Неосознаваемые побудители сознательных действий

   Большой класс неосознаваемых психических процессов — неосознаваемые побудители сознательных действий. Исследования этих неосознаваемых побудителей широко было развёрнуто Зигмундом Фрейдом.
   З. Фрейд начинал карьеру в клинике известного парижского психиатра Ж. Шарко, впоследствии работал практикующим врачом, специализировался на лечении неврозов. Фрейд увлёкся теоретическими проблемами личности, в итоге разработал собственную модель личности и основанный на ней метод лечения психических заболеваний, названный психоанализом. Поскольку метод лечения неврозов был основан на специальной теории, а эта теория основывалась не на эмпирических фактах, а на догадка самого автора, поэтому изначально со стороны научной общественности исходило очень много критики в сторону психоанализа. Популярность психоанализа со стороны ненаучной общественности объясняется крайне скандальным содержанием рассуждений Фрейда и его сторонников, склонных сводить любые проявления психического к пикантным обстоятельствам.
   При всём при этом Фрейд и его последователи внесли вклад в изучение неосознаваемых причин действий человека и психических явлений.
   Во время одного гипнотического сеанса Фрейд обратил внимание на интересный момент. Одной женщине в состоянии транса было внушено, чтобы она взяла зонтик после окончания сеанса. Женщина проснулась, встала и взяла чужой зонтик. В качестве мотива она придумала, что ей надо проверить исправность этого зонтика. Фрейда заинтересовало то, с какой лёгкостью женщина придумала себе оправдательный мотив. Он убедился, что человек может выполнять задание, несмотря на то, что сам не знает, почему он это делает. Фрейд обнаружил, что иногда существует возможность путём длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истинной причине его действия.
   Опираясь на этот случай, некоторые другие факты и свои догадки, Фрейд создал свою теорию бессознательного: в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания относится всё, что осознаётся и контролируется человеком. К предсознанию относятся скрытые (латентные) знания, то есть та информация, которой человек располагает, но которая в данный момент отсутствуют в сознании.
   Фрейд постулировал, что сознание — лишь видимая часть айсберга, а его большая часть скрыта от осознанного контроля человеком. Также он постулировал, что бессознательное обладает совершенно другими свойствами, нежели сознательное:
   1) содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение;
   2) информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание.
   Фрейд придумал механизм, который мешает переходу бессознательного в сознание: вытеснение и сопротивление.
   По Фрейду, психическая жизнь определяется влечениями, среди которых главное - сексуальное (либидо). Оно есть уже у детей, но якобы в детский период сильно вытесняется из сознания благодаря социальным запретам. Тем не менее они (сексуальные влечения) периодически прорываются в сознание и прорываются в искажённом виде. Возникающие конфликты между сознательным, подсознательным и надсознательным приводят к развитию невротической личности.
   До Фрейда в экспериментальной психологии господствовал метод интроспекция, а в теоретической - проблемы сознания. Фантастическая теория Фрейда побудила психологов рассматривать психику шире и не сводить её только к сознательным процессам. В итоге сообществом учёных было признано, что существуют и бессознательные процессы и так называемые надсознательные. Надсознательные психические процессы    Это процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило интеллектуальной) работы. Надсознательные процессы находят своё проявление в так называемой интуиции. Решая какую-то задачу, человек в своём сознании перебирает всевозможные варианты. Но итоговое решение приходит как бы само собой.
   Другое проявление надсознательного - наличие моральных ценностей, которые регулируют деятельность сознания, управляя им тем самым.
   Характеристики надсознательного:
   - субъект не знает конечного решения или итога, к которому приведёт надсознательный процесс (чисто сознательное всегда опирается на наличие чёткой цели, к которой должны привести выполняемые действия,
   - субъект не знает, в какой момент надсознательные процессы проявляются, а в какой прекращаются, сам факт вмешательства надсознательного завуалирован.
   Литература Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.




Просмотров: 2956
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • Автобиографический метод в исследовании личности работника
  • Бессознательное
  • Бессознательное. Основные тезисы
  • Гегель, Георг Вильгельм Фридрих
  • Дауншифтинг
  • Детская психология
  • Единство сознания и деятельности: развитие идеи
  • Жесты нервозности
  • Инфантильность
  • История психологии
  • Кабинет школьного психолога
  • Краткая биография Зигмунда Фрейда
  • Метод интроспекции в истории психологии
  • Методы исследования мышления. Основные тезисы
  • Методы исследования эмоций. Основные тезисы
  • Неосознаваемые психические процессы
  • Определение внимания
  • Основные свойства внимания
  • Первичный и вторичный процессы в психоанализе
  • Психодиагностическая методика "Три желания"
  • Сознательное и бессознательное
  • Социальные процессы
  • Тест "Ваш психологический возраст"
  • Упражнение "Веселый мусорщик"
  • Упражнение "Мои жизненные и профессиональные планы"
  • Факторы, удерживающие от употребления наркотиков
  • Фрейд (Freud) Зигмунд
  • Фрейдизм
  • Электрофотограф
  • Этапы развития депрессии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь