|
Билл Хайдрик. Введение в Каббалу. Часть IБилл Хайдрик.
Суть вопроса Этот материал, пожалуй, снова будет состоять из ряда главок, но менее путанных, чем последняя моя работа (Прогулка с Абрамелином). Данные лекции были задуманы как базовые тексты для заочного курса по Каббале. Мы начнем с основ, с небольшого исторического экскурса, нескольких терминов и некоего мифа. Первый урок посвящен Малкут, но он будет сопровождаться незначительными отступлениями, связанными с Божественной триадой, о которой мы поговорим позднее. Если бы мы решили исследовать все аспекты Каббалы, связанные с Малкут, нам бы просто не хватило места. К примеру, мы не станем говорить о физических методах. В частности, хасиды изучили множество различных практик, подходящих для этого мира, включая катание в крапиве и частые омовения. Мы будем главным образом работать на ментальном плане. Начнем с вводного материала о Древе Жизни. Обсуждая эманации, мы сделаем акцент на разновидности Каббалы, именуемой Маасе Берашит (Ma'aseh Berashit) – которая обозначает путь, работу или тропу инициации. Берашит (Berashit) также говорит о методах интерпретации Священного Писания (Тора начинается с еврейского слова "Берешит"), и это самая легкая для изучения форма Каббалы. Маасе Берашит (Ma'aseh Berashit) включает изучение гематрии, мистицизм еврейских букв, нотарикон и элементы классического изображения Древа Жизни. Другая традиционная форма Каббалы – Маасе Меркаба (Ma'aseh Merkabah). Это более серьезный подход. Она отсылает к Колеснице Иезакииля и к той части Торы или Ветхого Завета, где говорится о великих видениях и великих усилиях. Существует много других различий между этими двумя вариантами Каббалы. Медитации и соответствия ощущений мы обсудим в конце урока о Малкут, также как и энергии, отражающие десять сфирот и двадцать два пути. Древо Жизни Из книги Анастасия Кирхера "Эдип Египетский", 1653 год Каббала претерпела много изменений. Трудно сказать точно, что она представляла собой в начале, это затеряно во времени. До Х столетия слово Каббала не использовалось для обозначения этого направления мысли. Каббала означает Устную традицию. Она объединяет множество религиозных и мистических элементов, которые были в ходу примерно в первом столетии н. э. (e.v.) Хотя большинство ключевых частей Каббалы основано на интерпретации написанного слова, в ней есть и фрагменты из гностицизма и фактически из всех древних религий района Восточного Средиземноморья. Присутствуют идеи, напоминающие йогу и попытки поклонения, которые иногда весьма далеки от современного иудаизма. Хотя изучение Каббалы может быть несветским, она неразрывно связана с величественной еврейской религиозной традицией, которая сохраняла эти знания вплоть до европейского Возрождения. В период Возрождения, детальное изображение (схема) Древа Жизни появилось в "Oedipus Aegyptiacus", латинской работе Кирхера, где Каббала представлена в том виде, который был доступен христианам того времени. До этого уже издавали с комментариями Зохар и другие работы, но они был гораздо сложнее для понимания. Кирхер же дал как раз то изображение Древа Жизни, которое, в конечном счете, дошло до нас благодаря ордену Золотой Зари. Имеется еще целый ряд элементов, помимо уже упомянутых, которым придавали значение в масонских и оккультных орденах. К примеру, 365 запретов или законов и 248 разрешительных законов составляют Закон книг Торы и O. T., то есть еврейский закон. Одна из функций такого этого вида изображений – прояснить сложные вещи. Это изображение предназначалось для того, чтобы, подобно литературной критике, изучить все уровни. Возьмем, например, стихотворение. В нем собраны воедино различные вещи, у него – много уровней значения. Что-то может скрываться в фигурах речи, в метафорах, гиперболах и т.д., когда под одними словами подразумевают дополнительный смысл. Для оккультной литературы также характерно использование фигур речи (тропов) как утверждений, которые означают нечто необходимое, или говорят о чем-то невозможном или ошибочном. Это не утверждения истины, а скорее примеры ментального контроля или образчик. Пока читатель не сможет различать многочисленные уровни, понимать многочисленные планы и различные способы, подобные выражения почти невозможно осмыслить. Неглубокий читатель может только скользить по поверхности. Многоуровневая интерпретация позволяет читателю понимать множество различных явлений одновременно. Десять сфирот можно рассматривать, как уровни понимания и категории интерпретации. Их можно также представлять как стадии творения или этапы развития от материального к духовному. В общих чертах это – различные подходы, которые по-разному использовали в этих двух разделах Каббалы. Маасе Берашит, работа инициации, говорит, что сфирот – стадии творения. Можно в связи с этим вспомнить об истории творения мира, предмете мифа, не потому что он (миф) является ложным, а потому что форма, в которой это написано, является преданием. Сфирот также отражают процесс человеческой созидательной деятельности. Естественный цикл человеческого развития от младенчества до взрослой жизни можно показать на примере этих же самых сфирот, в их нисходящей и восходящей последовательности на Древе Жизни. Это – часть Маасе Берашит, главным образом работа от Кетер на вершине Древа вниз к Малкут, находящейся в его основании, от абстрактного к конкретному. Маасе Меркаба часто акцентирует другой путь, от основания к вершине. Это может сильно запутывать. И все же оба подхода к изучению Каббалы, очевидно, говорят об одном и том же; только то, что в одном называется левым, в другом – правое, в одном случае начинают с Десятой сфиры – Малкут, а в другом – с Первой, Кетер. Чтобы избежать путаницы, я буду говорить в этой серии лекций о Маасе Берашит, то есть от Малкут – к Нецах. А позднее мы немного поговорим о Меркабе. Понимание Берашит поможет нам в дальнейшем уяснить Меркабу. Сейчас рассмотрим историю творения. Согласно легенде, все, что мы знаем, и когда-либо сможем увидеть с помощью мистического опыта, было создано Божественным словом в начале творения. Другую метафору творения – свет – мы рассмотрим позже. А пока поговорим о метафоре звука. Вселенная была создана постепенно произнесением звуков, которые составляют еврейский алфавит. Каждая буква произносилась по очереди, выходя из уст создателя подобно огромному мечу, вырезающему нечто из ничего. Сначала глаза создателя сверкали так, что никакая форма не могла проявиться в них, поскольку вспышки света были слишком сильны. Затем он начал произносить каждую букву, пока, наконец, не остался последний звук. Конечно, этот последний звук стал первой буквой алфавита. Если идти от божественного плана к физическому, все происходит в обратном порядке. И та буква или звук, которая осталась на устах бога-творца – буква Алеф, жизненная сущность, которая объединяет вселенную с ее истоком. И это указывает на некую особенность еврейского языка. Все 22 буквы еврейского алфавита имеют звуки, кроме Алеф, первой буквы этого алфавита. Её нельзя произнести без гласного звука или вне соединения с другими буквами. Буква Алеф идентифицируется не со звуком, а скорее – с дыханием. Все остальные буквы получают свою силу от этого дыхания. Наши голосовые связки вибрируют, наши рты артикулируют, но порыв воздуха, который производит эти звуки, – суть Алеф. Алеф – сущность, стоящая за произношением всех остальных букв. Таким образом, миф отражает принцип зависимости творения от создателя. Чистые звуки букв, выходящие из уст созидающего божества, представляют самый абстрактный уровень творения. Эти звуки объединяются, чтобы создавать слова. Это уже следующая стадия или уровень творения. Мы приближаемся к реальному, когда визуализируем то, что находится рядом с нами, то, что воплощается в значении слов. Когда эти визуализации противопоставлены реальным объектам, мы достигаем чувственного мира, то есть другого уровня. Есть и то, что расположено под этим и вне власти нашего разума, чтобы определить смысл, то есть – непосредственно физический мир. Это произнесение звука подобно удару меча. Меч творения выходит из уст создателя, иногда это сравнивают со вспышкой молнии. В этом образе буква Алеф – рукоять меча, та часть, которая все еще скрыта и не может быть достигнута. Когда произносятся другие буквы, происходит определенное накопление силы, и смена интонаций похожа на аккумуляцию энергии или на паузы в речи. Иными словами, они становятся стадиями творения. Сфирот: Кетер, Хокма, Бина, Хесед, Гебура, Тифарет, Нецах, Ход, Йесод