Данный раздел содержит в сжатой форме основные достижения современной психологической науки. Может быть полезен педагогам для подготовки к лекциям, студентам - для подготовки к экзаменам, в т.ч. - госэкзаменам. А также всем тем, кому интересны наиболее распространенные в психологии классификации, определения, подходы.
Бессознательное. Основные тезисы Традиционно понятие бессознательного связывают с психоаналитическим направлением. Но тем не менее, к бессознательному (т.е. протекающему вне сознания), можно отнести более широкий спектр явлений, чем его понимали Фрейд, Юнг.
Внимание. Основные тезисы Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека..
Воля и методы ее изучения. Основные тезисы Воля - сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности по поведению, обеспечивающему достижение поставленной цели путем преодоления трудностей.
Восприятие. Основные тезисы Восприятие - субъективное (психическое) отражение предметов и явлений объективной действительности как результат их непосредственного воздействия на органы чувств.
Задатки и способности. Основные тезисы Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).
Интеллект. Основные тезисы В общем виде интеллект - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения внутри индивидуума объективной картины происходящего.
Классификация методов современной психологии. Основные тезисы С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.
Ленинградская и Московская школы психологии. Основные тезисы В России (СССР) интенсивная работа в области психологии осуществляется с момента появления в 1966 г. в Ленинградском университете факультета психологии, образованного на базе отделения философского факультета.
Личность и ее структура. Основные тезисы Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).
Методы изучения внимания. Основные тезисы Экспериментальное изучение внимания базируется в основном на исследовании отдельных его характеристик, таких как объем, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение и переключение.
Методы изучения личности. Основные тезисы Для характеристики человека как субъекта деятельности необходимо и достаточно характеризовать его отношение к деятельности.
Методы изучения речи. Основные тезисы Речь изучают во взаимосвязи ее с мышлением. Слово выражает понятие, его обобщение, поскольку является формой существования мысли.
Методы исследования памяти. Основные тезисы При экспериментальном исследовании памяти предметом изучения обычно становятся либо отдельно взятые процессы памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание), либо особенности какого-то одного из видов памяти (кратковременная, долговременная и оперативная).
Онтогенез и жизненный путь человека. Основные тезисы Онтогенез - формирование основных структур психики индивида в течение его детства, процесс индивидуального развития организма. Жизненный путь - история формирования и развития личности в определенном обществе (биография).
Потребности и мотивы. Основные тезисы Потребности - исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования.
Предмет и структура психологической науки. Основные тезисы Предмет психологии - сущность психики как наиболее широкого объекта, заданного только ей для глубокого и разностороннего познания во всех связях, опосредованиях и взаимодйствиях со всеми другими изучаемыми объектами, понимаемая психологией как психическое отражение.
Проблема типологии личности. Основные тезисы Традиционно личностные опросники делятся на диагностирующие тип личности (MMPI, опросник Шмишека, ПДО...) и черты личности (16-PF...)
Проблемы психологии индивидуальности. Основные тезисы Понятие индивидуальности наиболее разработано в теории Б.Г.Ананьева: он рассматривает человека как биологического индивида, общественного индивида (личность), субъекта деятельности, индивидуальность.
Психические состояния человека. Основные тезисы Левитов определял состояние как целостную характеристику психической деятельности и поведения за некоторый период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Психофизиология. Проблемы, методы исследования. Основные тезисы Психофизиология - пограничная область психологии, изучающая роль всей совокупности билогических свойств, и прежде всего свойств нервной системы, в детерминации психической деятельности и устойчивых индивидуально-психологических различий.
Развитие личности. Основные тезисы Биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма.
Реакции человека и их характеристики. Основные тезисы Реакция - в целом фиксированный ответ на сенсорный раздражитель. Вызывается ощущением отдельного качества без восприятия соответствующего предмета, сенсорная дифференцировка отдельного раздражителя.
Речь. Основные тезисы Речь - сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Самосознание и самооценка личности. Основные тезисы Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взамимоотношений с окружающими и его общения с ними.
Современные концепции личности. Основные тезисы На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми.
Уровни построения движения. Основные тезисы Концепция уровней построения движения связана с именем Николая Александровича Бернштейна (1896-1966). Полностью она была впервые представлена в книге О построении движений (1947).
Характер и методы его изучения. Основные тезисы Мясищев: Характер - структурная интеграция отношений (имеется в виду характерная для индивидуума структура личности). Личность характеризуется - направленностью, уровнем развития, структурой, динамикой темперамента.
Эмоции и чувства. Основные тезисы Эмоции - особая, ранее других сформировавшаяся в филогенезе психики и формируемая в ее онтогенезе форма психического отражения.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.