Психические состояния человека. Основные тезисы

   В отечественной психологии состояния начали изучаться в рамках психологии спорта с середины 30-х годов. Первой публикацией по состояниям была статья О.А.Черниковой "Стартовая лихорадка" (1937). В общей психологии состояния начали изучаться со статьи Н.Д.Левитова "Проблема психических состояний" (1955) и его же монографии "О психических состояниях" (1964). Левитов определял состояние как целостную характеристику психической деятельности и поведения за некоторый период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. И.П. Павлов считал, что состояния - единственно возможный предмет исследования психологии. П.С. Купалов рассматривал состояние как условный рефлекс на внешние воздействия. Д.Н. Узнадзе рассматривал установку как состояние. В.Н. Мясищев рассматривал состояние как один из элементов структуры личности, в одном ряду с проессами, свойствами и отношениями.
   Эмпирическое исследование отношений проводилось, в основном, в двух направлениях: исследование эмоциональных состояний (обычно понимаемых как довольно долго длящиеся эмоции) и исследование функциональных состояний, обязанных своим появлением привнесению в психологию понятия "функциональная система" П.К. Анохина. Определение состояния, данное Е.П.Ильиным, также базируется на понятии "функциональная система": состояние - это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного результата". Примером другого определения можно привести определение состояния А.О. Прохорова: "Психическое состояние - это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени".
   Ряд авторов предлагает классификации состояний. Так В.А. Ганзен предлагает деление состояний на волевые (разрешение-напряжение), которые в свою очередь делятся на праксические и мотивационные, на аффективные (удовольствие-неудовольствие), которые делятся на гуманитарные и эмоциональные, на состояния сознания (сон-активация). Прохоров дополняет эту классификацию творческими состояниями и настроением. Также он разделяет состояния по продолжительности на оперативные (сек.-мин.), текущие (час-день), длительные (нед.-мес.) и сверхдлительные (год и более). А.И.Юрьев предложил дополнительное разделение состояний в классификации Ганзена на состояния индивида, состояния субъекта деятельности, состояния личности и состояния индивидуальности. А.А.Генкин и В.И.Медведев предложили делить состояния на интенсивные (для сравнения которых возможна единая шкала) и экстенсивные (такое сопоставление невозможно). Примерами интенсивных характеристик могут быть уровень бодрствования, уровень удовлетворенности, уровень эмоциональности, уровень мотивированности, уровень разрешения-напряжения. Примерами экстенсивных характеристик состояния могут выступать соотношение активности коры и подкорки, модальные характеристики и т.д.
   Одним из наиболее полных перечней причин возниковения состояний является перечень, предложенный юридическими психологами А.Д.Глоточкиным и В.Ф.Пирожковым (1968):
   1. Факты общественной жизни (макросоциальные факторы),
   2. Конкретные факты жизни (микросоциальные факторы),
   3. Личные особенности,
   4. Взаимоотношения с семьей, коллективом,
   5. Воздействие групповых настроений (индукция),
   6. Здоровье,
   7. Предыдущие состояния.

Вернуться к содержанию



Просмотров: 1757
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • Автомеханик
  • Аффект
  • Аффективные состояния
  • В. А. Ганзен. СИСТЕМНЫЕ ОПИСАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ >> Структурна схема психического состояния (рис.
  • Влияние напряженности на деятельность
  • Восприятие. Основные тезисы
  • Диагностика психических состояний
  • Измененные состояния сознания
  • История психических состояний
  • Классификация психических явлений
  • Личность и ее структура. Основные тезисы
  • Маниакально-депрессивный психоз
  • Методы исследования восприятия. Основные тезисы
  • Методы исследования мышления. Основные тезисы
  • Методы исследования эмоций. Основные тезисы
  • Образно-рефлексивное упражнение "Подари себе имя"
  • Переживательная личность
  • Психические состояния
  • Психическое напряжение
  • Психическое состояние
  • Психология в тезисах
  • Психомоторика. Структура и функции двигательного анализатора. Основные тезисы
  • Реакции человека и их характеристики. Основные тезисы
  • Системный подход в психологии. Основные тезисы
  • Состояния сознания
  • Статьи
  • Стрессовое напряжение
  • Структура психического состояния
  • Темперамент и методы его изучения. Основные тезисы
  • Транс



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь