ЖИЗНЕННЫЙ МИР (Lebenswelt)
Понятие-философема, занимающая центральное место в поздней
феноменологии Гуссерля (особенно, в "Кризисе европейских
наук"). Жизненней мир мир нашего повседневного
опыта, не отягощенного еще никакими научными знаниями. Это
сфера первоначальных допредикативных очевидностей,
конституируемых в деятельности чистой трансцендентальной
субъективности. Как таковой, он не осознается нами
непосредственно и сохраняет статус полной анонимности.
Поэтому мы заслоняем его научной картиной мира и исходим не
из доксического (греч. doxa
верование) опыта чистых незамутненных интуиций, а из
предикативного опыта научных конструктов, наивно полагая,
что эти последние и образуют аутентичное представление о
мире. Именно здесь, по Гуссерлю, следует искать радикальную
причину кризиса европейской духовной жизни. Научные модели
и понятия проецируются на мир и приписываются задним числом
объективной сущности самого мира, как если бы он изначально
представлял собою цепь квантификаций, формализаций и
протокольных тезисов. Результат не преминул сказаться: если
наука, оторвавшись от жизненного мира, лишилась жизненного
значения, то в свою очередь мир, созданный по образу и
подобию науки, оказался дегуманизированным миром, где место
первозданных и первородных вещей заняли суррогаты
формализованных предметностей. "В своей предметной сфере
принуждающая сила науки уничтожила все вещи, как вещи,
задолго до того, как она взорвала атомную бомбу"
[7].
Преодоление кризиса Гуссерль усматривает в радикальном
повороте философского внимания от научных построений к
очевидностям жизненного мира. "Возвращение к
допредикатнвному опыту и проникновение в глубиннейшие и
изначальные слои допредикативного опыта есть оправдание
доксы, которая представляет собою царство изначальных
очевидностей, не достигших еще точности и
математизированно-физической идеализации. Тем самым
обнаруживается, что доксические очевидности нисколько не
уступают по значимости эпистемическим очевидностям, т.е.
познанию, протекающему в суждениях, но являются как раз
царством изначальности, в котором осмысленно коренится
всякое точное познание"
[8]. Отсюда
возникает необходимость детального анализа доксических
очевидностей. В итоге, жизненный мир предстает как
универсальный горизонт, охватывающий хаос допредикативных,
донаучных созерцаний. Проблематика науки о жизненном мире
стягивается Гуссерлем в следующие пять пунктов:
Различение объективной науки и науки вообще;
поскольку в исследовании жизненного мира центральное место
принадлежит субъективным интуициям донаучной жизни, методы
объективной науки оказываются бессильными охватить его тематику;
Использование субъективно-релятивного опыта
жизненного мира в объективных науках;
Является ли жизненный мир объектом психологии?
(ответ Гуссерля отрицательный, коль скоро речь идет о
традиционной психологии, перенявшей методику объективных
наук; но отсюда вырастает необходимость обоснования новой
трансцендентальной психологии);
Противоположность между жизненным миром, как
универсумом принципиальной зримости, и принципиальной
незримостью "объективно истинного" мира, как "логического
образования";
Исследование субъективных предпосылок объективных
наук и принадлежности логико-теоретического праксиса к
очевидностям жизненного мира.
Для понимания мысли Гуссерля важно учесть, что жизненный
мир, как таковой, представляет собою доподлинный коррелят
трансцендентальной субъективности, ее систематическое и
чисто внутреннее самовыявление и самоистолкование. В основе
его хаотичности покоятся, однако, априорные структуры,
предшествующие всем логическим априори. Гуссерль отклоняет,
как наивные, все попытки, приписывающие логике характер
фундаментальной науки по отношению к прочим объективным
наукам. В научном обосновании нуждается сама логика,
которая, как таковая, коренится в фундаментальном априори
жизненного мира, и поэтому радикальной основной наукой
может быть, по его мысли, только феноменологическое
исследование структур жизненного мира, без которых логика и
все прочие науки "беспочвенно повисают в воздухе".
Жизненный мир изначальное лоно всякой проблематики и
рефлексии, некий маточный раствор, обусловливающий
кристаллизацию всех без исключения наук и философских
учений. Сознание в каждом акте своей интенциональной
деятельности "отталкивается от атмосферы глухих, скрытых,
но содействующих значимостей, от жизненного
горизонта, на котором актуально направленное "Я" может
реактивировать прежние наслоения, осознанно достигая
апперцептивных озарений и превращая их в созерцания"
[9]. Еще
одна иллюстративная параллель из Поля Валери:
речь идет о настраивании оркестра в концертном зале.
"Таков, по словам Валери, восхитительно
щемящий душу музыкальный беспорядок, хаос надежд, некое
первичное состояние, могущее быть лишь эфемерным; но эта
живая невнятица таит в себе нечто более универсальное и,
быть может, более философское (! К.С.), чем все
возможные симфонии, ибо она содержит их в своей смеси, она
их всех внушает. Она некое одновременное присутствие
всех будущностей. Она пророчествует"
[10].
Аналогия безупречная; следует лишь перенести ее из мира
музыки в мир как таковой, чтобы адекватно пережить
гуссерлевскую мысль. В этой копошащейся массе
домузыкального марева, в темном океаническом гуле некой
дотемперированной атмосферы таится под прикрытием
гигантских водорослей вся сумма возможных (написанных и еще
не написанных) симфоний, и если, спустя минуту, магическим
жестом дирижерской палочки будет вызвана к жизни
одна, в ней глухо и настороженно будет
наличествовать вся полнота доконцертного (дочеловеческого!)
настраивающегося хаоса скрипок и валторн, тромбонов
и гобоев, контрабасов и флейт, питательного материнского
лона, в муках отдающего одно из своих чад на радость
и заклание слуху.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.