|
Тесты на вниманиеКорректурная проба Бурдона Поводится индивидуально и в группе, у испытуемого должно быть желание выполнить задание.
Инструкция: «На бланке напечатаны наборы букв русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «К» и «Н» и отмечайте их. Букву «К» нужно зачеркнуть, букву «Н» - обвести кружком. Задание необходимо выполнить быстро и точно. По команде «Черта» поставить черту на бланке. Работа начинается по команде психолога. Время работы – 5 минут».
Другой вариант: «Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все буквы «К» и «Р». вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки. иногда я сам буду ставить на Вашем бланке черточки – это будет отметка времени, на это Вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «К» или «Р» не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть». Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. По прошествии каждой минуты экспериментатор ставит знак в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь не мешать.
Обработка результатов : Рассчитать: 1. Продуктивность внимания (количество просмотренных букв за 5 мин.); 2. Точность выполнения: А = å :( å +О) Где å - количество правильно вычеркнутых букв; О – количество ошибок. Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы. Е = S * A Где Е – показатель продуктивности, S – число всех просмотренных знаков, А – показатель точности. Он характеризует н только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например, если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени. 3. Успешность работы оценивается как А = В + С Где В – количество посмотренных знаков, С – показатель точности, который рассчитывается по формуле С = ( n*100):m Где n – общее количество букв, m – количество вычеркнутых букв.
Таблица: показатели успешности работы студентов.
Корректурная проба с кольцами Ландольта Модификация корректурной пробы Бурдона. Предлагается таблица с 22 строчками колец, в каждой строчке по 30 колец. Надо отыскивать и зачеркивать в каждой строчке кольцо с разрывом на 12 ч.
Инструкция: «Вы должны просматривать эти кольца строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все кольца с разрывом на 12 часов. Вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки. иногда я сам буду ставить на Вашем бланке черточки – это будет отметка времени, на это Вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать кольца как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одного кольца не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть».
Обработка результатов : Рассчитать: 1. Продуктивность внимания (количество просмотренных колец за 5 мин.); 2. Точность выполнения: А = å :( å +О) Где å - количество правильно вычеркнутых колец; О – количество ошибок. Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы. Е = S * A Где Е – показатель продуктивности, S – число всех просмотренных знаков, А – показатель точности. Он характеризует н только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени. 3. Успешность работы оценивается как А = В + С Где В – количество посмотренных знаков, С – показатель точности, который рассчитывается по формуле С = ( n*100):m Где n – общее количество колец,
m
– количество вычеркнутых колец.
Изучение распределения внимания
Психолог предлагает испытуемым следующие задания: А) написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Если он сразу начинает сбиваться – у него слабое распределение внимания; Б) считать вслух от 1 до 31, но ребенок не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Обработка результатов: Подсчитать ошибки: максимум – 12, минимум – 0. Принято считать, что: хорошее распределение внимания - от 0 до 4 ошибок; среднее - от 5 до 7; ниже среднего - от 8 до 10; плохое - от 11 до12.
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).
Сложение чисел с переключением (изучение переключения и устойчивости) Психолог предлагает испытуемому в течение 10 мин с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Сложение производится различными способами, меняющимися каждую минуту.
1 способ нужно сложить два числа (верхнее и нижнее), к полученной сумме прибавить единицу и результат записать рядом с верхним числом справа, а предыдущее верхнее число подписать внизу. Полученную пару снова сложить аналогичным способом и т.д. если сумма выражена двузначной цифрой, то записывается только цифра, обозначающая единицы, а цифру, обозначающую десятки, отбрасывают (если сумма равна 12, то записывается 2). Например: 1 4 6 1 8 0 9 0 0 1 2 1 4 6 1 8 0 9 0 0 и др.
2 способ вначале осуществить сложение верхнего и нижнего чисел, как и в 1 способе, но от суммы вычесть единицу и результат записать рядом с нижним числом первой пары, а нижнее число первой пары переносят вверх. Например: 1 2 2 3 4 6 9 4 2 5 2 2 3 4 6 9 4 2 5 6 и т.д.
