Задатки и способности. Основные тезисы

   Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).
   Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:
   1. индивидуально-психологические особенности;
   2. определяющие успешность выполнения деятельности;
   3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
   Маничев С.А.:
   1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация;
   2. Темп обучения каким-либо ЗУН;
   3. Наличие границ способности;
   4. Нестандартность результатов;
   5. Мера общественного признания;
   6. Помехоустойчивость;
   7. Уровень обобщенности, перенос.
   Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.
   Эмпирические признаки способностей:
   1. Уровень продуктивной деятельности;
   2. Скорость научения;
   3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);
   4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);
   5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.
   Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.
   Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.
   Условия развития способностей:
   1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;
   2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);
   3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:
   - простая деятельность - снижение интересов;
   - очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.
   Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).
   Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей.
   Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов.
   Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).
   Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).
   Талант - это способность к достижению высшего порядка.
   Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое:
   - незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;
   - осознание способности;
   - включенность способности в характер.
   Показатели одаренности:
   - темп и легкость усвоения материала;
   - широта переноса;
   - время проявления;
   - соотношение результатов с условиями.
   Факторы, влияющие на развитие способностей:
   - исходная предпосылка - врожденные задатки;
   - время выявления;
   - развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;
   - всестороннее развитие интересов и способностей;
   - соперничество и сотрудничество.
   

Вернуться к содержанию



Просмотров: 1803
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • Арсенал стратегического менеджмента
  • Дауншифтинг
  • Деловой стиль поведения
  • Жесты нервозности
  • Инфантильность
  • Кассир-операционист
  • Критерии эффективного управления
  • Маниакально-депрессивный психоз
  • Мастер животноводства
  • Методика "Закономерности числового ряда"
  • Методы исследования мышления. Основные тезисы
  • Методы исследования эмоций. Основные тезисы
  • Наладчик формовочных и стержневых машин
  • Оператор коптильной установки
  • Основные свойства внимания
  • Права и способности управлять
  • Психодиагностическая методика "Три желания"
  • Психолог на предприятии
  • Раклист
  • Сборщик электроизмерительных приборов
  • Способности
  • Способы борьбы со стрессом
  • Тест "Ваш психологический возраст"
  • Упражнение "Веселый мусорщик"
  • Упражнение "Мои жизненные и профессиональные планы"
  • Факторы, удерживающие от употребления наркотиков
  • Черный цвет
  • Чертежник-конструктор
  • Электромеханик по лифтам
  • Этапы развития депрессии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь