|
1. Дескриптивная, или описательная, феноменология Метод описательной феноменологии применяется для исследования мира непосредственно данного, или того, что мы видим, слышим, т.е. воспринимаем непосредственно, без всяких рефлективных (разумеется, в явной форме) наслоений. Поэтому под описательной феноменологией понимается концепция, стремящаяся к непредвзятому описанию явлений, привлекших внимание исследователя. Для нее характерна естественная установка сознания: сознание ориентировано на сами явления; оно меньше всего интересуется выявлением степени своего участия в процессе описания. Описание конкретных феноменов должно быть свободным от непроверенных предпосылок и нацелено на максимальную интуитивную данность. Описательная феноменология поэтому ориентируется, как правило, не на понятия, символы, теории и гипотезы или их конкретные референты в опыте, но на сами явления. Причем особенно учитываются те аспекты явлений, которые чаще всего не замечаются при чисто теоретическом или утилитарном подходе. В феноменологическом исследовании О.Ф.Больнова, посвященном анализу роли пространства в нашей непосредственной жизнедеятельности, приводится характерный пример того, как переезд на другое место жительства ведет к значительным изменениям в восприятии окружающего нас мира. В этом случае замечаются те аспекты окружающей среды, на которые раньше, как правило, не обращалось никакого внимания. Феноменологическое описание целесообразно применять к феноменам восприятия, хотя речь может идти и о более широком круге явлений, данных в непосредственном переживании (вплоть до субъективных переживаний прекрасного и ценного). Феноменологическое описание уместно, например, при восприятии архитектурных сооружений и вообще внешней среды, ландшафта. Так, современная архитектура жилых зданий, по мнению некоторых психологов, редко вызывает у человека какие-либо радостные чувства, она оставляет его психологически безразличным. Умение непредвзято описывать непосредственный опыт так, как он дан в переживаниях, является неизбежной составной частью научной деятельности, особенно в тех науках, в которых удельный вес описания сам по себе значителен. Например, в психологии и психиатрии важно как можно точнее описать эмоциональное состояние субъекта.* Это также важно, когда анализируются определенные смыслы и ценности. В этом случае желательно как можно точнее описать тот опыт, в котором они переживаются как конкретные феномены. Подобное феноменологическое описание помогает сохранить и зафиксировать то богатство качеств, которое при строго теоретическом подходе может ускользнуть от нашего внимания. Феноменологическое описание желательно производить до того, как точка зрения на то или иное явление сформировалась и внимание концентрируется на тех явлениях, которые подтверждают или противоречат выработанной установке сознания. * В работе К.Изарда "Эмоции человека" [24] содержатся прекрасные примеры того, как проводится феноменологическое описание основных проявлений эмоциональной жизни человека. Требование сохранять широту кругозора и не строить поспешных теоретических построений до того момента, как будет проведено полное и подробное описание изучаемых феноменов, является одним из правомерных методологических принципов и, разумеется, полезно не только в описательных, но и в теоретических науках. В свою очередь, такой непредвзятый подход можно осуществить и по отношению к средству, с помощью которого описываются явления, т.е. по отношению к языку. В этом случае предпочтение отдается не теории языковой деятельности, а описанию того, как практически функционирует язык, как он "работает", по выражению Л.Витгенштейна, в реальной жизнедеятельности человека. Язык рассматривается в качестве определенного аспекта самой практической деятельности, причем научное употребление языка выступает в качестве одного из правомерных способов его функционирования, не имеющего, однако, каких-либо особых преимуществ по сравнению с другими. Описание употребления слов и языковых выражений в различных конкретных ситуациях есть, в сущности, разновидность описательной феноменологии. Какие методы могут быть использованы при феноменологическом описании? Здесь, безусловно, имеет место обобщение, однако оно основано не на обычной индукции, а на жизненном опыте того, кто производит описание. Инстанцией для интерсубъективной проверки феноменологических описаний является не эмпирический опыт, опирающийся на индукцию или на статистические обобщение, а наше внутреннее согласие, наше одобрение тому, что говорится в описании. Мы как бы говорим себе: "Да, это действительно так!". Опираясь на свой жизненный опыт, мы высказываем согласие или, напротив, несогласие с содержанием описания. Причем убедительность описания зависит не от количества примеров, используемых в описании, а от глубины и адекватности самого описания. Например, можно пространно объяснять, что такое дом, но можно на характерном примере показать его основные элементы и его назначение. Феноменологическое описание особенно ценно в том случае, если оно выполнено специалистом. Например, свободное интервью с видным ученым, как правило, не нуждается в количественной обработке. Данные, содержащиеся в нем, должны браться сами по себе и рассматриваться как выражение его теоретического и практического опыта. Глубина и значимость феноменологического описания в основном зависят от того, кто его производит. Лучшей иллюстрацией этого положения служит художественная и историческая литература, в которой можно найти глубокое и точное описание общественных событий и личных переживаний. Всякое феноменологическое описание значимо для определенной пространственно-временной среды, для определенного конкретно-исторического периода. Даже, казалось бы, явно внеисторическое описание при ближайшем рассмотрении оказывается исторически обусловленным. Например, представление о том, что зимний отдых в горах является одним из лучших видов развлечений, является явно современным, так как еще совсем недавно горы рассматривались не как место отдыха, а как нежелательное препятствие в передвижении. Поэтому всякое феноменологическое описание, несмотря на кажущуюся неисторичность, всегда предполагает пространственно-временную точку, исходя из которой производится описание, и определенную систему ценностей, которой осознанно или неосознанно руководствуются при описании. Феноменологическое описание, как уже отмечалось, опирается в основном на жизненный опыт того, кто производит описание, на его умение выделить наиболее характерное и существенное в описываемых феноменах. Описание особенно ценно тогда, когда описываемые феномены по тем или иным причинам не поддаются количественным или аналитическим исследованиям. Метод описания применялся задолго до возникновения феноменологической философии; он и сегодня применяется в научном исследовании, в художественном творчестве и в повседневной жизни. Поэтому этот метод вряд ли можно считать "собственностью" феноменологической философии. Описание это деятельность сознания, которая обусловлена не только свойствами описываемых феноменов, но и субъективной установкой исследователя. Поэтому в описании отражаются как характеристики реальных феноменов, так и определенные аспекты деятельности самого сознания. Последнее обстоятельство имеет немаловажное значение в познавательном процессе и нуждается в специальном анализе, к которому мы и переходим. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Философия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|