Психология в тезисах

Данный раздел содержит в сжатой форме основные достижения современной психологической науки. Может быть полезен педагогам для подготовки к лекциям, студентам - для подготовки к экзаменам, в т.ч. - госэкзаменам. А также всем тем, кому интересны наиболее распространенные в психологии классификации, определения, подходы.
  • Бессознательное. Основные тезисы   Традиционно понятие бессознательного связывают с психоаналитическим направлением. Но тем не менее, к бессознательному (т.е. протекающему вне сознания), можно отнести более широкий спектр явлений, чем его понимали Фрейд, Юнг.
  • Внимание. Основные тезисы   Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека..
  • Воля и методы ее изучения. Основные тезисы   Воля - сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности по поведению, обеспечивающему достижение поставленной цели путем преодоления трудностей.
  • Восприятие. Основные тезисы   Восприятие - субъективное (психическое) отражение предметов и явлений объективной действительности как результат их непосредственного воздействия на органы чувств.
  • Задатки и способности. Основные тезисы   Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).
  • Интеллект. Основные тезисы   В общем виде интеллект - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения внутри индивидуума объективной картины происходящего.
  • Классификация методов современной психологии. Основные тезисы   С точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.
  • Концепции мышления в отечественной и зарубежной психологии. Основные тезисы   Концепции мышления в отечественной и зарубежной психологии.
  • Ленинградская и Московская школы психологии. Основные тезисы   В России (СССР) интенсивная работа в области психологии осуществляется с момента появления в 1966 г. в Ленинградском университете факультета психологии, образованного на базе отделения философского факультета.
  • Личность и ее структура. Основные тезисы   Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен).
  • Методы изучения внимания. Основные тезисы   Экспериментальное изучение внимания базируется в основном на исследовании отдельных его характеристик, таких как объем, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение и переключение.
  • Методы изучения личности. Основные тезисы   Для характеристики человека как субъекта деятельности необходимо и достаточно характеризовать его отношение к деятельности.
  • Методы изучения речи. Основные тезисы   Речь изучают во взаимосвязи ее с мышлением. Слово выражает понятие, его обобщение, поскольку является формой существования мысли.
  • Методы исследования восприятия. Основные тезисы   Исследование восприятия проводится в направлении изучения либо отдельных свойств восприятия, либо совокупностей свойств.
  • Методы исследования мышления. Основные тезисы   Описание методов исследования мышления в психологии.
  • Методы исследования памяти. Основные тезисы   При экспериментальном исследовании памяти предметом изучения обычно становятся либо отдельно взятые процессы памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание), либо особенности какого-то одного из видов памяти (кратковременная, долговременная и оперативная).
  • Методы исследования представлений. Основные тезисы   Описание основных методов исследования представлений в психологии.
  • Методы исследования эмоций. Основные тезисы   Обычно исследуются следующие параметры эмоций: удовольствие-неудовольствие и эмоциональная напряженность.
  • Мышление. Основные тезисы   Мышление в психологии как психический процесс.
  • Онтогенез и жизненный путь человека. Основные тезисы   Онтогенез - формирование основных структур психики индивида в течение его детства, процесс индивидуального развития организма. Жизненный путь - история формирования и развития личности в определенном обществе (биография).
  • Ощущения. Методы исследования ощущений. Основные тезисы   Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее у человека при их непосредственном воздействии на его органы чувств.
  • Память. Основные тезисы   В зависимости от формы психического отражения различают три вида памяти - образную, эмоциональную и словесно-логическую..
  • Понятие об основных свойствах нервной системы. Основные тезисы   Свойства нервной системы - ее природные, врожденные особенности, влияющие на индивидуальные различия в формировании способностей и характера (Павлов).
  • Потребности и мотивы. Основные тезисы   Потребности - исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования.
  • Предмет и структура психологической науки. Основные тезисы   Предмет психологии - сущность психики как наиболее широкого объекта, заданного только ей для глубокого и разностороннего познания во всех связях, опосредованиях и взаимодйствиях со всеми другими изучаемыми объектами, понимаемая психологией как психическое отражение.
  • Представление. Основные тезисы   Представление в психологии как психический процесс.
  • Проблема типологии личности. Основные тезисы   Традиционно личностные опросники делятся на диагностирующие тип личности (MMPI, опросник Шмишека, ПДО...) и черты личности (16-PF...)
  • Проблемы психологии индивидуальности. Основные тезисы   Понятие индивидуальности наиболее разработано в теории Б.Г.Ананьева: он рассматривает человека как биологического индивида, общественного индивида (личность), субъекта деятельности, индивидуальность.
  • Психические состояния человека. Основные тезисы   Левитов определял состояние как целостную характеристику психической деятельности и поведения за некоторый период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
  • Психология в системе современной науки. Основные тезисы   Психология - это наука о 1) природе, 2) обществе, 3) человеке [Ломов Б.Ф.]
  • Психомоторика. Структура и функции двигательного анализатора. Основные тезисы   Платонов: психомоторика - основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных (в частности, импульсивных) реакциях и актах.
  • Психофизиология. Проблемы, методы исследования. Основные тезисы   Психофизиология - пограничная область психологии, изучающая роль всей совокупности билогических свойств, и прежде всего свойств нервной системы, в детерминации психической деятельности и устойчивых индивидуально-психологических различий.
  • Развитие личности. Основные тезисы   Биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма.
  • Реакции человека и их характеристики. Основные тезисы   Реакция - в целом фиксированный ответ на сенсорный раздражитель. Вызывается ощущением отдельного качества без восприятия соответствующего предмета, сенсорная дифференцировка отдельного раздражителя.
  • Речь. Основные тезисы   Речь - сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
  • Самоопределение и самоактуализация личности. Основные тезисы   Самоопределение - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.
  • Самосознание и самооценка личности. Основные тезисы   Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взамимоотношений с окружающими и его общения с ними.
  • Системный подход в психологии. Основные тезисы   Ганзен: системный подход - единство интеграции и дифференциации при доминировании тенденции объединения.
  • Современные концепции личности. Основные тезисы   На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми.
  • Темперамент и методы его изучения. Основные тезисы   Динамические особенности: интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов.
  • Уровни построения движения. Основные тезисы   Концепция уровней построения движения связана с именем Николая Александровича Бернштейна (1896-1966). Полностью она была впервые представлена в книге О построении движений (1947).
  • Характер и методы его изучения. Основные тезисы   Мясищев: Характер - структурная интеграция отношений (имеется в виду характерная для индивидуума структура личности). Личность характеризуется - направленностью, уровнем развития, структурой, динамикой темперамента.
  • Эмоции и чувства. Основные тезисы   Эмоции - особая, ранее других сформировавшаяся в филогенезе психики и формируемая в ее онтогенезе форма психического отражения.




