Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 50
|
Профориентационная методика "Перекресток"1. Общая характеристика методики.
Методика включает в себя две основные части: 1. Первая часть методики - «Перекресток – 1» предназначена для определения наиболее предпочтительных для клиента «предметов (сфер) труда» и «средств труда». Это позволяет в итоге уточнить наиболее привлекательные профессии (по специальной таблице – на пересечении, т.е. на «перекрестке» привлекательных предметов и средств). 2. Вторая часть методики -«Перекресток – 2» является вспомогательной и предназначена для определение наиболее привлекательного для клиента «уровня профессионального образования» и его предполагаемого «уровня самостоятельности в труде». В итоге это позволяет соотнести уровень профессиональных предпочтений (претензий) клиента и его готовности самостоятельно, инициативно и творчески реализовать свои претензии (по специальной таблице – на пересечении, т.е. опять же – на «перекрестке» уровня профессионального образования и уровня самостоятельности). Данная методика заявлена как активизирующая, т.е. собственно психодиагностический эффект является не главным. Более важным является провоцирование размышлений самоопределяющегося клиента над сложными мировоззренческими проблемами, связанными с выбором профессии и учебного заведения. Но если данную методику использовать вместе с другими известными методами профессиональной психодиагностики, то е диагностический эффект может повыситься. Мы выражаем особую благодарность за помощь в сборе и обработке данных для составления новых «норм» психологу московской школы № 848 Е.В.Лямкиной и педагогу школы № 1 г. Долгопрудного Московской области О.Н.Мелехиной. 2. Общие условия использования методики «Перекресток».
1. Методика предназначена для работы со старшеклассниками и со взрослыми клиентами. 2. По времени вся методика занимает: «Перекресток – 1» около 1,5 часов, а «Перекресток – 2» около 40-45 минут. 3. Методика «Перекресток», проведенная по полной схеме больше подходит для индивидуальной профконсультации (в идеале – в комбинированном компьютерно-«ручном» варианте). Однако отдельные часть методики могут использоваться сам самостоятельные опросники и тогда их можно включать в работу с группой (или классом). 4. Обычно результаты опросников (в «ручном» варианте использования) подсчитывают сами клиенты. Объясняется это тем, что методика активизирующая и клиенты должны понимать хотя бы общую логику осмысления своих результатов. 5. Также клиенты самостоятельно рисуют бланки ответов (естественно, если им внятно объяснить как это делается и показать пример такого бланка на классной доске).
3. Некоторые особенности использования методики «Перекресток»:
Поскольку методика «Перекресток» является активизирующим опросником, то и процедура должна строиться несколько иначе, чем при проведении настоящих «тестов». 1. Психолога не должно смущать, что некоторые вопросы составлены в эмоционально провокационном плане. Такие вопросы – это маленькие философские дилеммы. Заметим, что сама методика задумывалась как провоцирование размышлений над подобными вопросами. Например, вместо того, чтобы прямо ставить данные вопросы перед клиентами (что, скорее всего, вызвало бы непонимание и даже определенные психологические барьеры), эти вопросы просто включены в другую деятельность – заполнение бланка ответов. В итоге опросник воспринимается большинством клиентом как вполне «нормальный»… 2. Некоторые вопросы психолог может по-своему комментировать, что также категорически запрещается при работе с «настоящим» тестом. Идея комментирования некоторых вопросов была подсказана учащимися, которые часто сами (и по-своему) комментируют «заинтересовавшие» их вопросы. Психолог лишь просто перехватывает у них инициативу… Кроме того. психолог может через такие комментарии обозначать наиболее важные ценностно-смысловые акценты профессионального и личностного самоопределения. 3. У самих некоторых педагогов и психологов могут возникнуть вопросы, связанные с такими «профессиональными группами» как «Антиобщественная деятельность» и «Тунеядство». Конечно, включение таких групп является нетрадиционным для подобных методик, хотя социологи и философы, выделяя типичные группы населения в разных культурах, давно говорят о «неизбежности» преступников и проституток, а социальные педагоги говорят о том, что уже давно сформировался институт «профессиональных нищих»… К сожалению, часть подростков размышляет и о таких перспективах своего самоопределения (иногда из «озорства» или «осознанно», иногда – вынужденно, в силу специфического социально-экономического и анти-духовного положения современной РФ). Смысл обсуждения таких перспектив не в том, чтобы поддержать подобные ориентации подростков, а в том, чтобы открыто начать обсуждение данной проблемы. Если не педагоги и психологи начнут обсуждать подобные вопросы, то тогда кто?… К сожалению, другие «специалисты» времени зря не теряют. К сожалению, идея «криминализации общества» до сих пор еще весьма популярна не только в подростковой среде. 4. При обработке и интерпретации результатов в опроснике «Перекресток» следует помнить, что некоторые нормы произвольно нами сдвинуты «вверх». Например, «нормы» для «Антиобщественной деятельности» для мальчиков раньше были: (-8) – (-4) и тогда многие попадали в «плюс», что как бы «подтверждало» их намерения… Мы изменили «нормы», которые стали выглядеть так: (-3) – (+3) и тогда уже редко кто из подростков попадает в «плюс»… Аналогично изменены нормы для «Тунеядство»: с (-5) – (-2) раньше – до (0) – (+5) сейчас… Соответственно, изменены «нормы» для девушек: по «Антиобщественной деятельности» – с (-7) – (-3) раньше – до (-3) – (+5) сейчас, а для «Бродяг-попрошаек» – с (-6) – (-3) ранее – до (0) – (+6) сейчас… 5. На этапе подведения итогов могут возникать ситуации, когда кто-то сильно недоволен результатами. Ни в коем случае нельзя слишком «серьезно» подходить к таким результатам. Например, возможна ситуация, когда психолог может примерно так «успокоить» клиента: «Скорее всего, у Вас просто плохое настроение и в другой раз результаты будут несколько иными», «Это не Ваша вина: скорее всего, методика не совсем удачная» и т.п. Но в любом случае клиент не только может задуматься над такими «неудачными» результатами, но и как-то эмоционально отнестись к такой неудаче…
6. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Как уже отмечалось, методика «Перекресток» не является психодиагностической в строгом смысле слова. Соответственно, и результаты имеют лишь относительную диагностическую ценность. Для повышения диагностической ценности опросника «За и против» следовало бы соблюсти следующие условия: 1. Исключить «провокационные» и «эмоционально не нейтральные» вопросы (после чего методика значительно потеряла бы в активизирующем плане и воспринималась бы многими клиентами-учащимися как более «скучная»). 2. Не комментировать даже некоторые вопросы в ходе проведения методики (но тогда психолог не имел бы возможности делать акценты на наиболее существенных проблемах профессионального самоопределения, что также снизило бы активизирующий эффект). 3. Значительно расширить выборку обследованных для уточнения психометрических «норм», например, по каждой группе (мальчиков-подростков и девушек) довести «статистику» до 200-300 обследованных. 4. Разработать «нормы» не «вообще», а для каждой образовательно-возрастной группы клиентов (например, для подростков, для абитуриентов, отдельно для каждой группы безработного и незанятого населения…). 5. Желательно также разработать «нормы» для каждого культурно-национального региона страны… 6. Периодически обновлять «нормы» (желательно, через каждые 3-5 лет). 7. Обязательно соотносить результаты опросника с другими профориентационными методиками. 8. Проводить обследование по всем этим методикам в течение определенного (длительного) времени, например, 2-3 раза в течение учебного года или хотя бы в течение 2-3-х лет, чтобы была возможность отслеживать динамику изменения профессиональных намерений, самооценку своих возможностей и изменения в ценностно-смысловой сфере и т.п.
Понятно, что все перечисленные требования к тесту выполнить почти невозможно, поэтому мы и не переоцениваем психодиагностические возможности данной процедуры. При интерпретации результатов психолог может опираться на общую (формальную, внешнюю) схему, описанную в процедуре использования каждой из трех частей методики, а также в разделе «Обобщение результатов». Но при этом неизбежна опора на собственный жизненный опыт и даже на профессиональную интуицию. Таким образом, формальная схема обсуждения – это своеобразная «подстраховка» для психолога на случай, если опыт и интуиция не помогают… Полученный материал является лишь скромной информацией для принятия окончательного решения. Приемлемым итогов работы с опросником «Перекресток» явилось бы не только обсуждение конкретного выбора, но и параллельное обсуждение ценностно-смысловых вопросов профессионального и личностного самоопределения. Желательно, чтобы методика как бы спровоцировала некоторые такие вопросы.
1. «ПЕРЕКРЕСТОК - 1» (первая часть опросника).
Общими целями методики являются: 1) Выявление наиболее привлекательных для клиента предметов (сфер) труда; 2) Выявление наиболее привлекательных для клиента внешних и внутренних средств труда; 3) Соотнесение предметов и средств для уточнения наиболее привлекательных для клиента профессий (по специальной таблице); 4) Активизировать (спровоцировать) самоопределяющегося клиента для ценностно-нравственных размышлений, связанных с выбором профессий (внутренняя, собственно активизирующая цель методики).
Мы рекомендуем (по возможности) проводить опросники по выявлению предметов (сфер) и средств труда сразу ( на одном занятии или в рамках одной профконсультации ). Это позволит как бы «на одном дыхании» определить по таблице на пересечении предметов и средств конкретные профессии. Естественно, если такой возможности нет, то эти опросники можно проводить и на разных занятиях (профконсультациях). Например, на первом занятии определяются наиболее привлекательные «предметы (сферы) труда», а на втором занятии – наиболее привлекательные «средства труда» и сразу же отыскиваются по таблице наиболее интересные для клиента профессии.
1. «Перекресток – предметы (сферы) труда».
Процедура использования и подсчета результатов: 1. Общая инструкция: «Методика позволит нам ориентировочно определить наиболее привлекательные для вас сферы производства, связанные с теми или иными предметами труда. В дальнейшем это позволит нам уточнить наиболее привлекательные для вас профессии». 2. Клиенты рисуют бланк ответов (см. Приложение 1). 3. Психолог зачитывает вопросы (см. Приложение 2), а каждый клиент в своем бланке ответов проставляет баллы. показывающие его желание выполнять те или иные трудовые действия. Используется шкала от 0 до 5 баллов (чем больше баллов, тем больше желания выполнять данное действие на работе). 4. Подсчет результатов: - Сначала перед всеми баллами во второй, четвертой и шестой колонках проставляется знак «минус»; - Затем по каждой из двадцати строчек подсчитывается алгебраическая сумма всех баллов и результат выписывается справа от бланка (см. Приложение 1, графа «Сумма баллов») – в итоге получается двадцать результатов, соответствующих двадцати сферам труда (при этом могут быть и отрицательные значения, и нули). 5. Далее психолог зачитывает нормы отдельно для мужчин-мальчиков и для девушек (см. Приложение 4, «Нормы» для «Предметов (сфер) труда»). 6. После зачитывания нормы по каждой из двадцати сфер труда сам клиент подсчитывает, насколько его результат отличается от данной нормы, для чего ему необходимо на примере объяснить порядок такого подсчета: - Клиент выписывает каждую норму справа от колонки «Сумма баллов», в другой колонке - «Нормы» (чтобы нормы находились перед глазами – для простоты расчетов); - Если результат попадает в «норму», то считается, что к данной группе профессий интерес обычный. Например, результат – (-2), а «норма» - (-6, +3); результат находится в пределах от (-2) до (+4), следовательно, к данной группе профессий интерес обычный (особого желания работать нет, но и явного нежелания также нет). Справа от «нормы», в графе «Результаты» (см. Приложение 1) выписывается «0» («ноль»). - Если результат выходит за рамки «нормы», то производятся нехитрые вычисления - определяется разница между своим результатом и крайним (ближним) значением нормы. Например, результат – (+5), а «норма» - (-4, +3); вычитаем из результата крайнее значение нормы: (+5) – (+3) = (+2). В данном случае можно говорить о некотором особом интересе к этой группе профессий – соответственно, в графе «Результаты» выписывается «+2». Или другой пример: результат – (-7), а «норма» – (-2, +2); вычитаем из своего результата крайнее, т.е. опять же ближнее значение нормы: (-7) – (-2) = (-5). Здесь скорее можно говорить об отсутствии интереса к данной группе профессий – в графе «Результаты» выписывается «-5» и т.п. 7. После определения соответствия своего результата с нормой психолог зачитывает название сферы труда, а клиент выписывает это название в графе «Предметы (сферы) труда». Далее определяется соответствие по следующей сфере труда и т.д. 8. В итоге получается общая картина (общий фон): по каким-то сферам труда результаты плюсовые (интерес к соответствующим сферам имеется), по каким-то – нули (интерес не выраженный), а где-то – минусы (интерес отсутствует).
