Г. Бенджамин. ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава 9

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

Согласно учению Системы об эмоциональном центре, высший эмоциональный центр сам по себе полностью активен и дееспособен, но тот уровень, на котором мы находимся, не позволяет нам с ним контактировать, слышать и чувствовать, что он пытается сообщить нам. Уровень, на котором мы функционируем в своей повседневной эмоциональной жизни, соответствует низшему эмоциональному центру. Последний состоит большей частью из всякого рода отрицательных эмоций. Отрицательные эмоции – это такие чувства, как страх, гнев, ревность, ненависть, нетерпение, беспокойство, жалость к себе и т.д.

Если мы проверим себя с помощью самонаблюдения, искренне пытаясь не заниматься самооправданием, то увидим, что наша жизнь наполнена всевозможными отрицательными эмоциями, которые прямо-таки стоят в очереди, нетерпеливо сменяя друг друга, когда на протяжении дня в нас берет верх то или иное временное "я". В ходе работы над собой мы пытаемся замечать наличие в нас отрицательных эмоций и не отождествлять себя с ними. Чем лучше мы осознаем их и отделяемся от них, тем меньшее они оказывают на нас влияние, так что со временем мы можем от них полностью освободиться.

По мере такого очищения низшего эмоционального центра, мы готовим себя к восприятию влияний высшего эмоционального центра. Осознав, до какой степени отрицательные эмоции отравляют нашу жизнь, мы понимаем, какой она будет замечательной, если мы полностью от них освободимся. Создается впечатление, что эта работа, подобная очищению Авгиевых конюшен, по плечу лишь Геркулесу; но мы не должны забывать, что в Системе Гурджиева человек ничего не делает сам. Пока в нас не обрело силу наше истинное Я, мы просто не в состоянии что-либо делать!

Как указывает Система, все, что в наших силах – это день ото дня стараться делать личность по возможности более пассивной. Остальное произойдет само собой. Истинное Я само войдет в силу и предъявит права на управление организмом и делами.

Один из лучших способов сделать личность более пассивной – наблюдение за своими отрицательными эмоциями и попытка не отождествлять себя с ними. Чем глубже и полнее мы знакомимся с действием отрицательных эмоций и пытаемся отделить себя от них (повторяя, что они – это не мы, а лишь частные аспекты нашей ложной личности), тем более свободными от них становимся, тем больше появляется простора для высшего эмоционального центра, благодаря чему он сможет действовать прямо в нас и через нас. Это выражается в появлении таких положительных эмоций, как благоговение, удивление, восприятие красоты, таинства творчества, сострадание, истинная любовь (а не псевдо-любовь личности) и т.п. Эти подлинные и более искренние эмоции постепенно возьмут верх над отрицательными переживаниями.

Самая глубоко укоренившаяся из всех отрицательных эмоций – страх. Личность жаждет безопасности в этом весьма небезопасном мире, она требует бесконечного продолжения и сохранения себя, что едва ли выполнимо. Поэтому основная реакция личности на жизнь – страх. Все ее неимоверные усилия направлены на смягчение этого глубинного страха, которого она почти не сознает.

С фундаментальным комплексом страха в личности тесно связано насилие. Как только личность чувствует, что ей что-то угрожает, или что-то препятствует удовлетворению ее желаний и потребностей, она реагирует на появление этих факторов насилием. Можно сказать, что главная цель эзотерического воспитания состоит в том, чтобы полностью исключить насилие из нашей жизни. Если вы близки к этой цели, то можете не сомневаться, что очень близки и к той стадии, на которой истинное Я будет постоянно владеть вами.

Мы не склонны избавляться от внутренней тенденции к насилию до тех пор, пока мы не видим, какое действие оно оказывает на наше внутреннее состояние; а это можно увидеть лишь в ходе спокойного, некритического, неосуждающего самонаблюдения. Таким образом, освобождение от насилия может быть достигнуто в рамках работы над собой под эгидой эзотеризма. Мы не в состоянии преодолеть насилие одним махом. Мы сможем сделать это лишь тогда, когда искренне признаем необходимость борьбы с ним во всех его разнообразных и многочисленных проявлениях.

В этой главе уже упоминалось об отсутствии безопасности. Добавим, что личность жаждет безопасности, так как все время ощущает себя под угрозой и это способствует появлению страха. Однако мы должны знать, что на этой земле никто и никогда не может находиться в полной безопасности. Опасность – это неизбежный и фундаментальный фактор нашей жизни. Если человек начинает работать над собой, он оказывается способен принять факт опасности жизни, и тем самым выйти из-под влияния этого страха. Если мы готовы принять опасность в качестве естественного факта нашей повседневной жизни, а не чего-то из ряда вон выходящего, мы перестаем о ней так беспокоиться. В результате львиная доля страха, который занимал чрезвычайно важное место в нашем эмоциональном центре, больше не будет нас тревожить. Чем более сознательно мы будем принимать присутствие опасности, тем менее значимой она будет для нас становиться. Любопытно, что чем большее значение люди придают опасности, тем больше мысль о ней преследует их; чем меньшее они ей придают значение, тем меньше о ней думают, в результате чего сохраняют больше сил для преодоления реальных затруднений и препятствий.

Читатель без труда заметит, что аналогичное рассуждение может быть применено к большинству отрицательных эмоций, которые нас изводят. Некоторые люди вообще ни разу в жизни не испытывали положительных эмоций. Если им придется испытать их, они будут поражены совершенно новыми ощущениями. Сознательная работа над отрицательными эмоциями обеспечит все более постоянное преобладание положительных эмоций. Это будет означать полную революцию в чувствах. Мы начнем приходить в созвучие со Вселенной, что до сих пор было для нас практически исключено.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 503
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ТЕХНИКА ПОНИМАНИЯ Перед этим я пытался пояснить
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глубокою покрыто тьмой что в жизни нашей
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЯВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НА ФОНЕ МИФА Я попытаюсь
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ И БЫТИЕ Итак, трансцендирование. Продолжим эту
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА Введу два понятия, чтобы пояснить
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЛНОТА БЫТИЯ И СОБРАННЫЙ СУБЪЕКТ Продолжим наши
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРОСТРАНСТВО МЫСЛИ И ЯЗЫК ФИЛОСОФИИ Всегда трудно
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА Я рассказывал до этого
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ СОЗНАНИЕ-БЫТИЕ Я все время пытался подчеркнуть, что
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ НЕИЗБЕЖНОСТЬ МЕТАФИЗИКИ В прошлый раз я пытался
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРОБЛЕМА МИРА Все, что я говорил вам,
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава вторая ДОРОГА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ У истоков
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава вторая АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ Много есть чудес на
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава третья МЕЖДУ ОБЩИНОЙ И БОГОМ Когда я
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава четвертая ОТКРЫТИЕ ИHДИВИДУАЛЬHОСТИ Чувство личности Разве жизнь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь