|
Опросник Роттера-ОбозоваНаправленность методики . Методика предназначена для диагности- ки расположения так называемого локус контроля. Смысл этого поня- тия заключается в следующем. Каждый человек так или иначе воспри- нимает результаты собственной деятельности: испытывает удовлетво- ренность/неудовлетворенность от достижения/недостижения каких-то результатов, анализирует причины появления того или иного ре- зультата, испытывает некоторые чувства к тем факторам внеш- ней/внутренней среды, которые повлияли на достижение результата, делает для себя определенные выводы на будущее. Таким образом, категория расположения локус-контроля, если воспользоваться тер- минами теории индивидуального стиля деятельности, отражает сос- тояние контрольной компоненты деятельности человека, в которой формируется отношение человека к истинным или же мнимым факторам, повлиявшим на достижение результата. В первом приближении можно сказать, что категория расположения локус контроля отражает преобладание внутренних над внешними (или же наоборот) факторами, к которым формируется отношение человека. В том случае, когда причины полученного результата деятельности, совершенных дей- ствий человек видит в основном во внешних факторах, говорят о внешнем локусе контроля, а человеку приписывают свойство экстер- нальность , а если во внутренних - то соответственно говорят о внутреннем локусе контроля и интернальности. Данная методика направлена на выявление у испытуемого экстер- нальности-интернальности. При этом надо учитывать, что, хотя под- счет по количеству ответов, соответствующих свойству экстер- нальности производится отдельно от ответов на интернальность, но шкала в этой методике всего одна: шкала экстернальности-интер- нальности, поскольку по определению экстернальность и интер- нальность противоположны друг другу. Также необходимо отметить, что нет однозначных данных по норма- тивам результатов теста Роттера. Это связано с тем, что направ- ленность методики - глубоко личностная, а для личностных парамет- ров обычно бывает довольно сложно произвести нормирование. По от- ношению к данной методике обычно принято считать, что нормой яв- ляется фактическая середина, т.е. равное количество баллов по эк- стернальности и интернальности, либо же некоторое преобладание интернальности. Описание методики . Методика состоит из четырнадцати пар выска- зываний, одно из которых соответствует экстернальности, а другое - интернальности. Испытуемому предлагается следующая инструкция: "Вам предстоит попарно сравнивать высказывания, которые я вам предъявлю. То высказывание, которое, как вам кажется, является наиболее истинным вам надо отметить в специальном бланке. Старай- тесь не делать пропуски. Помните, что из каждой пары высказыва- ний вам надо отметить одно и только одно высказывание. Старай- тесь отвечать быстрее ,так как обычно то, что первое пришло в го- лову и является правильным". При обработке по соответствующему ключу фиксируется количество ответов, соответствующих экстернальности и интернальности. При количестве ответов 9-10 говорят о довольно выраженном качестве, 11-12 - о выраженном, 13-14 - о сильно выраженном. @ Ключ ответов по шкале "экстернальность": @ 1 - А 8 - Б @ 2 - Б 9 - Б @ 3 - Б 10 - Б @ 4 - Б 11 - Б @ 5 - А 12 - Б @ 6 - А 13 - А @ 7 - А 14 - Б Просмотров: 2871 Категория: Описания тестов Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|