и Малкут – имена, которые даны этим явлениям. Другая система, более простая и вместе с тем более сложная, представляет собой переключение внимания. Вместо 22 звуков, произнесенных необычным образом, мы получаем десять сгустков силы. Это то, о чем говорится в Берашит, но не в Меркабе. Концепция Меркабы иногда использует символ змея, который, обвивая Древо, ползет вверх, сшивая сфирот вместе, по мере их понимания. Как это можно соотнести с развитием человека? Вы рождаетесь в Кетер. Нет ничего, одно лишь чистое существование. Все, что осталось от предыдущей инкарнации, невозможно увидеть. Младенец – существо с огромным потенциалом, но с ограниченными возможностями выражения. Кажется, он не знает, что делает. Он плачет, когда ему мокро. Он кричит, когда хочет привлечь внимание. Он спит. Он ест. Но вскоре младенец начинает замечать людей и понимает, что иногда днем бывает холодно, а иногда – тепло. Это Хокма, изменение, недалеко ушедшее от простого существования. Затем достигается Бина; и младенец становится ребенком, способным осознавать более общие понятия, и совершать осмысленные действия, хотя и в определенных пределах. Этот ребенок живет с родителями или опекунами, в райском саду, в доме детства. Первоначально связь с инкарнацией очень тонкая. Затем наступает идеализированное состояние; ребенок на самом деле не может делать ничего неправильного, потому что все еще слишком маленький. В райском саду, правила, навязанные ребенку, могут быть нарушены, но не понимаются полностью. Потом ребенок достигает школьного возраста, то есть Хесед, он все еще в какой-то степени дома, но уже в большей степени подвержен воздействию внешнего мира. Ребенок больше не находится абсолютно в границах райского сада, а уже ближе к вратам и иногда – за пределами. Если ребенок слишком шумит, родители говорят: "Выйди и играй там". Таким образом, Ангел уже с мечом; Ангел, который был хранителем и защитником, теперь выглядит грозным и угрожающим. Серьезное влияние Гебуры начинается, когда ребенок удаляется от врат, то есть приближается к концу подросткового периода. Теперь это уже не заключается в установке: "Сделай это, а если не сделаешь, то ты будешь наказан, тебе не разрешиться...". Теперь это уже: "Если ты украл автомобиль, ты отправишься в тюрьму". Постепенно санкции, которые применимы к молодому человеку, ослабляются: "Это больше не ребенок. Это кто-то, кто уже достаточно повзрослел, и я не собираюсь терпеть гадости от него". Основы морали стремительно деградируют, по мере того как наказание и сила управляют повзрослевшим человеком. В Тиферет ребенок – молодой человек, который уже достаточно взрослый, чтобы обзавестись домашним хозяйством. В Тиферет человек находится под контролем Гебуры. Многие людей испытывают трудности, проходя этот путь, и ограничиваются тем, что замыкаются на многие годы. Допуская естественное развитие, большинство людей, в конечном счете, достигает Тиферет и открывает собственное дело. Они могут уже иметь семью, и начинают демонстрировать образ жизни. В Нецах этот образ жизни, похоже, дает трещину. Становится очевидным, что большинство желаний так и не воплотились в жизни. Человек начинает это осознавать. Появляется жажда, жажда других вещей. Эти вещи стремятся найти в Ход. В жизнь вносятся изменения, чтобы сделать ее лучше и значительней. В среднем возрасте достигается Йесод. Это та точка, где усилия уменьшаются. Есть верный путь и неверный, и только благодаря определенным усилиям можно понять, что есть что. Человек осознает: "Если это не беспокоит, пусть это будет. Пусть это течет, пусть это происходит". Жизнь приобретает более сложную форму. Это означает меньше усилий. "Разум" участвует все меньше, теперь все дело "случая". Наконец, в старости достигается Малкут, потом наступает смерть. Больше нет никаких вопросов. Жизнь исчерпана и предоставлена сама себе. Она существует и этого достаточно. Это один способ очеловечить стадии творения и объяснить на более конкретном уровне, как это устроено. Есть другие способы. Мы рассмотрим их чуть позже.
© Перевод: Андрей (Н.Новгород) Редакция: Soror N © PAN'S ASYLUM Lodge O.T.O. © Psyoffice.ru Категория: Учения, Литература по каббале Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|