В подготовительной части испытуемый складывает два числа по 1 способу (5 мин), затем сложение по 2 способу (5 мин). После этого высчитывается среднее количество произведенных счетных операций в минуту. В основной части эксперимента он по сигналу начинает складывать предложенные пары цифр 1 способом. Через минуту дается сигнал «Время» и испытуемый, поставив вертикальную черту, должен начать складывать числа по 2 способу с той пары цифр, на которой его застал сигнал. Так он работает в течение 10 мин, через каждую минуту переходя от одного способа сложения к другому. За это время он производит 9 переключений.
Обработка результатов : 1. Подсчитать среднее количество произведенных операций за 1 мин в условиях переключения. 18 и более правильных операций свидетельствуют о сравнительно быстром протекании психических процессов; 8 и менее операций указывают на замедленность и подтверждают малую способность испытуемого.
2.
Вычислить степень переключаемости. Для этого требуется разделить среднее количество счетных операций на 1 мин в условиях переключения на среднее количество счетных операций в минуту, которое испытуемый выполнил без переключения. Чем ниже степень преключаемости у данного ребенка, тем хуже у него результат умственной деятельности на уроках при частом переключении внимания.
Изучение уровня внимания у школьников в 3-4 классах
Инструкция: «Материал, который вы получите, содержит разные ошибки, в том числе смысловые. Найдите и исправьте их». Затем раздается текст, для исправления которого не требуется знание правил, а необходимо только внимание. Неисправленная ошибка – это ошибка внимания. Текст содержит 10 ошибок. Обработка результатов Подсчитать количество ошибок: 0 – 2 ошибки высший уровень внимания; 3 – 4 ошибки средний; 5 и более низкий. Текст Старые лебеди склонили пред ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним . Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самоле т с юда, чтобы помочь людям.
Скоро удалос
ь м
не на машине.
Старые лебеди склонили пред ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев тряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Счет по Крепелину Предназначена для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости испытуемых. Можно использовать для изучения психического темпа, колебаний внимания, переключаемости. Испытуемому предлагают складывать числа, напечатанные одно под другим, и записывать результат, отбрасывая десяток. Так, например, если в ряду встречается 12, то нужно снизу подписать 2, а не всю сумму. Можно предложить записывать испытуемому всю сумму полностью. Затем испытуемого предупреждают о том, что он должен решать примеры в строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет «Стоп» /обычно через 15 сек после начала/. После этого он должен начать следующую строчку. Испытуемому объясняют также, что он должен работать быстро и без ошибок. Отмечая, сколько сложений выполнил испытуемый за каждые 15 с правильно и сколько допустил ошибок, можно построить график его работоспособности. Это можно сделать путем очеркивания по строкам количества сложенных пар, и получается кривая утомляемости. Кривые утомляемости: - гиперстенический – начало выполнения задания в быстром темпе и очень рано проявляется истощаемость. В последующем эпизодически отмечается кратковременное улучшение показателей, но, в целом, обычно не достигая первоначального уровня; - гипостенический – отмечается постепенное увеличение времени и постепенная истощаемость, которая увеличивается без резких колебаний. Самый низкий результат сложенных пар отмечается к концу задания. Чем больше пиков, тем больше напряжение воли, внимания. Коэффициент работоспособности рассчитывается по формуле: К раб = S 2 : S 1 Где S 2 – сумма правильно выполненных сложений последних четырех строк, S 1 - сумма правильно выполненных сложений первых четырех строк. Если К раб приближается к единице, то это означает, что утомления практически не происходит. Если большая разница в выполнении строк – трудновключаемость; Увеличение ошибок к концу работы – утомляемость; Если ошибки не нарастают, а колеблются – колебания внимания;
Если к концу ошибки вообще исчезают, то это принцип научения и хорошей врабатываемости.
Отсчитывание по Блейхеру Опыт заключается в отсчитывании от 100 одного и того же числа /наиболее распространены варианты вычитания по 3 или по 7, можно сложнее – по 13/. Обследуемого предупреждают, что считать он долен про себя, а вслух называть полученное при очередном вычитании число. В промежутках между называнием испытуемым чисел экспериментатор равномерно ставит точки /приблизительный хронометраж/, можно фиксировать длительность пауз секундомером. При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце, несмотря на то, что задание становится более легким, увеличивается. Возможны два варианта ошибок: Первый- ошибки в единицах и, главным образом при переходе через десяток – свидетельствуют о некоторой интеллектуальной недостаточности. Второй – ошибки в десятках – характерен, главным образом для испытуемых с неустойчивым вниманием.
При выраженном слабоумии с недостаточностью критики отсчитывании ведется вопреки инструкции – вместо 7 отнимается 10 и т.д. причем эти ошибки не всегда удается коррегировать.
Таблицы Шульте Используются для исследования психического темпа, скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания к зрительным раздражителям.
Инструкция: «Нужно показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее и без ошибок».
Анализ результатов проводится по счету цифр /30-40 с/ внутри одной таблицы /задержки, ошибки, темп/ и по времени, потраченном на каждую таблицу. В норме на все таблицы обычно затрачивается одинаковое время. Неравномерность психической деятельности видна, когда испытуемый неожиданно останавливается и не может найти следующую цифру /чаще при сосудистой психоорганике/. При выполнении задания можно проследить: - характер выполнения /азартность, формализм, педантичность/; - эмоциональная сфера /апатичность, холодность, неадекватность, самодовольство, вспыльчивость, плаксивость, потеря чувства дистанции/; - речь /усиление или ослабление громкости речи, демонстративный шепот, молчание, оханье, стоны/.
Таблица перевода оценок времени в 20-ти бальную шкалу /норма 15-17/:
Переключаемость внимания (Ф. Горбов) Испытуемому предлагают показывать и называть числа в следующем порядке: 1 черное и 24 красное, 2 черное и 23 красное, 3 черное и 22 красное и т.д. фиксируется количество пар черно-красных цифр, просмотренных в каждую минуту. Обычно в норме счет заканчивается на конце второй минуты, редко в начале третьей минуты. По результатам счета по минутам хорошо видна истощаемость внимания, связанная с переключаемостью.
Инструкция:
Тест Торндайка
Тест на избирательность внимания. Задача испытуемого – отыскать десять заданных трехзначных чисел среди фонового материала. Те испытуемые, кто после двух-трех проб улавливают порядок последовательности искомых чисел, очень легко могут сознательно убыстрить процесс нахождения эталонных чисел. В индивидуальном эксперименте фиксируется стиль работы испытуемого. Выделено три разных стиля: А) систематический /последовательно просматриваются все числа/; Б) оптимальный /сознательно организованный и упорядоченный в соответствии с предлагаемой последовательностью расположения искомых чисел/; В) хаотичный /испытуемый наугад смотрит в разные зоны фонового материала/. Среднее время нормы поиска 10 чисел – 190-211 сек. Исследования нормы показывают, что успешность женщин выше, чем у мужчин, с возрастом в обеих группах успешность падает. Показатель успешности коррелирует с показателем интеллекта в целом и уровнем академического обучения. Ключ по столбцам: 1 столбец – нет, 2 столбец – 5 цифра, 3 столбец – нет, 4 столбец – 3 цифра, 5 столбец – 1 цифра, 6 столбец – 7 цифра, 7 столбец – 4 цифра, 8 столбец – 9 и 10 цифры, 9 столбец – 2 цифра,
10 столбец – 6 и 8 цифры.
Тест отыскания чисел /В.Л. Маршук/
Используется при исследовании распределения внимания. На бланке таблица 5 Х 5, в которой в случайном порядке нанесены числа от 1 до 40 /15 чисел пропущено/. Перед обследуемым ставится задача – записывать на контрольном бланке в порядке очередности числа, которых нет на бланке /пропуск отсутствующего числа считается ошибкой/. Время работы с бланком в норме – 1,5 минуты. Продуктивность работы с данной методикой рассчитывается: П = N пр :Т Где N пр – количество правильно переписанных чисел,
дополнение
Можно использовать модификацию данной методики, только в этом случае в чистом бланке надо расставить приведенные числа в образце в последовательности возрастания.
Ключ 1 таблицы: 3 4 9 12 19 22 24 31 34 38 42 46 47 52 53 60 67 68 72 86 87 89 91 94 96
Ключ 2 таблицы: 5 8 11 13 19 25 28 31 34 36 42 44 54 58 63 65 66 72 75 78
82
84
94
96
99
Устойчивость внимания по Риссу
Методика определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания. Модификацией теста Риссу является проба переплетенных линий Рея.
Инструкция: На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Вы долны начать с первой линии, потом перейти ко второй и т.д. Следить за линиями только глазами, помогать пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок.
При анализе следует учитывать: - что преобладает: установка на скорость или точность работы, - трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желании помочь себе каким-нибудь путем или выполняет задание без труда; - при опросе необходимо установить: что в данном задании было трудным, боялся ли сделать ошибки, как он относится к своим ошибках.
При определении количественных показателей учитывается время, затраченное испытуемым на нахождение линий. Можно фиксировать время , за которое исследуемый находит окончания пяти линий по порядку /с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д./ это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания. Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости /истощаемости/ концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к его концу. Время, затрачиваемое на выполнение задания: 3мин. 30 сек. - отличный результат, 6-7 мин. - средний результат, от 13 мин. и выше - плохой результат. В норме количество ошибок колеблется от 0 до 7. Ниже приводятся результаты в процентилях при выполнении теста Рея
Тест Кюсси
Исследуется избирательность внимания. Использование методики только в условиях индивидуального эксперимента.
Инструкция: Вам будет предложено последовательно одна за другой несколько карточек, на которых нарисованы крестики. Фигура-эталон, изображенная крестиками слева, имеется в замаскированном виде справа. Ваша задача отыскать ее и очертить карандашом. Работать как можно быстрее.
Время выполнения одной карточки не должно превышать 1 мминуты.
Показатели теста Кюсси вычисляются по скорости и степени точности выполнения каждого задания. При решении задачи возможны ошибки двух видов: 1. элементы ошибочно включены в искомую фигуру; 2. пропущены элементы, которые испытуемый должен был включить в искомую фигуру. Точность выполнения задания – В – вычисляется по формуле успешности, которая часто используется в исследованиях по восприятию: В = (С – W) : (С + О) * S Где С – общее количество всех отмеченных испытуемым элементов, W – количество неправильно отмеченных элементов, О – количество пропущенных элементов, которые следовало отметить, S – количество всех элементов в карточке. Вводится еще показатель скорости /время, затрачиваемое на выполнение/. Оба показателя /точности и скорости/ можно перевести в единую 10-ти бальную шкалу со средним показателем 5. После шкалирования получаем показатели В /точности/ и Т /скорости/, а общая успешность по всей методике будет А = В + Т. Помимо показателя общей успешности А в этой методике сконструирован еще структурный показатель S , который дает представление за счет чего – скорости или точности – испытуемый достигает успеха: S = В/Т. При анализе экспериментального материала сразу ясно, что испытуемый относится к «скоростному типу», если S < 1, и к «точностному типу» если S > 1. Кроме этих основных показателей, в данной методике есть еще мотивационный показатель, который получен благодаря включению в методику времени работы над ней, которое показывает степень заинтересованности испытуемого в решении заданий. Поскольку методика используется при изучении влияния стресса на психику, можно использовать ее до стресса /например, экзамена/ и после стресса и сравнить сдвиг показателя А.
Просмотров: 14732 Категория: Описания тестов Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|