В.И.Гинецинский. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

- Оглавление -


ВНЕШНИЕ ГРАНИЦЫ И ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА
ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ

Психическая реальность в истории науки выступает не только в качестве объекта психологии. Она изучается и рядом других отраслей науки. На этом основании, в частности, необходимо дифференцировать понятия "объект науки" и "предмет науки". В рамках этой оппозиции объект – это часть объективной реальности, а предмет – совокупность (система) признаков объекта, выделяемых определенной отраслью с точки зрения значимых для нее проблем, с помощью используемых ею методов и на основе выработанного ею понятийно-терминологического аппарата. Один и тот же объект по-разному представляется в различных науках. Предмет – определенная проекция объекта. Выделим некоторые участки внешней границы предметной области психологии путем сопоставления того, как "выглядит" психическая реальность с позиций психологии и смежных с ней отраслей знания.

Психология и философия . Психология в качестве самостоятельной отрасли знания сформировалась, отпочковавшись от философии. На протяжении же более двух тысячелетий психология развивалась как раздел философии в качестве философского учения о душе, аккумулируя и систематизируя сведения, получаемые в ходе медицинской и педагогической практики. Однако и отпочковавшись от философии, психология продолжает сохранять с ней прочные связи. Они обнаруживаются прежде всего в ответах, которые психологи дают на вопрос о месте психической реальности в мире. Различные варианты ответов на этот вопрос не могут быть выработаны без обращения к философским учениям, они знаменуют собой вехи в развитии самой психологии. Их можно выделить с помощью важнейших психологических категорий: душа, сознание, бессознательное психическое поведение, деятельность.

Представление о психике как о душе, либо как о некоем автономном нематериальном начале человеческого бытия, посреднице между духом и человеческим телом, либо как об особо тонкой разновидности вещества в истории европейской культуры было выработано в Древней Греции. Термины, которые использовались греческими философами для наименования этого начала, были "псюхе", "пневма", "квинтэссенция". Термины "псюхе" и "пневма", как и русское "душа", этимологически близки словам, обозначавшим воздух, дыхание. Это соответствовало пониманию души как жизненной силы, покидающей тело вместе с последним вздохом, как особо тонкого вещества. Представления, выработанные в рамках этого понимания психической реальности, были тесно связаны с культивировавшимися обрядами погребения и находили в них свое выражение. Естественно, что представления о том, что ожидает человека после его смерти, были связаны с представлениями о том, что произойдет с каждой из составных частей его бытия. Понятие квинтэссенции (пятой сущности) возникло в античной космологии. Согласно Аристотелю (384-322 до н.э.), квинтэссенция, или эфир, является субстанцией надлунного мира. В отличие от четырех элементов подлунного мира, подверженных возникновению и уничтожению, она вечна (неуничтожима и несотворен-на). В современной культуре представление о душе используется чаще всего для обозначения целостности и автономности внутреннего мира человека, а также чтобы подчеркнуть его особые качества (душевность).

В отличие от представления о душе как о космическом начале, понятие о сознании возникает как результат использования новой методологии при анализе внутреннего мира человека. Открытие этой новой реальности связано прежде всего с именем французского философа Р.Декарта (1596-1650). Он обнаруживает в составе внутреннего мира самодостоверное суждение "cogito ergo sum", которое интерпретирует как непосредственное свидетельство существования мыслящей субстанции. В строгом смысле слова, по Декарту, субстанцией можно назвать только Бога, который "вечен, всеведущ, всемогущ, источник всякого блага и истины, творец всех вещей". Мыслящая и телесная субстанция сотворены и поддерживаются могуществом Бога, нуждаются в его содействии. Сознание – конечная субстанция, "вещь несовершенная, неполная, зависящая от чего-то другого, беспрестанно домогающаяся и стремящаяся к чему-то лучшему и большему". Мыслящая субстанция в качестве своего главного атрибута наделена непротяженностью и потому неделима. Трактовка сознания как самодостоверной реальности открывала путь к систематическому использованию особого метода ее изучения – интроспекции. На основе интроспекции устанавливаются такие свойства психической реальности, как ее эвидентность, рефлексивность, интенциональность, субъектность. В качестве специальной разновидности лабораторного эксперимента интроспекция наиболее последовательно использовалась в научных школах Вундта (1832-1920) и Титченера (1867-1927).

Один из вариантов отказа – преодоления традиции, заложенной работами Декарта и отождествлявшей психику с сознанием – получил широкое распространение после работ австрийского психолога 3. Фрейда (1856-1939). Это направление оформилось в психологии как психоанализ, и его утверждение фактически означало признание того, что сознание представляет собой лишь один из ингредиентов психической реальности. Другой ингредиент получил название – бессознательное психическое. Структура психики, по Фрейду, включает в себя три компонента: Id, Ego, Super-Ego, отношения между которыми рассматривались также и с энергетических позиций. Фрейд использовал для наименования психической энергии термин "либидо" (от лат. libido – влечение, желание, страсть, стремление), связанный прежде всего с обозначением энергии полового влечения. С точки зрения Фрейда, психическая энергия, первоначально существующая в форме либидо, способна претерпевать разнообразные трансформации. Преобразование энергии аффективных влечений в формы социально одобряемой деятельности трактуется им как сублимация, а преобразование энергии осознаваемых, но социально неприемлемых влечений – как вытеснение. Энергетическое заряжение объектов обозначается как катексис. Открытие неосознаваемых ингредиентов психического в качестве предмета психологии связано, как и в случае открытия сознания, в первую очередь с изменением методов психологического исследования.

Другой вариант отказа от отождествления психики и сознания оформляется среди направлений развития психологической мысли как бихевиоризм. В основе бихевиористической концепции лежит понимание психики как поведения, т.е. совокупности двигательных или сводимых к ним вербальных и эмоциональных реакций – ответов организма на воздействия внешней среды (стимулы) и различимых с точки зрения (средствами) внешнего наблюдателя. Бихевиоризм возник под непосредственным влиянием лабораторных исследований животных форм психики, для изучения которых, очевидно, не применимы методы интроспекции. Родоначальниками нового направления стали американские психологи Э.Торндайк и Дж.Б.Уотсон. Экстраполяция методов изучения животных форм (уровней) психики на изучение поведения человека привела к созданию концепции, согласно которой любые формы поведения могут быть описаны как констелляции реакций, формируемых по определенным законам. Закон (принцип) проб и ошибок: выработка всякой новой реакции начинается со случайных проб, продолжающихся до тех пор, пока одна из них не приведет к успеху. Закон эффекта: удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению. Закон упражнения: в результате многократного повторения одних и тех же реакций на одни и те же стимулы реакции автоматизируются.

В рамках деятельностной концепции психической реальности осуществляется попытка создания качественно нового синтеза представлений, рассмотренных нами. Психическая реальность трактуется здесь как целостность, интегрирующая в себе внутренние (сознание) и внешние (поведение) формы психической активности, осознаваемые и неосознаваемые уровни психики в их взаимопереходах и взаимообусловленности. Такая трактовка берет свое начало в работах советских психологов Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна. В качестве предпосылок оформления этого направления в психологии в нем были ассимилированы представления о взаимообусловленности процессов интериоризации и экстериоризации, о знаковой и орудийной опосредствованности процесса формирования внутреннего мира человека.

Психология и физика. Еще в античные времена при рассмотрении соотношения между вещью и ее психическим образом было произведено разграничение на первичные и вторичные качества. С этой точки зрения одной группой качеств – признаков могут обладать и вещи и их психические образы, другая группа признаков релевантно приложима только к характеристике психических образов вещей. Позиции философов в отношении того, какие именно качества следует относить к первичным, а какие к вторичным, различались. Это имело место и в Новое время. Например, Локк относил к первичным качествам протяженность, величину, форму, длительность, а ко вторичным – цвет, вкус, запах, звук. Галилей относил к достоверно существующим качествам лишь те, которые выразимы геометрически, Гоббс – только протяженность и длительность. Галилей, Декарт, Гассенди, Гоббс считали, что первичные качества открываются в вещах лишь с помощью человеческого разума, а Локк полагал, что идеи первичных качеств доставляются непосредственно ощущениями.

Новый этап в развитии психофизической проблемы связан с переходом от рассмотрения качественных различий к изучению соотношений количественных параметров физического стимула и соответствующего ему психического феномена. В первой половине XVIII в. французский физик П. Бугер, а столетие спустя немецкий физиолог Э. Вебер экспериментально установили, что в определенных границах интенсивности физического стимула выполняется соотношение ΔI/I-Const, т. е. отношение прироста интенсивности стимула к его исходному значению переживается как некая постоянная величина. Теоретическое обобщение такого рода данных позволило сформулировать немецкому психологу Г.Фехнеру в вышедшей в I860 г. книге "Элементы психофизики" основной психофизический закон. Он гласит: интенсивность физического стимула и интенсивность соответствующего ощущения связаны логарифмической зависимостью. Осуществленный переход от эмпирических наблюдений к формированию соответствующего закона основывался на допущении существования некоего кванта ощущения.

Впоследствии справедливость логарифмического соотношения была подтверждена прямыми электрофизиологическими измерениями. Раздражение рецепторных клеток вызывает в подходящих к ним нейронах изменение генераторного потенциала и разряд в виде "пачки" импульсов в проводящих нервных путях. Величина потенциала и плотность нервных импульсов в "пачке" пропорциональны логарифму интенсивности воздействия на рецептор.

Открытие Фехнером психофизического закона наметило путь к широкому лабораторному изучению дифференциальных порогов различных анализаторных систем с помощью метода минимальных различий. Для различных рецепторов были введены единицы измерения, что связывало воедино качественные и количественные их признаки. (Сон – единица ощущения громкости, брил – яркости, хрон – времени, вег – тяжести.)

В 50-е годы нашего столетия американцем С. Стивенсом на основе использования другого метода – прямого субъективного шкалирования – были проведены обширные исследования сенсорных систем человека. В результате была установлена степенная зависимость интенсивности ощущения от интенсивности стимула.

Психология и биология . Можно говорить о существовании на границе между биологией и психологией трех проблем: психосоматической, психоэтологической и психофизиологической. В отличие от психофизической проблемы, когда рассматривают трансформацию внешнего по отношению к организму стимула в психические формы его отражения, здесь, на границе между биологией и психологией, рассматривается проблематика преобразования форм, в которых проявляется активность организма – носителя психики, в формы психической активности, продуцируемые и функционирующие на их основе.

Этология (греч ethos – нрав, характер, манера вести себя и logos – учения) сформировалась как наука об общих биологических основах поведения животных. В задачи этологии входит изучение поведения животных в естественных условиях обитания, выявление значения поведения как фактора эволюции, индивидуальной и популяционной адаптации. В рамках психоэтологической проблематики центральное значение имеет анализ поведения как фактора формирования психики и психики как фактора регуляции поведения. Как самостоятельная отрасль знания, отличная от зоопсихологии, этология оформилась в 30-е годы нынешнего столетия. Основой для ее формирования послужили данные о наличии в онтогенезе поведенческих актов, реализующихся в виде последовательности стереотипных действий – инстинктов. Они характерны для всех особей данного вида и шаблонно выполняются в определенный период онтогенеза без какого-либо специального обучения. Они возникают в ответ на релизеры – ключевые раздражители, опознаваемые животными без всякого индивидуального опыта. В качестве особой формы научения был выделен импритинг – запечатление. В этом случае соответствующий раздражитель оказывается действенным для взрослой особи, если он предъявлялся животному в определенный сензитивный период развития.

Одним из направлений современной этологии является изучение поведения человека. Оно является непосредственным продолжением и развитием идей Ч.Дарвина, изложенных в его труде "Выражение эмоций у человека и животных".

В качестве частных аспектов психоэтологической проблематики могут рассматриваться проблемы обусловленности психических механизмов регуляции активности организма со стороны строения самого организма и физиологических процессов, в нем протекающих. При этом при характеристике строения организма учитывают как пропорции отдельных частей тела, так и соотношение различных тканей, составляющих организм. В филогенетическом аспекте наибольшее значение, естественно, придается показателям, характеризующим удельный вес нервной ткани в структуре организма. В частности, неоднократно предпринимались попытки найти закономерности изменения сложности форм поведения организма на основе определения удельного веса нервной ткани в его составе. Важное значение в этом аспекте играет также идея нервизма или положение о главенствующей роли строения нервной системы в регулировании физиологических функций. Согласно И. П. Павлову, "чем совершеннее нервная система животного организма, тем она централизованной, тем высший ее отдел является все в большей степени распорядителем и распределителем всей деятельности организма... Этот высший отдел держит в своем ведении все явления, происходящие в теле" (Полное собрание трудов. Т. 1. М., 1940. С.410).

Психология и социология. При рассмотрении психических механизмов регуляции поведения человека следует принять во внимание обусловленность их формирования и функционирования не только со стороны абиотических и биотических факторов, но и со стороны структур социального взаимодействия.

Единый процесс эволюционного становления человека и исторического формирования общества, на основе современных представлений разделяется на стадии, смена которых связана с качественными преобразованиями орудийно опосредствованной деятельности человека, психических механизмов ее регуляции структурами социальных организаций.

Наиболее органичным образом единство этих трех составляющих антропогенеза проявляется в многообразии этнических стереотипов поведения. Акт рождения вводит человека непосредственно в сферу действия социогенных факторов, откристаллизовывающихся, в частности, в формирующихся у него стереотипах поведения. Внеэтничных людей нет. Но выявление сформировавшегося стереотипа для самого носителя или для внешнего по отношению к нему наблюдателя оказывается возможным лишь тогда, когда обнаруживаются различия моделей поведения, демонстрируемых представителями одного этноса по сравнению с представителями другого этноса в сходных жизненных обстоятельствах.

Основными экстрапсихическими условиями и главными признаками этнической общности выступают единство территории и языка. У членов этнической общности формируется общность процессов самоидентификации, важную роль в которых играют представления (знания) об общности происхождения. Сформировавшиеся этнические общности выступают как социальные механизмы, самовоспроизводящиеся путем преимущественно этнически однородных браков, передачи культуры, традиций, ценностных ориентации. Этнические стереотипы обнаруживают себя в явлениях внутриэтнической консолидации и в межэтнических конфликтах, когда вскрывается несовместимость способов реагирования представителей разных этносов в рамках единой ситуации. Оказывается, что одна и та же ситуация имеет разный личностный смысл для представителей разных этносов. Они по-разному ее воспринимают, различным образом ее запечатлевают и интерпретируют.

Первую попытку психологического обобщения данных этнографических наблюдений предпринял В.Вундт в своей многотомной "Психологии народов".

Внутренняя структура предметной области психологии задана мозаикой психологических дисциплин, узор которой меняется в зависимости от угла зрения на нее и которая достаточно быстро (в историческом времени) перестраивается в результате совокупных усилий деятелей психологического сообщества. Умение ориентироваться в этом многообразии требуется в качестве предпосылки решения многих задач. В данном случае структуру многообразия психологических дисциплин мы рассмотрим с точки зрения определения предметной области психологии. Нам важна прежде всего система координат, которая позволила бы зафиксировать сущностные признаки психической реальности. Эту систему координат мы зададим априори, а подтвердим ее данными эмпирического описания многообразия психологических дисциплин, выросшей из нужд библиографической практики.

В принципе с каждой отдельной отраслью знания должны быть соотнесены: фрагмент изучаемой реальности (комплекс свойств – признаков, в этой реальности выделяемых), круг проблем, связанных с ее изучением, совокупность методов исследования, в ней используемых. Каждая отдельная отрасль знания – сложный для описания объект. Поэтому любая схема, конечно, будет упрощать реальное положение дел. И мы в своей классификации также сознательно пойдем по пути существенных упрощений. Но за счет этого оказывается возможным дать более целостное представление всей области. В качестве исходной матрицы воспользуемся пентабазисом, который выделяет 4 всеобщих аспекта субстанции (рис. 1).

Тогда внутренняя структура предметной области психологии может быть изображена в следующем виде (рис.2).


пространство

энергия

субстанция

время

информация

Рис. 1


дифференциальная психология

психология активности

общая психология

психология развития

психология сообществ

Рис. 2

Напомним, что ранее мы охарактеризовали психическую реальность как многообразие психических механизмов. Тогда дифференциальную психологию можно определить как психологию различий или как отрасль психологии, рисующую картину многообразия сосуществующих психических механизмов в аспекте их отличий друг от друга. В свою очередь, психология развития – это отрасль преемственно (генетически) связанных друг с другом механизмов. Предложенные определения дают несколько расширительную трактовку одноименным отраслям психологии в сравнении с обычно приводимыми в справочной литературе. Однако эти отличия не столь велики, чтобы они не позволили увидеть сходство. Приведем в качестве примера характеристику дифференциальной психологии. "Дифференциальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. Дифференциальная психология складывалась под непосредственным воздействием со стороны практики – педагогической, медицинской и инженерной. Начало ее разработке положил Ф.Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий, в том числе для их статистического анализа. Термин "дифференциальная психология" ввел немецкий психолог В.Штерн в работе "Описание индивидуальных различий" (1900). Первыми крупными представителями нового направления были А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел.

Сохраняя четырехчленное деление, можно определенные отрасли психологии представить следующим образом (рис.3).


психология
индивидуальных различий

психология
профессиональных различий

дифференциальная
психология

психология
половых различий

психология
этнических различий

психология онтогенеза

психология филогенеза

психология развития

история психологии

психология социогенеза

Рис. 3

Двум другим отраслям психологии, которые мы выделили на первом ярусе нашей классификации, как правило, затруднительно подыскать аналоги в существующих классификациях, однако отрасли, которые их составляют, идентифицируются без труда. Психология активности в целом может быть определена как отрасль психологии, изучающая основные виды человеческой активности с точки зрения выделения в них психических механизмов, функционирующих в них и регулирующих их (рис.4).


психология общения

психология труда

психология активности

психология игры

психология познания

Рис. 4

Психология сообществ выделяет многообразия сосуществующих механизмов психики с точки зрения осуществляющихся в них процессов информационного обмена, взаимоотображения актуализируемых многообразий (рис.5).


психология религии

инженерная психология

психология сообществ

социальная психология

экопсихология

Рис. 5



К HАЧАЛУ
Библиотека
Просмотров: 1881
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §44 То, чем для низших ступеней объектности воли
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §39 Ко всем этим размышлениям, выдвигающим субъективныймомент эстетического
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Третья О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §28 Мы рассмотрели великое многообразие и различие явлений,в
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §26 Нижней ступенью объективации воли являются всеобщие силыприроды,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Вторая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §15 И вот, если при нашем убеждении, что
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §11 В этом отношении действительной противоположностьюзнания является чувство,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §8 Как из непосредственного солнечного света взаимствованное отражение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §6 Пока же, в этой первой книге, мы
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Первая О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Ob nicht Natur zulezt sich dochergr252ndeИ не раскроется
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Примечания Предисловие к первому изданию Метафизика греч. 150
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §22 Эта вещь в себе удержим кантовский термин
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §50 Итак, если целью всякого искусства служит передачапостигнутой
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §52 Мы рассмотрели все искусства в той общности,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Четвертая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §66 Мораль без обоснования, т.е. простое морализирование, неможет
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §69 Мы достаточно охарактеризовали, в границах нашегоисследования, отрицание
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §68 После этого отступления, доказывающего тождество чистойлюбви и
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §62 Мы показали, что первое и простое утверждение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §63 Мы признали, что временное правосудие,пребывающее в государстве,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §58 Всякое удовлетворение, или то, что обычно называютсчастьем,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §56 Эта свобода, это всемогущество, обнаружением иотпечатком которых
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §55 Воля как таковая свободна: это следует уже
  • Пятигорский А. М. "ЗНАНИЕ" КАК "ЗНАК ЛИЧНОСТИ" В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ | Примечания См. С.Лем. Формула Лимфатераперевод с польского С.Ковалевского.
  • С. С. Аверинцев. МИР КАК ШКОЛА | Примечания Certamen Hesiodi et Homeri. Anstotelis Poetica 2,
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 2 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБHОСТИ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ЛЮБВИ Эта
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 1 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОТРЕБHОСТИ, ЗАМЕЩЕHИЯ И ЗАВИСИМОСТИ
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 4 ОБ ЭТИХ ЭМОЦИЯХ Уик-энд, посвященный улучшению



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь