Конспект непосредственно образовательно деятельности по социально-личностному развитию детей "Семья"
Цель: формирование у детей элементарных представлений о членах семьи, как о людях разного пола и возраста, объединенных родственным началом.
Задачи:
- Воспитывать уважение и заботу о членах семьи.
- Развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.
- Развивать диалогическую речь, умение участвовать в беседе.
- Совершенствовать умения определять местоположения предметов (слева,справа, в середине).
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность.
Скачать: Занятие по социально-личностному развитию"Семья" (полный конспект)"
Оборудование и материалы: макет избушки, мягкие игрушки- медведи трех размеров, стол детский, три стула разных размеров, три кроватки разных размеров. Разрезные картинки на тему: "Обязанности членов семьи", листы белой бумаги формата А-4, фотографии членов семьи детей, экран.
Ход занятия
- Посмотрите, дети, гости к нам пришли с утра. Поздоровайтесь, друзья!
- Здравствуйте!
- Теперь, ребята, давайте образуем небольшой круг.
- Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно видеть, что у вас хорошее настроение и я хочу, чтобы оно не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту, радость от нашей встречи!
Организационный момент:
- Собрались все дети в круг .
Я-твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся и
друг другу улыбнемся.
- Воспитатель: Теперь, ребята, посмотрите на экран и постарайтесь отгадать, что здесь зашифровано (ребус 7Я). (Слово семья). Правильно.
-И я вам предлагаю оправиться сейчас в гости, к одной немного необычной семье. Хотите?
Но для начала нам надо отгадать загадку, слушайте внимательно...
Очень я похож на мячик
только мячик шерстяной.
И любой котенок любит
Весело играть со мной. (Клубок).
- Этот клубок и покажет нам с вами дорогу.
- А пойдем мы с вами по волшебным дорожкам: мальчики пойдут первыми, потому что мальчики смелые и ловкие, а девочки за мальчиками, потому что девочки более слабые. Их нужно беречь, они будущие мамы. Сначала мы пойдем по узкой дорожке, потом по широкой... Вот и пришли к домику. Чей же это, ребята, дом? Кажется, мы с вами попали в сказку...
(приходят в детский уголок, оформленный как комната из сказки «Три медведя»).
Воспитатель: Ребята, вы узнали в какую сказку мы попали?
Дети: «Три медведя».
Воспитатель: Только тихо, чтобы медведи нас не услышали.
Давайте познакомимся: Это Михаил Потапович. Он в семье самый главный. Значит он кто?
Дети: Папа.
Воспитатель: А это Настасья Петровна. А она кто?
Дети: Мама.
Воспитатель: А это маленький Мишутка. А он кто?
Дети: Сынок.
Воспитатель: А как одним словом можно назвать папу, маму и сына, которые живут вместе?
Дети: Семья.
Воспитатель: Посмотрите, на кровати спит девочка, её зовут Машенька
Воспитатель: А как вы думаете, девочка тоже из семьи медведей?
Ответы детей.
А почему вы так думаете?
Воспитатель: Правильно у Маши есть родители...мама с папой. Как вы думаете, как она могла сюда попала, она заблудилась в лесу. Ребята, а разве можно уходить одной, без взрослых? (нет конечно, это очень опасно).
И мы с вами должны помочь Маше вернуться в семью. Для этого нам нужно вернуться обратно в детский сад. Чтобы не заблудиться мы пойдем опять по той же дорожке, а поможет нам клубок. Ну, клубочек, показывай нам дорогу обратно в детский сад....
- Вот мы и пришли обратно в детский сад, а теперь послушайте загадку...
Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...(семья).
Внимание на экран, предлагаю посмотреть небольшой фильм.
Физкультурная минутка.
1-2-3-4 (хлопки)
Кто живет у вас в квартире? (приседания).
1-2-3-4-5 (хлопки)
Всех могу пересчитать. (показывают указательным пальцем).
Папа, мама, две бабули,
Брат, сестра и два дедули.
Тетя, дядя — ну и я!
Вот и вся наша семья! (произвольные прыжки).
- И так, ребята, скажите мне, что же такое семья?
(Ответы детей)
Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка.
Семья -это любовь, это сердце добра. В семье главная мама. Когда она дома, она готовит, стирает и нам помогает. В семье нужны дети, чтобы они помогали маме и папе.
Семья - это дружба, веселье. Главный тот, кто счастлив. Семья -это родители и я.
Семья- это значит жить и не ссориться детям и родителям.
Семья- это когда друзья с тобой, когда мама с папой рядом, когда они вместе и не ссорятся.
- Семья- это когда все родные здоровые и счастливые. Конечно, дом, семья – это место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узлами и живут дружно и счастливо.
Вот и у Маши есть мама и папа, а кем Маша приходится своим родителям?(дочкой)....а бабушке с дедушкой? ( внучкой). Правильно, у Маши большая и дружная семья и у каждого есть свои обязанности.
А какие это обязанности мы с вами узнаем, когда соберем разрезные картинки, которые я приготовила для вас. Давайте сядем за столы, соберем картинку и назовем обязанности которые у вас получились...
Дети называют обязанности которые у них получились.
Вот сколько обязанностей в семье и все должны друг другу помогать во всем, вы со мной согласны, ребята? (ответ детей).
- А теперь я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется "Четвертый лишний"
задание такое: определить, кто из этих людей не является родственниками
· МАМА. СОСЕДКА, БАБУШКА, СЕСТРА.
· БАБУШКА, ПОДРУГА, СЕСТРА, МАМА.
· СЕСТРА, БАБУШКА, ПРОДАВЕЦ, БРАТ.
· ДВОРНИК, БРАТ, ПАПА, ДЕДУШКА.
· ДЕДУШКА, ПАПА, ОТЕЦ, ВОДИТЕЛЬ.
- Сегодня вы принесли свои семейные фотографии и они тоже помогут нам понять, что такое семья.
Дети садятся за столы, перед ними листы бумаги, формат А-4 и фотографии членов семьи. Что бы наши пальчики были ловкие, давайте немного с ними поиграем «Вот и вся моя семья». Проводят игру.
Физ. минутка... 1.2.3.4. кто живет в моей квартире (хлопки)
1.2.3.4.5.всех могу я сосчитать
мама, папа, брат, сестра, коша Мурка, два котенка,
мой щегол, сверчок и я, вот и вся моя семья! ( загибаем пальцы)
У вас на столе лежат фотографии ваших родителей, бабушек, дедушек.
Теперь будьте внимательны, я задаю вопрос и вы кладете нужную фотографию туда куда я скажу.
Готовы?...
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о ком больше всего заботятся в семье?
Дети: О детях.
Воспитатель: Почему? (Ответы детей) (потому что они еще маленькие и не могут сами себя обслуживать, дети не могут варить еду, так как им нельзя подходить к плите, потому что это опасно, можно обжечься и они не могут зарабатывать деньги потому что еще маленькие и т.д)
А в вашей семье кто ребенок? (Ответы детей)
Среди своих фотографий найдите, пожалуйста, свою фотографию и положите ее на середину своего листочка.
А кто выполняет в семье самую тяжелую работу?
Дети: Папа.
Воспитатель: Правильно, положите фотографию папы в верхний правый угол.
А кто следит за чистотой и порядком в доме? Готовит обед?
Дети: Мама.
Воспитатель: Конечно, мама. Мамину фотографию положите в нижний правый угол.
А кто печет самые вкусные пироги, вяжет вам носки играет с вами и называет вашу маму дочкой?
Дети: Бабушка.
Воспитатель: Фотографию бабушки положите в верхний левый угол.
А кто помогает папе делать ремонт, ремонтировать машину, кто учит вас играть в шашки и называет вашего папу сыном?
Дети: Дедушка.
Воспитатель: Дедушкину фотографию положите в нижний левый угол.
И посмотрите теперь на ваш лист. Что у вас на листе получилось? Конечно, ваша семья. Самая любимая и нужная детям. Семьи бывают разные, большие и маленькие, но самое главное чтобы в семье были мир, дружба, уважение и любовь к друг другу. Семью почитали еще с древних времен и про семью сложено очень много пословиц и поговорок...например... "Русский человек без родни не живет", "Нет такого дружка, как родная матушка", "Дети цветы жизни". А, вы, ребята знаете какие нибудь пословицы о семье?
Пословицы:
Семья сильна, когда над ней крыша одна! (Настя) лиана
В хорошей семье, хорошие дети растут! (Сама М.) камила
Родители трудолюбивы – дети не ленивы! (Яна) алиса.х
Согласие и лад – в семье клад! (Ангелина) милана
Вся семья вместе так и душа на месте! (Лиза) тимур
Молодцы! Хорошие пословицы.
А теперь давайте немного расскажем о своей семье.
Камила назови имена членов своей семьи.... Катя назовет... Алиса....
Теперь мы с вами знаем, что самое дорогое, что есть у нас это наша семья, и мы должны дорожить, любить и беречь свою семью и конечно же гордиться своей семьей. И Маша теперь поняла, что семья это самое дорогое и уходить из семьи она больше не будет, потому что можно попасть в большую беду.
А сейчас Катя прочтет нам стих-е, что же такое семья...
Семья — словечко странное, хотя не иностранное.
Как слово появилось, Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» — мы понимаем, А почему их семь?
Не надо думать и гадать. А надо просто сосчитать:
Два дедушки, две бабушки Плюс папа, мама, я
Сложили? Получается семь человек. Семья!
Воспитатель: Я желаю Вам и нашим гостям, чтобы у каждого из вас была дружная, крепкая, счастливая семья.
Воспитатель: А теперь я хочу вам показать............................................созданный из ваших рисунков, на которых изображена ваша семья. Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие. Давайте вспомним куда мы с вами ходили, у кого в гостях были, про что мы сегодня говорили? Какая должна быть семья?(дружная, крепкая, сплоченная, трудолюбивая, заботливая).
|