|
Методика "Сравнение понятий"Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста. Ход выполнения задания. Испытуемому предлагают сравнить понятия, указать сходство, а затем их различия. Все ответы записываются. Если инструкция не сразу понимается, то дается образец. Выясняя сходство понятий, ученик должен назвать (выделить) общий существенный признак. Например, "вечер" и "утро" сходны тем, что эти части дня различны тем, что "утро" - начало дня, а "вечер" - его конец. Неумение выделить эти признаки свидетельствуют о слабости операций анализа синтеза, обобщения, склонности к конкретному мышлению.
Сравнение понятий. 1. Ботинок – карандаш 2. Ветер – соль 3. Вечер – утро 4. Волк – луна 5. Ворона – воробей 6. Голод – жажда 7. Девочка – кукла 8. Дождь-снег 9. Дуб – береза 10. Золото – серебро 11. Картина - портрет 12. Корзина – сова 13. Корова – лошадь 14. Кошка – яблоко 15. Летчик – танкист 16. Лыжи – коньки 17. Маленькая – большая 18. Молоко – вода 19. Обман – ошибка 20. Озеро – река 21. Ось - оса. 22. Очки – деньги 23. Поезд – самолет 24. Река – птица 25. Сани – телега 26. Сказка – песня 27. Стакан – петух 28. Трамвай – автобус 29. Утро – вечер 30. Яблоко - вишня
В списке имеются и "несравнимые понятия" (река - птица; стакан - петух; ботинок - карандаш; волк - луна; ветер - соль; очки - деньги; кошка - яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное "ситуативное" высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и "соскальзывание", что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения - есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии. Норма 18-23 сравниваемых понятия.
Просмотров: 11074 Категория: Описания тестов Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|