2. «Перекресток – средства (внешние и внутренние) труда»
Вся процедура проведения опросника аналогичная только что описанной процедуре определения наиболее привлекательных предметов (сфер) труда (см. выше). При этом используется иной бланк ответов (см. Приложение 1, бланк ответов для определения «Внешних и внутренних средств труда»), иные вопросы (см. Приложение 3) и иные нормы (см. Приложение 4, «Нормы» для «Внешних и внутренних средств труда»), Несколько отличается общая инструкция : «Данный опросник позволит нам ориентировочно определить наиболее привлекательные и реальные для вас внешние и внутренние средства трудовой деятельности. Это также позволит нам уточнить наиболее привлекательные для вас профессии».
3. Процедура уточнения привлекательных профессий.
1. Используется таблица соответствия предметов (сфер) и средств труда (см. Приложение 5). 2. Например, клиента интересует сфера «Техники» и он в наибольшей степени готов использовать «Коммуникативно-артистические средства труда». На пересечении этой сферы и этих средств труда получаем: «Бригадир на производстве», «Начальник смены. Цеха», «Контролер ОТК» (см. Приложение 5). Все это лучше выписывать на отдельном листочке. 3. Может оказаться, что некоторые профессии будут повторяться (на пересечении разных сфер и средств труда) тогда их значимость выбора («удельный вес») как бы поднимается. 4. При желании (и наличии времени) можно определить не только наиболее привлекательные профессии, но и явно противопоказанные. Например, использовать для этого те сферы труда и средства труда, которые набрали «минусы». При этом может оказаться, что одни и те же профессии окажутся как в числе самых привлекательных, так и в числе отвергаемых. Все это также может стать дополнительной информацией для окончательного принятия решения. И все-таки нам представляется, что для одновременного определения явно непривлекательных профессий лучше использовать компьютерно-«ручной» вариант данной методики.
2. «ПЕРЕКРЕСТОК – 2» (вторая часть опросника).
Общими целями данной части методики являются: 1) Уточнение желательного для клиента «уровня профессионального образования»; 2) Уточнение предполагаемого самим клиентом «уровня самостоятельности в труде»; 3) Соотнесение своих претензий по профессиональному образованию и предполагаемого уровня самостоятельности (по специальной таблице). 4) Активизация (провоцирование) клиента на ценностно-нравственные размышления, связанные с выбором уровня учебного заведения и его готовностью реализовать себя на данном уровне.
Мы также предлагаем по возможности использовать опросники по выявлению уровней образования и уровня самостоятельности сразу, на одном занятии (на одной профконсультации).
1. «Перекресток – уровни профессионального образования».
Общая инструкция : «Методика позволит нам определить наиболее привлекательный и реальный для вас уровень профессионального образования». Процедура проведения опросника, а также подсчет результатов такой же как и в первой части методики (см. описание методики «Перекресток – 1»). При этом рисуется несколько отличный бланк ответов (см. Приложение 6, Бланк для «Уровней профессионального образования»), используются специальные вопросы (см. Приложение 7) и другие «нормы» (см. Приложение 9, «Нормы» для «Уровней профессионального образования»).
2. «Перекресток – уровни самостоятельности в труде».
Общая инструкция : «Методика позволит нам определить наиболее привлекательный и реальный для вас уровень самостоятельности, инициативы и творчества в труде». Процедура проведения опросника, а также подсчет результатов такой же как и в первой части методики (см. описание методики «Перекресток – 1»). При этом рисуется несколько отличный бланк ответов (см. Приложение 6, Бланк для «Уровней самостоятельности в труде»), используются специальные вопросы (см. приложение 8) и другие «нормы» (см. Приложение 9, «Нормы» для «Уровней самостоятельности в труде»).
3. Процедура определения соответствия желаемого уровня образования и предполагаемого уровня самостоятельности в труде.
1. Используется специальная таблица (см. Приложение 10). 2. Например, желаемый уровень образования – «Высшее профессиональное», а предполагаемый уровень творчества – «Пассивный и безответственный» («лентяй»). В таблице, на пересечении (на «перекрестке») этих уровней получаем – «Магистр – «лентяй». Три «вопроса» в скобках указывают на сильную сомнительность такого сочетания. Возможными выводами (рекомендациями) для клиента могут быть: 1) отказаться от своей высокой претензии, т.е. выбрать менее сложный уровень профессионального образования или вообще закончить какие-нибудь простые краткосрочные курсы… 2) Перестать быть лентяем… Еще лучше, когда такие рекомендации будет высказывать не профконсультант, а сам клиент (как пожелания самому себе…) – в этом также проявился бы элемент активизации клиента. 3. В другом случае уровень образования может быть «Начальным профессиональным», а предполагаемый уровень самостоятельности – «Творчески работник» («талант»). И опять мы наблюдаем некоторое не соответствие – «»Рядовой работник – «талант» и рядом два «вопроса» и лишь один «плюс»… Рекомендацией для такого клиента может стать попытка повысить предполагаемый уровень своего образования… 4. Иногда может оказаться, что по результатам опросника клиент оказывается и «лентяем» и «»гением» или одновременно предполагается «высшее образование» и «краткосрочные курсы»… Реально такое сочетание вполне возможно. Например, клиент одновременно хотел бы освоить авто-слесарное дело, но все-таки быть начальником автобазы, или будучи вполне активным и инициативным, клиент все-таки хочет иногда отдохнуть, т.е. занимать пассивную позицию… В таких случаях мы предлагаем попросить самого клиента оценить, какой уровень образования и предполагаемой активности является наиболее правильным («правдивым»). Заметим, что методика не претендует на выявление «абсолютной истины». Как средство активизации методика лишь провоцирует соответствующие разговоры и размышления клиента. Приложение 1. Бланки для опросника «Перекресток – 1».
Приложение 2.
Вопросы для опросника «Перекресток – 1»: «Предметы (сферы) труда».
Инструкция: оцените в баллах (от 0 до 5) свое интересы и желание выполнять на работе следующие действия:
1. Я с огромным удовольствием работал бы с животными и растениями 2. Я хотел бы работать с механизмами, аппаратурой и приборами 3. Меня интересуют строение человеческого тела, проблемы его красоты и здоровья 4. Я люблю малышей, детей и подростков и готов работать с ними 5. Меня серьезно интересует строение Земли и Космоса 6. Я очень люблю размышлять о том, как стать богаче, как заработать много денег… 7. Меня очень интересуют жизненные проблемы конкретных людей 8. Я готов усиленно работать над своим телом, голосом, настроением, состоянием души 9. Я всегда любуюсь оригинальной архитектурой и красивыми сооружениями 10. Мне интересно быть в курсе последних событий и новостей 11. Я хотел бы превращать бесформенную заготовку в красивое и полезное изделие 12. Я мечтаю быть преподавателем в школе, колледже или вузе 13. Мне очень интересны судьбы разных стран и народов 14. Я хотел бы сам управлять транспортным средством (автомобилем, локомотивом, кораблем. самолетом…) 15. Я люблю ремонтировать и настраивать технику, аппаратуру и приборы 16. Я считаю, что настоящая элита – это те, кто способен нарушить существующий закон (элита живет по своим, «высшим» законам)… 17. Я хочу заботиться о душах своих близких, прощать людям их несовершенство, помогать им стать добрее и прекраснее, помочь им мудрее и веселее относиться к жизни 18. Я хочу, чтобы меня боялись всякие бандиты и прочая нечисть 19. Мне приятно помогать людям (клиентам, посетителям), оказывать им добрые услуги 20. Я считаю, что только дураки трудятся «в поте лица» своего 21. Мне совершенно не интересны животные, растения, микроорганизмы 22. Я не люблю изучать технику и предпочитаю лишь самые простые и доступные для понимания приборы 23. Я считаю, что есть вещи поважнее, чем здоровье человека и красота его тела 24. Не хотел бы я работать в школе или в каком-либо воспитательном учреждении 25. Я считаю, что есть вещи более интересные и важные, чем природные богатства и прочие «внутренности» нашей планеты 26. Меня возмущает, когда все в нашей жизни объясняется только через денежные отношения 27. Мне не интересно обсуждать житейские человеческие проблемы 28. На работе надо заниматься конкретным делом и поменьше заботиться о своей «душе» и о своем «здоровье» 29. Не хотел бы я работать на какой-нибудь стройке 30. Я не интересуюсь склоками из жизни знаменитостей, «житейской суетой» и всем, что происходит в обществе 31. Меня не привлекает работа на станке или каком-либо другом производственном оборудовании 32. Я не хочу всю жизнь кого-то учить, учить и учить… 33. Мне совершенно не интересны разговоры о политике 34. Я бы не хотел всю жизнь «крутить баранку» или штурвал, все время «куда-то ехать» … 35. Мне совершенно не интересно, как производят различные машины, станки, аппаратуру, оборудование… 36. Нет ничего позорнее, чем строить свое благополучие на несчастии других людей… 37. Мне не нравятся всякие там «философские» рассуждения об истине, красоте и счастье… 38. Я не хочу постоянно рисковать своей жизнью ради чьей-то чужой жизни и безопасности 39. Я не хочу постоянно улыбаться на работе, все время угождать своим клиентам и посетителям 40. Я считаю, что честный и творческий труд – это главное условие счастья 41. Мне интересно наблюдать за животными и растениями 42. Овладение сложной современной техникой – моя мечта 43. Я хотел бы помогать больным и немощным людям 44. Я считаю, что нет нечего приятнее благодарности детей и подростков за те чувства, знания и идеи, которые передают им педагоги и воспитатели 45. Я люблю наблюдать за природными явлениями 46. Самое интересное – это получать все более высокую прибыль, в этом - главный «азарт труда» 47. Я готов выслушивать людей, с пониманием относится к их проблемам 48. Чтобы стать хорошим специалистом, я готов много работать над собой, ограничивать себя от всяких «соблазнов»… 49. Мне нравится проектировать новые квартиры, дома, строения и целые города… 50. Я хотел бы получать общественную информацию из первых рук, знать больше, чем знают простые люди 51. Мне приятно видеть, как в моих руках какой-нибудь «полуфабрикат» превращается в готовое изделие 52. Я хотел бы самостоятельно разрабатывать учебные планы и программы, писать новые учебники и книги 53. Меня интересуют традиции, обычаи, уклад жизни и образ мыслей самых разных народов 54. Я готов не только управлять транспортным средством, но и самостоятельно его обслуживать 55. Я хотел бы заниматься сборкой и наладкой сложного современного оборудования 56. Если потребуется, я готов совершить зло другим людям ради счастья и благополучия своих родных и близких 57. Я уверен, что постоянное соприкосновение на работе с «высшими идеалами добра, красоты и истины» - это и есть счастье 58. Я готов рисковать своей жизнью и здоровьем ради сохранения спокойствия в обществе 59. Я уверен, что иногда бывает интересно и даже необходимо так продать товар или оказать услугу, чтобы посетитель даже не понял, что его немного обманули 60. Я мечтаю о такой «работе», где меня никто не знает и я ни перед кем не отвечаю и никого знать не хочу… 61. Животные, растения, рыбы, насекомые часто вызывают у меня неприятные ощущения 62. Когда я работаю с техникой, то чувствую себя каким-то «неполноценным» 63. Больные и немощные люди, их болезни и страдания вызывают у меня некоторую брезгливость 64. Я боюсь, что дети не будут меня слушаться, боюсь, что не смогу поддерживать дисциплину в работе с ними 65. Я считаю, что работать на открытом воздухе и в любую погоду – это не уважать самого себя 66. Не хотел бы я всю жизнь общаться с теми, кто распоряжается большими деньгами 67. Я скучаю от разговоров про «несчастную» жизнь, мне просто противны всякие «простофили» и «неудачники» 68. В свободное время надо только расслабляться, почаще позволять себе кое-какие слабости и шалости (надо уметь «забывать» о том, что есть какая-то там работа) 69. Я не хочу работать на открытом воздухе (под дождем, снегом или палящим солнцем) 70. Мне очень не приятны всякие общественные «сплетни» и «сенсации» 71. Я не хотел бы постоянно выполнять одни и те же трудовые действия и операции, даже если и достиг бы в этом совершенства 72. Не хотел бы я, чтобы мои чувства, переживания и новые идеи стали известны моим ученикам 73. Я считаю, что проблемы социальной справедливости волнуют лишь бездельников, лишь тех, кто не умеет трудиться и сам зарабатывать деньги 74. Меня пугает необходимость производить даже мелкий (текущий) ремонт и обслуживание какого-либо транспортного средства (машины, автобуса, локомотива…) 75. Я не хочу всю жизнь собирать и ремонтировать технику 76. Мне было бы трудно выполнять многие «воровские законы» и подчиняться преступным авторитетам 77. Я считаю, что если человек постоянно погружен в философские размышления, то он может пропустить свое земное счастье 78. Мне сложно было бы работать в условиях суровой дисциплины 79. Мне было бы очень неприятно все время думать на работе только о деньгах и «прибыли» 80. Я никогда не смогу унижаться и просить у какого-то «благодетеля» милостыню 81. Я готов заботиться и ухаживать за живыми существами, за «братьями нашими меньшими» 82. Я готов просидеть целую ночь, лишь бы разобраться с каким-то новым техническим устройством или прибором 83. Я готов внимательно выслушивать жалобы больных и старых людей 84. Я готов передавать детям и подросткам «частички своей души» 85. Я хотел бы разрабатывать земные недра, добывать богатства Земли 86. Я хотел бы участвовать в планировании развития фирмы, отрасли, страны… 87. Меня очень интересуют человеческие страсти и жизненные проблемы 88. Я готов отказать себе во многих «радостях жизни», чтобы морально и психологически настроить себя на работу, чтобы всегда быть в хорошей форме 89. Я считаю, что нет ничего приятнее, чем видеть только что воздвигнутое тобой и твоими товарищами строительное сооружение 90. Я хочу, чтобы мое мнение, эмоциональное отношение и комментарии к различным событиям были известны тысячам людей 91. Я хочу чувствовать себя хозяином на современном производстве (управлять сложным оборудованием и технологическими линиями) 92. Я готов снова и снова объяснять своим ученикам сложную идею или методику, даже если они сразу меня не понимают 93. Я готов обсуждать проблемы нашей страны и всего человечества 94. На работе я хотел бы ездить без аварий и происшествий, уверенно управляя своей машиной 95. Мне было бы приятно видеть, как работает собранная мной машина, какое-либо оборудование или аппаратура 96. Я считаю многие «воровские законы» и отношения в преступном мире достаточно справедливыми и естественными 97. Я готов внимательно изучать самые сложные философские и эстетические труды 98. Я готов смело выполнить любой приказ ради сохранения безопасности моей страны и народа 99. Я мечтаю о том, чтобы посетители уходили от меня довольные и всегда говорили «спасибо» 100. Я мечтаю так устроить свою жизнь, чтобы нигде не работать, но чтобы другие как-то все-таки заботились обо мне 101. Иногда я просто боюсь животных, насекомых и растений 102. При слове «техника» я начинаю зевать и меня клонит ко сну… 103. Я не хотел бы брать на себя ответственность за чье-либо здоровье 104. Я считаю, что дети и подростки – очень не благодарные и капризные существа 105. Меня совершенно не интересуют природные богатства и «кладовые» Земли 106. Не хотел бы я всю жизнь ломать голову над сложными финансовыми расчетами, сводить «дебет» с «кредитом» 107. Если честно, то меня мало тревожат судьбы мира и отдельных людей: я просто хочу быть богатым, здоровым и всегда иметь хорошее настроение 108. Я считаю, что если я хороший, ценный работник, то пусть о моей душе и здоровье заботятся другие специалисты, а моя задача –делать свое конкретное дело, не щадя себя… 109. Меня несколько пугает тяжелая физическая работа и специфические отношения в строительных бригадах 110. Не хотел бы я общаться с людьми, которые ради очередной «сенсации» готовы искажать информацию 111. Я считаю, что работать на каком-нибудь заводе или фабрике – это ниже моего достоинства 112. Не хотел бы я постоянно волноваться от того, что ученики могут меня не понять и вообще «плохо про меня подумать» 113. Чем меньше я буду думать о добре и зле, о проблемах социальной справедливости, тем спокойнее и богаче будет моя жизнь 114. Не хотел бы я постоянно следить за дорогой, все время беспокоиться о том, как бы не совершить аварию 115. Мне не хотелось бы иметь дело с техническими чертежи, проектами и компьютерными программами 116. Моя честь и совесть для меня важнее, чем собственное благополучие и завистливые разговоры (оценки) окружающих 117. Я не хочу иметь дело с теми, кто живет в каком-то идеальном, вымышленном мире 118. Я считаю, что нельзя ни при каких условиях применять оружие против любого человека, даже если это злостный преступник (ведь с ним тоже можно договориться по-хорошему) 119. Я считаю, что чем больше презираешь клиента или посетителя, тем больше он тебя уважает… 120. Я считаю, что иногда можно и унизиться, если это позволит тебе получить существенные средства к существованию, даже нигде не работая Приложение 3.
Вопросы для методики «Перекресток – 1»: «Внешние и внутренние средства труда».
Инструкция: оцените в баллах (от 0 д о5) свои способности и недостатки, а также свою общую готовность выполнять следующие трудовые действия (оценивается не желание, а именно способности и недостатки):
1. Мне легко даются физические нагрузки 2. Я готов освоить самую сложную и современную технику 3. Я знаю, что многие хотят со мной общаться 4. Я способен использовать некоторые свои знания в решении практических проблем 5. Я не раз замечал, что меня уважительно слушают даже тогда, когда я говорю не очень умные вещи 6. Я недостаточно готов к физическому труду 7. Я плохо осваиваю работу на современной аппаратуре, технике и различных машинах 8. Я не умею производить благоприятное впечатление на разных людей 9. У меня не получается много читать и, тем более, конспектировать прочитанное 10. К сожалению, окружающие почти не считаются с моим мнением 11. Я могу долго выполнять однообразную работу и не уставать от нее 12. Я способен соблюдать правила безопасности в работе с техникой 13. Если потребуется, я легко могу сыграть какую-нибудь роль, изобразить кого-то… 14. Я умею культурно спорить, а также спокойно объяснять другим людям их ошибки 15. Я не боюсь даже тех, кто сильнее и влиятельнее меня 16. У меня плохо получаются высокоточные и скоординированные движения пальцев и кистей рук 17. Обычно я очень долго не могу понять различные инструкции по использованию техники, аппаратуры и приборов 18. К сожалению, мне редко удается вызвать у кого-то доверие и симпатию в общении 19. Обычно я плохо ориентируюсь в сложных задачах и различных ситуациях, требующих нестандартных подходов
20. Мне редко удается заставить кого-то сделать так, как я считаю нужным 21. Я быстро осваиваю работу с разными ручными инструментами и приспособлениями 22. Я готов не только работать с техникой, но и вовремя обслуживать ее 23. Мне не сложно подыграть своему собеседнику (когда нужно улыбнуться или, наоборот, «взгрустнуть» вместе с ним…) 24. Иногда мне кажется, что я смог бы некоторые учебные предметы (или некоторые темы) объяснить более удачно, чем это делают обычно наши педагоги 25. Я способен заставить человека сделать что-то быстрее и лучше, чем он сделал бы это без меня, самостоятельно 26. Очень часто ручной труд вызывает у меня сильное перенапряжение (для меня проще работать головой, чем руками) 27. Для меня очень утомительно долго работать с техникой и аппаратурой 28. Я сильно устаю, когда приходится много говорить, объяснять и доказывать что-то 29. По сравнению со многими своими друзьями, я гораздо меньше знаю и запоминаю 30. Мне трудно бывает сказать человеку обидную правду, покритиковать его, даже если он того заслуживает
Приложение 4.
Нормы для опросника «Перекресток – 1»: «Предметы (сферы) труда»:
Просмотров: 3358 Категория: Описания тестов Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|