    Просмотров: 7469
    Категория: Статьи



    Другие новости по теме:

  • Воля и методы ее изучения. Основные тезисы
  • Восприятие. Основные тезисы
  • Задатки и способности. Основные тезисы
  • Классификация методов современной психологии. Основные тезисы
  • Концепции мышления в отечественной и зарубежной психологии. Основные тезисы
  • Ленинградская и Московская школы психологии. Основные тезисы
  • Личность и ее структура. Основные тезисы
  • Методы изучения внимания. Основные тезисы
  • Методы исследования восприятия. Основные тезисы
  • Методы исследования мышления. Основные тезисы
  • Методы исследования памяти. Основные тезисы
  • Методы исследования представлений. Основные тезисы
  • Методы исследования эмоций. Основные тезисы
  • Ощущения. Методы исследования ощущений. Основные тезисы
  • Память. Основные тезисы
  • Понятие об основных свойствах нервной системы. Основные тезисы
  • Проблема типологии личности. Основные тезисы
  • Проблемы психологии индивидуальности. Основные тезисы
  • Психические состояния человека. Основные тезисы
  • Психология в системе современной науки. Основные тезисы
  • Психомоторика. Структура и функции двигательного анализатора. Основные тезисы
  • Психофизиология. Проблемы, методы исследования. Основные тезисы
  • Реакции человека и их характеристики. Основные тезисы
  • Самоопределение и самоактуализация личности. Основные тезисы
  • Системный подход в психологии. Основные тезисы
  • Статьи
  • Темперамент и методы его изучения. Основные тезисы
  • Терминальные ценности
  • Характер и методы его изучения. Основные тезисы
  • Эмоции и чувства. Основные тезисы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь