|
В.И.Гинецинский. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИВНЕШНИЕ ГРАНИЦЫ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ Психическая реальность в истории науки выступает не только в качестве объекта психологии. Она изучается и рядом других отраслей науки. На этом основании, в частности, необходимо дифференцировать понятия "объект науки" и "предмет науки". В рамках этой оппозиции объект это часть объективной реальности, а предмет совокупность (система) признаков объекта, выделяемых определенной отраслью с точки зрения значимых для нее проблем, с помощью используемых ею методов и на основе выработанного ею понятийно-терминологического аппарата. Один и тот же объект по-разному представляется в различных науках. Предмет определенная проекция объекта. Выделим некоторые участки внешней границы предметной области психологии путем сопоставления того, как "выглядит" психическая реальность с позиций психологии и смежных с ней отраслей знания. Психология и философия . Психология в качестве самостоятельной отрасли знания сформировалась, отпочковавшись от философии. На протяжении же более двух тысячелетий психология развивалась как раздел философии в качестве философского учения о душе, аккумулируя и систематизируя сведения, получаемые в ходе медицинской и педагогической практики. Однако и отпочковавшись от философии, психология продолжает сохранять с ней прочные связи. Они обнаруживаются прежде всего в ответах, которые психологи дают на вопрос о месте психической реальности в мире. Различные варианты ответов на этот вопрос не могут быть выработаны без обращения к философским учениям, они знаменуют собой вехи в развитии самой психологии. Их можно выделить с помощью важнейших психологических категорий: душа, сознание, бессознательное психическое поведение, деятельность. Представление о психике как о душе, либо как о некоем автономном нематериальном начале человеческого бытия, посреднице между духом и человеческим телом, либо как об особо тонкой разновидности вещества в истории европейской культуры было выработано в Древней Греции. Термины, которые использовались греческими философами для наименования этого начала, были "псюхе", "пневма", "квинтэссенция". Термины "псюхе" и "пневма", как и русское "душа", этимологически близки словам, обозначавшим воздух, дыхание. Это соответствовало пониманию души как жизненной силы, покидающей тело вместе с последним вздохом, как особо тонкого вещества. Представления, выработанные в рамках этого понимания психической реальности, были тесно связаны с культивировавшимися обрядами погребения и находили в них свое выражение. Естественно, что представления о том, что ожидает человека после его смерти, были связаны с представлениями о том, что произойдет с каждой из составных частей его бытия. Понятие квинтэссенции (пятой сущности) возникло в античной космологии. Согласно Аристотелю (384-322 до н.э.), квинтэссенция, или эфир, является субстанцией надлунного мира. В отличие от четырех элементов подлунного мира, подверженных возникновению и уничтожению, она вечна (неуничтожима и несотворен-на). В современной культуре представление о душе используется чаще всего для обозначения целостности и автономности внутреннего мира человека, а также чтобы подчеркнуть его особые качества (душевность). В отличие от представления о душе как о космическом начале, понятие о сознании возникает как результат использования новой методологии при анализе внутреннего мира человека. Открытие этой новой реальности связано прежде всего с именем французского философа Р.Декарта (1596-1650). Он обнаруживает в составе внутреннего мира самодостоверное суждение "cogito ergo sum", которое интерпретирует как непосредственное свидетельство существования мыслящей субстанции. В строгом смысле слова, по Декарту, субстанцией можно назвать только Бога, который "вечен, всеведущ, всемогущ, источник всякого блага и истины, творец всех вещей". Мыслящая и телесная субстанция сотворены и поддерживаются могуществом Бога, нуждаются в его содействии. Сознание конечная субстанция, "вещь несовершенная, неполная, зависящая от чего-то другого, беспрестанно домогающаяся и стремящаяся к чему-то лучшему и большему". Мыслящая субстанция в качестве своего главного атрибута наделена непротяженностью и потому неделима. Трактовка сознания как самодостоверной реальности открывала путь к систематическому использованию особого метода ее изучения интроспекции. На основе интроспекции устанавливаются такие свойства психической реальности, как ее эвидентность, рефлексивность, интенциональность, субъектность. В качестве специальной разновидности лабораторного эксперимента интроспекция наиболее последовательно использовалась в научных школах Вундта (1832-1920) и Титченера (1867-1927). Один из вариантов отказа преодоления традиции, заложенной работами Декарта и отождествлявшей психику с сознанием получил широкое распространение после работ австрийского психолога 3. Фрейда (1856-1939). Это направление оформилось в психологии как психоанализ, и его утверждение фактически означало признание того, что сознание представляет собой лишь один из ингредиентов психической реальности. Другой ингредиент получил название бессознательное психическое. Структура психики, по Фрейду, включает в себя три компонента: Id, Ego, Super-Ego, отношения между которыми рассматривались также и с энергетических позиций. Фрейд использовал для наименования психической энергии термин "либидо" (от лат. libido влечение, желание, страсть, стремление), связанный прежде всего с обозначением энергии полового влечения. С точки зрения Фрейда, психическая энергия, первоначально существующая в форме либидо, способна претерпевать разнообразные трансформации. Преобразование энергии аффективных влечений в формы социально одобряемой деятельности трактуется им как сублимация, а преобразование энергии осознаваемых, но социально неприемлемых влечений как вытеснение. Энергетическое заряжение объектов обозначается как катексис. Открытие неосознаваемых ингредиентов психического в качестве предмета психологии связано, как и в случае открытия сознания, в первую очередь с изменением методов психологического исследования. Другой вариант отказа от отождествления психики и сознания оформляется среди направлений развития психологической мысли как бихевиоризм. В основе бихевиористической концепции лежит понимание психики как поведения, т.е. совокупности двигательных или сводимых к ним вербальных и эмоциональных реакций ответов организма на воздействия внешней среды (стимулы) и различимых с точки зрения (средствами) внешнего наблюдателя. Бихевиоризм возник под непосредственным влиянием лабораторных исследований животных форм психики, для изучения которых, очевидно, не применимы методы интроспекции. Родоначальниками нового направления стали американские психологи Э.Торндайк и Дж.Б.Уотсон. Экстраполяция методов изучения животных форм (уровней) психики на изучение поведения человека привела к созданию концепции, согласно которой любые формы поведения могут быть описаны как констелляции реакций, формируемых по определенным законам. Закон (принцип) проб и ошибок: выработка всякой новой реакции начинается со случайных проб, продолжающихся до тех пор, пока одна из них не приведет к успеху. Закон эффекта: удачная реакция закрепляется и впредь имеет тенденцию к воспроизведению. Закон упражнения: в результате многократного повторения одних и тех же реакций на одни и те же стимулы реакции автоматизируются. В рамках деятельностной концепции психической реальности осуществляется попытка создания качественно нового синтеза представлений, рассмотренных нами. Психическая реальность трактуется здесь как целостность, интегрирующая в себе внутренние (сознание) и внешние (поведение) формы психической активности, осознаваемые и неосознаваемые уровни психики в их взаимопереходах и взаимообусловленности. Такая трактовка берет свое начало в работах советских психологов Л.С.Выготского и С.Л.Рубинштейна. В качестве предпосылок оформления этого направления в психологии в нем были ассимилированы представления о взаимообусловленности процессов интериоризации и экстериоризации, о знаковой и орудийной опосредствованности процесса формирования внутреннего мира человека. Психология и физика. Еще в античные времена при рассмотрении соотношения между вещью и ее психическим образом было произведено разграничение на первичные и вторичные качества. С этой точки зрения одной группой качеств признаков могут обладать и вещи и их психические образы, другая группа признаков релевантно приложима только к характеристике психических образов вещей. Позиции философов в отношении того, какие именно качества следует относить к первичным, а какие к вторичным, различались. Это имело место и в Новое время. Например, Локк относил к первичным качествам протяженность, величину, форму, длительность, а ко вторичным цвет, вкус, запах, звук. Галилей относил к достоверно существующим качествам лишь те, которые выразимы геометрически, Гоббс только протяженность и длительность. Галилей, Декарт, Гассенди, Гоббс считали, что первичные качества открываются в вещах лишь с помощью человеческого разума, а Локк полагал, что идеи первичных качеств доставляются непосредственно ощущениями. Новый этап в развитии психофизической проблемы связан с переходом от рассмотрения качественных различий к изучению соотношений количественных параметров физического стимула и соответствующего ему психического феномена. В первой половине XVIII в. французский физик П. Бугер, а столетие спустя немецкий физиолог Э. Вебер экспериментально установили, что в определенных границах интенсивности физического стимула выполняется соотношение ΔI/I-Const, т. е. отношение прироста интенсивности стимула к его исходному значению переживается как некая постоянная величина. Теоретическое обобщение такого рода данных позволило сформулировать немецкому психологу Г.Фехнеру в вышедшей в I860 г. книге "Элементы психофизики" основной психофизический закон. Он гласит: интенсивность физического стимула и интенсивность соответствующего ощущения связаны логарифмической зависимостью. Осуществленный переход от эмпирических наблюдений к формированию соответствующего закона основывался на допущении существования некоего кванта ощущения. Впоследствии справедливость логарифмического соотношения была подтверждена прямыми электрофизиологическими измерениями. Раздражение рецепторных клеток вызывает в подходящих к ним нейронах изменение генераторного потенциала и разряд в виде "пачки" импульсов в проводящих нервных путях. Величина потенциала и плотность нервных импульсов в "пачке" пропорциональны логарифму интенсивности воздействия на рецептор. Открытие Фехнером психофизического закона наметило путь к широкому лабораторному изучению дифференциальных порогов различных анализаторных систем с помощью метода минимальных различий. Для различных рецепторов были введены единицы измерения, что связывало воедино качественные и количественные их признаки. (Сон единица ощущения громкости, брил яркости, хрон времени, вег тяжести.) В 50-е годы нашего столетия американцем С. Стивенсом на основе использования другого метода прямого субъективного шкалирования были проведены обширные исследования сенсорных систем человека. В результате была установлена степенная зависимость интенсивности ощущения от интенсивности стимула. Психология и биология . Можно говорить о существовании на границе между биологией и психологией трех проблем: психосоматической, психоэтологической и психофизиологической. В отличие от психофизической проблемы, когда рассматривают трансформацию внешнего по отношению к организму стимула в психические формы его отражения, здесь, на границе между биологией и психологией, рассматривается проблематика преобразования форм, в которых проявляется активность организма носителя психики, в формы психической активности, продуцируемые и функционирующие на их основе. Этология (греч ethos нрав, характер, манера вести себя и logos учения) сформировалась как наука об общих биологических основах поведения животных. В задачи этологии входит изучение поведения животных в естественных условиях обитания, выявление значения поведения как фактора эволюции, индивидуальной и популяционной адаптации. В рамках психоэтологической проблематики центральное значение имеет анализ поведения как фактора формирования психики и психики как фактора регуляции поведения. Как самостоятельная отрасль знания, отличная от зоопсихологии, этология оформилась в 30-е годы нынешнего столетия. Основой для ее формирования послужили данные о наличии в онтогенезе поведенческих актов, реализующихся в виде последовательности стереотипных действий инстинктов. Они характерны для всех особей данного вида и шаблонно выполняются в определенный период онтогенеза без какого-либо специального обучения. Они возникают в ответ на релизеры ключевые раздражители, опознаваемые животными без всякого индивидуального опыта. В качестве особой формы научения был выделен импритинг запечатление. В этом случае соответствующий раздражитель оказывается действенным для взрослой особи, если он предъявлялся животному в определенный сензитивный период развития. Одним из направлений современной этологии является изучение поведения человека. Оно является непосредственным продолжением и развитием идей Ч.Дарвина, изложенных в его труде "Выражение эмоций у человека и животных". В качестве частных аспектов психоэтологической проблематики могут рассматриваться проблемы обусловленности психических механизмов регуляции активности организма со стороны строения самого организма и физиологических процессов, в нем протекающих. При этом при характеристике строения организма учитывают как пропорции отдельных частей тела, так и соотношение различных тканей, составляющих организм. В филогенетическом аспекте наибольшее значение, естественно, придается показателям, характеризующим удельный вес нервной ткани в структуре организма. В частности, неоднократно предпринимались попытки найти закономерности изменения сложности форм поведения организма на основе определения удельного веса нервной ткани в его составе. Важное значение в этом аспекте играет также идея нервизма или положение о главенствующей роли строения нервной системы в регулировании физиологических функций. Согласно И. П. Павлову, "чем совершеннее нервная система животного организма, тем она централизованной, тем высший ее отдел является все в большей степени распорядителем и распределителем всей деятельности организма... Этот высший отдел держит в своем ведении все явления, происходящие в теле" (Полное собрание трудов. Т. 1. М., 1940. С.410). Психология и социология. При рассмотрении психических механизмов регуляции поведения человека следует принять во внимание обусловленность их формирования и функционирования не только со стороны абиотических и биотических факторов, но и со стороны структур социального взаимодействия. Единый процесс эволюционного становления человека и исторического формирования общества, на основе современных представлений разделяется на стадии, смена которых связана с качественными преобразованиями орудийно опосредствованной деятельности человека, психических механизмов ее регуляции структурами социальных организаций. Наиболее органичным образом единство этих трех составляющих антропогенеза проявляется в многообразии этнических стереотипов поведения. Акт рождения вводит человека непосредственно в сферу действия социогенных факторов, откристаллизовывающихся, в частности, в формирующихся у него стереотипах поведения. Внеэтничных людей нет. Но выявление сформировавшегося стереотипа для самого носителя или для внешнего по отношению к нему наблюдателя оказывается возможным лишь тогда, когда обнаруживаются различия моделей поведения, демонстрируемых представителями одного этноса по сравнению с представителями другого этноса в сходных жизненных обстоятельствах. Основными экстрапсихическими условиями и главными признаками этнической общности выступают единство территории и языка. У членов этнической общности формируется общность процессов самоидентификации, важную роль в которых играют представления (знания) об общности происхождения. Сформировавшиеся этнические общности выступают как социальные механизмы, самовоспроизводящиеся путем преимущественно этнически однородных браков, передачи культуры, традиций, ценностных ориентации. Этнические стереотипы обнаруживают себя в явлениях внутриэтнической консолидации и в межэтнических конфликтах, когда вскрывается несовместимость способов реагирования представителей разных этносов в рамках единой ситуации. Оказывается, что одна и та же ситуация имеет разный личностный смысл для представителей разных этносов. Они по-разному ее воспринимают, различным образом ее запечатлевают и интерпретируют. Первую попытку психологического обобщения данных этнографических наблюдений предпринял В.Вундт в своей многотомной "Психологии народов". Внутренняя структура предметной области психологии задана мозаикой психологических дисциплин, узор которой меняется в зависимости от угла зрения на нее и которая достаточно быстро (в историческом времени) перестраивается в результате совокупных усилий деятелей психологического сообщества. Умение ориентироваться в этом многообразии требуется в качестве предпосылки решения многих задач. В данном случае структуру многообразия психологических дисциплин мы рассмотрим с точки зрения определения предметной области психологии. Нам важна прежде всего система координат, которая позволила бы зафиксировать сущностные признаки психической реальности. Эту систему координат мы зададим априори, а подтвердим ее данными эмпирического описания многообразия психологических дисциплин, выросшей из нужд библиографической практики. В принципе с каждой отдельной отраслью знания должны быть соотнесены: фрагмент изучаемой реальности (комплекс свойств признаков, в этой реальности выделяемых), круг проблем, связанных с ее изучением, совокупность методов исследования, в ней используемых. Каждая отдельная отрасль знания сложный для описания объект. Поэтому любая схема, конечно, будет упрощать реальное положение дел. И мы в своей классификации также сознательно пойдем по пути существенных упрощений. Но за счет этого оказывается возможным дать более целостное представление всей области. В качестве исходной матрицы воспользуемся пентабазисом, который выделяет 4 всеобщих аспекта субстанции (рис. 1). Тогда внутренняя структура предметной области психологии может быть изображена в следующем виде (рис.2).
Рис. 1
Рис. 2 Напомним, что ранее мы охарактеризовали психическую реальность как многообразие психических механизмов. Тогда дифференциальную психологию можно определить как психологию различий или как отрасль психологии, рисующую картину многообразия сосуществующих психических механизмов в аспекте их отличий друг от друга. В свою очередь, психология развития это отрасль преемственно (генетически) связанных друг с другом механизмов. Предложенные определения дают несколько расширительную трактовку одноименным отраслям психологии в сравнении с обычно приводимыми в справочной литературе. Однако эти отличия не столь велики, чтобы они не позволили увидеть сходство. Приведем в качестве примера характеристику дифференциальной психологии. "Дифференциальная психология отрасль психологии, изучающая психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. Дифференциальная психология складывалась под непосредственным воздействием со стороны практики педагогической, медицинской и инженерной. Начало ее разработке положил Ф.Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий, в том числе для их статистического анализа. Термин "дифференциальная психология" ввел немецкий психолог В.Штерн в работе "Описание индивидуальных различий" (1900). Первыми крупными представителями нового направления были А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел. Сохраняя четырехчленное деление, можно определенные отрасли психологии представить следующим образом (рис.3).
Рис. 3 Двум другим отраслям психологии, которые мы выделили на первом ярусе нашей классификации, как правило, затруднительно подыскать аналоги в существующих классификациях, однако отрасли, которые их составляют, идентифицируются без труда. Психология активности в целом может быть определена как отрасль психологии, изучающая основные виды человеческой активности с точки зрения выделения в них психических механизмов, функционирующих в них и регулирующих их (рис.4).
Рис. 4 Психология сообществ выделяет многообразия сосуществующих механизмов психики с точки зрения осуществляющихся в них процессов информационного обмена, взаимоотображения актуализируемых многообразий (рис.5).
Рис. 5 К HАЧАЛУ Библиотека Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|