|
А. Чистяков. МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИО "КВАДРИПОЛЕ ЧИСТЯКОВА" И РЕЖИМАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПСИХИКИ Для определения психологической составляющей отношений типа "человек-человек" и "человек-мир" целесообразно использовать формально-логический квадпиполь следующего вида:
В качестве примера содержательного наполнения квадриполя приведу разработанную мной типологию межличностных отношений по критерию значимости. Переживание значимости себя и другого (других) является существенной характеристикой состояния личности в процессе общения. Используя квадриполь, можно выделить четыре типа таких состояний:
Доминирование того или иного состояния в общении или, наоборот, разнообразия состояний определяют стиль общения, так сказать, социально-психологический почерк человека. Тип межличностных отношений определяется композицией состояний взаимодействующих людей. Приведу возможные типы межличностных отношений.
Данная типология может использоваться для моментальной ориентации в динамике межличностных отношений. Освоение "интегрального сверхсостояния", выражающегося в способности свободного перехода в любое из указанных состояний, что требует соответствующей практики, позволяет в той или иной степени управлять межличностными отношениями. Частным случаем применения данной типологии являются "вербальные игры", которые я проводил с 1985 года в секции прикладной психологии. В частности, участники формирующего эксперимента практиковали отработку и произвольный переход в следующие коммуникативные позиции:
В результате участники эксперимента ощутили рост внутренней энергии, смогли прочувствовать "пространство творчества". В свою очередь межличностные отношения (типа "человек-человек") являются частным случаем отношений типа "человек-мир". Здесь по квадриполю выделяются следующие типы онтологических состояний человека, индицирующих соответствующие режимы функционирования психики:
В 1987 году я проводил ряд экспериментальных исследований в секции прикладной психологии по отработке данных режимов и "интегрального сверхсостояния" с экспертами широкого профиля в бодрствующем и просоночном состояниях. В результате повысился уровень самореализации участников эксперимента. Этот психологический конструкт целесообразно использовать в курсе практической подготовки конструктивных психологов, инструкторов по психорегуляции и психическому развитию и операторов широкого профиля. Киев, 1991 К HАЧАЛУ Библиотека Категория: Библиотека » Методология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|