|
Активизирующий опросник-шутка "Как поживаешь?"
Опросник “Как поживаешь?” используется с целью рассмотрения в шутливой форме существенных для данного подростка жизненных ценностей, а также для того, чтобы оценить, с точки зрения каких людских стереотипов подобные ценности получают одобрение, а какие - осуждаются... Методика позволяет работать с группой (классом) и занимает по времени примерно 30-40 минут. Общий порядок работы с опросником следующий: 1. Ведущий показывает на доске, как лучше подготовить бланк, а учащиеся в своих тетрадях в клеточку, положенных так, чтобы листы оказались в горизонтальном положении, рисуют такой бланк (см. Таблицу 4). 2. Общая инструкция: “Сейчас Вам будут предлагаться пары каких-то ценностей из перечня, который есть в Вашем бланке. Каждый раз Вы должны определить, какая ценность для Вас важнее, а какая - менее важная. К начальному баллу более важной ценности (к 10 баллам) прибавьте +1 и сразу напишите в бланк новый результат = 11 баллам, а из начального балла менее важной для Вас ценности (тоже из 10 баллов) вычтите -1 и сразу запишите рядом результат = 9 баллам. В дальнейшем, все ценности будут либо увеличивать свои баллы, либо уменьшать, приобретая иногда даже отрицательные значения. Это и будет показателем того, что для Вас более важно в жизни, а что - менее”. 3. Ведущий зачитывает пары ценностей (см. Перечень вопросов... - в конце данного раздела) , а учащиеся в своих бланках делают соответствующие записи (к более привлекательным ценностям прибавляют баллы, а из менее привлекательных ценностей - вычитают). 4. После зачитывания всех пар ценностей итоговые результаты по каждой из 15-ти ценностей для наглядности обводятся кружочком. 5. Ведущий зачитывает по каждой ценности “нормы" (см. Таблицу 5). Если по рассматриваемой ценности результат учащегося ниже нормы, то в графе “нормы” он проставляет напротив ценности знак минус (“-”), если выше - знак плюс (“+”), если попадает в норму включительно - знак ноль (“0”). Полученные результаты хотя и не являются корректной психодиагностической информацией, но все же ориентировочно показывают, что для данного подростка более важно в жизни, а что не является для него особой “ценностью”...
6. Далее, если позволяет время, ведущий в ироничной форме определяет вместе со школьниками, как отнеслись бы к таким ценностным ориентациям различные люди, представляющие те или иные социальные стереотипы. Для этого ведущий сначала зачитывает имеющиеся стереотипы (см. Таблицу 6), а учащиеся все вместе выбирают 3-5 наиболее авторитетных для себя стереотипа, которые тут же выписываются на доске [1] . 7. “Мнение стереотипа” по поводу тех или иных ценностных ориентаций конкретных школьников определяется следующим образом. Ведущий начинает со стереотипа, выписанного в самой крайней правой части бланка (это намного удобнее для подсчетов). Зачитываются типичные для данного стереотипа ценностные приоритеты (см. Таблицу 6, знаки рассматриваемого стереотипа по каждой ценности). Учащиеся должны сразу же сложить эти знаки со своим знаками (выписанными в графе “нормы”), полученными после соотнесения результатов с нормами и общую сумму знаков выписать в графе данного стереотипа. Например, рассматривается такой замечательный стереотип как “домохозяйка”. По первой ценности (автомобиль-иномарка) у домохозяйки конечно же “плюс”. У подростка, после соотнесения результатов с нормами в графе “нормы”, напротив автомобиля также стоит “плюс”. В итоге получается два плюса, т.е. уже в графе стереотипа “домохозяйка”, напротив ценности “автомобиль” делается запись “++”. Если при сложении знаков оказывается “плюс” и “минус”, то в итоге - “ноль”. Если “минус” и “ноль”, в итоге - “минус” и т.п. 8. Далее по рассматриваемому стереотипу подсчитывается алгебраическая сума всех “плюсов” и “минусов” и итог выписывается внизу, под колонкой данного стереотипа. 9. Ведущий сразу же зачитывает “норму” для рассматриваемого стереотипа. Оценка отношения стереотипа к ценностям, на которые ориентируется подросток осуществляется по той же логике. Если алгебраическая сумма “плюсов” и “минусов” меньше нормы, то скорее всего, стереотип Вас «не очень уважает”, если выше – «уважает очень даже…» (а может и завидовать еще начнет...), если попадаете в норму включительно, то отношение к Вашим ценностным ориентациям «нормальное» и спокойное. Хотя, конечно же, все это шутка (!), даже несмотря на использование “норм” и всяческих “расчетов”... 10. Таким же образом рассматриваются и другие интересные (авторитетные) для подростков стереотипы.
Таблица 4. Пример бланка для опросника-шутки “Как поживаешь?”.
Перечень вопросов к методике “Как поживаешь?” .
Укажите, какая из двух ценностей лично для Вас более привлекательна (+1 в бланке ответов), а какая - менее (-1 балла в бланке ответов). Цифры в каждом вопросе обозначают порядковые номера этих ценностей в бланке ответов - для удобства их поиска при работе с опросником. Итак, что лично для Вас более важно в жизни?...
1) 1 - Автомобиль (“Мерседес”) или 8 - Здоровье (сила, выносливость...) 2) 5 - Друзья-иностранцы (из развитых капстран) или 7 - Друзья-рабочие (простые люди) 3) 9 - Красота (обаяние, модные одежды) или 11 - Творческая работа (возможность создать что-то значительное) 4) 2 - Вилла с бассейном (свежий воздух, все удобства) или 6 - Друзья- ученые (учителя, инженеры...) 5) 1 - Автомобиль (“Вольво”) или 9 - Красота (обаяние, дорогие наряды...) 6) 3 - Отдых в Италии (роскошный отель, куча валюты) или 10 - Пиво с воблой (общение с нормальными мужиками и дамами...) 7) 4 - Друзья-артисты (поэты, журналисты - “богема”) или 15 - Опасные приключения (жизнь, полная азарта) 8) 9 - Красота (обаяние, привлекательность) или 12 - Вас страстно любят (готовы жизнь за Вас отдать) 9) 14 - Вера в Бога (умиротворение души...) или 15 - Опасные приключения (масса событий, куча переживаний...) 10) 2 - Вилла с бассейном (свежий воздух, все удобства) или 4 - Друзья-артисты (“богема”) 11) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности “+1”, а из любой другой ценности вычтите “-1”. 12) 5 - Друзья-иностранцы (“валютные”) или 13 - Вы сами влюблены (благородные, но безответные порывы души...) 13) 7 - Друзья-рабочие (простые люди) или 15 - Опасные приключения (азарт жизни) 14) 3 - Отдых в Италии (роскошный отель, куча валюты) или 12 - Вас страстно любят (готовы за Вас жизнь отдать) 15) 8 - Здоровье (сила, выносливость) или 11 - Творческая работа (возможность сделать что-то великое) 16) 10 - Пиво с воблой (общение с нормальными мужиками и дамами) или 13 - Вы сами влюблены (благородные, но безответные порывы души) 17) 1 - Автомобиль (“Ситроен”) или 11 - Творческая работа (возможность проявить свои таланты) 18) 2 - Вилла с бассейном или 8 - Здоровье 19) 12 - Вас страстно любят или 13 - Вы сами влюблены 20) 3 - Отдых в Италии или 14 - Вера в Бога (успокоение души...) 21) 4 - Друзья-артисты (“богема”) или 7 - Друзья-рабочие (простые люди) 22) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности “+1”, а из любой другой ценности вычтите “-1”. 23) 5 - Друзья-иностранцы (с валютой) или 6 - Друзья-ученые (умные и интеллигентные. но без валюты...) 24) 2 - Вилла с бассейном (очень дорогая и хорошая) или 10 - Пиво с воблой (душевные разговоры с настоящими мужиками) 25) 4 - Друзья-артисты (известные на всю страну) или 14 - Вера в Бога (очищение души..) 26) 2 - Вилла с бассейном (роскошная!) или 11 - Творческая работа (возможность познать истину, красоту, чудо...) 27) 3 - Отдых в Италии (белые пароходы, экскурсии по руинам) или 13 - Вы сами влюблены (Ваша душа страдает и блаженствует...) 28) 7 - Друзья-рабочие (простые люди) или 14 - Вера в Бога (отпущение грехов...) 29) 1 - Автомобиль (“БМВ”) или 6 - Друзья-ученые (интересные, эрудированные люди...) 30) 5 - Друзья-иностранцы (бизнесмены) или 9 - Красота (Ваша волшебная привлекательность...) 31) 8 - Здоровье или 10 - Пиво с воблой (и никаких забот...) 32) 12 - Вас страстно любят (ради Вас готовы на всё) или 14 - Вера в Бога (счастье соприкосновения с Всевышним...) 33) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности “+2”, а из любой другой ценности вычтите “-2” 34) 13 - Вы сами влюблены (готовы на все ради любимого человека) или 15 - Опасные приключения (незабываемые впечатления и переживания) 35) 1 - Автомобиль (“Форд”) или 7 - Друзья-рабочие (очень простые и небогатые люди, без валюты...) 36) 4 - Друзья-артисты (художники, поэты...) или 9 - Красота (обаяние, роскошные наряды, косметика...) 37) 5 - Друзья-иностранцы (Европа-Америка) или 10 - Пиво с воблой (уважение крутых ребят и женщин...) 38) 6 - Друзья-ученые (воспитанные и образованные) или 14 - Вера в Бога (очищение и благоговение...) 39) 8 - Здоровье или 12 - Вас страстно любят 40) 3 - Отдых в Италии или 15 - Опасные приключения 41) 6 - Друзья-ученые или 7 - Друзья-рабочие 42) 11 - Творческая работа (возможность воплотить себя в чем-то значительном) или 13 - Вы сами влюблены (теряете над собой контроль, зато счастливы...) 43) 2 - Вилла с бассейном или 12 - Вас страстно любят 44) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности “+2”, а из любой другой ценности вычтите “-2” 45) 4 - Друзья-артисты (утонченные люди, “богема”) или 13 - Вы сами влюблены (Вы узнали, что такое счастье...) 46) 3 - Отдых в Италии (роскошный отель, куча валюты) или 6 - Друзья-ученые (знают много удивительного и интересного...) 47) 5 - Друзья-иностранцы (могут пригласить к себе в гости...) или 11 - Творческая работа (возможность раскрыть свои таланты) 48) 10 - Пиво с воблой (общение с нормальными мужиками и дамами) или 15 - Опасные приключения (возможность испытать себя...) 49) 8 - Здоровье (долголетие) или 9 - Красота (все восхищаются Вами...) 50) По своему выбору прибавьте к одной любой ценности “+3”, а из любой другой ценности вычтите “-3”.
Таблица 5. Примерные “нормы” для опросника “Как поживаешь?”.
Таблица 6. Стереотипы и их примерное “отношение” к тем или иным ценностным ориентациям.
Таблица 6 (продолжение).
[1] - Если работать со всеми 13-ю имеющимися в методике стереотипами, то это займет много времени и методика может показаться утомительной для учащихся. Просмотров: 3135 Категория: Описания тестов Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|