ВНУШЕНИЕ КАК ФАКТОР В САМОИСТРЕБИТЕЛЬНЫХ АКТАХ НАШИХ СЕКТАНТОВ
Путем невольного внушения, взаимовнушения и самовнушения
без труда объясняются и многие своеобразные стороны нашего
сектантства, выражающееся в крайне грубых формах. Кто не
помнит изуверства Тираспольских беспоповцев, еще так
недавно проявившегося погребением и замуравливанием живьем
в подземельях 25 человек с их собственного согласия и
желания. Читая описание этого потрясающего события, пред
которым бледнеет всем известный аскетизм буддистов,
невольно приходишь к выводу, что эти сектанты так спокойно
шли на верную смерть лишь в силу укоренившейся путем
внушения и самовнушения идеи о переселении вместе с этим
погребением в лоно праведных.
Ковалев, выполнивший этот обряд погребения в Терновских
хуторах над всеми сектантами, в числе которых были его
мать, дочь и жена, сам очевидно также находился под
внушением со стороны монахини скитницы Виталии, которая
отдавала ему свои повеления даже в то время, когда уже
находилась в числе 6 человек в подземной нише и была
забрасываема землею.
Бесспорно, что убеждения раскольников, признающих
народную перепись за антихристову запись, за отчуждение от
Христа и от истинной христианской веры, создают почву для
самоистребительных стремлений; но отсюда до массового
самосожжения, как это случалось уже не однажды с нашими
раскольниками, до закапывания в землю или до так
называемого запощения или до уморения себя голодом еще
далеко.
Надо однако заметить, что раскольничья среда в скитах, в
некотором отчуждении от внешнего мира, при постоянном посте
и молитвах представляет собою крайне благоприятные условия
для поддержания и развития религиозного фанатизма. При
этих-то условиях самоистребительная проповедь и находит
себе благодарную почву. Эта проповедь действует в подобных
случаях не столько путем убеждения, сколько силой внушения
и взаимовнушения, что и приводит к окончательному решению
"соблюсти благочестие без отступления", согласно выражению
самих раскольников.
Не подлежит никакому сомнению, что в Терновских
происшествиях роль главного вожака играла Виталия, которая,
действуя первоначально по убеждению, в значительной мере
укрепляла себя в проповеднической роли, благодаря
самовнушению. Общая атмосфера свита во время бывшей
переписи, постоянные толки и обсуждения последней в ските,
общая тревога и страх за последствия переписи поддерживали
и укрепляли между членами скита путем взаимовнушения мысль
о необходимости закопаться или запоститься; исполнитель же
закапываний Ковалев, как человек недалекий, находился под
внушением как Виталии, так и других лиц, поддерживавших
общее настроение раскольничьего
скита.11
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>