<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
НОЭЗИС (греч.
nohsiz
мышление) Феноменологический термин,
обозначающий различные акты сознания (восприятие, фантазия,
воспоминание и т.д.), в которых конституируются предметы. В
отличие от так называемой естественной установки, где акты
сознания (или, как называет их Гуссерль, "тетические акты")
ускользают от внимания исследователя, феноменологическая
установка сосредоточивает внимание на исследовании самих
этих актов; потому феноменология может быть
охарактеризована как ноэтика.
НОЭМА (греч.
nohma
мысль) Феноменологический термин,
обозначающий предметы, которые конституируются в сознании
путем ноэтических актов. Ноэма, собственно, и есть сам
предмет, взятый не экзистенциально, а эссенциально;
определять его на основе опыта, связанного с
эмпирически-чувственными объектами, было бы, по Гуссерлю,
чистейшей бессмыслицей, так как ноэматическая предметность
идеальна, но идеальна отнюдь не в обычном значении слова.
Специфика интенционального метода состоит в том, что
предмет, имеющий значимость в пределах только
сознания, не сводится при этом к актам сознания, а
сохраняет по отношению к ним своеобразную
трансцендентность; сознание, следовательно, всегда имеет
дело не с субъективными ощущениями и впечатлениями, в
которых растворена предметность, а с самим предметом (пафос
феноменологии "Zu den Sachen selbst!" "К
самим вещам!"), данном, однако, не в эмпирически-преходящем
наличии, а в чистой смысловой структуре собственного
умного и непреходящего единства. Ноэма и ноэзис
обусловлены строжайшей корреляцией мыслимого и мыслящего;
по словам Гуссерля, "эйдос ноэмы отсылает к эйдосу
ноэтического сознания; они эйдетически предполагают друг
друга" [38].
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>