|
Лама Анагарика Говинда. ОСНОВЫ ТИБЕТСКОГО МИСТИЦИЗМА8. СИМВОЛИКА ПРОСТРАНСТВА, ЦВЕТА, ЭЛЕМЕНТОВ, ЖЕСТОВ И ДУХОВНЫХ КАЧЕСТВ Формы, в которых Дхьяни-Будды появляются в творческой фазе внутреннего видения в процессе медитации, мы сравнивали с различными цветами, на которые распадается солнечный луч, проходящий сквозь призму, и раскрывает таким образом в каждом цвете отдельные его качества. Это сравнение тем более приемлемо, что цвета играют важную роль в явлении Дхьяни-Будд. Они указывают на определенные свойства и духовные ассоциации, которые для посвященного имеют те же значения и смысл, что и ноты для человека, имеющего музыкальную подготовку. Они передают особые вибрации, характеристики каждого аспекта трансцендентального знания, или Мудрости, которые в области звука выражаются соответствующими вибрациями мантры, в области чувственно-осязательной соответствующим жестом, или мудрой, а в сокровенной области соответствующей духовной позицией. Сеть взаимосвязи простирается на все области духовного, умственного и чувственного восприятия, а также на вытекающие из них понятия, и, таким образом, из хаоса земного сознания постепенно возникает хорошо организованный, новый, чистый и контролируемый Космос. Основополагающий элемент этого Космоса Пространство. Пространство это всеобъемлющий принцип высшего единства. Его природа есть шуньята, и, будучи шуньятой, она может включать в себя и охватывать все. Пространству противопоставляется принцип субстанции, дифференциации, "вещественности". Но ничто не может существовать без пространства. Пространство это необходимое условие всякого бытия, в материальной ли форме или нематериальной, так как мы не можем вообразить какой-либо объект или существо вне пространства. Поэтому пространство есть не только непременное условие всякого бытия, но и основополагающее свойство нашего сознания. Наше сознание определяет тот род пространства, в котором мы живем. Бесконечность пространства и бесконечность сознания тождественны. В тот момент, когда существо осознает свое сознание, оно осознает и пространство, оно постигает бесконечность сознания. Поэтому, если пространство есть свойство нашего сознания, то с равным основанием можно сказать, что переживание пространства есть критерий духовной активности и высших форм сознания. То, как мы переживаем пространство или же имеем сведения о нем, свидетельствует об измерении нашего сознания. То трехмерное пространство, которое мы воспринимаем умом и органами чувств, есть только одно из многих возможных измерений. Когда мы говорим о "пространстве времени", мы уже намекаем на высшие измерения, т.е. на такой вид пространства, который нельзя почувствовать физически посредством органов чувств, но можно понять как возможность движения в совершенно отличном направлении. И если мы говорим о переживании пространства при медитации, то мы имеем дело с совершенно другим измерением (по отношению к которому наше известное "третье" используется как аналогия или отправная точка). В этом переживании пространства временная последовательность превращается в мгновенное сосуществование, существование вещей бок о бок в состоянии взаимного проникновения. Оно не пребывает статично, но становится живым континуумом, в котором время и пространство сливаются в высшее иррациональное единство, в Тибете называемое "тигле" (санскр. банду). Это слово, имеющее много значений (точка, ноль, капля, зародыш, семя, ядра и т.д.), занимает важное место в терминологии и практике медитации. Оно обозначает сконцентрированную, изначальную точку раскрытия внутреннего пространства при медитации и последнюю точку в Высшем Единении. Это точка, из которой происходит внутреннее и внешнее пространство, и в которой они становятся одним. Когда человек всматривается в простор неба и призывает небеса и предположительно находящиеся там силы, он в действительности призывает те силы, которые находятся внутри него самого, он проецирует их вне себя, визуализирует или ощущает их как небесное, или космическое, Пространство. Если мы созерцаем сокровенную глубину и синь небосвода, мы созерцаем глубины нашего собственного внутреннего бытия, собственного тайного всеобъемлющего сознания в его незапятнанной чистоте, не возмущенной мыслями и умственными представлениями, не раздробленной различением, делением на желанное и нежеланное. В этом заключается неописуемое и невыразимое счастье, наполняющее нас во время такого созерцания. Из такого опыта мы начинаем понимать значение глубокой синевы как центра и отправной точки символики созерцания: это свет трансцендентальной мудрости Дхармадхату источника всякой способности сознания и Мудрости; всеобъемлющей, подобной бесконечному Пространству, исходящей синими лучами из центра Вайрочаны, занимающего центр мандалы пяти Дхьяни-Будд, сердцевину четырехлепесткового лотоса. Поэтому в "Бардо Тойдол" говорится, что из потенциального (букв, "расширяющегося") семени (тигле) в центральной области (глубокого синего пространства) появляется Благословенный Вайрочана. Цвет его белый, он сидит на троне, подпираемом львами, держит колесо с восемью спицами (Дхарма-чакра) в руках, и его обнимает Божественная Мать Бесконечного Пространства. Сокровенный синий свет Мудрости Дхармадхату отождествляется с изначальным состоянием или чистым элементом сознания (тиб. рНам-пар шес-па'и пхунг-по гНас-су даг-па = нам-бар шей-би пунбо ней-су даг-па) и символизируется в то же самое время потенциальностью Великой Пустоты, которая прекрасно выражена поэтическими словами Шестого Патриарха (Хуэй-нэн) школы Чань: "Когда вы слушаете, как я говорю о "пустоте", то не
подумайте, что я подразумеваю вакуум. Это очень важно,
чтобы вы так не подумали, потому что если бы человек сидел
спокойно и держал свой ум "пустым", он оставался бы в
состоянии "пустоты недифференцированности". Беспредельная
"пустота" Вселенной способна вмещать мириады различных форм
и размеров: солнце, луну, звезды, миры, горы, реки и
речушки, весну, леса, кустарники, хороших и плохих людей,
законы, охватывающие и добро, и зло, небесные уровни и ад,
великие океаны и всю гору Махамеру. Пространство пребывает
во всем этом, и таким же образом выявляется "пустота" нашей
природы. Мы говорим, что Сущность ума велика, потому что
она охватывает все вещи, так как все вещи находятся внутри
нашей природы".
Но как нельзя описать пространство хотя мы и живем в нем, наполнены им, окружены им и носим всю его бесконечность в своем сердце нельзя объяснить или определить его как целое, а можно сделать это только по отношению к его частям и относительно практикующей личности, точно так же и природу сознания и Состояния Будды нельзя сделать ближе к нашему пониманию, если не определить ее качества и не выделить различные ее аспекты. Чтобы ориентироваться в пространстве, мы говорим о востоке, юге, западе и севере, связывая каждое из этих направлений с определенной фазой солнца, тем самым не отрицая единство пространства и не подвергая сомнению тот факт, что источник света остается одним и тем же во всех фазах; точно так же мы погружаемся в пространство нашего внутреннего опыта, последовательно проходя ряд фаз его развертывания: "восточное", "южное", "западное" или "северное" направление или формы сознания, выражения или позиции, не отрицая при этом единства и одновременности существования всех этих частных аспектов и качеств сознания. Как корни, ствол, ветви, побеги, цветы и плоды потенциально заключены в целостном единстве семени, но становятся реальностью для нас только тогда, когда они развертываются в пространстве и времени. Чтобы дать представление о реальности Универсального Сознания, из сокровенного синего пространства недифференцированного сознания возникают очертания излучающих свет фигур Дхьяни-Будд. На "востоке" появляется синий, как даль пространства, Акшобхья, из сердца которого излучается еще неразделенный на качества бесцветный, чистый, белый (подобный Вайрочане) свет Зерцалоподобной Мудрости, в которой обособились формы всех вещей (рупа), остающиеся как бы "нераскрытыми", чтобы быть отраженными с ясностью, точностью и беспредельностью зеркала, остающегося не замутненным теми объектами, которое оно отражает. (Цвет тела Вайрочаны белый, а свет его синий, тогда как у Акшобхьи цвет тела синий, а свет белый, что указывает на их взаимодополняющую природу.) Это позиция беспристрастного наблюдателя, чистое, спонтанное восприятие (спонтанность сатори в Дзэн-Буддизме), при котором наше обычное мышление устраняется вместе с его кажущимся объективным, но в действительности произвольным выделением зависящих от времени событий или аспектов органических процессов. Такие преходящие феномены вырываются из их живых связей и конкретизируются, выражаясь в вещах или материальных объектах. Однако в свете Зерцалоподобной Мудрости вещи освобождаются от своей "вещественности", своей изоляции, не теряя при этом своей формы: они лишаются своей материальности и не разрушаются при этом, потому что творческий принцип ума,. представляющий собой основу всех форм и материальности, осознается как активная сторона универсального статического сознания (алайя-виджняна), на поверхности которого формы возникают и уходят, подобно волнам на поверхности океана, и который, утихнув, отражает чистую пустоту пространства (Вайрочана в его женском аспекте шуньята) в чистом свете (Вайрочана в своем чистом аспекте как Светоч) небес. Поэтому в "Бардо Тойдол" сказано, что "на второй день переживания реальности чистая форма
элемента воды сияет белым светом. В то же время из синей
"восточной" области счастья появляется Благословенный
Ваджрасаттва Акшобхья. Цвет его тела глубокий Синий.
В руках он держит пятиконечную ваджру, сидит на троне,
опирающемся на спины слонов, его обнимает Божественная Мать
Лочана (тиб. Сангс-рГьяс спьян-ма = Санжейжанма
"Глаз Будды"). Чистый принцип формы (тиб. гЗугс-кьи
пхунг-по гнас-су даг-па = Суг-жи пунбо ней-су даг-па)
излучает чистый, белый свет Зерцалоподобной Мудрости,
который выходит из сердца Ваджрасаттвы в аспекте Яб-Юм..."
Дхьяни-Будду "южного" направления представляют как солнце в полдень: символ Даяния от изобилия духовных сил. Ратнасамбхава, цвет которого соответствует теплому цвету солнца, изображается с жестом даяния (данамудра) Трех Драгоценностей (Триратна). Из его сердца исходит золотой свет Мудрости коренного равенства всех существ. Чистый принцип чувствования, являющийся его атрибутом, он превращает в любовь и сострадание ко всем живым существам, в чувство тождественности. В плане элементов Ратнасамбхава соответствует земле, которая несет и питает все существа, проявляя беспристрастность и участие матери, в глазах которой все существа, ею рожденные, равны. Традиционный символический цвет элемента земли желтый. В своей чистой форме он подобен золоту или драгоценности (ратна), а в мистической алхимической терминологии "перво-материи", или "философскому камню" (чинта-мани). Поэтому в "Бардо Тойдол" говорится: "На третий день чистая форма элемента земли сияет желтым
светом. В то же время из "южной" желтой области появляется
Благословенный Ратнасамбхава. Цвет его тела желтый. В руках
он держит драгоценность, сидит на троне, поддерживаемом
конями, его обнимает Божественная Мать Мамаки (Юм-шог
Мамаки)... Чистый принцип чувствования (цхор-па'и пхунг-по
дБьингс-су даг-па = Сор-би пунбо жинг-су даг-па) излучается
желтым светом Мудрости Равенства..." (Конь солнечный
символ ассоциируется с югом и с Солнцем в зените).
Амитабха, Дхьяни-Будда "западного" направления, является в цвете заходящего солнца (красный), и в соответствии с наиболее связанным с созерцанием часом дня, его руки покоятся на коленях в жесте медитации (дхьяна-мудра). Глубокий красный свет различающего внутреннего видения исходит из его сердца, и полностью распустившийся лотос (падма) развертывающейся творческой медитации лежит в его руках. Способность интуитивного видения развивается из очищенного принципа восприятия, являющегося атрибутом Амитабхи. В аспекте элементов ему соответствует огонь и, следовательно, согласно древней традиционной символике, глаза и функция зрения. (Поэтому трон Амитабхи поддерживают павлины, перья которых украшены "глазами"). В "Бардо Тойдол" соответственно говорится: "на четвертый день чистая форма элемента огня сияет
красным светом. В то же время из "западной" красной области
счастья появляется Благословенный Амитабха. Цвет его тела
красный. Он держит лотос в руках и сидит на поддерживаемом
павлинами троне, обнимаемый Божественной Матерью
Пандаравасини "Одетой-в-Белое" (тиб.
Гос-кар-мо). Чистый принцип восприятия (тиб.
'ду-шес-кьи пхунг-по гНас-су даг-па = Ду-шей пун-по ней-су
даг-па) сияет красным светом Мудрости Различающего Ясного Видения..."
Амогасиддхи, Дхьяни-Будда "северного" направления, представляет то, что можно назвать "солнцем в полночь", т.е. таинственную активность духовных сил, работа которых отдалена от чувств, невидима и невоспринимаема; цель ее заключается в руководстве личностью (или точнее, всеми живыми существами) на пути к завершению Знания и Освобождения. Желтый цвет (внутреннего солнца бодхи), не видимый для человеческого взгляда, смешивается с глубокой синевой ночного неба, в котором, кажется, открывается бездонное пространство Вселенной, и дает в результате ясный мистический зеленый цвет Амогасиддхи. Зеленый свет активной Всезавершающей Мудрости, сияющий из его сердца, является синтезом синего цвета Вайрочаны и эмоциональной теплоты, производимой светом Мудрости Равенства Ратнасамбхавы. Таким образом, знание высшего равенства и единства всех существ преобразуется в универсальную духовную активность при достижении всеми существами полного отказа от эгоистических интересов силой всеохватывающей любви (майтри) и безграничного сострадания (каруна). Эти две силы, коренящиеся в вышеупомянутых мудростях, представляют собой неразрушимый двойной жезл (Вишваваджра, тиб. дорже жа-дам) Амогасиддхи, который можно рассматривать в этом плане как активизацию ваджры Акшобхьи. Вишваваджра символизирует магическую духовную силу (сиддхи) Будды, в которой побудительный принцип свободен от всяких эгоистических устремлений. В аспекте элементов эта всепроникающая сила соответствует элементу воздуха, принципу движения и протяженности, жизни и дыхания (прана). Поэтому в "Бардо Тойдол" говорится: "На пятый день чистая форма элемента воздуха сияет
зеленым светом. В тот же момент из зеленой "северной"
области завершенных деяний появляется Благословенный
Амогасиддхи. Цвет его тела зеленый. Он держит в руке
Вишваваджру и сидит на троне, поддерживаемом
человеко-птицей Гарудой, плавая в небесном пространстве,
его обнимает Божественная Мать, Преданная Долма (Дамциг
Долма). Чистый принцип побуждения (тиб. ду-жед-жи пун-no
ней-су даг-па) сияет зеленым светом Всезавершающей Мудрости..."
ЛОТОС,
ИЛИ МАНДАЛА ПЯТИ ТАТХАГАТ
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|