СОКОЛЯНСКИЙ

Иван Афанасьевич (1889—1960) — российский дефектолог, сурдопедагог, основоположник отечественной педагогики слепоглухонемых. Профессор. Окончил педагогическое отделение естественно-исторического факта Петербургского психоневрологического ин-та (1913). Специальное образование получил на Мариинских педагогических курсах. Профессиональную педагогическую деятельность начал в 1910 г., работая педагогом в Мариинском училище для глухонемых (Александровск, близ Днепропетровска). Был организатором специального образования для аномальных детей на Украине в 1920-е гг. По его инициативе были созданы врачебно-педагогические кабинеты, в которых специалисты занимались вопросами практической дефектологии. Был создателем и руководителем школы-клиники для слепоглухонемых детей в Харькове (1925—1938). Преподавал в ведущих педагогических вузах Харькова. Как ученый формировался под сильным влиянием рефлексологии В.М. Бехтерева, в дальнейшем стал последователем учения И.П. Павлова. В 1926 г. был одним из организаторов и первым директором НИИ педагогики УССР. На протяжении своей жизни неоднократно подвергался репрессиям: в 1905 г. — за революционную деятельность, в 1933 г. — по обвинению в национализме, в 1937 г. после ареста полтора года содержался под стражей. С 1939 г. и до конца своих дней работал в Научно-практическом ин-те специальных школ (с 1943 г. — Институт дефектологии ) в Москве. Там он продолжил начатую еще в Харькове работу со слепоглухой О.И. Скороходовой. Разработал оригинальную систему воспитания и обучения слепоглухонемых детей, изобрел ряд специальных технических устройств, позволяющих слепым и слепоглухим читать обычные книги (читающая машина, телетактор). В 1955 г. ему удалось организовать систематическое обучение двух слепоглухонемых детей при ин-те, подготовить несколько специалистов для работы с ними. Чтобы помочь этим детям освоиться с предметной деятельностью и сформировать на ее основе высшие психические функции, С. совместное А. И. Мещеряковым разработал методику совместно-распределенной дозированной деятельности. Воспитатель берет руки слепоглухонемого ребенка и помогает ему осуществлять самые простые действия (начиная с приема пищи), постепенно (дозированно) развивает его активность, усложняя осваиваемые действия. Постепенно он учится самообслуживанию, умению устанавливать социальные связи. С. видел сущность первоначального обучения слепоглухонемых детей не в овладении словесной речью, а в обучений их ориентировке в пространстве и времени, в овладении окружающим предметным миром через самообслуживание и бытовой труд. В формировании простых умений, благодаря которым складывается осмысленное представление об окружающей человека действительности, он видел самую важную задачу педагога на первом дограмотном периоде обучения слепоглухонемого ребенка. Огромное значение С. придавал формированию жестового общения слепоглухонемого в конце этого периода, утверждая, что только осмысленная практически жизнь слепоглухонемого и основанная на ней система жестового общения может подготовить необходимую почву для развития у ребенка словесной речи, письма, чтения и т.д. На этой базе в дальнейшем происходит овладение грамотной письменной речью по системе Брайля (для слепых). Обучение словесной речи у слепоглухонемых С. начинал не с заучивания отдельных слов и словосочетаний, а с составления простого текста и системы текстов. В освоении словесного языка он предложил оригинальный метод — систему параллельных текстов, согласно которому обучение строилось на взаимовлиянии структуры и содержания двух текстов: образца, данного учителем и спонтанного текста ребенка, отражающего его личный опыт. Работа С. в области обучения слепоглухонемых получила официальное признание через 20 лет после его смерти: в 1980 г. ему (совместно с А.И. Мещеряковым ) была присуждена Государственная премия СССР. Основные труды С: О новом способе чтения слепыми// Учебно-воспитательная работа в специальных школах (для глухонемых и умственно отсталых детей), 1946, вып. 1; Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматического строя словесной речи//Докл. АПН РСФСР, 1959, № 1; Обучение слепоглухонемых детей/Обучение и воспитание слепоглухонемых, М., 1962; Подготовка слепоглухонемого подростка к производительному труду в условиях домашнего воспитания/ Обучение и воспитание слепоглухонемых, М., 1962. ТА. Басилова

Просмотров: 1482
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • Авторитарное воспитание детей
  • Афазия у детей (расстройства развития речи)
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Воспитание чужих детей
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ.
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ (внешкольная работа)
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми
  • Дифференцированное обучение аномальных детей
  • Дифференцированное обучение детей с отклонениями в психофизиологическом развитии
  • Интегрированное обучение аномальных детей
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕСТАМИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (количество детей на 100 мест)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Обучение детей с особыми потребностями в основном потоке
  • Обучение отставших детей вместе с нормальными
  • Отпуск детей в самостоятельную жизнь
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ ВОСПИТАНИЕ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
  • ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь