Неосознаваемые психические процессы

   Существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека - неосознаваемые процессы. Вся совокупность неосознаваемых процессов называется бессознательным.
   Первые исследования неосознаваемых процессов, проводимые в начале двадцатого века, показали, что проблема бессознательного очень обширна. Оказалось, что осознаваемая человеком информация — лишь "верхушка айсберга". Количество неосознаваемой информации во много раз превосходит количество осознаваемой.
   В отечественной психологии неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:
   - неосознаваемые механизмы сознательных действий,
   - неосознаваемые побудители сознательных действий,
   - надсознательные процессы.
   Неосознаваемые механизмы сознательных действий делятся на три подкласса:
   - неосознаваемые автоматизмы,
   - неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
   Неосознаваемые психические процессы Неосознаваемые автоматизмы    Неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Совершая такую работу, люди говорят о "механической работе", "о работе, при которой голова остаётся свободной". Это состояние "свободной головы" и означает отсутствие сознательного контроля.
   Процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:
   - никогда до этого не осознаваемые (принципиально не осознаваемые),
   - когда-то осознаваемые, но в данный момент происходящие автоматом (навыки).
   Примеры принципиально не осознаваемых: сосательные движения ребёнка, мигание, конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо, владение иностранным языком и бесконечное количество иных навыков.
   Стоит отметить, что психологи в структуре сознания выделяют:
   - фокус сознания (самое важное в текущий момент времени),
   - периферия сознания (осуществляется слабый контроль сознанием),
   - граница сознания (процессы находящиеся здесь могут как выходить из поля сознания человека, так и входить в него),
   - бессознательное.
   Развитые навыки обычно "балансируют" на границе сознания. Если человек начинает совершать много ошибок (при усталости, например, или при усложнении деятельности), то навык опять попадает в поле сознания, на его периферию или даже в фокус. Навык контролируется, совершенствуется, а потом возвращается опять на границу сознания. Этим и отличаются навыки от принципиально не осознаваемых процессов, тем что они "блуждают".
   Разные примеры автоматизмов:
   - бегло читая какой-либо текст, мы не задумываемся над начертанием и значением отдельных букв, но "сразу" воспринимаем смысл прочитанного,
   - радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов,
   - заходя в тёмную комнату, рука "сама" тянется к выключателю.
   Неосознаваемое сопровождение сознательных действий    Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые сопровождают действие без видимой причины: человек, слушающий музыку, может в такт покачивать головой или ногой; человек, работающий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями; если человек проявляет эмпатию, то его лицо приобретает выражение лица другого человека.
   К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий относится:
   - непроизвольные движения,
   - тоническое напряжение,
   - мимику,
   - пантомимику,
   - большой класс вегетативных проявлений.
   В экспериментальной психологии такого рода проявления рассматриваются как объективные индикаторы состояния человека. А. Р. Лурия, например, установил, что человеку легче контролировать внешние действия (слова, движения) и гораздо труднее — мышечный тонус (позу, мимику, интонацию).
   На сегодняшний день разработан большой ряд разного рода устройств, помогающих психологам-экспериментаторам и психофизиологам объективно оценивать состояние человека по таким параметрам, как:
   - пульс,
   - частота дыхания,
   - артериальное давление,
   - электрическая активность мозга,
   - микродвижения глаз,
   - зрачковая реакция.
   Существуют аппараты, называемые "детекторами лжи". Поскольку они фиксируют неосознаваемые процессы, поэтому считается, что их довольно сложно обмануть. Неосознаваемые побудители сознательных действий    Существовала целая психологическая школа, занимавшаяся исследованием проблем установки. Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) создал так называемую грузинскую школу психологии, в которой он со своими учениками исследовал феномены установки. Он определил установку как готовность организма или субъекта деятельности к совершению определённого действия или реагирования в определённом направлении.
   Скорость и точность реагирования человека на какой-либо раздражитель зависит от навыка совершать определённые действия, поэтому навык и установка — во многом одно и то же. Однако навык проявляется во время осуществления действия, установка же относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.
   Виды установки:
   - моторная установка (готовность к выполнению конкретного действия),
   - умственная установка (готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов),
   - перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).
   Установка это тоже автоматизм, только автоматизм в мотивационной сфере человека, это предварительная настройка организма к выполнению тех или иных действий. В результате целой серии экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема.
   Проводились интересные эксперименты с формированием у испытуемых установок во время гипнотического сна: им внушалось, например, что они должны спустя какое-то время подойти к вешалке и надеть на свою голову чужую шляпу. Когда испытуемые это делали на самом деле, их спрашивали о мотивах этого "странного" поступка. Испытуемые в ответ придумывали разного рода отговорки. Надсознательные процессы    С детства человек впитывает разного рода ценности: что такое хорошо и что такое плохо. Со временем к этим ценностям добавляются собственные стратегические соображения, которые тоже становятся для человека морально-этическими нормами. Школьник, например, может решить сам для себя, что должен учиться на одни пятёрки. Спортсмен может решить, что ему надо стать чемпионом страны. Всякое нарушение терминальных ценностей сопровождается неприятными, болезненными ощущениями.
   Морально-этические ценности могут напрямую проявляться в сознании, но могут и косвенно управлять этим сознанием человека. Субъективно это выглядит так: сознанием, рациональным человек приходит к такому-то выводу, ставит перед собой такие-то цели, совершает такие-то действия, но "душа его не на месте", он испытывает волнение и при этом не рефлексирует источник этого волнения.
   Литература Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.




Просмотров: 9362
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • Аттитюд
  • Бессознательное
  • Бессознательное. Основные тезисы
  • Взаимодействие навыков
  • Виды внимания
  • Виды действий
  • Временная дезорганизованность сознания
  • Гармоническая личность
  • Готовность к действию
  • Деятельность как предмет психологии
  • Знания, умения, навыки и привычки
  • Знания, умения, навыки, привычки
  • Импульсивный навык
  • История психических состояний
  • Классификация психических явлений
  • Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия >> Глава 2. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ. СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Изучение межличностных отношений с позиций социодинамической психиатрии приводит специалистов к ...
  • Метод интроспекции в истории психологии
  • Неосознаваемые побудители сознательных действий
  • Общая психология
  • Общая характеристика навыков
  • Общая характеристика привычек
  • Понятие о сознании
  • Свойства бессознательного по Фрейду
  • Свойства внимания
  • Сознание
  • Сознание как высшая форма психики
  • Сознательное и бессознательное
  • Состояния сознания
  • Социальные процессы
  • Факторы, влияющие на социальное поведение человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь