№20. КОММЕНТАРИИ К "ТЕЗИСАМ О РАДЖНИШЕ"

- Оглавление -


<<< ТЕЗИСЫ >>>


Приложение


КРИТИКА ИНКАУНТЕРОЛОГИИ

(По кн.: Дж.Наэм. Психология и психиатрия в США. М., 1984)


  1. В январе 1974 года газета "Нью-Йорк Таймс" писала, что "к настоящему времени миллионы американцев встретились, прошли курс и пересмотрели свой образ жизни с помощью одного из методов групповой терапии". Инкаунтер – общее название для ряда групповых методов; это многозначное слово обычно переводится в данной связи несколько вводящим в заблуждение термином "групповая терапия", поскольку инкаунтер-группы рассчитаны преимущественно на практически здоровых людей. Несмотря на огромное разнообразие форм инкаунтер-групп и применяемых ими методов, в основе этого типа групповой работы лежат некоторые принципы, выявление которых позволило, с одной стороны, говорить об инкаунтерологии как о целостном явлении, а с другой, – поставило под сомнение соответствие реально используемых здесь средств провозглашаемым целям:
    1. углублению понимания человеком обстоятельств своей жизни и обстоятельств жизни других людей;
    2. развитию межличностной чувствительности и восприимчивости и основанных на них новых форм поведения;
    3. максимальному раскрытию врожденных ресурсов человека с тем, чтобы он мог жить наиболее полной жизнью;
    4. переориентации стремлений человека на развитие личности.

  2. Инкаунтерология сосредотачивает свое внимание исключительно на "здесь и сейчас", то есть на ощущениях, которые личность переживает в данный момент и в данном месте. Участников групповой терапии призывают "жить в настоящем" и учиться у своих непосредственных переживаний, а не посредством обсуждения проблем, выходящих за пределы группы, в мире, который они оставили. Прошлый опыт, образование, семейное и социальное положение – все это полагается не имеющим значения. Указанный подход не учитывает того факта, что в настоящем мы общаемся с прошлым именно затем, чтобы не совершать его ошибок в будущем. В любом случае ограничение жизни человека сиюминутными непосредственными переживаниями, исключение богатства прошлых связей, отношений, переживаний, знаний и воспоминаний, наряду с запретом обсуждать будущую деятельность, нарушает принципы нормальных человеческих взаимоотношений, обедняет их и делает тривиальными.

  3. Основу непосредственных переживаний составляют чувства и ощущения. Инкаунтерологи прямо призывают человека "отключить свой разум и обратиться к чувствам". С этой целью в групповой терапии применяются разнообразные формы и методы стимуляции чувств. Участников программируют на достижение "пиковых переживаний", совершенно оторванных от их реальной жизни, внушая им утопическую идею о необходимости превращения таких переживаний в постоянные.

  4. Основным источником переживаний во многих направлениях групповой терапии становятся телесные ощущения, а сама она незаметно превращается в погоню за утонченными чувственными наслаждениями. Разумеется, наслаждение цветом и вкусом, запахом и прикосновением – одна из приятных сторон нашей жизни. Но жизнь не исчерпывается ею. Ограничивать человека уровнем простых ощущений и восприятий – значит возвращать его к инфантильным реакциям. Ощущения представляют собой сырой материал восприятий; восприятия ведут к мышлению, суждению, умозаключениям и другим эволюционно более поздним уровням психической деятельности.

  5. Недооценка указанных уровней сказывается и на тех формах групповой терапии, которые придают исключительное значение эмоциям. От участников строго требуют абсолютной честности и открытости в выражении друг другу своих эмоций, более того, – эмоции буквально "вырывают" из них посредством специально разработанных приемов. При этом эмоции противопоставляются интеллекту, определяемому как "обуза человеческой жизни"; участников призывают "избегать думать головой, а говорить то, что говорят внутренности". Подобный подход предлагает лишь "спектр эмоциональных переживаний", долженствующих якобы разрешить все проблемы, но он не предлагает никаких средств для "переваривания" этих переживаний.

  6. Очевидно, антиинтеллектуалистическая направленность инкаунтерологии является самой вредной ее чертой. Отвергая не оправдавший себя гиперинтеллектуализм, антиинтеллектуализм вместе с грязной водой выплескивает и ребенка, то есть мыслящий разум. Конечно, эмоции играют в нашей жизни важную роль. Но их нельзя отрывать от интеллекта. Только согласованная деятельность указанных двух начал может способствовать обретению полноты существования. Безаналитически же сосредотачиваться на эмоциях, главным образом негативного характера, ожидая, что конфронтация таких "чистых" эмоций приведет к психологическом очищению, – означает сыпать эмоциональную соль на психические раны. Для многих людей такая "терапия" не только неэффективна, но и вредна. Исследование Либермана, Ялома и Майлза ("Инкаунтер-группы: первые факты". Нью-Йорк, 1973), проведенное в Стэнфордском университете, показало, что из 210 студентов, принимавших участие в различных формах групповой терапии, она принесла пользу только одной трети участников, а в 10% случаев состояние людей после прохождения восьмимесячного курса ухудшилось.

  7. Малоэффективность инкаунтерологии объясняется не только ее методологической несостоятельностью, но и характерным для нее несерьезным подходом к вопросам теории и практики. У групповой терапии нет единой теории; ее заменяют обрывки всевозможных устаревших теорий, скрепленные фантазиями лидеров движения. Руководителям групп, как правило, не хватает профессиональной подготовки, они неспособны ставить верный "диагноз", выявлять скрытые расстройства, рассчитывать и регулировать степень индивидуальных нагрузок, предвидеть конкретные последствия применения тех или иных приемов и т.д. Поскольку группе приписывается чисто магическое "самоорганизующее" терапевтическое действие, дела здесь зачастую пускаются на самотек, так что участники занимаются преимущественно взаимообменом мимолетными впечатлениями.

  8. Группа, не имеющая структуры и руководства, а также общих задач и целей в реальной жизни, группа, члены которой не связаны никакими общими интересами, а то и незнакомы вовсе, испытывают большей частью случайные и негативные чувства, имея дело исключительно с непосредственными событиями, – такая группа представляет собой не вполне подходящее средство для реализации целей, провозглашаемых движением за групповую терапию (см. 1). Невербальные приемы общения, нагота, спонтанность, откровенность, разнообразные физические упражнения, медитация, снижение сенсорных порогов, массаж, биоэнергетика, оргии, визуализация, прикосновения и другие проявления сокровенных человеческих переживаний, будучи свалены в кучу, превращаются в надежное средство достижения совсем иных целей: все это позволяет участникам, дав выход своим эмоциям, забыться в них "здесь и сейчас", отвлечься от действительных проблем, поджидающих их "там и тогда".

  9. Критика инкаунтерологии дает основания для следующих выводов. По причине своей ОДНОСТОРОННОСТИ, не учитывающей реального богатства психической и практической деятельности человека, лозунг "переживать здесь и сейчас не думая" неспособен играть роль общего методологического принципа, полагаемого в основу групповых методов развития личности. Вместе с тем представляется весьма вероятным, что наряду с другими специальными приемами, разработанными в рамках инкаунтерологии, он может давать хорошие результаты, применяясь в конкретно требующих того ситуациях.



<<< ТЕЗИСЫ >>>
Просмотров: 571
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Р. Ассаджоли. СИМВОЛЫ НАДЛИЧНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ | Роберто Ассаджоли СИМВОЛЫ НАДЛИЧНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ Говоря о надличных переживаниях,
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ЭПИДЕМИИ КЛИКУШЕСТВА И ПОРЧИ Наше современное кликушество в
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ПАНИКИ СРЕДИ ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ Надо однако иметь
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ЭПИДЕМИЧЕСКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ МИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Быть может, найдутся лица,
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | КАНАДСКАЯ ПСИХОПАТИЧЕСКАЯ ЭПИДЕМИЯ СРЕДИ РУССКИХ ДУХОБОРОВ Интересна также
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | КИТАЙСКАЯ ЭПИДЕМИЯ СЕКТЫ И-ХЕ-ТУАН Не подлежит сомнению, что
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | СЕКТАНТСКИЕ СБОРИЩА И ЭПИДЕМИИ Вышеуказанные эпидемии без сомнения
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ВНУШЕНИЕ КАК ФАКТОР В САМОИСТРЕБИТЕЛЬНЫХ АКТАХ НАШИХ СЕКТАНТОВ
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | СУДОРОЖНЫЕ ЭПИДЕМИИ В ИСТОРИИ Не менее ярко сила
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ЭПИДЕМИИ КОЛДОВСТВА И БЕСООДЕРЖИМОСТИ Очевидно, подобным же образом
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ПСИХИЧЕСКИЕ ЭПИДЕМИИ ВО ВРЕМЕНА ИСТОРИЧЕСКИХ НАРОДНЫХ ДВИЖЕНИЙ Но
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ДРУГИЕ ПСИХОПАТИЧЕСКИЕ ЭПИДЕМИИ РЕЛИГИОЗНОГО ХАРАКТЕРА До сих пор
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНУШЕНИЯ Очевидно, что сущность внушения заключается не
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРИРОДУ ВНУШЕНИЯ В настоящую пору
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | Предисловие Термин внушение, заимствованный из обыденной жизни ивведенный
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ПАРАНОИК МАЛЁВАННЫЙ КАК ВИНОВНИК СВОЕОБРАЗНОЙПСИХОПАТИЧЕСКОЙ ЭПИДЕМИИ Об одной
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ЭПИДЕМИЯ МАЛЁВАНЩИНЫ Для всякого непосвященного наблюдателя может, конечно,показаться
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ТАТАРСКАЯ ПСИХОПАТИЧЕСКАЯ ЭПИДЕМИЯ В КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ Из других
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | СУПОНЕВСКАЯ ПСИХОПАТИЧЕСКАЯ ЭПИДЕМИЯ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ Следующая психопатическая эпидемия
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | СПЕКУЛЯТИВНЫЕ ЭПИДЕМИИ Равным образом и в финансовом мире
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ СБОРИЩ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ЭПИДЕМИЙ В
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ЗНАЧЕНИЕ ВНУШЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ГРУППАХ В большинстве случаев
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ЧТО ТАКОЕ ВНУШЕНИЕ Печатается по: Вестник психологии, криминальнойантропологии
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | МЫСЛЕННОЕ ВНУШЕНИЕ ИЛИ ФОКУС Печатается по: Обозрение психиатрии,
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | Примечания Dr. L.Lefevre. Les phenomenes de suggestion et
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ВНУШЕНИЕ И УБЕЖДЕНИЕ Из вышеизложенного очевидно, что внушение
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | ВНУШЕНИЕ В ГИПНОЗЕ Хотя все вышеуказанное достаточно точно
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | СТЕРЕОТИПНЫЕ ОБМАНЫ ЧУВСТВ И ЗНАЧЕНИЕ САМОВНУШЕНИЯ С той
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИЛИ МАССОВЫЕ ИЛЛЮЗИИ И ГАЛЛЮЦИНЛЦИИ В вышеприведенных
  • В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | НЕВОЛЬНОЕ ВНУШЕНИЕ И ВЗАИМОВНУШЕНИЕ Вообще надо признать, что,



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь