Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
СОКОЛЯНСКИЙИван Афанасьевич (1889—1960) — российский дефектолог, сурдопедагог, основоположник отечественной педагогики слепоглухонемых. Профессор. Окончил педагогическое отделение естественно-исторического факта Петербургского психоневрологического ин-та (1913). Специальное образование получил на Мариинских педагогических курсах. Профессиональную педагогическую деятельность начал в 1910 г., работая педагогом в Мариинском училище для глухонемых (Александровск, близ Днепропетровска). Был организатором специального образования для аномальных детей на Украине в 1920-е гг. По его инициативе были созданы врачебно-педагогические кабинеты, в которых специалисты занимались вопросами практической дефектологии. Был создателем и руководителем школы-клиники для слепоглухонемых детей в Харькове (1925—1938). Преподавал в ведущих педагогических вузах Харькова. Как ученый формировался под сильным влиянием рефлексологии В.М. Бехтерева, в дальнейшем стал последователем учения И.П. Павлова. В 1926 г. был одним из организаторов и первым директором НИИ педагогики УССР. На протяжении своей жизни неоднократно подвергался репрессиям: в 1905 г. — за революционную деятельность, в 1933 г. — по обвинению в национализме, в 1937 г. после ареста полтора года содержался под стражей. С 1939 г. и до конца своих дней работал в Научно-практическом ин-те специальных школ (с 1943 г. — Институт дефектологии ) в Москве. Там он продолжил начатую еще в Харькове работу со слепоглухой О.И. Скороходовой. Разработал оригинальную систему воспитания и обучения слепоглухонемых детей, изобрел ряд специальных технических устройств, позволяющих слепым и слепоглухим читать обычные книги (читающая машина, телетактор). В 1955 г. ему удалось организовать систематическое обучение двух слепоглухонемых детей при ин-те, подготовить несколько специалистов для работы с ними. Чтобы помочь этим детям освоиться с предметной деятельностью и сформировать на ее основе высшие психические функции, С. совместное А. И. Мещеряковым разработал методику совместно-распределенной дозированной деятельности. Воспитатель берет руки слепоглухонемого ребенка и помогает ему осуществлять самые простые действия (начиная с приема пищи), постепенно (дозированно) развивает его активность, усложняя осваиваемые действия. Постепенно он учится самообслуживанию, умению устанавливать социальные связи. С. видел сущность первоначального обучения слепоглухонемых детей не в овладении словесной речью, а в обучений их ориентировке в пространстве и времени, в овладении окружающим предметным миром через самообслуживание и бытовой труд. В формировании простых умений, благодаря которым складывается осмысленное представление об окружающей человека действительности, он видел самую важную задачу педагога на первом дограмотном периоде обучения слепоглухонемого ребенка. Огромное значение С. придавал формированию жестового общения слепоглухонемого в конце этого периода, утверждая, что только осмысленная практически жизнь слепоглухонемого и основанная на ней система жестового общения может подготовить необходимую почву для развития у ребенка словесной речи, письма, чтения и т.д. На этой базе в дальнейшем происходит овладение грамотной письменной речью по системе Брайля (для слепых). Обучение словесной речи у слепоглухонемых С. начинал не с заучивания отдельных слов и словосочетаний, а с составления простого текста и системы текстов. В освоении словесного языка он предложил оригинальный метод — систему параллельных текстов, согласно которому обучение строилось на взаимовлиянии структуры и содержания двух текстов: образца, данного учителем и спонтанного текста ребенка, отражающего его личный опыт. Работа С. в области обучения слепоглухонемых получила официальное признание через 20 лет после его смерти: в 1980 г. ему (совместно с А.И. Мещеряковым ) была присуждена Государственная премия СССР. Основные труды С: О новом способе чтения слепыми// Учебно-воспитательная работа в специальных школах (для глухонемых и умственно отсталых детей), 1946, вып. 1; Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматического строя словесной речи//Докл. АПН РСФСР, 1959, № 1; Обучение слепоглухонемых детей/Обучение и воспитание слепоглухонемых, М., 1962; Подготовка слепоглухонемого подростка к производительному труду в условиях домашнего воспитания/ Обучение и воспитание слепоглухонемых, М., 1962. ТА. Басилова
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|