Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия >> Глава 2. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ. СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Изучение межличностных отношений с позиций социодинамической психиатрии приводит специалистов к ...

Глава 2. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ. СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Изучение межличностных отношений с позиций социодинамической психиатрии приводит специалистов к "столкновению" с дисфункциональными отношениями между пациентом и врачом, пациентом и членами его семьи и пациентом и окружающими. Возникающая часто "нестыковка" в межличностных отношениях обусловлена разными системами ценностей и бескомпромиссными приоритетами, делающими взаимное общение затруднительным или невозможным. Изучение причин таких ситуаций требует понимания того, как складывалась система ценностей в более ранние периоды жизни человека. Большое значение имеет анализ установок, изучаемых классическим психоанализом. С точки зрения психоанализа поведение человека не укладывается в рамки исключительно рационального подхода. Поведением человека далеко не всегда руководит разум, рациональность, логический ум. Рациональность объясняет поведение, помогая человеку подвести логическую основу под каждый свой поступок, однако это вовсе не означает, что такое объяснение является базисным, а не вторичным. Мышление и поведение человека находятся под влиянием постоянного воздействия из подсознания. Самому человеку часто бывает не совсем понятна причина его поступка и только длительный анализ поведения показывает, что за поступком человека скрывается не только чистый рационализм, а нечто другое.

Подсознательные силы, влияющие на мышление и поведение человека, имеют свои глубинные корни, закладывающиеся в момент появления человека на свет, а возможно, и в более ранний период. Эмоции, связанные с ранним периодом жизни и во многом основанные на инстинктах, оказывают влияние на человека в течение всей его жизни. Инстинкт человека имеет всегда какое - то психологическое содержание. Поэтому целесообразно использовать термин "драйв", включающий в себя не только инстинкт, но и его психологический компонент. Драйвы могут быть очень разными.

Представляется возможным выделить большое количество драйвов, таких, например, как сексуальный, самосохранения, любознательности, интереса, аутодеструкции, религиозное чувство, драйв удовлетворения аппетита и др. В связи с признанием влияния подсознания на возникновение драйвов, стимулирующих развитие различных мотиваций, не находящихся в сфере сознания, специалисты приходят к выводу о том, что нельзя чрезмерно доверять сознательному опыту, так как всегда есть компонент, выходящий за его пределы. Например, вопрос о том, почему человек совершил определенное действие, как правило, не вызывает у него никаких затруднений. Но, тем не менее, важно понимать, что определенные детерминанты его поступка находятся за пределами сознательного осмысления. Анализ психической структуры оперирует выделением сферы сознания, предсознания и подсознания. Сознательный уровень включает в себя переживания, осознаваемые человеком, воспоминания, могущие быть достоверными, а чаще всего не вполне достоверными, действия, осуществляемые с интенцией, удерживаемой в сознании. Сознание функционирует реалистическим образом, используя правила пространства и времени. Человеку присуща тенденция идентифицировать себя со своим сознанием, он "осознает" свое сознание, акцептируя сознание как собственное "Я". Предсознательный уровень выделяется в связи с тем, что зная о существовании большинства вещей, человек не фокусирует на них свое внимание. Необходимо проделывание определенной внутренней работы для фокусировки сознания на чем - то более важном, чем - то, что окружает человека в данный момент. При необходимости что - либо вспомнить человек смещает фокус восприятия реальности на свои более глубокие психологические структуры. Смещение фокуса, например, происходит в направлении того, что происходило когда - либо давно, от того, что происходило в более ранние периоды времени. Предсознание относится к воспоминанию того материала, который может быть осознан легко, без напряжения, при готовности вспомнить происходящее. Приятное событие, как правило, вспоминается легко на фоне повышенного настроения. Из этого следует заключение, касающееся фундаментального содержания предсознания, которое в своей основе не отличается от содержания сознания. Событие, включенное в предсознание, становится сознанием и наоборот. Такой переход происходит чрезвычайно легко. Мысли человека во время этого процесса могут сопровождаться различными эмоциональными состояниями, образами в воображении и пр. Подсознательный уровень относится к не осознаваемым человеком психическим процессам, которые воспроизводятся им с большим трудом. Этот процесс нельзя назвать простым и плавным, ибо почти всегда наличествует стремление подавить какие - то мысли, не думать о каких - то событиях, отвлечься от них. Определенная работа по переводу в сознание репрессированного в подсознание материала связана с необходимостью преодоления неприятного ощущения, иногда с возникновением тревоги и депрессии. Репрессированный материал всегда "сопротивляется" своему переходу в сознание. Травматичность перехода обусловлена тем, что содержания, находящиеся в подсознании, отражают неприятные события, происходившие с человеком, унижающие его, связанные с эмоциональной болью. Травматичность событий прошлого бывает связана не только со страхом, но и с отрицательным влиянием на достоинство человека, на снижение его самооценки, с несбывшимися желаниями, которые не были реализованы и которые в настоящий момент отрицаются. Современный психоанализ предлагает относиться к несбывшимся желаниям прошлого более дистантно, не отрицая серьезности их значения. Нереализованные желания вызывают тревогу в том случае, если человек стесняется своего желания, поскольку оно ставит его в унизительное положение. Истинное желание сдерживается сознанием, рассматривающим его как нечто плохое, недостойное. Метафорическое толкование подсознания признает наличие в нем большого количества неприятной информации, определяет его как "мусорный ящик с отходами" сознания.

Необходимо учитывать тот факт, что информация, находящаяся в подсознании, не претерпевает быстрого развития. "Репрессированный" в подсознание материал остается почти неизменным, переставая соответствовать возрасту. Материал, находящийся в подсознании, менее "цивилизован" и "отшлифован" контактом с реальностью. Время в сознании "течет" быстрее, чем в подсознании. Использование языка метафор позволяет сравнить столетие подсознания с веками сознания.

Мотивация с позиции психоаналитической парадигмы представляет собой то, что побуждает человека стремиться к завершению намеченной цели. Поведение человека в результате действия мотивации детерминируется комбинацией сознательной и подсознательной сфер. При совпадении вектора этих сил психические процессы протекают достаточно гладко, действия носят интегральный, понятный, рациональный характер. При этом создается впечатление о том, что поведение человека детерминируется только одним сознанием.

Возможен и более частый, альтернативный вариант, в процессе которого подсознательные силы интерферируют с сознательными интенциями, находя свое выражение разнообразными способами. В случае интерференции думать, чувствовать и делать что - либо в рамках намеченной цели становится значительно труднее. Возможно появление множества внешне рациональных отвлечении, препятствующих действиям. В такой ситуации человек объясняет причину невыполнения действия появлением препятствий, не осознавая того, что главным препятствием является он сам. Возможно появление иррациональности мышления, характеризующейся наличием аутистических мыслей, которым человек не придает серьезного значения. На самом же деле именно эти иррациональные мысли во многом определяют его настроение, психологическое здоровье, приводя к иррациональным поступкам, о которых человек не хочет задумываться.

Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия.



Просмотров: 1495
Категория: Хрестоматия



Другие новости по теме:

  • Активность сознания
  • Бессознательные и подсознательные идеи
  • Влияние эмоций на познавательные процессы
  • Гармоническая личность
  • Историческая обусловленность чувств человека
  • Категории моральной деятельности, отношений и сознания как составляющие морали
  • Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия >> Stamm (1995) выделяет следующие фазы в индоктринации членов сект: 1.
  • Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия >> Глава 2 АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
  • Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия >> Глава 4 ЗНАЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.
  • Методологические основы изучения человека
  • Неосознаваемые побудители сознательных действий
  • Неосознаваемые психические процессы
  • Общее понятие о психике
  • Онтология и психология жизнедеятельности человека
  • Понятие о сознании
  • Признаки физической зависимости
  • Проблемы онтологии в психоанализе
  • Роль языка и общения в формировании и развитии сознания
  • Самоидентификация
  • Самосознание в психической организации жизни человека
  • Сознание
  • Сознание и мозг
  • Сознание как высшая форма психики
  • Сознание как интегративный способ бытия человека
  • Суперэго
  • Фазы сексуальной аддикции
  • Факторы, влияющие на социальное поведение человека
  • Хрестоматия >> Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия
  • Шизофренические психозы
  • Элементы самоубийства



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь