Тесты на внимание

  Корректурная проба Бурдона

Поводится индивидуально и в группе, у испытуемого должно быть желание выполнить задание.

 

Инструкция:

«На бланке напечатаны наборы букв русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «К» и «Н» и отмечайте их. Букву «К» нужно зачеркнуть, букву «Н» - обвести кружком. Задание необходимо выполнить быстро и точно. По команде «Черта» поставить черту на бланке. Работа начинается по команде психолога. Время работы – 5 минут».

 

Другой вариант:

«Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все буквы «К» и «Р». вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки. иногда я сам буду ставить на Вашем бланке черточки – это будет отметка времени, на это Вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «К» или «Р» не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть».

Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. По прошествии каждой минуты экспериментатор ставит знак в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь не мешать.

 

Обработка результатов :

Рассчитать:

1.       Продуктивность внимания (количество просмотренных букв за 5 мин.);

2.       Точность выполнения:

А = å :( å +О)

Где å - количество правильно вычеркнутых букв; О – количество ошибок.

Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.

Е = S * A

Где Е – показатель продуктивности, S – число всех просмотренных знаков, А – показатель точности. Он характеризует н только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например, если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.

3.       Успешность работы оценивается как А = В + С

Где В – количество посмотренных знаков, С – показатель точности, который рассчитывается по формуле

С = ( n*100):m

Где n – общее количество букв,

m – количество вычеркнутых букв.

 

 

Таблица: показатели успешности работы студентов.

 

Количество знаков

В

Точность в %

С

Меньше 1560

4

Меньше 81,9

1

1560-1720

5

81 ,9-83,0

2

1720-1880

6

83,0-84,1

3

1880-2040

7

84,1-85,1

4

2040-2200

8

85,1-86,2

5

2200-2360

9

86,2-87,3

6

2360-2520

10

87,3-88,4

7

2520-2680

11

88,4-89,5

8

2680-2840

12

89,5-90,6

9

2840-3000

13

90,6-91,6

10

3000-3160

14

91,6-92,7

11

3160-3320

15

92,7-93,8

12

3320-3480

16

93,8-94,9

13

3480-3640

17

94,9-96,0

14

3640-3800

18

96,0-97,0

15

3800-3960

19

97,0-98,1

16

3960-4120

20

98,1-99,2

17

4120-4280

21

Больше 99,2

18

4280-4440

22

 

 

4440-4600

23

 

 

4600-4720

24

 

 

4720-4920

25

 

 



  Корректурная проба с кольцами Ландольта

Модификация корректурной пробы Бурдона. Предлагается таблица с 22 строчками колец, в каждой строчке по 30 колец. Надо отыскивать и зачеркивать в каждой строчке кольцо с разрывом на 12 ч.

 

Инструкция:

«Вы должны просматривать эти кольца строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все кольца с разрывом на 12 часов. Вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки. иногда я сам буду ставить на Вашем бланке черточки – это будет отметка времени, на это Вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать кольца как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одного кольца не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть».

 

Обработка результатов :

Рассчитать:

1.       Продуктивность внимания (количество просмотренных колец за 5 мин.);

2.       Точность выполнения:

А = å :( å +О)

Где å - количество правильно вычеркнутых колец; О – количество ошибок.

Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.

Е = S * A

Где Е – показатель продуктивности, S – число всех просмотренных знаков, А – показатель точности. Он характеризует н только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.

3.       Успешность работы оценивается как А = В + С

Где В – количество посмотренных знаков, С – показатель точности, который рассчитывается по формуле

С = ( n*100):m

Где n – общее количество колец,

m – количество вычеркнутых колец.

  Изучение распределения внимания

 

Психолог предлагает испытуемым следующие задания:

А) написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Если он сразу начинает сбиваться – у него слабое распределение внимания;

Б) считать вслух от 1 до 31, но ребенок не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

 

Обработка результатов:

Подсчитать ошибки: максимум – 12, минимум – 0.

