт и его содержания, ибо философия обязывает больше, чем какая-нибудь другая наука, очищать и проверять орган своего предметного восприятия и строго взыскивать с себя за высказываемые слова и излагаемые описания. И ныне, когда я закончил эту книгу, отнюдь не исчерпав предмета (ибо кто же и когда исчерпает его?), я расстаюсь с ней в уверенности, что с моими описаниями и формулами не согласятся только люди иного религиозного акта, которым остается только пожелать, чтобы они поняли основание нашего расхождения...

Я посвятил мое исследование той стороне религии, которая большинством верующих, и особенно большинством теологов, оставляется без внимания, и притом потому, что она "подразумевается" ими, как имеющаяся у них, как несомненно-достоверная и не подлежащая обсуждению.

Именно потому она не рассматривается ими, не проверяется, не выговаривается и не культивируется. Каждый из них считает с самого начала, что он "умеет веровать", и что то, что ему передано в детстве и подтверждено его пастырем и академией – есть сущая истина. Религиозный акт осуществляется (или не осуществляется) подавляющим большинством людей в том виде, как он у них сложился "сам". И потому он не проверяется, и не удостоверяется, и не совершенствуется, хотя на самом деле именно он составляет сущую живую основу веры и религиозности, а потому и предрешает содержание самой веры. Но именно вследствие этой наивной уверенности и этого замалчивания – религиозный акт "выдыхается" и "вырождается". Оставленный без внимания, как якобы несомненно-достоверный и неоспоримый, он ведет людей к самомнению и религиозной гордыне, угашает в них общеобязательные для всякого верующего смирение и трезвение и приводит людей различных религий и исповеданий – к взаимному непониманию, к вражде и даже презрению...

И вот, религиозный акт вырождается потому, что духовно не животворится и не совершенствуется, а между тем земная жизнь с ее заботами и расчетами упрощает и снижает его, а "цивилизация" подкапывает его и разъедает. Это вырождение уже привело к великому современному кризису религиозности. Из поколения в поколение люди утрачивали не только религиозный акт, но и самое представление о нем; а утратив, разучались веровать и уже не понимали той великой силы и того значения, которые присущи вере во всяком культурном творчестве; забывали, что для религии нужен иной "внутренний уклад души", – уклад иного строения; а когда теперь начинают догадываться об этом, то не знают, какой же это такой "другой уклад" и что им надо изменить в самих себе для того, чтобы войти в него. Конечно, может быть, они все-таки войдут в него и без "понимания"; но лишь ценой жизненного опыта, состоящего из величайших лишений, страданий и унижений; и, может быть, – лишь в последние часы своей жизни, затратив весь свой земной срок на приобретение этого отрицательного прозрения и скорбно взирая на слепоту и на блуждания своего прошлого.

Что же касается теологов, то почти каждый из них считает свой собственный религиозный акт – естественным и истинным, единственно возможным, "священным" и не нуждающимся ни в каком совершенствовании или обновлении. Давид Фридрих Штраус столь же доволен своим видением, скаль Ренан своим, Киркегаард – своим; и так же и другие. У каждого из них подразумевается, что он "видит верно, верует и мыслит верно" и что ему остается только учить других тому, что он намыслил; прочие же, несогласные с ним теологи – находятся в "печальном заблуждении" или в "невежестве и ереси"... Отсюда взаимное непонимание, и даже вражда, а подчас и презрение; и из этого "смешения языков" не выведут их никакие догматические споры, никакая богословская "спекуляция", "диалектика" и "конструкция". Ибо прежде всего необходимо договориться о религиозном акте, о его строении и о его аксиомах.

Именно этому я и посвятил свое исследование, – выяснению аксиоматических основ религиозного опыта и религиозного акта.

В этом исследовании я не пытаюсь раскрыть религиозный акт Православия во всем его богатстве и своеобразии: я ограничиваюсь формулированием аксиом религиозной веры, наиболее совершенно осуществляемых именно в Православной вере. Я не ставил себе задачей дать догматическую апологию, изложить учение о каждом таинстве в отдельности, проследить "Лето Господне" в двунадесятых празднествах, описать молитвенное богатство Православной Церкви, обосновать почитание Богоматери и святых, показать своеобразие обряда, богатство храмового зодчества, сокровища иконописи, зовы и ликование звонов, мудрость канонов и творческую силу старчества.

Все это действительно входит в акт православной религиозности. Но я не мог объять все это дивное обилие. Для этого мне нужна была бы еще одна жизнь, а не только та, которая ныне клонится к закату. Я исследовал только аксиоматические основы религиозного акта; а все указанное сделают другие, чтобы показать неосведомленным иноземцам и иноверцам подлинный лик восточного Православия.

И ни по одному вопросу, затронутому в моем исследовании, у меня нет чувства, что я высказал все то, что я испытываю и созерцаю в Предмете. Напротив, у меня всегда оставалось и остается чувство, что я только начал, что глубина и сложность Предмета неисчерпаемы и что они требуют и от меня, и от других еще великих очистительных и познавательных усилий.

Впрочем, это меня не смущало, а утешало, ибо свидетельствовало о том, что я имею в опыте не собственные, легко исчерпаемые выдумки, а самый сущий предмет религиозного опыта.

1951. Май.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 754
Категория: Библиотека » Религия


Другие новости по теме:

  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Четырнадцатая О ВЫРОЖДЕНИИ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА 1
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Шестая О ВЛАСТИ ДУХА 1
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Пятая ПРИОБЩЕНИЕ СВЕТУ 1 Человек,
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Четвертая О СМИРЕНИИ И ТРЕЗВЕНИИ
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Третья О ЕДИНЕНИИ 1 Единение
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Вторая О МОЛИТВЕ 1 Живая
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Первая О ГРЕХЕ И СТРАДАНИИ
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцатая О ЛЖИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ 1
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Девятнадцатая О РЕЛИГИОЗНОЙ ИСКРЕННОСТИ 1 Настоящая
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Восемнадцатая О РЕЛИГИОЗНОЙ ЦЕЛЬНОСТИ 1 Если
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Семнадцатая ДАРЫ ЦЕРКВИ 1 Кто вникал
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Шестнадцатая ОГНИ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ Мы на
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Т о м В т о р
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Седьмая ТРАГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Тринадцатая РЕЛИГИОЗНЫЙ СМЫСЛ ПОШЛОСТИ 1 Человечество
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двенадцатая О РЕЛИГИОЗНОМ СОМНЕНИИ 1 Существует
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Одиннадцатая ОТВЕРЗАЮЩЕЕСЯ ОКО 1 Тот, кто
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Десятая О ЧУДЕСНОМ И ТАИНСТВЕННОМ 1
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Девятая О РЕЛИГИОЗНОМ МЕТОДЕ 1 Каждый
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Восьмая НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА 1 Из
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Седьмая АКТ ВЕРЫ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Шестая ПРЕДМЕТНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА 1 Религиозный
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Пятая О ПРИЯТИИ СЕРДЦЕМ 1 Что
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Четвертая О РЕЛИГИОЗНОЙ ГЕТЕРОНОМИИ 1 Религиозно-веровать
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Третья О РЕЛИГИОЗНОЙ АВТОНОМИИ 1 Религия
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Наталии Николаевне Ильиной Т о м П
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Первая О СУБЪЕКТИВНОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА 1
  • И. А. Ильин. АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Вторая О ДУХОВНОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА 1
  • В. Джемс. МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Послесловие В заключительной лекции я принужден был
  • В. Джемс. МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА | ОГЛАВЛЕHИЕ Лекция VIII РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ Последняя лекция должна



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь