Чудно было бы, если бы кто-нибудь, прежде сошествия
своего во гроб, освободился от нападений со стороны чрева.
При страсти многоедения, чрево, и будучи насыщено,
вопиет: алчу! и будучи наполнено и расседаясь от
излишества, взывает: я голодно. Страсть сия, имея яства
пред глазами, подстрекает все пожрать за один раз.
Кто ласкает льва, тот часто укрощает его; а кто
угождает телу, тот усиливает его свирепость.
Раб чрева изыскивает, какими снедями почтить
праздник; а раб Божий помышляет, какими бы дарованиями ему
обогатиться.
Когда пришел гость, чревоугодник подвигается на
любовь, подстрекаемый чревонеистовством; и думает, что
случай сделать пришедшему утешение есть и для него
разрешение на все. Посещение другого принимает за предлог
разрешающий пить вино; и под видом скрытия добродетели,
делается рабом страсти.
Часто тщеславие враждует против объедения: и сии две
страсти воюют между собою за бедного монаха, как за
купленного раба. Объедение понуждает разрешать, а тщеславие
внушает показать свою добродетель; но разумный человек
избегает той и другой пучины; и умеет пользоваться удобным
временем для отражения одной страсти другою.
Если плоть буйствует еще, то должно укрощать ее
воздержанием, во всякое время и во всяком месте. Когда же
она утихла (чего впрочем не надеюсь дождаться прежде
смерти), тогда можем скрывать пред другими свое воздержание.
Если духовный отец тебе юному разрешит пить
вино, на пиршествах, то смотри, каков он сам: если он
богобоязнен, то можешь не много разрешить, а если он не
совсем радив, то лучше тебе, не обращая внимания на его
благословение, хранить воздержание, особенно когда еще
борешься с огнем плотской похоти.
В укрощении чрева употребим благоразумную
постепенность: отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом,
разжигающую, а после и услаждающую. Давай чреву своему пищу
мерную и удобоваримую, чтоб умеренным насыщением отделаться
от его алчности, а чрез скорое переварение пищи избавиться
от разжжения, как от бича.
Для не падавших особенное воздержание потребно
только при движении похоти; а для падавших оно необходимо
даже до смерти; до самой кончины пусть они не дают утешения
телу своему и борются с ним без примирения. Первым
предлежит только охранять всегда чинное благоустроение ума;
а последним надлежит еще умилостивлять Бога душевным
сетованием и истаяванием (от глада и жажды).
Будем укрощать чрево помышлением о будущем огне.
Повинуясь чреву, некоторые (по причине разжжения от того
похоти) отрезали наконец свои члены, и умерли
двоякой смертью. Присмотрись и увидишь, что объедение есть
единственная причина потоплений (в море похоти), с нами случающихся.
Ум постящегося молится трезвенно, а ум невоздержного
исполнен нечистых мечтаний. Насыщение чрева иссушает
источники слез, а чрево иссушенное воздержанием, рождает
слезные воды.
Кто служит своему чреву, и между тем хочет победить
духа блуда; тот подобен угашающему пожар маслом.
Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце;
если же оно упокоено пищей, то сердце возносится помыслами.
Утесняй чрево воздержанием, и заградишь тем
себе уста; ибо язык берет силу от множества снедей.
Наполняющий чрево свое расширяет внутренности; а у
того, кто томит его воздержанием, они мало-помалу
суживаются; суженные же, они не требуют уже и не принимают
много пищи.
Знай, что часто бес приседит чреву, и не дает
человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта, и
выпил всю воду в Ниле.
Если ты обещался Христу идти узким и тесным путем,
то утесни утробу свою. Пространен и широк путь
чревоугодия, вводящий в пагубу блуда, и многие
идут по нему, но узки врата и тесен путь
воздержания, вводящий в живот чистоты, и немногие
входят им (Мф. 7, 14).
Сидя за столом исполненным яств, представляй пред
мысленными очами твоими смерть и суд; ибо и таким образом
едва возможешь хоть немного укротить страсть объедения.
Когда пьешь, всегда воспоминай уксус и желчь Господа
твоего; и таким образом, или пребудешь в пределах
воздержания, или по крайней мере, восстенав, смиришь
помысел свой.
Чревообъедение есть причина всех падений и нарушений
(обетов) в иноческих общежитиях. Если ты победишь сию
госпожу, то всякое место будет тебе способствовать к
достижению бесстрастия; если же она будет обладать тобою,
то до самого гроба везде будешь бедствовать.
Живая память смерти пресекает невоздержание в пище;
а когда невоздержание в пище пресечено со смирением, то и
другие страсти отсекаются в то же время.
Однажды, когда я был еще молод, пришел я в один
город или селение, и там во время обеда напали на
меня вдруг помыслы объедения и тщеславия; но, боясь исчадий
объедения, я рассудил лучше быть побежденным тщеславием. В
мiрянах корень всех зол есть сребролюбие, а в монахах
объедение.
Видел я мужественных деятелей, которые, по некоторой
нужде, давши утробе малое послабление в пище, вслед за тем
утомляли сие окаянное тело всенощным стоянием; и тем
научали его с радостью отвращаться от насыщения.
Невозможное дело в начале иночества быть
совершенно чистыми от объедения и тщеславия. Но против
тщеславия не должно нам бороться услаждением чрева.
Как преступник, которому объявили приговор, и
который идет на казнь, не беседует о народных зрелищах; так
и тот, кто истинно оплакивает грехи свои, не будет угождать
чреву.
Как во множестве навоза рождается много червей, так
и от множества яств происходит много падений, лукавых
помыслов и сновидений (срамных).
Если крайний предел чревоугодия есть
понуждать себя на принятие пищи, когда и не хочешь есть, то
крайний предел воздержания будет воздерживать
естество свое, когда она алчет, не смотря на то, что оно ни
чем в это время не провинилось.
Как тучные птицы не могут высоко летать, так и
угождающему своей плоти невозможно взойти на небо.
Иссохшая тина не угодна бывает свиньям, так и плоть,
увядшая от подвигов, не упокоевает более бесов.
(Исповедь чревоугодия). Как вы хотите
отделаться от меня, когда я связана с естеством вашим?
Дверь моя потребность снедей, ненасытным же
делает меня привычка, которая потом вместе с
нечувствием души и непамятованием смерти служит основанием
страсти ко мне. Первородный сын мой есть блуд,
второе после него исчадие есть ожесточение сердца, а
третье, сонливость. Море злых помыслов, волны
скверн, глубина неименуемых нечистот также от меня
происходят. Дщери мои суть: леность, многословие, дерзость,
смехотворство, кощунство, прекословие, жестоковыйность,
непослушание, нечувствие, пленение ума, самохвальство,
высокомерная и безумная самонадеянность, любовь к мiру, за
которою следует оскверненная молитва, парение помыслов и
часто злоключения нечаянные; и за всем этим следует
отчаяние самая лютая из всех страстей. Память
согрешений восстает против меня, но не побеждает. Мысль о
смерти сильно враждует на меня, но нет ничего в человеках,
чтобы могло меня совершенно упразднить. Кто приял
Утешителя, тот молитвенно жалуется Ему на меня, и Он умолен
будучи, не дает мне действовать в нем страстно. Не
вкусившие же Его всячески ищут услаждаться моею сластью.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.