|
Инстинкт борьбы за социальный статус
Врожденная схема поведения, направленная на накопление и удержание собственного социального статуса индивида.
Биологический смысл этого инстинкта состоит в первую очередь в том, что животное с высоким статусом в своей социальной группе (выражаясь иначе, с высоким положением в иерархии) имеет определённые привилегии перед нижестоящими сородичами. В первую очередь, это касается еды и выбора половых партнеров – первыми насыщаются и выбирают себе самок именно статусные самцы. В силу этого такие самцы дают больше потомства и обладают поэтому эволюционным преимуществом. Поскольку обычно у животных и наших предков статусные самцы обладают большей силой и умом, постольку этот инстинкт вносит свою лепту в эволюцию видов. Предположим, имеется две волчьи стаи. В первой из них инстинкт борьбы за социальный статус в среднем значительно ниже, чем во второй. Будут ли как-то эти стаи различаться? Очевидно, что да. Вторая стая будет более дисциплинированной и сплоченной. Кто из этих двух стай победит в эволюционной борьбе? При прочих равных условиях это будет вторая стая. Поэтому этот инстинкт имеет еще один биологический смысл – он позволяет животным и людям лучше организовываться, подчинять и подчиняться. Как, собственно, выглядит борьба за социальный статус? Типичной является ситуация, при которой устраиваются турниры среди двух самцов на звание сильнейшего – выигравший получает более высокий статус, нежели проигравший. В животном мире распространены атрибуты социального статуса, призванные подтвердить высокий статус данной особи. Это может быть, например, почетное место (как у львов) или даже особая окраска (как у некоторых приматов). Последний случай, кстати, показывает, насколько важно это понятие – социальный статус – для эволюции; ведь изменения не только внешние, но и внутренние, физиологические. У высших животных атрибутом высокого статуса может быть произвольный предмет. Так, например, в литературе описан случай, когда обезьяна с невысоким статусом вдруг стала альфа-самцом. Этому способствовало то, что она стащила у людей железный бак и с его помощью научилась издавать устрашающие звуки. Прежний статус к ней быстро вернулся, когда она потеряла свой «атрибут власти». Поскольку человек относительно совсем недавно вышел из животного мира, инстинкт борьбы за социальный статус проявляется в нашем поведении повсеместно. На уровне дворовой компании – это те же самые турнирные бои за право считаться самым сильным. На уровне представителей среднего класса – престижные автомобили. На уровне глав государств – такие атрибуты, как корона, трон, тиара, держава, скипетр и т.п. Собственно говоря, атрибутом статуса может быть все, что угодно. Главное, чтобы этого не было у других (у большинства, по крайней мере). У современного человека есть разные способы самоутвердиться. Это и наука, и спорт, и искусство, и разного рода хобби, и популярность, и политика. Но самый универсальный способ сравнить себя и других это деньги. Универсальный, и поэтому наиболее востребованный. Как же у современного человека проявляется инстинкт борьбы за социальный статус? Вопрос достаточно непростой, если учесть, что инстинкты не функционируют постоянно – они лишь в подходящий момент подталкивают индивида к тому или иному действию, а социальный статус современному человеку дается с огромным трудом. Турниры по-прежнему имеют место быть. Те же ученые устраивают научные диспуты, спортсмены не могут жить без соревнований, политики устраивают дебаты, даже деятели искусств и то соревнуются между собой на разных конкурсах. Но всему этому предшествует большой труд, многие годы или даже десятилетия труда. Получается, что данный инстинкт в большинстве случаев не реализуется в непосредственной борьбе с оппонентом, он лишь повышает уровень мотивации к тому или иному действию. Турниры как бы при этом лишь виртуальные, только в фантазии «борцов». Характерной эмоцией для инстинкта борьбы за социальный статус является азарт. Сюда можно было бы добавить еще и гордость, но она все же является эмоцией другого инстинкта – инстинкта демонстрации социального статуса. Эти два инстинкта тесно связаны между собой. Демонстрация социального статуса является следствием борьбы за статус. Но борьба за статус тоже может быть следствием демонстрации. Но все-таки эта разные инстинкты. Инстинкт борьбы за статус побуждает к активным, сложным, трудным действиям. Инстинкт же демонстрации занимается лишь распространением информации о собственном статусе.
Просмотров: 388 Категория: Статьи Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|