Принято считать, что: хорошее распределение внимания - от 0 до 4 ошибок;

среднее - от 5 до 7;

ниже среднего - от 8 до 10;

плохое - от 11 до12.

 

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

 

Сложение чисел с переключением (изучение переключения и устойчивости)

Психолог предлагает испытуемому в течение 10 мин с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Сложение производится различными способами, меняющимися каждую минуту.

 

1 способ

нужно сложить два числа (верхнее и нижнее), к полученной сумме прибавить единицу и результат записать рядом с верхним числом справа, а предыдущее верхнее число подписать внизу. Полученную пару снова сложить аналогичным способом и т.д. если сумма выражена двузначной цифрой, то записывается только цифра, обозначающая единицы, а цифру, обозначающую десятки, отбрасывают (если сумма равна 12, то записывается 2). Например: 1 4 6 1 8 0 9 0 0 1

2 1 4 6 1 8 0 9 0 0 и др.

 

2 способ

вначале осуществить сложение верхнего и нижнего чисел, как и в 1 способе, но от суммы вычесть единицу и результат записать рядом с нижним числом первой пары, а нижнее число первой пары переносят вверх.

Например: 1 2 2 3 4 6 9 4 2 5

2 2 3 4 6 9 4 2 5 6 и т.д.

 

В подготовительной части испытуемый складывает два числа по 1 способу (5 мин), затем сложение по 2 способу (5 мин). После этого высчитывается среднее количество произведенных счетных операций в минуту.

В основной части эксперимента он по сигналу начинает складывать предложенные пары цифр 1 способом. Через минуту дается сигнал «Время» и испытуемый, поставив вертикальную черту, должен начать складывать числа по 2 способу с той пары цифр, на которой его застал сигнал. Так он работает в течение 10 мин, через каждую минуту переходя от одного способа сложения к другому. За это время он производит 9 переключений.

 

Обработка результатов :

1.       Подсчитать среднее количество произведенных операций за 1 мин в условиях переключения.

18 и более правильных операций свидетельствуют о сравнительно быстром протекании психических процессов;

8 и менее операций указывают на замедленность и подтверждают малую способность испытуемого.

2.       Вычислить степень переключаемости. Для этого требуется разделить среднее количество счетных операций на 1 мин в условиях переключения на среднее количество счетных операций в минуту, которое испытуемый выполнил без переключения. Чем ниже степень преключаемости у данного ребенка, тем хуже у него результат умственной деятельности на уроках при частом переключении внимания.

  Изучение уровня внимания у школьников в 3-4 классах

 

Инструкция:

«Материал, который вы получите, содержит разные ошибки, в том числе смысловые. Найдите и исправьте их».

Затем раздается текст, для исправления которого не требуется знание правил, а необходимо только внимание. Неисправленная ошибка – это ошибка внимания. Текст содержит 10 ошибок.

  Обработка результатов

Подсчитать количество ошибок:

0 – 2 ошибки высший уровень внимания;

3 – 4 ошибки средний;

5 и более низкий.

  Текст

Старые лебеди склонили пред ним горые шеи.

Зимой в саду расцвели яблони.

Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

В ответ я киваю ему рукой.

Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним .

Сорняки шипучи и плодовиты.

Настоле лежала карта нашего города.

Самоле т с юда, чтобы помочь людям.

Скоро удалос ь м не на машине.

 

Старые лебеди склонили пред ним горые шеи.

Зимой в саду расцвели яблони.

Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

В ответ я киваю ему рукой.

Солнце доходило до верхушек деревьев тряталось за ним.

Сорняки шипучи и плодовиты.

Настоле лежала карта нашего города.

Самолет сюда, чтобы помочь людям.

Скоро удалось мне на машине.

Счет по Крепелину

Предназначена для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости испытуемых. Можно использовать для изучения психического темпа, колебаний внимания, переключаемости.

Испытуемому предлагают складывать числа, напечатанные одно под другим, и записывать результат, отбрасывая десяток. Так, например, если в ряду встречается 12, то нужно снизу подписать 2, а не всю сумму. Можно предложить записывать испытуемому всю сумму полностью. Затем испытуемого предупреждают о том, что он должен решать примеры в строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет «Стоп» /обычно через 15 сек после начала/. После этого он должен начать следующую строчку. Испытуемому объясняют также, что он должен работать быстро и без ошибок.

Отмечая, сколько сложений выполнил испытуемый за каждые 15 с правильно и сколько допустил ошибок, можно построить график его работоспособности. Это можно сделать путем очеркивания по строкам количества сложенных пар, и получается кривая утомляемости.

Кривые утомляемости:

-          гиперстенический – начало выполнения задания в быстром темпе и очень рано проявляется истощаемость. В последующем эпизодически отмечается кратковременное улучшение показателей, но, в целом, обычно не достигая первоначального уровня;

-          гипостенический – отмечается постепенное увеличение времени и постепенная истощаемость, которая увеличивается без резких колебаний.

Самый низкий результат сложенных пар отмечается к концу задания.

Чем больше пиков, тем больше напряжение воли, внимания.

Коэффициент работоспособности рассчитывается по формуле:

К раб = S 2 : S 1

Где S 2 – сумма правильно выполненных сложений последних четырех строк,

S 1 - сумма правильно выполненных сложений первых четырех строк.

Если К раб приближается к единице, то это означает, что утомления практически не происходит.

Если большая разница в выполнении строк – трудновключаемость;

Увеличение ошибок к концу работы – утомляемость;

Если ошибки не нарастают, а колеблются – колебания внимания;

Если к концу ошибки вообще исчезают, то это принцип научения и хорошей врабатываемости.

Отсчитывание по Блейхеру

Опыт заключается в отсчитывании от 100 одного и того же числа /наиболее распространены варианты вычитания по 3 или по 7, можно сложнее – по 13/. Обследуемого предупреждают, что считать он долен про себя, а вслух называть полученное при очередном вычитании число. В промежутках между называнием испытуемым чисел экспериментатор равномерно ставит точки /приблизительный хронометраж/, можно фиксировать длительность пауз секундомером.

При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце, несмотря на то, что задание становится более легким, увеличивается.

Возможны два варианта ошибок:

Первый- ошибки в единицах и, главным образом при переходе через десяток – свидетельствуют о некоторой интеллектуальной недостаточности.

Второй – ошибки в десятках – характерен, главным образом для испытуемых с неустойчивым вниманием.

При выраженном слабоумии с недостаточностью критики отсчитывании ведется вопреки инструкции – вместо 7 отнимается 10 и т.д. причем эти ошибки не всегда удается коррегировать.

Таблицы Шульте

Используются для исследования психического темпа, скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания к зрительным раздражителям.

 

Инструкция:

«Нужно показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее и без ошибок».

 

Анализ результатов проводится по счету цифр /30-40 с/ внутри одной таблицы /задержки, ошибки, темп/ и по времени, потраченном на каждую таблицу. В норме на все таблицы обычно затрачивается одинаковое время. Неравномерность психической деятельности видна, когда испытуемый неожиданно останавливается и не может найти следующую цифру /чаще при сосудистой психоорганике/.

При выполнении задания можно проследить:

-          характер выполнения /азартность, формализм, педантичность/;

-          эмоциональная сфера /апатичность, холодность, неадекватность, самодовольство, вспыльчивость, плаксивость, потеря чувства дистанции/;

-          речь /усиление или ослабление громкости речи, демонстративный шепот, молчание, оханье, стоны/.

 

Таблица перевода оценок времени в 20-ти бальную шкалу /норма 15-17/:

Время

Т

Время

Т

Меньше 113

20

213-223

9

113-123

19

223-233

8

13-133

18

233-243

7

133-143

17

243-453

6

143-153

16

253-263

5

153-163

15

263-273

4

163-173

14

273-283

3

173-183

13

283-293

2

183-193

12

293-303

1

193-203

11

303-314

0

203-213

10

 

 



Переключаемость внимания (Ф. Горбов)

Испытуемому предлагают показывать и называть числа в следующем порядке: 1 черное и 24 красное, 2 черное и 23 красное, 3 черное и 22 красное и т.д. фиксируется количество пар черно-красных цифр, просмотренных в каждую минуту. Обычно в норме счет заканчивается на конце второй минуты, редко в начале третьей минуты. По результатам счета по минутам хорошо видна истощаемость внимания, связанная с переключаемостью.

 

Инструкция:

Тест Торндайка

Тест на избирательность внимания. Задача испытуемого – отыскать десять заданных трехзначных чисел среди фонового материала. Те испытуемые, кто после двух-трех проб улавливают порядок последовательности искомых чисел, очень легко могут сознательно убыстрить процесс нахождения эталонных чисел. В индивидуальном эксперименте фиксируется стиль работы испытуемого. Выделено три разных стиля:

А) систематический /последовательно просматриваются все числа/;

Б) оптимальный /сознательно организованный и упорядоченный в соответствии с предлагаемой последовательностью расположения искомых чисел/;

В) хаотичный /испытуемый наугад смотрит в разные зоны фонового материала/.

Среднее время нормы поиска 10 чисел – 190-211 сек. Исследования нормы показывают, что успешность женщин выше, чем у мужчин, с возрастом в обеих группах успешность падает. Показатель успешности коррелирует с показателем интеллекта в целом и уровнем академического обучения.

Ключ по столбцам:

1 столбец – нет,

2 столбец – 5 цифра,

3 столбец – нет,

4 столбец – 3 цифра,

5 столбец – 1 цифра,

6 столбец – 7 цифра,

7 столбец – 4 цифра,

8 столбец – 9 и 10 цифры,

9 столбец – 2 цифра,

10 столбец – 6 и 8 цифры.

Тест отыскания чисел /В.Л. Маршук/

 

Используется при исследовании распределения внимания. На бланке таблица 5 Х 5, в которой в случайном порядке нанесены числа от 1 до 40 /15 чисел пропущено/. Перед обследуемым ставится задача – записывать на контрольном бланке в порядке очередности числа, которых нет на бланке /пропуск отсутствующего числа считается ошибкой/.

Время работы с бланком в норме – 1,5 минуты.

Продуктивность работы с данной методикой рассчитывается:

П = N пр

Где N пр – количество правильно переписанных чисел,

 

 

дополнение

 

 

Можно использовать модификацию данной методики, только в этом случае в чистом бланке надо расставить приведенные числа в образце в последовательности возрастания.

 

Ключ 1 таблицы:

3 4 9 12 19

22 24 31 34 38

42 46 47 52 53

60 67 68 72 86

87 89 91 94 96

 

Ключ 2 таблицы:

5 8 11 13 19

25 28 31 34 36

42 44 54 58 63

65 66 72 75 78

82 84 94 96 99

Устойчивость внимания по Риссу

 

Методика определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания.

Модификацией теста Риссу является проба переплетенных линий Рея.

 

Инструкция:

На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Вы долны начать с первой линии, потом перейти ко второй и т.д. Следить за линиями только глазами, помогать пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок.

 

При анализе следует учитывать:

-          что преобладает: установка на скорость или точность работы,

-          трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желании помочь себе каким-нибудь путем или выполняет задание без труда;

-          при опросе необходимо установить: что в данном задании было трудным, боялся ли сделать ошибки, как он относится к своим ошибках.

 

При определении количественных показателей учитывается время, затраченное испытуемым на нахождение линий. Можно фиксировать время , за которое исследуемый находит окончания пяти линий по порядку /с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д./ это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания.

Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости /истощаемости/ концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к его концу.

Время, затрачиваемое на выполнение задания:

3мин. 30 сек. - отличный результат,

6-7 мин. - средний результат,

от 13 мин. и выше - плохой результат.

В норме количество ошибок колеблется от 0 до 7.

Ниже приводятся результаты в процентилях при выполнении теста Рея

 

Процентили

Возраст

 

5

6

7

8

9

10

11

12

Взрослые, студенты

 

10

32

24

14

12

10

8

6

8

6

25

24

16

12

10

8

8

6

6

6

 

50

16

12

10

8

8

6

6

6

4

 

75

14

10

8

6

6

6

4

4

4

 

90

10

8

6

6

6

4

4

4

4

 

 

Количество ошибок в 16 кривых

 

10

13

9

8

5

3

3

2

2

2

 

25

10

7

4

3

2

2

1

1

0

 

50

5

5

2

2

1

1

1

1

0

 

75

4

2

1

0

0

0

0

0

0

 

90

1

0

0

0

0

0

0

0

0

 



Тест Кюсси

 

Исследуется избирательность внимания. Использование методики только в условиях индивидуального эксперимента.

 

Инструкция:

Вам будет предложено последовательно одна за другой несколько карточек, на которых нарисованы крестики. Фигура-эталон, изображенная крестиками слева, имеется в замаскированном виде справа. Ваша задача отыскать ее и очертить карандашом. Работать как можно быстрее.

 

Время выполнения одной карточки не должно превышать 1 мминуты.

 

Показатели теста Кюсси вычисляются по скорости и степени точности выполнения каждого задания. При решении задачи возможны ошибки двух видов:

1.         элементы ошибочно включены в искомую фигуру;

2.         пропущены элементы, которые испытуемый должен был включить в искомую фигуру.

Точность выполнения задания – В – вычисляется по формуле успешности, которая часто используется в исследованиях по восприятию:

В = (С – W) : (С + О) * S

Где С – общее количество всех отмеченных испытуемым элементов,

W – количество неправильно отмеченных элементов,

О – количество пропущенных элементов, которые следовало отметить,

S – количество всех элементов в карточке.

Вводится еще показатель скорости /время, затрачиваемое на выполнение/. Оба показателя /точности и скорости/ можно перевести в единую 10-ти бальную шкалу со средним показателем 5. После шкалирования получаем показатели В /точности/ и Т /скорости/, а общая успешность по всей методике будет А = В + Т.

Помимо показателя общей успешности А в этой методике сконструирован еще структурный показатель S , который дает представление за счет чего – скорости или точности – испытуемый достигает успеха: S = В/Т. При анализе экспериментального материала сразу ясно, что испытуемый относится к «скоростному типу», если S < 1, и к «точностному типу» если S > 1.

Кроме этих основных показателей, в данной методике есть еще мотивационный показатель, который получен благодаря включению в методику времени работы над ней, которое показывает степень заинтересованности испытуемого в решении заданий.

Поскольку методика используется при изучении влияния стресса на психику, можно использовать ее до стресса /например, экзамена/ и после стресса и сравнить сдвиг показателя А.

 



Просмотров: 14732
Категория: Описания тестов



Другие новости по теме:

  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> II. МЕТОДЫ (МЕТОДИКИ) ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ Корректурная проба.
  • Внимание, его диагностика и развитие
  • Дауншифтинг
  • Жесты нервозности
  • Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
  • Критерии эффективного управления
  • Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла: краткое описание
  • Мастер животноводства
  • Методика "Закономерности числового ряда"
  • Методика "Проставь значки"
  • Методика "Сложные аналогии"
  • Методика диагностики оперативной памяти
  • Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона
  • Методика изучения индивидуальных особенностей решения задач
  • Методика исследования гибкости мышления
  • Методы изучения внимания. Основные тезисы
  • Методы исследования мышления. Основные тезисы
  • Методы исследования эмоций. Основные тезисы
  • Образно-рефлексивная процедура "Дерево"
  • Оператор коптильной установки
  • Основные свойства внимания
  • Психодиагностическая методика "Три желания"
  • Способы борьбы со стрессом
  • Стрессовое напряжение
  • Тест "Ваш психологический возраст"
  • Упражнение "Веселый мусорщик"
  • Упражнение "Дай яблоко"
  • Упражнение "Мои жизненные и профессиональные планы"
  • Черный цвет
  • Чертежник-конструктор



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь