ПОСТУПОК

– единство мотивации, действия (или воздержания от него), его результата и их оценки. П. – специфически русское понятие. Западноевропейские act, action, die Wirkung и т.п. означают лишь непосредственно практическое (физическое) действие, а его возможные целевые мотивации, причины и тем более – оценки рассматриваются отдельно. П. же – комплексное, интегральное выражение человеческого бытия. Для российского духовного опыта характерно именно поступочное представление бытия, с позиции которого понять явление, значит, представить его как вменяемое действие – разумное и ответственное, имеющее замысел и назначение. П. – вменяемое (имеющее рациональную мотивацию и ответственное), а значит – свободное действие. С естественнонаучной точки зрения п. нет: всеобщая детерминация снимает проблему свободы и ответственности. Поэтому п. – центральная идея персонологии и философии нравственности, находящих в п. свое интегральное выражение. Отрицание п. ведет к отрицанию самоопределения личности и нравственности. С точки зрения нравственного максимализма жизнь – как в целом, так и в каждом ее проявлении есть п. Проблема п. – свободного и ответственного действия определяет исключительное напряжение нравственного и религиозного поиска в российском духовном опыте. П. предстает как детерминированное, но свободное (ответственное) проявление человеческого бытия. Согласно М.М.Бахтину, п. – проявление «участного мышления», изначального человеческого «не-алиби-в-бытии». Квалификация п., его границы совпадают с границами ответственности, а значит – свободы. [1] Поэтому философия п., развитая М.М.Бахтиным как метафизика ответственности, пор сути совпадает с бердяевской метафизикой свободы [2] и этикой спасения С.Франка [3]. П. – не только специфически российская философема, но и пока еще недостаточно осознанная исключительно целостное выражение инорациональности, плодотворная альтернатива рационалистической философии нравственности и этике долга.

1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология техники. Ежегодник. 1984-1985. М., 1986.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

3. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж, 1956.

----------

Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л., 1990.

Просмотров: 785
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Т.В.Артемьева, И.П.Смирнов, Э.А.Тропп, Г.Л.Тульчинский, М.Н.Эпштейн. Проективный философский словарь, 2002 г.




Другие новости по теме:

  • АКТИВИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА
  • ГРАНИЦЫ ЛИЧНОСТИ (поступка)
  • ДЕЙСТВИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Дискуссии в социальной философии и этике
  • Дискуссия между либералами и коммунитаристами в социальной философии и этике
  • Жак Маритен:Жизнь и сочинения. Антиномии бытия и свободы человеческой личности
  • Жизнь и воля — центральные понятия философии Ницше
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • М. Хайдеггер:Проблема метафизики (после Бытия и времени)
  • Мир религиозного опыта в средневековой философии
  • Н.Бердяев:Философия свободы. Смысл творчества
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • ПОЗНАВАЯ МЕДИА , ПОНЯТЬ МЕДИА: О РАСШИРЕНИИ ЧЕЛОВЕКА или Познавая медиа , Понять медиа: О продолжении человеческого существа
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • РЕАЛЬНОСТЬ И ЧЕЛОВЕК. Метафизика человеческого бытия
  • РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
  • СМЫСЛ БЫТИЯ
  • СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ (время человеческого бытия)
  • СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ (время человеческого бытия)
  • Совпадение ценностных и познавательных ориентиров человеческого бытия в средние века
  • Схоластическая философия.Социокультурный контекст развития средневековой философии
  • ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
  • ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
  • Трудности рационального выражения духовного опыта в средневековой философии
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА, ДВИЖЕНИЕ
  • Человеческого потенциала движение
  • Шеллинг: От философии свободы к философии откровения
  • Элейская школа. Идея и парадоксы бытия Феномен Ксенофана



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь