|
В. М. Бехтерев. ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИТАТАРСКАЯ ПСИХОПАТИЧЕСКАЯ ЭПИДЕМИЯ В КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ Из других психопатических эпидемий религиозного характера заслуживает внимания эпидемия, развившаяся несколько раньше Малёванщины в татарской среде Казанской губернии, виновником которой был крестьянин из татар Богаутдин Вайсов, содержавшийся долгое время в Казанской Окружной лечебнице, где я имел возможность его непосредственно наблюдать при заведовании мной тамошней клиникой. Недавно этот случай был описан ординатором лечебницы М. Маевским,23 и потому некоторые детали, касающиеся Б. Вайсова, мы можем извлечь из этого описания. Вайсов, старик лет 62 из Свияжского уезда, был арестован в 1882 году за самовольное открытие училища и за сопротивление законным требованиям относительно закрытия означенного училища. Уже в камере мирового судьи были обнаружены явные признаки его душевной болезни, вследствие чего он и был направлен в Казанскую лечебницу для испытания. Во время допроса Вайсов "заявил, что он садовник Императорского сада;
звание его природный старовер, старый мусульманин,
известное лицо всем народам мира, поверенный Ислама,
потерпевший убытки, страдающий за захват, божьего полка
определенный дистаночный начальник; сотрудник всему миру,
природный духовный вероисповедник, светлый умом своим,
сословия Тюрки, верноподданный монарху, лично известный Его
Императорскому Величеству, природный духовный, веры
мусульманской, религии Ханафей-акзанской, секты суннитской,
духовный отец В.; заявил, что он страдал и страдает за
интерес Государя Императора, для его государства и державы,
что он от здешнего начальства не имеет никакого
вознаграждения, а только одни страдания и мытарства,
которым подвергает его это начальство. В пояснение своих
слов В. пишет отзыв на 2-х листах убористого письма, где
говорит, что Окружной Суд продал с аукционного торга его
сочинения, и просит этот суд выдать ему справку, на каком
основании продали его книги, а ему самому грозили тюрьмой и Сибирью".
Будучи помещен на испытание в Казанскую Окружную лечебницу, где пробыл первоначально 3 месяца, Вайсов, подтвердив сказанное на допросе, обнаружил также явные бредовые идеи преследования, обвиняя татар в ненависти к нему и в намерении его погубить. Несмотря на удостоверение врача лечебницы о душевной болезни Вайсова последний, как водится, был признан губернским Правлением душевно здоровым. Будучи выпущен на свободу, Вайсов вскоре привлекается по суду за истязание 3 крестьянских мальчиков и лишение их свободы. На допросе у судебного следователя Вайсов заявил, что мальчики будто бы хотели его отравить мышьяком, причем он опять высказал бредовые идеи величия, вследствие чего он был отправлен в Казанскую лечебницу вторично. Здесь обнаруживаются бредовые идеи величия в еще более развитой форме, причем между прочим он не признает себя крестьянином, так как на нем де креста нет и он не мужик, а духовный, который должен делать Божье дело. Вообще "в лечебнице В. стал высказывать тот же горделиво религиозный бред, те же идеи преследования, что и в предыдущие разы. Преследуемый, гонимый, по его мнению, со всех сторон, не видящий нигде правды и правосудия, он начинает осаждать всевозможные учреждения массой прошений, отзывов, докладов и т.п. бумаг, подчас чисто кляузнического содержания, подчас наполненных отборной руганью и выражениями безграничной ненависти к властям и соплеменникам. Число этих бумаг, помеченных исходящими из канцелярии В., превышает далеко цифру 100, Все они скреплены именной печатью, на которой вырезано звание и титул В. "Дордемаид, дервиш, Богаутдин Хамзин В. Альбумари". Бумаги имеют определенный заголовок: "От Императорского молитвенного здания Мантуб Гирфан, канцелярии меня, всего мира духовного отца, природного духовного лица, сотрудника всего мира сего, Божьего полка определенной дистанции начальника, который повелевающим указом Бога-Царя самого этого Божьего полка, дардеманд дервиш Булгары-Ибн дервиш Хамза В.". "Отрицание властей у него было полное, единственной
властью для своих последователей он поставил Бога, Царя и
себя. Свидетельство, данное им, считал вполне достаточным
для проживания во всех концах мира". Вот пример одного из
таких свидетельств: "Дано сие свидетельство X. В случае
надобности и по собственному своему желанию имеет право
быть в всем свете, на что я сам и благословляю его самого.
Спаси Бог, аминь. Его же свободе да никто не посмеет
воспрепятствовать, кроме меня самого его духовного отца В.;
и даже да будет это свидетельство матрикулярным документом
в потомство его из рода в род, до окончания сего мира.
Аминь! По закону и в силу закона во всем этом подписываюсь
своею собственною личною подписью своей руки
по-мусульмански и удостоверяю все это сие приложением своей
должностной печати своего Божьего полка".
Ясно, что дело идет здесь о душевнобольном человеке, страдающем резко выраженной параноей. Что касается самой эпидемии, то она развилась следующим образом: "Подметив в народе всякие пороки, В. выступил с обличительным словом как против не соблюдающих святых правил Корана, так и против руководителей народа мулл. Скоро собралась вокруг В. кучка людей, жаждущих нового слова, нашедших руководителя своим неясным мистическим стремлением. Он основывает общество мусульман-староверов, слепо повинующихся одним только велениям Корана. С этих пор в жизни В. и его учения происходит важная перемена. Он замечен своими противниками, подвергшими его преследованиям и насмешкам. В муллах он возбуждает опасения, как религиозный новатор. В. подвергся гонениям со стороны мусульманского духовенства, что видно из его бесконечных жалоб по этому поводу, в которых, не смотря на массу преувеличений, есть доля правды. В религиозные распри были вмешаны гражданские власти, к защите которых прибегал В. Власти ему не помогли, и он начинает подозревать, что начальство стоит на стороне мулл; муллы были, по его мнению, поборники неправды и нарушители правил Корана, данных Богом; стало быть, власти тоже виноваты в том, в чем обвинялось мусульманское духовенство. Отсюда зарождается недоверие и ненависть к властям, а под конец и полное непризнание их. По мнению В., муллы нарушают волю Бога. А гражданские
власти волю Царя, которому служат, так как не хотят стоять
за правое дело. Он стал утверждать, что начальники изменили
Царю и народу. Таким образом в учение староверческого
мусульманского общества вошло полное отрицание гражданских
властей; староверы-мусульма не признают только Бога и
Государя. В виду постоянной измены и неправды, которые В.
видел вокруг, он поставил себе целью охранять общество и
особу Государя во имя Божьего закона. Он сочиняет молитвы
за Царя, которые могут охранить Его от всяких бед и измены.
Он называет свою общину Божьим полком, в котором сам
состоит предводителем, "начальником дистанции" и воином,
которому по гроб нет отставки; цель этого полка
охранять особу Государя и блюсти чистоту нравов. Для
образования членов полка В. основывает учебное заведение, в
котором преподавалась священная наука "Гирфан". Между тем
идеи о своей высшей власти, высшем назначении и наконец о
несправедливых преследованиях начинают прогрессировать. В.
стал окончательно выше всех людей, он подчиняется только
Богу и Государю, все же остальные не имеют никакой власти,
никакого права над ним. В этой мысли его, по-видимому,
утверждали галлюцинации зрения и слуха. Так в сцене у X.
является белый старик, неизвестно как попавший в кабинет, и
одним мановением головы освобождает его. К нему по ночам
являются татары, срывают двери и окна, но вреда никогда не
могут нанести. Все несчастья только утверждали В. в правоте
его и несомненности его высокого назначения; он всецело
отдался своим мистическим грезам, за пределами которых для
него ничего не существовало".
В какой степени учение параноика Ваисова было воспринято его учениками путем прямого внушения и упрочилось в их умах во всей его полноте, показывает следующий случай: "Шестеро татар, арестованных в 1885 году вместе с В-м за
вооруженное сопротивление при описи дома В., на следствии
показали, что сопротивлялись "по закону и в силу закона, по
повелению Бога-Царя и по приказанию духовного отца В."; они
защищали молитвенный дом отца В., шли на защиту единодушно,
так как у них одно тело и одна душа, что делает один, то
делают и все, все подписались под протоколом следующим
образом: "Проклятие Божие нечестивому народу (3 раза),
аминь. Мы, Божьего полка страдающий, захваченный
последователь пророка Авраама, такой-то". Все обвиняемые
отказались принять обвинительный акт в силу того, что в нем
они названы были крестьянами, а не
староверами-мусульманами; на суде отказались от защитника,
так как у них один защитник духовный отец В. Это
поразительное единодушие и фанатическое следование словам
В-ва заставляло пренебрегать всех последователей В-ва всеми
наказаниями и лишениями".
Один из ревностных последователей Вайсова И-в во время ареста проявил резкое сопротивление властям. "При вручении И-ву, как обвиняемому, повестки в суд,
последний заявил, что ее не примет, так как в ней написано
"крестьянин", а он не крестьянин, но духовный сын В-ва. На
суде на все вопросы председателя И-в отвечал с криком:
"Никак меня не зовут, какой я подсудимый, не признаю ваш
суд, знать никого не хочу, антихристы, проклятые, анафемы.
Государь пусть меня судит, верховный суд, Великий Государь
и Оттоманская Порта, в Иерусалиме буду судиться". Будучи
отправлен на испытание в Казанскую Окружную лечебницу, он
был выпущен как неисправимый фанатик, раз навсегда
подчинившийся известному авторитету и вне его не желающий
ничего ни видеть, ни слышать".
Хотя И-в признавал Вайсова, как и все его последователи, за великого дервиша-праведника и мученика и подобно ему не признавал себя "крестьянином" на том же основании, как и сам Вайсов, то есть в виду отсутствия у него креста, и также не снимал шапки в присутственных местах, расставаясь с ней только на время сна, И-в, к сожалению, не был признан врачами больным т.н. индуцированным помешательством. В Судебной Палате, где экспертами были вызваны я и Я.Боткин, бывший в то время директором лечебницы, повторились в сущности те же сцены брани по отношению к суду и крайнего раздражения при расспросах и требовании снять шапку, доходящего до степени умоисступления, сопровождавшегося резким приливом к лицу, общим дрожанием тела и беспрестанными неистовыми криками, вследствие чего И-в был выведен из залы заседания. К сожалению, и здесь директором лечебницы И-в был признан душевноздровым лицом, тогда как мной было дано мнение в пользу существования у И-ва душевного расстройства, и, я думаю, к тому имелось более чем достаточное количество фактических данных. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Медицинская психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|