Эскапизм

Эскапизм - Личностная особенность человека, проявляющаяся в стремлении избегать решения реальных проблем и принятия ответственности с помощью ухода от действительности в мир иллюзий, фантазий. Происходит от английского глагола escape - убегать, спасаться.

Эскапизм характерен не только тем, что человек избегает решения реальных проблем. Если проанализировать эскапизм как состояние сознания, то для него в первую очередь характерно временное изменение Я-концепции. Одним из эффектов этого, например, бывает повышение самооценки. Иными словами, эскапизм во многом является бегством от самого себя.

Даже во сне человек почти не теряет собственной идентичности. Пусть он на время полностью погружается в собственную фантазию, пусть резко снижается критичность и ослабляются иные способности разума. Однако во сне Я-концепция не претерпевает значительных изменений. Если наяву человек представляет из себя взрослого бородатого мужчину с высоким IQ, счетом в банке и личным автомобилем, то очень маловероятно, что ему приснится, будто бы он стал маленькой глупой девочкой, играющей в песочнице.

Механизм эскапизма во многом как раз основывается на искусстве перевоплощения собственным сознанием в нечто кардинально иное. Нет здесь большого смысла фантазировать о том, что у тебя просто исчезла борода или появился второй автомобиль. Тут нет никакого бегства от себя и своих проблем. Однако если ты будешь представлять себя девушкой-эльфийкой из чудесной страны, это будет коренное, пусть и временное, изменение Я-концепции.

Очень часто люди «бегут» именно в сказочные сюжеты. Погружение в сказочную атмосферу лучше помогает забыть реальные проблемы. В сказочном мире обычно:

- нет школ или университетов,

- люди не ходят на работу,

- вместо этого их обычное занятие - сидеть и курить трубку или петь песни на ветках деревьев,

- твой персонаж, на который ты себя проецируешь, не умирает,

- оказывается, что ты герой и своими действиями можешь спасти мир,

- красивым девушкам или парням нет дела до твоего социального статуса, им важен твой внутренний мир и/или твои способности,

- нет родителей, которых бы приходилось слушаться,

- государство и законы присутствуют чисто символически,

- ты имеешь удивительную способность, которой больше нет ни у кого,

- нет нужды разбираться в том, кто хороший, а кто плохой, это сразу ясно,

- никто не осмеливается высмеивать твои недостатки,

- ты возносишься над серой массой и т.д.

Погружение в сказочный сюжет (по-современному в «фэнтэзи») осуществляется одним из следующих способов:

- чтение соответствующей литературы,

- просмотр соответствующих фильмов,

- ролевые игры,

- компьютерные игры с ролевой тематикой (большинство игр),

- просто фантазии.

Во многом эскапизм провоцируется самой человеческой культурой. С самого раннего детства дети погружаются в сказочные миры, которые населены говорящими животными, колобками, водяными, сапогами-скороходами, доступными принцессами и т.д. Эта традиция, очевидно, восходит к тому обстоятельству, что под «сказочное бла-бла-бла» дети легче засыпают.

Вырастая, человек получает доступ к прочим «достояниям» массовой культуры. Коммерческий характер этой массовой культуры побуждает ее создателей задействовать разные технологии привлечения внимания. Типичным примером является сказочное творчество английского писателя и литературоведа Джона Р. Р. Толкина, который в своих трудах рассматривал бегство от реальности во «вторичные миры», порожденные воображением и литературой, как явление сугубо положительное, дающее утешение и удовлетворение. Раскрывая секреты своего творчества, он показывал, что к эскапизму его читателей склоняют такие особенности сюжета, как счастливые финалы и неожиданные спасения героев. Вымышленный мир Толкина до сих пор служит своего рода эталоном, базой для создания других аналогичных произведений и компьютерных игр.

Эскапизм можно было бы рассматривать в качестве одного из видов психологической защиты. Он, безусловно, похож на «лечащий самообман», коим являются все виды психологической защиты. Однако эскапизм обладает еще и признаками аддикции, потому что он затягивает, вырабатывает привычку. Человек, склонный к эскапизму, может уходить в мир фантазий просто по привычке.

Эскапизм в форме ухода в мир фантазий в большей мере присущ молодежи. Это объясняется хорошей работой воображения. Взрослые люди осваивают более наглядные и вообще доступные взрослому формы эскапизма. Сюда можно отнести алкоголизм, увлечение вязанием, охоту и рыболовство и т.д. В некоторых случаях даже трудоголизм можно рассматривать как средство эскапизма - когда человек уходит от решения межличностных или внутриличностных проблем в работу.

Как говорится, все хорошо в меру. Нет вообще никакого зла в том, что человек, допустим, пришел с работы уставший, разогрел себе ужин, попросил ближних не отвлекать его и «ушел с головой» в свой любимый сериал, позабыв при этом о многочисленных проблемах. Это действительно похоже на отдых, это форма рекреации.

Плохо тогда, когда эскапизм приобретает формы порочного явления и даже способствует психопатизации личности. В этом случае, возможно, без посторонней помощи человек уже не сможет избавиться от эскапизма. Кому-то, возможно, потребуется помощь психолога или психотерапевта, если не психиатра. Тут следует обратить внимание, что эскапизм может быть в некоторых случаях не причиной, а следствием (симптомом) серьезного расстройства психотического характера.

Эскапизм, безусловно, неприятная современная тенденция, особенно среди молодежи. Этому во многом способствует развитие технологий: компьютерных, кинематографических и т.д. Было зафиксировано уже несколько случаев смерти от эскапизма: молодые люди днями напролет играли в компьютерные игры. Большое развитие получили сетевые компьютерные игры, в том числе ролевые. Люди, в основном молодые, с головой уходят в борьбу за виртуальный социальный статус. В игре значительно легче достичь вершин успеха, нежели в реальной жизни.

Другая форма онлайн-эскапизма - виртуальное общение. Для такого виртуального общения обычно характерно манипулирование собственной виртуальной личностью: можно или просто несколько приукрасить себя или вообще выдавать себя за другого человека.

Распространению эскапизма во многом способствует недоразвитость педагогической теории и практики. Современное молодое поколение начинает решать настоящие жизненные проблемы лишь лет в 20-25, когда начинают работать и обзаводиться семьями. Во многом эта «социальная недозагруженность» объясняется тем, что у учителей и родителей не получается управлять детскими и подростковыми коллективами, а в одиночку молодые люди еще не готовы браться за решение взрослых реальных проблем.

 


Дефлексия
Одна из разновидностей "сопротивлений" или "потерь функции ego", проявляющаяся в уходе в мысли и фантазии, не связанные ни с внешней (реальной) необходимостью, ни с внутренними (субъективными) потребностями.




Просмотров: 355
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • Воспитание и потребность смысла жизни
  • Гостинг
  • Дефлексия
  • Задачи психологического консультирования
  • Импульсивный навык
  • Индивидуумы и группы
  • Инстинкт борьбы за социальный статус
  • К.Леонгард. Акцентуированные личности >> Приходится иногда опрашивать сослуживцев, так как сами обследуемые не могут объективно отобразить события.
  • Как быть спокойным
  • Как вселить надежду в окружающих
  • Как избавиться от игромании
  • Как научиться читать чужие мысли
  • Как отличить плохой характер от хорошего
  • Как развить в себе способность к эмпатии
  • Как распознать лжеца
  • Коммуникативная техника "Люди-двери"
  • Личностные корреляты интеллекта
  • Модель мусорного ящика
  • Образ Я
  • Общение это...
  • Ответственность
  • Принципы работы с умирающим человеком
  • Развитие игры ребенка
  • Рассеянность и внимательность
  • Решения ролевых проблем
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Как, согласно вашей теории, соотносятся понятия творческое мышление и творческие способности? И чем творческий человек отличается от других людей, кроме того, что он выдает «творческий продукт»?
  • Смысл
  • Сферы жизни
  • Формирование характера
  • Цифровое слабоумие



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь