В.И.Гинецинский. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

- Оглавление -


СОЗНАНИЕ

Сознание как компонент состояния человека. Сознание – особый уровень, форма, способ функционирования (состояния) человека, его психики. Условием достижения (наличия) этого уровня является состояние бодрствования. Поэтому один из путей конкретизации описания сознания основывается на противопоставлении состояния бодрствования состоянию сна. Человек не может истинно утверждать о себе "я сплю", поскольку сам факт высказывания этого утверждения означает обратное. В этом смысле с логической точки зрения состояние сна отрицает наличие у субъекта сознания. Человеку, конечно, может сниться сон, что он спит. Это, казалось бы, свидетельствует о том, что и к сновидениям приложимы истинностные оценки (когда человек в сновидении видит, что он спит, то это сновидение истинно, когда же человек в сновидении видит что-либо другое, то такое сновидение ложно). Однако это утверждение несостоятельно, поскольку в состоянии сна невозможно интерсубъективное взаимодействие (еще одно требование, выполнение которого предполагается в состоянии сознания).

Сопоставительная характеристика состояний сна и бодрствования интересна не только в плане феноменологическом, но и с точки зрения выделения тех мозговых структур, которые в первую очередь имеют отношение к обеспечению сознательной деятельности, функционированию сознания как особого психического механизма.

Изучение рефлекторной активности спинного мозга, во время сна не указывает на какие-либо изменения. Функции вегетативной нервной системы в состоянии сна не претерпевают сколько-нибудь значительных изменений. Нервная регуляция процессов дыхания, кровообращения, пищеварения, обмена веществ, выделения остается в пределах тех же колебаний, что и в бодрствующем состоянии, хотя отправление самих вегетативных функций осуществляется, как правило, в сравнительно более слабой степени. Во время сна существенно снижается газообмен, несколько уменьшается температура тела. Но функционирование гладких мышц, автономное по отношению к сознательной регуляции, во время сна даже усиливается. Кровеносные сосуды продолжают свои сокращения, кишечник сохраняет перистальтику. Многие люди, например, после интенсивной работы или обильной еды предпочитают заснуть. На животных же доказано, что пища, принятая перед сном, переваривается лучше, чем в состоянии бодрствования. Выделительные органы – почки, кожа – во время сна также усиливают свои функции.

Для состояния сна специфично, как правило, отсутствие произвольных движений, снижение восприимчивости органов чувств, отсутствие логической связи в содержании сновидений. Вместе с тем известно, что некоторые птицы спят, стоя на одной ноге. сохраняя равновесие тела. Переутомленные люди (солдаты во время марша) могут спать на ходу. В сомнабулическом состоянии люди совершают столь сложные двигательные акты, что они не смогут их даже воспроизвести в бодрствующем состоянии. Поскольку известно, что центральным органом, обеспечивающем координацию движений, является мозжечок, то такого рода факты позволяют утверждать, что в состоянии сна его функционирование не снижается. Все это так или иначе указывает, что анатомическим субстратом сознания является кора больших полушарий головного мозга. Спящему доступны все виды ощущений, у него в определенной степени сохраняются мнемические функции. Есть свидетельства, что во время сна совершались открытия.

Из повседневного опыта известно, что устранение внешних воздействий на органы чувств играет важную роль в наступлении сна. Каждый желающий заснуть избегает резкого света, шума, сильных обонятельных, вкусовых и осязательных впечатлений. Только монотонные и привычные впечатления способствуют засыпанию. Сонливое состояние, предшествующее засыпанию, обыкновенно сопровождается зевотой: глубоким и медленным вдыханием широким ртом и медленным выдыханием. Зевота, как правило, сопровождается потягиванием всего тела вследствие инстинктивного желания устранить местные застои крови и выравнить ее неправильное распределение. При проведении психологических обследований, а также в условиях лабораторных исследований психики, важное значение имеет контроль за состоянием обследуемого (испытуемого). При этом учитываются как объективные (экстроспективные) аспекты поведения, так и субъективные (интроспективные) показатели. В качестве примера последних можно привести шкалы из опросника Уэссмена и Рикса, в системе которых состояние бодрствования может быть охарактеризовано как состояние жизнерадостной, бодрой, энергичной и спокойной уверенности в своих силах.

Шкала "спокойствие – тревожность" .

10. Совершенное и полное спокойствие.

9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь.

8. Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно.

7. В целом уверен и свободен от беспокойства.

6. Ничто особенно не беспокоит меня. Чувствую себя более или менее непринужденно.

5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен.

4. Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство, неопределенность. Нервозен, волнуюсь, раздражен.

3. Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно.

2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом.

1. Совершенно очумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями.

Шкала "энергичность – усталость" .

10. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край.

9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности.

8. Много энергии, сильная потребность в действии.

7. Чувствую себя очень свежим, в запасе значительная энергия.

6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр.

5. Слегка устал. Леность. Энергии немного не хватает.

4. Довольно усталый. Апатичный. В запасе не очень много энергии.

3. Большая усталость. Вялый, скудные запасы энергии.

2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию.

1. Абсолютно выдохся. Неспособен даже к самому незначительному усилию.

Шкала "приподнятость – подавленность" .

10. Сильный подъем, восторженное веселье.

9. Очень возбужден, в очень приподнятом настроении.

8. Возбужден, в хорошем расположении духа.

7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.

6. Чувствую себя довольно хорошо.

5. Чувствую себя чуть-чуть подавленно.

4. Настроение подавленное, несколько унылое.

3. Угнетен, чувствую себя очень подавленно.

2. Очень угнетен, чувствую себя просто ужасно.

1. Крайняя депрессия и уныние, подавлен.

Шкала "уверенность в себе – чувство беспомощности" .

10. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что захочу.

9. Чувствую большую уверенность в себе. 8. Очень уверен в своих способностях.

7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши.

6. Чувствую себя довольно компетентным.

5. Чувствую, что мои умения и способности несколько ограничены.

4. Чувствую себя довольно неспособным.

3. Подавлен своей слабостью и недостатком способностей.

2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.

1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получится.

Приведенные фрагменты опросника для изучения состояния бодрствования показывают, что это состояние в экспериментальной психологии рассматривается как градуированное множество уровней, то же можно сказать и о состоянии сна.

В настоящее время на основе данных электроэнцефалографии сон рассматривается как циклическое изменение мозговой активности, проходящее пять стадий. В ходе смены стадий ритмы сердца и дыхания становятся все более равномерными и замедляются по мере углубления сна. Первая же стадия соответствует периоду дремоты с полусонными мечтаниями и длится от 1 до 9 минут. Здесь имеют место тета-волны ЭЭГ, постепенно сменяющие альфа-волны. На второй стадии в ЭЭГ появляются "сонные веретена" с волнами более высокой частоты (12-14 Гц), чем альфа-волны. Продолжительность этой стадии 30-45 минут. На третьей стадии, длящейся несколько минут, сонные веретена исчезают, и волны становятся более медленными. Четвертая стадия – это стадия глубокого восстановительного сна, она длится около получаса. В течение ее человек видит сновидения. Для этой стадии характерно преобладание дельта-волн. Пятая стадия – это стадия парадоксального сна, в течение которой наблюдаются быстрые движения глаз, сердечный ритм ускоряется, кровь приливает к мозгу, дыхание становится учащенным, выделяются гормоны, но тело расслаблено, мышечный тонус отсутствует. Эта стадия длится 15-20 минут и сопровождается сновидениями.

Общее название нарушений сна – диссомнии. К числу достаточно распространенных относится бессонница. Она проявляется в сокращении общей длительности и в изменениях соотношения различных стадий: продолжительное засыпание, раннее пробуждение, многократное прерывание сна в течение ночи, выпадение стадий глубокого и парадоксального сна. Бессоница тесно связана с тревожностью. Она часто наблюдается у лиц, обеспокоенных реальными или мнимыми проблемами, связанными с повседневной жизнью, состоянием собственного здоровья, с работой. В то же время бессонница может быть одним из первых признаков соматического или психического заболевания. Нарушения сна могут проявляться и в форме характера сновидений: кошмары и ночные ужасы. Кошмары – это мучительные сновидения, возникающие во время парадоксальной фазы сна. Ночные ужасы обычно появляются во время медленноволнового сна и приводят к внезапному пробуждению в состоянии испуга. В отличие от кошмаров, когда картина сновидений сохраняется с достаточной полнотой, у субъекта остается очень мало воспоминаний о моментах ужаса, поскольку после такого рода пробуждения он вновь засыпает. Особый вид нарушения сна – нарколепсия. Для нее характерно, что субъект может внезапно заснуть, когда угодно и где угодно. Сон длится несколько минут, в течение которых человек может продолжать выполнять какие-либо автоматизированные действия (например, вести автомобиль).

Сознание как ингредиент психики. Множество психических функций, выполняемых человеком в состоянии бодрствования, регулируются сознанием как одной из инстанции его внутреннего мира. С другой стороны, само сознание существует постольку, поскольку осуществляются отдельные психические функции (процессы). Можно сказать, что сознание в качестве ингредиента психики выступает как результат интеграции отдельных психических функций, как инвариант их многообразия.

В повседневном общении, когда мы описываем свое психическое состояние, мы говорим: "я вижу", "я чувствую", "я думаю", "я вспоминаю", "я взволнован", "я расстроен" ... В роли субъекта всех подобных функций выступает "я". "Я" либо испытывает определенные воздействия, либо инициирует определенные психические акты, процессы, функции. С одной стороны, "я" является общим эффектом интеграции психических функций, с другой, – "я" способно дифференцировать отдельные функции друг от друга, определенным образом квалифицировать их. Все функции "я" связаны (основываются на) с осуществлением конкретной психической функции – внимания. Внимание является конкретно психологической формой реализации сознания. Можно говорить о внимании применительно к любому уровню познавательной активности: сенсорному, перцептивному, мнемическому, умственному, имея в виду сосредоточенность познавательной активности на определенном объекте или феномене внутреннего мира, благодаря которой они каким-то образом выделяются из фона. Кроме того, важно отметить, что само внимание, подобно функциям "я", разделяется на два вида: внимание, вызываемое объектом, обусловленное его характеристиками (непроизвольное внимание), и внимание, инициированное или поддерживаемое за счет усилий "я" (произвольное внимание). Поле самого внимания структурировано: в нем выделяются фокус внимания и его периферия. В экспериментально-психологическом плане этому соответствует такой параметр внимания, как его концентрация.

К характеристикам внимания, выявленным (изученным) в экспериментально-психологических исследованиях, принадлежат также, с одной стороны, объем, а с другой. – распределение и переключение. Параметр объема внимания имеет пространственно-временной смысл: сколько объектов субъект способен удержать в поле своего внимания, сколько звуковых стимулов он способен запечатлеть. Параметры распределения и переключения имеют операционально-регуляторный смысл. Значения параметров внимания являются индикаторами состояния субъекта, степени его утомления, уровня его бодрствования.

Одним из основных параметров сознания, так же как и внимания, является объем. Требование поступать сознательно, вести себя сознательно – это требование к тому, чтобы удерживать в процессе деятельности в поле своего сознания те основания, которые выступают в качестве регуляторов активности. Человек поступает сознательно, когда в поле его сознания находятся основания его активности, последствия, к которым может привести его поступок ("он сознательно пошел на это"). Осознать – значит ввести в круг своего сознания основания своего поступка, которые до этого оставались за его порогом ("он осознал свою вину").

Другим важнейшим параметром сознания является ясность, отчетливость тех объектов, которые находятся в поле сознания. Параметр четкости подразумевает способность выделить границы, отделяющие один объект от другого, выделить связи, которые имеются между отдельными объектами и по которым возможен переход от одних объектов к другим. Параметр ясности в отношении сознания можно сопоставить по смыслу с параметром чувствительности в отношении методических процедур: в обоих случаях идет речь о возможности дифференцировать различающиеся явления.

Начиная с исследований В. Вундта в экспериментально-психологическом изучении сознания, механизмов, его порождающих (генерирующих), принципиальное значение уделяется установлению взаимосвязей, с одной стороны, энергетических и пространственно-временных параметров стимула и, с другой, – структурных и энергетических характеристик поля сознания. Подойдя к решению задачи определения объема сознания с позиций установления числа звуковых сигналов (ударов метронома) и числа зрительно предъявляемых объектов, которые испытуемые могли отчетливо воспринимать как единое целое, Вундт экспериментально установил, что это число равняется шести. "Шесть простых впечатлений представляет собой границу объема внимания. Так как эта, величина одинакова для слуховых и для зрительных впечатлений, данных как последовательно, так и одновременно, то можно заключить, что она означает независимую от специальной области чувств психическую постоянную" (Вундт В. Введение в психологию. М., 1912. С. 32). Согласно современным исследованиям объем актуального сознания оценивается величиной 7±2.

Связь интенсивностных (энергетических) и структурных характеристик поля сознания обнаруживается в том, что объекты, находящиеся в центре этого поля, воспринимаются отчетливее по сравнению с объектами, находящимися на периферии. Объекты, оказавшиеся за границами поля сознания (за порогом сознания), становятся таковыми вследствие их интенсивностных параметров. Принципиально важно также и то, что сознания как определенного рода психической реальности вообще не существовало бы, если бы психическое настоящее (актуальное) не представляло бы собой определенную интеграцию прошедшего, настоящего и будущего. Психическое настоящее является по существу интервалом, в пределах которого длительность представлена совместно с последовательностью и внутри определенного диапазона относительной одновременности. С точки зрения Л.М.Веккера, "психическое пространство является эффектом симультанирования сукцессивного временного ряда" (Веккер Л. М. Психические процессы. Л., 1981. Т.З. С.284). В границах психического настоящего одновременность складывается из последовательно возникающих впечатлений. Элементы этой последовательности, интегрируемой в рамках относительной одновременности, не могут по исходному своему смыслу быть эквивалентны энергетически. Это имеет своим последствием (эффектом)структурную неоднородность поля сознания.

Возникновение сознания в онто-, фило– и социогенезе связано с речью. В свою очередь, при рассмотрении роли речи в возникновении и функционировании сознания важно иметь в виду (и различать) три аспекта. Во-первых, речь реализуется как процесс межсубъективного взаимодействия, как процесс интерперсональной коммуникации. В своем функционировании речь подчиняется действию социально-лингвистических факторов. Речь отдельного человека есть индивидуальный компонент межиндивидуального информационного обмена. Во-вторых, речевое действие есть частный случай действия вообще и как таковое, хотя и осуществляется на основе психической регуляции, не входит в число собственно психических актов. Речевая моторика, к примеру, является объектом изучения физиологии движения, а не только психологии. И в-третьих, речевой акт входит в контекст собственно психических феноменов. Здесь речевой акт выступает как средство экстериоризации смысла и опирается на образы слов и высказываний. Речь по отношению к этим образам выступает в исходном своем значении кода. "Будучи частной формой психических образов, образы словесных кодов подчиняются общим закономерностям сенсорно-перцептивного отражения: они обладают пространственно-временными, модальными и интенсивностными характеристиками, им присущи целостность, константность и обобщенность" (Веккер Л. М. Указ. соч. С.288).

Рассматривая речевую коммуникацию в качестве одного из механизмов порождения сознания, следует подчеркнуть, что сама возможность ее осуществления предполагает взаимообусловленность процессов экстериоризации и интериоризации. Это совершенно очевидно уже при рассмотрении частных случаев речевой коммуникации: слушания и говорения, чтения и письма. Говорение возможно при слышании, по крайней мере, самого себя, слушание выступает как механизм регуляции говорения. Слушание опирается на редуцированное проговаривание слышимого. Переходя к рассмотрению механизмов формирования сознания, мы должны отметить, что осознание чего-либо становится возможным в результате соотнесения с ним некоего акта собственной активности субъекта: интериоризация основывается на экстериоризации. С другой стороны, экстериоризация оказывается возможной в результате соотнесения элемента внутреннего опыта с формами внешней активности. Экстериоризация и интериоризация взаимообусловлены. Связывая это с механизмами употребления речи, можно сказать, что мы осознаем нечто, будучи в состоянии назвать это, и наоборот, называя нечто, мы делаем шаг в направлении его осознания.

Исследуя вопрос о разграничении темпераментных, личностных и характерологических механизмов, мы ввели параметры экстра-, интроверсии, экстер-, интернальности, экстра-, интропунитивности. Применительно к описанию сознания эти параметры также нередко используются. Говорят об интровертированном, или интернальном, или интропунитивном и т.д. сознании. Это в определенном смысле, конечно, оправдано. Но следует иметь в виду, что сама возможность использования этих параметров для характеристики интегративных механизмов психики основывается на выявлении фактов осознания определенных аспектов поведения, общения, деятельности. Поэтому, характеризуя сознание как определенный интегративный механизм психики, обеспечивающий познавательную деятельность (познание других механизмов психической регуляции), предпочтительней говорить о нем, что уже было отмечено, как о единстве процессов экстериоризации и интериоризации. В качестве особого вида реальности сознание обладает свойствами эвидентности, рефлексивности, субъективности, интенциональности. Эвидентность – это свойство самодостоверности сознания; рефлексивность – это свойство самоудвоения сознания, способность отображать свои собственные состояния; интенциональность – это свойство саморасщепляемости и последующей векторизованности сознания и его активности как единства экстериоризации и интериоризации; субъективность – это свойство самопорожденности сознания, его самообусловленности.

Нарушения сознания. Нарушения сознания могут быть охарактеризованы через выявление патологических изменений параметров, присущих нормально функционирующему сознанию: ясность, объем (глубина, широта), связность, переключаемость. Родовое наименование, обычно используемое в отношении всех видов нарушения сознания, – помрачение – само указывает на то, что здесь в первую очередь утрачивается ведущий параметр сознания – ясность. Существует ряд признаков помрачения сознания, общих для всех его разновидностей: 1) дезориентация человека в пространстве и времени. 2) отрешенность его от окружающего, проявляющаяся в неполном охвате обстановки (фрагментарность), в нечеткости восприятия, 3) бессвязность мышления, спутанность речи, 4) амнезия на период помрачения сознания. Наличие всех этих признаков обязательно для констатации помрачения сознания. Традиционно выделяется пять качественно различаемых синдромов помрачения сознания: оглушенность, сумеречное состояние, онейроид, делирий, аменция.

Состояние оглушенности обычно квалифицируется как наиболее простой по своей структуре синдром помрачения сознания. В этом случае происходит лишь равномерное угнетение всех видов психической активности: субъект становится сонливым, адинамичным, аспонтанным, эмоционально обедненным, замедляется темп мышления, восприятие становится неотчетливым. Человек выглядит труднодоступным для контакта, отрешенным от окружающего, он малоподвижен, движения замедленны, выражение лица тупое, безразличное, производит впечатление чем-то одурманенного. Не понимает более-менее сложных вопросов, простые воспринимает с трудом после неоднократного их повторения, часто, начав говорить, не заканчивает свою мысль. Воспроизведение прошлого ослабленно, новое не запоминается. Характерной особенностью состояний оглушенности является опустошенность сознания: отсутствуют бред и галлюцинации.

Оглушение развивается постепенно, проходя ряд стадий, характеризующихся различной глубиной помрачения. В порядке его нарастания выделяют следующие ступени: обнубилляция, сомноленция, сопор, кома. На стадии обнубилляции резко снижается темп психической деятельности, содержание ее заметно обедняется. Человек становится вялым, малоинициативным. Формально при настойчивом побуждении со стороны окружающих дает вразумительные, но лаконичные ответы, сам ничем не интересуется. Настроение либо апатичное, либо имеет эйфорический оттенок, не сопровождаясь ускорением мышления и двигательным возбуждением. При сомноленции (от лат. somnolentus – сонливый) человек, если к нему обратиться, напоминает разбуженного. Он долго думает над поставленным вопросом, но ответ обычно бывает неточен, в особенности, если спрашивают на отвлеченную тему (например, предложить вычитать из 100 по 17). Затруднения возникают даже в ответе на вопрос о возрасте – вместо этого чаще называется дата рождения. Лаже краткая беседа приводит к истощению внимания, ответы становятся все более неточными. На стадии сопора (от лат. sopor – беспамятство) человек утрачивает способность дифференцированных реакций даже на сильные раздражители. Не реагирует на обращенную к нему речь. Производит впечатление человека, находящегося в состоянии глубокого сна. Сильными воздействиями на короткий промежуток времени его можно вывести из этого состояния: он открывает глаза, осматривается, но происходящих событий не воспринимает и тут же погружается в прежнее состояние. Имеет место опустошенность сознания. Кома является наиболее глубокой стадией помрачения сознания, оно фактически выключено. Человек не реагирует ни на речь, ни на иные воздействия. Резко угнетена, безусловно-рефлекторная деятельность. Сохраняется лишь деятельность жизненно-важных центров – дыхательного и сосудодвигательного.

Сумеречное помрачение сознания наряду с дезориентировкой в окружающем характеризуется аффектами ярости, злобы, страха, наличием отрывочного чувственного бреда и отдельных галлюцинаций, а также способностью совершать ряд последовательных автоматизированных действий. Поле восприятия в таком состоянии деформировано: одни объекты воспринимаются как обычно, другие искаженно (в частности, человек может не узнавать своих близких). Сознание патологически сужено с фиксацией лишь на узком круге представлений или извращенно воспринятых объектов. Синдром сумеречного помрачения развивается внезапно, на протяжении секунд, и таким же внезапным является его завершение. Длительность сумеречного состояния различна – от нескольких минут и часов до нескольких дней. Существует определенная взаимозависимость между глубиной и длительностью сумеречного расстройства: чем оно меньше по глубине, тем оно длительнее. Обычно способность к контакту бывает резко нарушена, но при небольшой глубине сумеречного помрачения возможна спонтанная, ни к кому не обращенная речь и даже формальный контакт.

Различают несколько видов сумеречного помрачения сознания: бредовое, брутальное, амбулаторный автоматизм, фуга, сомнамбулизм, абсанс. При бредовом варианте сумеречного помрачения человек производит впечатление на чем-то внутренне сосредоточенного. Порой в таком состоянии человек перемещается в пределах населенного пункта ("колесит по городу"), время от времени приходя в себя. Движимый бредовыми идеями и аффектами, может совершать тяжкие правонарушения с полной амнезией происшедшего. При брутальном варианте сумеречного помрачения сознания человек оказывается одержимым сильнейшими аффектами тревоги, злобы, страха, переживая зрительные галлюцинации, обрывки бреда, обнаруживает слепую агрессию, сокрушая все на пути, калеча и убивая близких и незнакомых людей. Состояние амбулаторного автоматизма протекает без бреда, галлюцинаций и эмоциональных расстройств. В таком состоянии человек, занятый каким-либо делом или находящийся в пути, продолжает это, но уже в форме автоматизированных движений. Фуга – вариант амбулаторного автоматизма: человек неожиданно бросается вперед, бежит, утратив ориентировку, или кружит на месте, бегает по кругу – все это продолжается несколько минут. Сомнамбулизм – состояние амбулаторного автоматизма, возникающее и продолжающееся в состоянии сна. Абсанс – полное выключение сознания на доли секунды: прерывается речь, предметы выпадают из рук. Придя в себя, человек еще некоторое время собирается с духом, обретает самообладание.

Онейроидный (от греч. oneiros – сон, сновидение) синдром представляет собой сочетание чувственно-образных ярких видений с фрагментарным отражением окружающей обстановки. Имеет место грезоподобная дезориентировка: причудливая смесь реального восприятия с яркими фантастическими картинами. Тематика переживаний в основном черпается из прошлого опыта (не всегда лично пережитого), чаще из прочитанных книг, услышанных рассказов. Возникающие фантастические видения отличаются связностью: одно вытекает из другого, в отличие от делирия не имеют внешней проекции.

Делириозное (от лат. delirium – безумие) помрачение сознания характеризуется наплывом ярких галлюцинаций с сохранением ориентировки в самом себе. Обычно развивается стадиально. Собственно делирию предшествует предделириозное состояние, связанное с нарушениями сна. Наблюдаются трудности засыпания, перед засыпанием возникают гипногогические галлюцинации (видения при закрытых глазах) устрашающего характера: грандиозные сражения, взрывы, катастрофы. Сон прерывается кошмарами. В состоянии бодрствования нарастает тревога, появляются немотивированные страхи. Человек вздрагивает от малейшего шума, пугается тени, боится одиночества, появляются говорливость, непоседливость. Вслед упомянутым явлениям, обычно ночью развивается собственно делирий. Основными его симптомами являются зрительные галлюцинации: сначала парейдолии (от para – возле + idolon – изображение), а затем сценоподобные галлюцинаторные восприятия устрашающего содержания. В состоянии делирия человек оказывается в центре видений: активно убегает, спасается. нападает (схватив топор, кидается рубить змей, подползающих к нему, отчаявшись уничтожить их по отдельности, поджигает дом). Резко нарушена эмоциональная сфера: человек охвачен страхом, напряжен. Речь невнятная, плохо артикулированная. Внимание неустойчивое, быстро истощается. В дневное и утреннее время патологическая симптоматика ослабевает, вплоть до нестойких прояснений сознания.

Аметивное (от лат. amentia – безумие) нарушение сознания характеризуется наряду с дезориентировкой в пространстве и времени недостаточным осмыслением ситуации. При определенной сохранности восприятия внешних предметов наблюдается неспособность связать их воедино, дать целостную оценку происходящего. Человек испытывает мучительное чувство собственной психической беспомощности, невозможности разобраться в окружающем, понять, что происходит вокруг. Грубо нарушена возможность контакта с окружающими. Выражение лица тревожно-недоуменное, вид растерянный, речь бессвязная, наблюдается двигательное беспокойство. Эмоциональный фон неустойчив: внезапно возникает мотивированный страх, за ним следует двигательное возбуждение, нелепое бегство, случайная агрессия. Не утихающее неделями и месяцами возбуждение, сопровождающееся почти полным отсутствием сна, отказом от пищи, приводит к резкому физическому истощению и гибели. Развитию аменции обычно предшествуют другие виды помрачения сознания: состояние оглушенности, делирий.



К HАЧАЛУ
Библиотека
Просмотров: 1912
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Дж. Мишлав. КОРНИ СОЗНАНИЯ | ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В отличие от нашей современной культуры,
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VI ЗНАНИЕ О СЕБЕ 1 ПРЕДИСЛОВИЕ
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VII ОЩУЩЕНИЕ И НАБЛЮДЕНИЕ 1 ПРЕДИСЛОВИЕ
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VIII ВООБРАЖЕНИЕ 1 ПРЕДИСЛОВИЕ Я уже
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава IX ИНТЕЛЛЕКТ 1 ПРЕДИСЛОВИЕ До сих
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Х ПСИХОЛОГИЯ 1 ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИИ В
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение КАТЕГОРИИ Учения о категориях и теории
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ОБЫДЕННЫЙ ЯЗЫК16 В своей аргументации философы часто
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ М.С.Козлова О книге Г.Райла Дилеммы Известно, что
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ДИЛЕММЫ28 две главы I. ДИЛЕММЫ Существуют разного
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | Латинские и иностранные слова и выражения A fortiori
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | Примечания Ryle G. Phenomenology Proceedings of the Aristotelian
  • Дж. Мишлав. КОРНИ СОЗНАНИЯ | Аннотация Книга посвящена истории развития и современному1975 состоянию
  • Дж. Мишлав. КОРНИ СОЗНАНИЯ | Часть Первая КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЗНАНИЯ ОТ ДРЕВНОСТИ
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава IV ЭМОЦИИ 1 ПРЕДИСЛОВИЕ В этой
  • Дж. Мишлав. КОРНИ СОЗНАНИЯ | ВЕК РАЗУМА Глубоко проникшись оккультным знанием эпохи Возрождения,великий
  • Дж. Мишлав. КОРНИ СОЗНАНИЯ | ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК В 1825 году барон ДЮ ПОТЕ,
  • Дж. Мишлав. КОРНИ СОЗНАНИЯ | Уильям Джеймс ЧЕГО ДОСТИГЛИ ПСИХИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Один мой
  • Дж. Мишлав. КОРНИ СОЗНАНИЯ | Часть Вторая НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗНАНИЯ ЭКСТРАСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ Хотя
  • Дж. Мишлав. КОРНИ СОЗНАНИЯ | ВНЕТЕЛЕСНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ВТП Грубо говоря, мы можем определить
  • Дж. Мишлав. КОРНИ СОЗНАНИЯ | СОЗНАНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ История целительства различными психическими силамиуходит
  • Дж. Мишлав. КОРНИ СОЗНАНИЯ | ОГНЕХОЖДЕНИЕ И ОГНЕДЕРЖАНИЕ Первые экспериментальные исследования феноменаогнехождения были
  • Дж. Мишлав. КОРНИ СОЗНАНИЯ | ПСИХОКИНЕЗ В 1934 году, за несколько месяцев до
  • Дж. Мишлав. КОРНИ СОЗНАНИЯ | ПОТУСТОРОННЯЯ ЖИЗНЬ Не суть важно, придем мы или
  • Дж. Мишлав. КОРНИ СОЗНАНИЯ | ИНЫЕ МИРЫ Андрей Пухарич, ученый, сделавший все возможное,
  • Дж. Мишлав. КОРНИ СОЗНАНИЯ | БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОВОДНИК СОЗНАНИЯ Физическое тело Во Введении мы
  • Дж. Мишлав. КОРНИ СОЗНАНИЯ | Экология сознания Изучение электростатических взаимодействий междубиологическими организмами и
  • Дж. Мишлав. КОРНИ СОЗНАНИЯ | Физическая аура В 20-х годах русский гистолог АЛЕКСАНДР
  • Дж. Мишлав. КОРНИ СОЗНАНИЯ | Психическая аура Говорят, что за эфирным слоем ауры
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава V ДИСПОЗИЦИИ И СОБЫТИЯ 1 ПРЕДИСЛОВИЕ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь