|
Методика "Сложные аналогии"Цель: методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых. , Описание: методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача - какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет "шифр" - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение А, Б, В, Г, Д, Е. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы "шифр". Время выполнения задания ограничено тремя минутами. Материал: бланк методики, бланк протокола регистрации ответов. Инструкция: "На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице "шифр". Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы "шифр". И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице "шифр" аналогу. Время выполнения задания - 3 минуты.
Материал: Шифр А. Овца - стадо. Б. Малина - ягода. В. Море - океан. Г. Свет - темнота. Д. Отравление - смерть. Е. Враг – неприятель.
1. Испуг – бегство А, Б, В, Г, Д, Е 2. Физика - наука А, Б, В, Г, Д, Е 3. Правильно - верно А, Б, В, Г, Д, Е 4. Грядка - огород А, Б, В, Г, Д, Е 5. Пара- два А, Б, В, Г, Д, Е 6. Слово - фраза А, Б, В, Г, Д, Е 7. Бодрый – вялый А, Б, В, Г, Д, Е 8. Свобода - воля А, Б, В, Г, Д, Е 9. Страна - город А, Б, В, Г, Д, Е 10. Похвала - брань А, Б, В, Г, Д, Е 11. Месть - поджог А, Б, В, Г, Д, Е 12. Десять - число А, Б, В, Г, Д, Е 13. Плакать - реветь А, Б, В, Г, Д, Е 14. Глава-роман А, Б, В, Г, Д, Е 15. Покой - движение А, Б, В, Г, Д, Е 16. Смелость - геройство А, Б, В, Г, Д, Е 17. Прохлада - мороз А, Б, В, Г, Д, Е 18. Обман - недоверие А, Б, В, Г, Д, Е 19. Пение - искусство А, Б, В, Г, Д, Е 20. Тумбочка - шкаф А, Б, В, Г, Д, Е
Ключ:
Анализ результатов. Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей. Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей. Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз".
Просмотров: 4779 Категория: Описания тестов Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|